Главные вкладки

    Урок по окружающему миру по теме "Космос"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Лбова Любовь Александровна

    Урок по окружающему миру по теме "Космос", проведенные во 2,4 классах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 24_klassy_-_kosmos.doc97 КБ

    Предварительный просмотр:

                           

                       

    4 класс

    2 класс

    Страна, открывшая путь в космос.

    Цели:

    • сформировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время, познакомить с биографией первого космонавта,
    • учить анализировать, делать выводы, работать в парах, группах, индивидуально,
    • воспитывать любовь к героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине, природе.

    Путешествие в космос

    • -познакомить с устройством космического корабля,  с биографией первого космонавта,
    • дать представление о том, что такое «космос»,
    • воспитывать любовь к героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине, природе.

    Оборудование: учебник А. Плешаков “Окружающий мир”; Cлайды – портреты, фотографии. Индивидуальные карточки, жетоны-звёздочки для оценивания, сигнальные карточки.

    Ход урока

                                                                   1. Орг. момент.

                                                           Долгожданный дан звонок,
                                                          Начинается урок.
                                                          Нас сегодня ждёт дорога,
                                                          И узнать нам надо много.
                                                          Так возьмёмся скорей за работу,
                                                          Чтобы времени зря не терять.
                                                          О том, как потрудились дома,
                                                         Поспешим друзьям рассказать.

    2. Проверка дом. задания. (фронт. работа)

    Блиц-опрос. (Cлайд)

    • В каком возрасте провозглашён Петр царем?
    • (в 10 лет)
    • Когда был основан  г. Санкт – Петербург?
    •  (16 мая 1703 г. )
    • Какие главные перемены произошли в России при Петре?
    •  (появился свой флот, возникли новые города)
    • Где родился М. В. Ломоносов?
    •  (неподалеку от г.Холмогоры)

    – Расскажите о Михаиле Васильевиче Ломоносове, что  вы читали?

    – Молодцы! Вы хорошо подготовились дома (раздаются жетоны – красные звёздочки)

    (каждый ребенок получает по вопросу)

    Перечислите основные стороны горизонта.(север, юг, запад, восток)

    Что такое компас? Для чего он нужен?

    Как пользоваться компасом?

    Можно ли обойтись без компаса?

    3. Изучение нового материала. Слово учителя.

    – Отгадайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке (Cлайд – загадка)

                                    Загадка.

    Крыльев нет у этой птицы, 
    Но нельзя не подивиться: 
    Лишь распустит птица хвост –
    И поднимется до звёзд.

    – Правильно! Это ракета. А тема нашего урока связана с космосом.

    Ведь именно наша страна первой проложила дорогу к звёздам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.

    Космическая викторина (Cлайды)

    • Когда отмечается День космонавтики? (12 апреля)
    • Кто был первый космонавт? (Ю. А. Гагарин)
    • Сколько минут продолжался полёт? (108 минут) А сколько это часов?

    (Cлайд – портрет)

    4. Сам. работа учащихся – чтение текста в учебнике с.147-149 и текста о первом космонавте.

    Приложение 1, дополнительная информация (дети работают в группах 7-8 мин., затем отвечают на вопросы после текстов)

    4. Работа с учителем.

    Как вы думаете, что такое космос? (…)

    - Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты и спутники. Звезды светятся сами и освещают планеты. Это очень большие небесные тела. Они занимают в небе определенное положение. Для удобства люди делят небо на области – созвездия. Какие созвездия вы знаете? (…)

    Солнце – это самая ближайшая к нам звезда, которая объединяет в свою семью 9 планет. Давайте с вами вспомним, как называются планеты. (…)

    - Ближе всех к солнцу расположен Меркурий. Он очень быстро вращается.

    Венера – самая яркая планета. Поэтому многие ошибочно называют ее звездой.

    Третья планета от Солнца –наша Земля. Пока известно, что жизнь есть только на ней.

    Ближайший сосед Земли –Марс. На нем самые высокие горы в Солнечной системе.

    Пятая планета – Юпитер. Она самая тяжелая.

    Следующая планета – Сатурн. Вокруг нее вращаются кольца из осколков льда и камней.

    Дальше Уран. В отличие от других планет он вращается по часовой стрелке. Поэтому Солнце там восходит на западе, а заходит на востоке.

    Восьмая планета – Нептун, а девятая – Плутон. Это очень холодные планеты, потому что находятся очень далеко от Солнца

    5. Рассматривание фотографий, беседа.

    (Cлайды – фото)

    1 – Ю. Гагарин в литейном цехе Люберецкого завода с-х машин.

    2 – Ю. Гагарин и А. Леонов на охоте.

    3 – Ю. Гагарин – студент ремесленного училища и лётной школы.

    4 – Лётчик-космонавт – преданный сын Родины.

    5 – Группа космонавтов на учебных занятиях.

    6 – По единодушному мнению специалистов Ю. Гагарин был готов к полёту.

    7 – Столица Чехословакии приветствует советского космонавта.

    8 – Гагарин отвечает на письма, которые он получил из многих стран мира, со всех уголков Советского Союза.

    – Каким должен быть космонавт? – Ребята, а кто-нибудь из вас хотел бы стать космонавтом?

                                           Физ.минутка

    (ведь будущие космонавты должны быть не только образованными, но и физически подготовленными людьми)

    Раз, два – стоит ракета,
    Три, четыре – самолёт.
    Раз, два – хлопок в ладоши,
    А потом на каждый счёт.
    Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.
    Раз, два, три, четыре – и на месте походили.
    А сейчас мы с вами, дети,
    Улетаем на ракете.
    На носки поднялись,
    А потом руки вниз.
    Раз, два, три, четыре –
    Вот летит ракета ввысь!

    (Cлайд)

    В небе плавала луна,
    В облака зашла она…
    1, 2, 3, 4, 5 – можем мы луну достать.
    6, 7, 8, 9, 10 – и пониже перевесить.
    10, 9, 8, 7 – чтоб луна светила всем.

    6. Продолжение викторины.

    • Кто был главным конструктором космического корабля? (Сергей Королёв – основоположник практической космонавтики, главный конструктор первых космических ракет, спутников и кораблей)
    • Кто впервые вышел в открытый космос? (Алексей Леонов – лётчик-космонавт впервые в мире вышел из космического корабля в космическое пространство, удалившись от него на 5 метров)
    • Кто была первая женщина-космонавт? (Валентина Терешкова)

    7. Продолжение работы по теме.

    Игра “Угадай-ка” (инд. работа)

    Девиз:

    Космонавтом 
    хочешь стать –
    надо много-много знать!

    7. Работа с учителем.

    1)- Ю. Гагарин с детства был очень любознательным и, подражая своему отцу, часто мастерил игрушечные самолетики. Он очень любил небо, и поэтому поступил учиться в Военное Авиационное училище. В 1960 году Юрий Алексеевич стал готовиться к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Он совершил на космическом корабле полный оборот вокруг Земли за 108 минут (1ч. 48 мин.) и в тот же день вернулся обратно.

    2) – На чем космонавты летают в космос? (…)

    - Космический корабль – это и дом, и научная станция. В не живут и работают космонавты. Уже создано несколько типов космических кораблей. Российские космонавты поднимались на орбиту и орбитальную станцию на кораблях «Восход» и «Союз».

    - Как вы думаете, что такое «орбита», «орбитальная станция» ? (…)

    -Итак, космический корабль состоит из нескольких частей. Главная из них – это кабина космонавтов. В нем космонавты стартуют с земли. Кабина космонавтов – единственная часть, которая возвращается на землю. Еще одна часть корабля – орбитальная. Здесь проводятся различные научные опыты и оттуда можно выйти в открытый космос.

    -Что такое «открытый космос»? (…)

    -Выполнив все задания, космонавты готовятся к возвращению на землю. Ненужные части корабля остаются в космосе и сгорают, а кабина космонавтов возвращается. На высоте нескольких метров от земли на ней раскрывается парашют и кабина плавно опускается.

    8. Проверка самостоятельной работы

    (Дети используют сигнальные карточки 1, 2, 3, за правильные ответы и дополнительные знания получают жетоны – звёзды, дети работают самостоятельно)

    (Cлайды – задания тестового характера, правильные ответы высвечиваются после ответов учащихся)

    Назовите имя и отчество первого космонавта Гагарина

    1. Юрий Николаевич.
    2. Алексей Юрьевич.
    3. Юрий Алексеевич.

    Страна, которая первой запустила искусственный спутник Земли

    1. США.
    2. Советский Союз.
    3. Великобритания.

    Спутник летит вокруг Земли по орбите. Он выполняет важную роль для науки и техники. В наши дни создано огромное количество автоматических (беспилотных) спутников не только Земли, но и других планет – Марса, Венеры, Луны.

    Солнечная система насчитывает…

    1. 10 планет.
    2. 6 планет.
    3. 9 планет.

    Какую планету называют “Красный глаз”?

    1. Венера.
    2. Марс.
    3. Юпитер.

    Ещё в глубокой древности люди обратили внимание на ярко-оранжевую звезду, которая время от времени сияла на небосклоне. Древние греки посвящали все планеты богам. Красноватая звезда в черном небе стала подходящим символом для бога войны Ареса.

