Урок - суд
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Вся подробная информация в файле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sud.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок «Охрана животных. Красная книга растений и животных».

Цели:

  • Сформировать целостный взгляд на проблемы сохранности живой природы и места человека в ней;
  • Развивать экологическое мышление, речь, умение делать выводы;
  • Воспитывать экологическую культуру младшего школьника.

Задачи:

  • Дать информацию о редких и исчезнувших  животных на планете;
  • Подчеркнуть необходимость охраны всей природы, как единственное и важное условие для сохранения всего живого на Земле;
  • Подвести учащихся к серьезности экологической проблемы.

                                                                       

Урок – суд

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

-Доброе утро звери и птицы,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

Учитель: здравствуйте. Ребята! Я очень рада, что сегодня и наш урок мы начинаем с хорошего настроения.

  1. Проверка домашнего задания (фронтальная беседа)
  1. Чем домашние животные отличаются от диких?
  2. Почему из огромного разнообразия животных человек приручил дикого кабана?
  3. Какую пользу приносит человеку корова, овца?
  4. Какую пользу сейчас получают от диких животных.
  5. Индивидуальное домашнее задание. Расскажи о диком животном туре.

Тур-это крупное сильное животное. Уже древние люди понимали ценность тура: он давал молоко, мясо, из его шкуры выделывали одежду и обувь. Ростом он до двух метров, весом – до тонны. Масть у тура черная, а коровьи телята – рыжие. Сейчас таких быков нет, потому что люди их полностью истребили. В 1921 году немецкие зоологи, братья Лутц и Хайнц  Хек, объехав Европу в поисках «туровидных» быков и коров, и найдя подходящих, начали замечательный эксперимент по возрождению тура. Им удалось вырастить похожее животное. В середине века туры водились по всей Европе, а так же на Дону и в Предкавказье. А на севере -вплоть до Новгорода и южного берега Ладожского озера, в нынешних Ярославской, Московской, Рязанских областей).

  1. Что такое дикая природа для животных?

Это их дом, где они обитают-живут, добывают пищу, рождают и выращивают потомство. А если природа - это дом для животных, то от того, в каком она находится  состоянии, зависит жизнь животных. Но только ли животных? А наша с вами? Попробуем разобраться во всем вместе.

  1. Сообщение темы урока.

-Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

-Совершенно верно, тема нашего урока - «Охрана животных». На уроке мы будем говорить не только о животных, но и об экологии, состоянии природы. Давайте все вместе вспомним, что такое «экология»? Эйнос - греческое слово, означающее «жилище», «дом». Логос - означает «умение», «знание». Экология-это наука, которая учит нас бережно относится к окружающему миру, к планете Земля. Экологи придумали замечательный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех, доме. И каждый думает о том, как он прожил этот год. Сделал ли он что-то хорошее для Земли? Не сделал ли чего-то плохого? Давайте и мы об этом подумаем.

  1. Мобилизующий этап.

Учитель: Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса, горы, реи, моря,

озера и поля! Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби! Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны и волки!

        Если бы человек вот так каждый день здоровался не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те, же животные и растения, которых мы больше никогда уже не увидим - люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше  денег, за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотится в свое удовольствие, кто-то вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Человек – царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто такой человек без природы?  (Обсуждение в группах данной проблемы)

Учитель: Представить человека без природы невозможно,…без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дает нам природа, а взамен просит только лишь бережного, доброго отношения. К сожалению ни растения, ни животные не умеют говорить. А  если бы могли? Что бы они нам сказали? Давайте пофантазируем и устроим «суд» над человеком, который так плохо относится к природе. К тому, что нас окружает и является частью нашей жизни.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Судьей я предлагаю выбрать Зубра. Наверняка вы слышали о нем, но не могу выразить восхищения и уважения, которое вызывает у меня этот замечательный зверь. А ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров, не задумываясь,  истребляли.

Главным обвинителем будет Тур. Дело в том, что последний тур был убит в XVII веке. Адвокатом, защитником человека будет собака, а все те, кто здесь находится – присяжные заседатели.

Судья: Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово главному обвинителю.

Обвинитель: Мне трудно говорить. И не только потому, что меня уже давно не существует на свете. Я боюсь, что ещё много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять только одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые по его мнению, вредны или опасны.. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно.

Я обвиняю человека в  том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра – квагга. Когда люди стали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок».

К началу XX века  в Америке почти не осталось бизонов. А было их не менее 70 миллионов.

В это же время умер в зоопарке последний странствующий голубь. Огромные стаи этих птиц были уничтожены ради вкусного мяса.

Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет люди уничтожили последнюю особь этого вида.

Крупная нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле; люди их всех убили.

Где бы не появился человек, он всегда что – нибудь разрушал, кого –нибудь убивал. А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь жертвами своего непонимания. Отравлены воздух, реки. Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!

Судья: Какое наказание, по-вашему, мнению, уважаемый тур, заслуживает человек?

Обвинитель: Он наказал и продолжает наказывать себя сам. Впрочем, свое мнение я выскажу позже.

Судья: Теперь слово предоставляется защите.

Защитник: Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласно с ним – человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, человек заслуживает и уважения.

Обвинитель: Уважения?

Защитник: Да! Да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?

Обвинитель: Смешно. Вы же зависите от него во всем. Вам не выгодно его обвинять, а иначе кто будет вас кормить?

Защитник: А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в Америке, то есть там, где природе был нанесен сокрушительный удар. Там же в 1873 году был создан национальный парк.

Судья: Прежде чем выслушать свидетелей со стороны обвинения, и со стороны защиты, суд удаляется на перерыв.

Физминутка

Судья: Первый свидетель обвинения: Воздух

Воздух: За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается  5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дары попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. А если добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, зародов..

Судья: Свидетель обвинения: Вода.

Вода: Я не буду говорить, я предоставляю вашему вниманию документальный фильм, который расскажет о загрязнении водоемов (демонстрация видеофильма).

Судья: Продолжаем слушание свидетелей. Пригашаются бабочки Аполлон и Махаон.

Аполлон: И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а затем заповедники с парками создают. Нет. Нет. Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать.

Махаон: Как простить, если до сих пор меня ловят все, кому не лень. Я даже жалею, что родилась такой красивой.

Судья: Все ловят! И птицы?

Махаон: О нет! Я имела в виду  людей: и взрослых и детей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают их о том, что меня трогать нельзя, что я несъедобная. А в минуту опасности я могу даже испугать птицу шипением.

Аполлон: Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете? С каждым годом нас становится все меньше и меньше.

Судья: Следующий свидетель – Лягушка

Лягушка: Человеческая неблагодарность не знает границ. Мы, лягушки, к своему несчастью, относимся к нелюбимым человеком существам, к «противным». И никому нет дела до того, что мы уничтожаем 1-2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Но  как жаль, что мы сами беззащитны и беспомощны.

Судья: Мы выслушали всех свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же делать с человеком.

Защитник: Любой суд предоставляем слово обвиняемому. Послушаем человека.

Человек:  Я не буду оправдываться. Я хочу попросить  у вас прощения, хотя от этого вам не будет легче.

Защитник: А я хочу вам вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь человек может хоть что-то исправить. Именно человек создал красную книгу. Именно человек создает заповедники и охраняет их. К нашему счастью, Люди на Земле разные.

Учитель: Прошу слова. Уважаемый судья, хочу выступить на стороне защиты и рассказать о том, какие меры принял человек, что он сделал для природы, например Краснодарский край. (Обратить внимание на определения).

Заповедник – заповедное место, где оберегают и охраняют ценные и редкие растения, животных, уникальные участки природы, культурные ценности.

Заказник – род заповедника, где находятся под особой охраной растения и животные.

Кавказский Государственный Биосферный Заповедник

В 1924 году организован Кавказский Государственный Биосферный Заповедник, один из крупнейших не только в Краснодарском крае, но ив России. Учрежден заповедник для охраны уникального природного комплекса российских субтропиков, восстановления численности зверей и птиц, проживающих на его территории. В заповеднике произрастает множество видов южных растений, в том числе и плодовых, выше 1900—2000 метров над уровнем моря находятся субальпийские луга, характерные большим количеством цветов, делающих эту зону особенно красивой. Наиболее ценные виды животных, птиц и растений, обитающих в заповеднике, занесены в Красную книгу. Любая хозяйственная деятельность человека на территории заповедника запрещена.

По этому природному парку проложено множество туристических маршрутов, включающих в себя осмотр водопадов, гор, пещер, нарзановых источников, дольменов, находящихся на его территории. Филиалом заповедника является знаменитая Тисовая роща. В  мае 1924 года учреждается государственный Кавказский зубровый заповедник.

Судья: Да, только благодаря людям, мне удалось выжить.

Обвинитель: Но именно благодаря людям вы чуть не исчезли с земли.

Аполлон: Что же получается? Так или иначе, мы все зависим от человека?

Судья: К сожалению, зависим!

Кошка: Хоть я и домашнее животное, я с вами согласна. Ужас! Сколько раз меня человек выгонял из дома…

Тур: Видите? Уже и домашние животные стали обвинителями.

Судья: Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду зверей, каждому четвертому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность. 25000 видов высших растений планеты на гране уничтожения. За последние 60 лет  на планете исчезло 77 видов зверей, 26 видов птиц и несколько сот видов растений. Непосредственную угрозу представляет также загрязнение Черного и Азовского морей в пределах курортных зон. Надо признать кризисной ситуацию на озере Байкал. Из-за всех загрязненных стоков региона в озеро, возросла мутность воды.

Решение суда: таково: пусть человек исправит то, что пока ещё можно исправить. А если нее исправит? Тогда пусть его постигнет участь тура: его не станет.Ведь без нас и ещё многих  других животных , птиц, растений, без чистого воздуха, чистой воды и много другого он не сможет выжить.

Лягушка: Получается так, что человек может подписать себе смертный приговор.

Судья: получается так.

  1. Работа по учебнику.
  2. Работа в группах. Зачитать правила поведения отдыхающих на природе,  обратить внимание на запретные знаки. Дети рисуют свои знаки и сдают работы учителю.
  3. Итог урока: Рефлексия: Что Вас больше всего удивило, взволновало, поразило, напугало, заставила задуматься? Какие вы сделали выводы?

http://tonkosti.ru/Заповедники_Краснодарского_края

Т.П.Лакоценина Уроки в начальной школе. ЗАО «Книга» «УЧИТЕЛЬ» 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...