Влияние культурно – исторического наследия на воспитание подрастающего поколения.
статья

Воспитание на основе гуманитарной картины мира требует открытия учащимися красоты окружающего мира, места и роли человека – творца в нем. Это возможно только благодаря приобщению детей к человеческой культуре, понимаемой как система общечеловеческих ценностей и смыслов, закрепленных в ее творениях. Такое приобщение может строиться путем развития присущей детям способности к эстетическому восприятию и творчеству – через игру. При этом важно обеспечить возможность собственной культурной деятельности маленького творца. Полная реализация подобной цели невозможна, но нужно стремиться к этому как к идеалу. Однако это не значит, что такая цель иллюзорна и абстрактна. Она реальна. Как реальны Культура, Добро, Красота, хотя они и не поддаются однозначному определению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_kulturno.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние культурно – исторического наследия на воспитание подрастающего поколения.

                                                                                                              Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

                                                                                               И в старом красоту находим,

                                                                                            Хоть новому принадлежим.

Карамзин Н. М.

На процессы, происходящие в обществе, чутко реагирует система школьного образования. Перенятие западных моделей образования, влечет за собой заимствование содержания образования, западных моделей мышления, стереотипов поведения, мировосприятия. Между тем еще великий русский педагог К. Д. Ушинский сделал вывод о том, что западная школа ориентирована отнюдь не на мировую, а на свою собственную, национальную культуру. А. С. Пушкин, получивший блестящее образование в лучшем учебном заведении России – Царскосельском лицее, в 1824 году писал брату Льву из Михайловского: «По вечерам слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Сегодня нет сомнений в том, что народная культура, обладающая социокультурными доминантами, регулирующая отношения человека с действительностью, должна стать основой воспитательной системы в школе. Уважение исторического опыта народа и ощущение собственной принадлежности к родному народу, активная созидательная направленность деятельности, осознание необходимости жить в гармонии с окружающим миром – вот основные направления в воспитании детей. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом»… (Лихачев Д.).Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. И начинать прививать патриотизм надо с раннего возраста, ведь годы детства – это прежде всего воспитание сердца. В творчестве русского народа сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Мы имеем возможность оглянуться назад и взять от туда все, действительно ценное и вечное. Ведь не может быть бесполезным то, что создавали опытом собственной жизни миллионы наших предшественников.

Школа – дом, моделирующий мир культуры. В этот дом ребенок приходит не просто учиться, а проживать, осваивать определенное культурное пространство, творить в нем. Задачи для учащихся: Осознание себя как личности, принятие и понимание собственной ценности как Человека, осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности, приобщение к символической реальности культуры, творческая самореализация, эстетическое развитие. Воспитание на основе гуманитарной картины мира требует открытия учащимися красоты окружающего мира, места и роли человека – творца в нем. Это возможно только благодаря приобщению детей к человеческой культуре, понимаемой как система общечеловеческих ценностей и смыслов, закрепленных в ее творениях. Такое приобщение может строиться путем развития присущей детям способности к эстетическому восприятию и творчеству – через игру. При этом важно обеспечить возможность собственной культурной деятельности маленького творца. Полная реализация подобной цели невозможна, но нужно стремиться к этому как к идеалу. Однако это не значит, что такая цель иллюзорна и абстрактна. Она реальна. Как реальны Культура, Добро, Красота, хотя они и не поддаются однозначному определению. И я рада тому, что во многих из моих учащихся горит огонек любви к своей стране, к своему народу и дети не перестают восхищаться и удивляться окружающему их миру. Проводя внеклассные мероприятия, уроки – творчества, исполняя народные песни, участвуя в играх, хороводах, сотрудничая с музеями по программе «Растем вместе с музеем», творческими людьми, посещая их мастерские, дети овладевают кругом художественных образов, системой языка художественной культуры, и вместе с тем каждый ребенок поэтапно, незаметно для себя, проходит процесс социализации. Решаются сложные проблемы общения, самоутверждения, творческого самовыражения в детской среде. Именно из истоков русской культуры (песен, пестушек, сказок, былин…) ребенок черпает те человеческие ценности, которые оказывают влияние на его жизнь. Поэтому воспитание детей средствами и самим содержанием народной культуры – это обращение к тому, чем ребенок уже владеет, так как это передается с рождения через мелодику, грамматический строй и лексику родного языка, к чему внутренне готов, чему открыт. Детям предлагается мыслить и анализировать, находить причинно - следственные связи, делать выводы, рассматривать явление или предмет в его многообразии с разных сторон. От красоты природы переходим к красоте слова, музыки, живописи. Через красоту к человечности.

                                                                                                   

                                                                                     

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Культурно-историческое наследие Белгородской области"

 Волоконовка - маленькое пятнышко на карте нашей области. Но как дорог нам посёлок, в котором мы родились и выросли, где живут близкие нам люди, где похоронены наши предки! ...

Использование культурно-исторического наследия Санкт – Петербурга и его пригородов при изучении творчества А. С. Пушкина в начальной школе

Какое счастье, что у нас есть Пушкин, который помогает нам и нашим детям жить, чувствовать счастье сотворчества с ним, делает нас гармоничнее и добрее… Статья - выступление в...

Культурно-историческое наследие Сарова как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников.

"Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место", сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна в наше время....

Современная трансляция культурного наследия предков в воспитании подрастающего поколения

Обращение к основам этнопедагогики актуально в современном мире. Поиск наиболее эффективных методов и приёмов воспитания подтверждает мысль о том, что важнейшим аспектом воспитания и формирования обще...

ВЛИЯНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

ВЛИЯНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. INFLUENCE OF TOURISM ACTIVITIES ON THE UPBRINGING OF THE YOUNGER GENERATION.  Аннотация...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»

Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...

Выступление по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Выступленние по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»...