    В римской мифологии Аресу соответствовал бог Марс. Так планета обрела своё нынешнее имя.

    В космосе первыми побывали…

    1. Собаки.
    2. Люди.
    3. Мыши.

    Второй искусственный спутник вышел на орбиту с пассажиром на борту – собакой.

    Первую собаку, побывавшую в космосе, звали…

    1. Белка.
    2. Стрелка.
    3. Лайка.

    Для неё была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. О здоровье собаки и её поведении люди узнавали с помощью приборов, установленных на спутнике. Вслед за Лайкой на орбиту отправились другие четвероногие разведчики: собаки Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка, белые крысы и мыши. Все они вынесли необычные условия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми.

    Космонавт, который впервые вышел в открытый космос…

    1. Елисеев.
    2. Леонов.
    3. Шаталов.

    Это произошло 18 марта 1965 года, когда он летал вместе с Павлом Беляевым на корабле “Восход-2”. Через боковой люк, держась за поручень, космонавт выходит в открытое пространство для выполнения какой-либо работы. Потом в открытый космос выходили и другие космонавты.

    Космический корабль, на котором поднялся в космос Гагарин, назывался…

    1. “Север”.
    2. “Восток”.
    3. “Запад”.

    Это был первый космический домик весом 5 тонн, в котором мог жить и работать только один человек. Затем были построены другие космические корабли “Восход” и “Союз”. Для коллективных полётов была построена орбитальная станция “Салют”.

    (иллюстрация)

    Гагарин совершил свой полёт…

    1. 9 марта 1934 года.
    2. 4 октября 1957 года.
    3. 12 апреля 1961 года.

    – А что за даты две другие? (день рождения космонавта, запущен искусственный спутник)

    Гагарин стартовал с космодрома Байконур. С высоты космического полёта Земля показалась ему совсем маленькой, но прекрасной. Он открыл бортжурнал и написал такие слова…

    (Cлайд – обращение Гагарина к жителям Земли)

    Дополнительные вопросы.

    – Сколько лет мы отмечаем день Космонавтики? (49 лет)

    – Как называется космодром, с которого стартуют космические корабли? (Байконур)

    – Назовите фамилии Советских космонавтов.

    9.  “Словоград” (Cлайд)

    Из слова “КОСМОНАВТ” составить как можно больше слов

    10. Кроссворд

    ( прилагается)

    11. Рефлексия

    – Что нового узнали? Понравился ли урок? (поднимают сигналы) Какие этапы урока были самыми интересными?

    12.  Дом. задание.

    • С. 147 – 149 в учебнике прочитать, ответить на вопросы “Проверь себя”.
    • С. 150 выполнить задания.
    • С. 63 в рабочей тетради зад. № 3.

    Оценивание

    – Всем спасибо за работу!

     

    8. Самостоятельная работа по учебнику «Окружающий мир» с. 134-135

    9. ГРУППОВАЯ РАБОТА.

    -А теперь проверим, как вы знаете космическую азбуку.

         Не в первый раз, не в первый раз

         В огне и звуках грома

         Ракета в воздух поднялась

         С земного ( космодрома )

    Что такое «космодром»?

         У нас сбываются мечты:

         Покажут в телекадре,

         Как по Сатурну ходишь ты

         В космическом ( скафандре )

    Что такое «скафандр»?

    Что такое «иллюминатор», «спускаемый аппарат»?

    -Давайте уточним значение этих слов по учебнику.

    10. Кроссводр

    Рабочая тетрадь с 60-61

    11. Рефлексия

    – Что нового узнали? Понравился ли урок? (поднимают сигналы) Какие этапы урока были самыми интересными?

    Домашнее задание

    С. 133 подготовить сообщение о работе космонавтов на космической станции


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Золотое кольцо России".

    Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" в 3 классе....

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Когда жили динозавры?" для 1 класса

    Тема урока : «Когда жили динозавры?» 1 класс  Цель урока: формировать представления о далёком прошлом Земли;  познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами; узнать, как учён...

    Урок по окружающему миру по теме «Строение тела человека»

    Разработка урока. Презентация к уроку. Тест для обучающихся....

    Конспект урока по окружающему миру по теме: Мир растений.

    Материал содержит конспект урока и презентацию. Проведён в 3 классе. УМК " Перспектива"....

    Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

    Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

    Презентация к уроку по окружающему миру по теме "Животный мир Пермского края"

    Данная презентация может быть использована на уроках окружающего мира для учащихся начальной школы....

    Урок по окружающему миру по теме: "МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ"

    Урок по окружающему миру (4-й класс)«Школа России»ТЕМА:  «МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ»Учитель: Ларина Светлана ВалериевнаЦель: ознакомление учащихся с  историей древнего Египта, древней...