Современная трансляция культурного наследия предков в воспитании подрастающего поколения
статья на тему

Дугаржапова Баира Мункожаргаловна

Обращение к основам этнопедагогики актуально в современном мире. Поиск наиболее эффективных методов и приёмов воспитания подтверждает мысль о том, что важнейшим аспектом воспитания и формирования общечеловеческих ценностей в семье и школе является воспитание с учётом опыта народной педагогики. Статья посвящена роли семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль этнопедагогики15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и школа являются непреходящими ценностями цивилизованного общества, от которых во многом зависит успешность развития, качество жизнедеятельности, социальное положение каждого человека, прогресс общества, стабильность и благополучие государства.

        Понимание важности семьи и школы в жизни человека и общества обусловило актуальность поиска наиболее действенных путей в воспитании новых поколений. В настоящее время, когда на первое место ставится развитие личности, наша задача состоит в том, чтобы совместно восстановить в генетической памяти  неиссякаемую кладезь этнопедагогики, способствовать обогащению опыта маленького ребёнка.

        Как отмечают Арутюнов и Чебоксаров: «Возрастание роли этнического в современном мире объясняется тем, что сложность информационной ситуации значительно опережает возможности адекватно реагировать на эту ситуацию. В результате возникает острая потребность в обращении к этническим ценностям, представляющимися вечными и незыблемыми в изменчивом настоящем». При разрушении любой идеи, скрепляющей общество, на сцену выходит более древняя и устойчивая форма информационного структурирования – этническая.

 Важнейшим аспектом воспитания и формирования общечеловеческих ценностей в семье и школе является воспитание с учётом опыта народной педагогики, где особое внимание уделяется сохранению национально культурного наследия и культурно исторических традиций.

«Культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования, как народов, малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование лишается смысла. Культура по существу поставлена в один ряд с жизнью. И потому право на культуру должно стоять в одном ряду с правом на жизнь, правами человека. Культура – условие продолжения осмысленной жизни, человеческой истории, дальнейшего развития человека». Слова академика современности Д.А. Лихачёва подчёркивают неоспоримое единство культуры и образования в воспитании подрастающего поколения. Самое важное место здесь отводится образованию, а именно, учителю как носителю культуры, творцу культуры последующих поколений.

 Я разделяю слова  академика Д. С. Лихачева: «Школа, прежде всего воспитательное заведение, а затем уже образовательное…  Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь». Другими словами, создавая хорошую школу, мы, учителя, растим настоящих граждан. Мне кажется, что здесь и скрыта та самая национальная идея, в поисках которой работают философы, культурологи, политики.

Привлекательность региональной культуры для воспитательных целей объясняется тем, что она позволяет, опираясь на природные закономерности региона, осмыслить ментальное единство народов, имеющих единые природно-экологические условия и культурно-исторические истоки существования.

В России интерес к этнической культуре проявился во второй половине XVIII века, когда в русской общественной мысли были впервые поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и русского человека. Ключом к пониманию психологии любого народа является его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание духа нации.

Среди трудов русских философов XX века, постигавших «глубинный смысл  национальной принадлежности в жизни человека», выделяются работы Ильина о безусловной важности национальных корней для истинного  и глубокого межнационального общения и самопонимания.  По Ильину, существует закон человеческой природы и культуры, согласно которому всё великое может быть сказано человеком или народом на лоне национального опыта, духа и уклада. Тот, кто знает, кто чует духовное и любит его, тот знает его сверхсоциальную, общечеловеческую сущность. Он знает, что великое русское – велико для всех народов, что гениальное греческое – велико для всех веков. То, что глубоко и мудро в культуре китайцев и индусов, - глубоко и мудро перед лицом всего человечества.

Вхождение бурятского народа в состав России стало примером его мудрости  и нравственности. Сложились добрые взаимоотношения с землепроходцами, чиновниками, учёными-просветителями и декабристами.

Мудрость, которая передавалась из поколения в поколение, передавалась  детям в семье. Таким образом, семья у бурят является подлинным очагом воспитания детей. Воспитание любви и уважения к родителям и родовой солидарности являлось фундаментом народного воспитания, модулем формирования у детей  положительных нравственных качеств. Эта прекрасная система воспитания является основой совместной плодотворной работы семьи и школы в  век образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль отца в воспитании подрастающего поколения.

В работе раскрывается роль отца в воспитании детей в семье....

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения. Учитель начальных классовРФМЛИ г. Владикавказа РСО -Ал...

Воспитание подрастающего поколения на примере жизни и деятельности замечательных людей,выдающихся предков.

Воспитание подрастающего поколения на прмере жизни и деятельности замечательных людей ,выдающихся предков  города Тулы и области....

Влияние культурно – исторического наследия на воспитание подрастающего поколения.

Воспитание на основе гуманитарной картины мира требует открытия учащимися красоты окружающего мира, места и роли человека – творца в нем. Это возможно только благодаря приобщению детей к человеч...

Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения

Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения...