Тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Кобылат Елена Николаевна

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx55.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

     Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы по окружающему миру и на основе программ, разработанной авторами О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «УМК Перспективная начальная школа» с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

                          Общая характеристика учебного предмета

        Важнейшими задачами  образования в начальной школе являются:

1. Формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.

2.Развитие  умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

3. Создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса  в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

    Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам.

    Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в то, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлен на достижение следующих целей: 

1.Формирование целостной картины мира.  

2. Осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления  ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

   Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.  

      В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.   Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Основные учебно-воспитательные задачи курса - это прежде всего:

  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации.
  • Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работы с научно-популярной, справочной литературой.
  • Проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений.
  • Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин.
  • Воспитание у школьников бережного отношения к объектам Природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе.
  • Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

   Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

                                   Основные содержательные линии

     Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных  связей всех дисциплин начальной школы.  Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ним приучая детей рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

   Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод)  к осмыслению личного  опыта, позволяя сделать явления окружающего мира  понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать  направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем  самым обеспечивая в дальнейшем своё личное и социальное благополучие.  

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов  единого мира.  В основной школе этот материал  будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания,  истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета  благодаря интеграции естественно-научных  и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника  решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

   Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество»

                      Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Предмет «Окружающий мир»

  • помогает ученику в формировании личностного восприятия,  эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве,
  • готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

    Значение курса  «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения  в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

ча-сов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Диагностические измерители

Элементы дополнительного  
содержания

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-2

Древние
славяне

2

Комбини-рованный

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу

 Работа с раздаточ-ным материалом

Древние летописи, былины, поверья. Идолы

3

Древняя Русь

1

Комбини-рованный

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Уметь: работать с картой «Путь
из варяг в греки»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе
Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче

Задания

по  группам

Христианство. Варяги. Греческие города. Византия. Дань

4

Крещение Руси

1

Комбинированный

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.

Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым

Работа

по группам

Кириллица

5

Борьба Руси
с западными завоевателями

1

Комбинированный

Знать военные победы Александра Невского.

Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать ледовое побоище

Борьба Руси с западными завоевателями

6

Возникновение Москвы. Первые московские князья

1

Комбинированный

Москва – столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать, когда была основана Москва;
в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.

Уметь: называть московских князей
и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты

Возникновение Москвы. Первые московские князья

7

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба

1

Комбини-рованный

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Иметь представление о мировых религиях.

Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой

Христианский храм. Мечеть. Буддийский храм. Синагога. Мировые религии

8

Обобщение по теме «Древние славяне».

1

Комбинированный

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Тест по теме: «История Отечества»

9

Работа над ошибками. Солнечная
система

1

Комбинированный

Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.

Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года

Вселенная. Високосный год. Плазма. Астероиды. Кометы. Метеорные тела. Образование Солнечной системы

10

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца

1

Комбинированный

Земля – планета. Условия жизни

на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.

Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи
на Земле

Работа

по группам

Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)

11

Природные
зоны нашей страны

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны

Самостоятельная
работа

Природные зоны
России

12

Обобщение

по теме «Земля – планета Солнечной системы». Готовимся к олимпиаде

1

Обобще-ние знаний

Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.  Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем

 

13

Второе заседание клуба «Особенности неживой природы ледяной зоны.»

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних

Работа

по группам

Полярная ночь. Полярное сияние. Полярный день. Птичьи базары

14

Второе заседание клуба « Ледяная зона»

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних

15-16

Тундра.

Тундра и человек

12

Комбинированный

Понимание связи

 неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.

Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры

Беседа  по вопросам

17

Контрольная работа по теме: «Тундра и человек»

1

Комбинированный

Понимание связи

неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее
условие жизни
человека

Контроль-ная работа по теме: «Тундра и человек»

15

 Работа над ошибками. Арктика и человек

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать
о мерах защиты и охраны природы северного края

17-18

Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей

2

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее
условие жизни
человека

Знать о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.

Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов;  рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России

Работа

по группам

19

Зона степей. Степь и человек

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее
условие жизни
человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.

Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; со-ставлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей

Беседа по вопросам

20

Зона степей. Степь и человек

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее
условие жизни
человека

Работа
по группам

21

Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее
условие жизни
человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.

Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь

22

Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне

1

Комбинированный

23-
24

Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения

 и животный мир.

2

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее
условие жизни
человека

Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье

25

Проверочная работа по теме: «Природные зоны нашей страны»

1

Обобще-ние знаний

Понимание связи

 неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее
условие жизни
человека

Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь

Провероч-ная работа по теме: «Природные зоны нашей страны»

26

Твой родной край

1

Комбинированный

Родной город
(село), регион
(область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать название родного края.

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-адми-нистративную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края

27

Московское время

1

Комбинированный

Россия на карте. Простейшие измерения времени
по часам

Иметь представление о часовых поясах.

Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России»

28

Карта твоего края

1

Комбинированный

Элементарные приемы чтения плана, карты. Родной город (село), регион
(область, республика, край): название, основные достопримечательности

Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России

Беседа по вопросам

29

Поверхность и водоемы твоего края

1

Комбинированный

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их использование человеком. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные
достопримечательности

Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).

Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки

30

А что можешь сделать ты?

1

Комбинированный

Влияние человека на природу. Охрана природных
богатств

Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему.

Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края

Красная книга родного края

31

Полезные ископаемые
твоего края

1

Комбинированный

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».

Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают
в родном крае

Полезные ископаемые, распространенные в родном крае
(2–3 названия), их использование человеком

32

Растения
твоего края

1

Комбинированный

Разнообразие растений. Родной город
(село), регион
(область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать отрасли растениеводства.

Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе

Практичес-кая

работа

33

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные

1

Комбинированный

Разнообразие животного мира. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать отрасли животноводства.

Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края

Особенности труда людей родного края, профессии

34

Народные промыслы твоего края

1

Комбинированный

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края

Особенности труда людей родного края, профессии

35

Заповедные места твоего края

1

Экскурсия

Охрана природных богатств. Родной город (село), регион
(область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать понятие «заповедник».

Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края

36

Обобщение
по теме: «Родной край – часть великой России».

1

Обобщение знаний

Россия на карте. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать историю, достопримечательности родного края.

Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных  родного края; рассказывать о родной школе

Дидактическая игра

Важные

сведения

 из истории родного края

37

Письмо руководите-лей клуба школьникам. Как устроен организм
человека

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать понятия «орган», «система органов».

Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.

Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека

Работа

по группам

38

Путешествие
в мир клеток

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать понятие «ткань».

Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом

Мир клеток

39

Самый большой орган чувств

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).

Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова

40

Как человек двигается

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».

Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибате-ле; о строении костей; что кости «делают» кровь.

Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека

41

Пищевари-тельная система

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система».

Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества
(углеводы, белки, кальций)

42

Система кровообращения

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.

Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови
(красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца

43

Познакомим-ся с дыхательной системой

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать, какие внутренние органы защи-щены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».

Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух

44

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма
человека

Знать, что курение вредно для каждой части организма человека.

Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить.

Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек

Практичес-кая работа

45

Как почки удаляют из организма вредные вещества

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать строение мочевой системы.

Иметь представление о роли почек.

Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена)

46

Нервная система человека

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма.

Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы)

47

Обобщение по теме «Человечес-кий организм»

1

Обобщение знаний

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Уметь: называть системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови

48

Контрольная работа по теме: «Человечес-кий организм»

1

Комбинированный

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния.

Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.

Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать
о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения

Контроль-ная работа по теме: «Человечес-кий организм» (тест)

Обоняние

49

Работа над ошибками. Высуни язык
и скажи: «А»

1

Комбинированный

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Иметь представление о строении языка.

Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения

Орган
вкуса

50

«Взгляд»
на глаз

1

Комбинированный

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать правила ухода за  глазами.

Иметь представление о строении глаза.

Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения

Работа

по группам

Зрение

51

Ухо не только орган слуха

1

Комбинированный

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать правила ухода за органом слуха.

Иметь представление о строении уха.

Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Орган
слуха

52

Ухо – орган равновесия

1

Комбинированный

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать правила ухода за органом слуха.

Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Ухо – орган равновесия

53

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними

1

Комбинированный

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать правила ухода за  органом осязания.

Иметь представление о строении кожи.

Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения

Осязание

54

Советы врача

1

Комбинированный

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать, как помочь человеку до приезда врача.

Уметь выполнять советы врача

Работа в парах

Охрана здоровья человека

55

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств»

1

Обобщение знаний

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств

 

56

Границы
России

1

Комбинированный

Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва – столица России. Города России (2–3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств

Работа

по группам

57

Границы
России

1

Комбинированный

Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва – столица России. Элементарные приемы чтения карты

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств

Практичес-кая работа с картой

58

Соединенные штаты Америки (США)

1

Комбинированный

Элементарные приемы чтения карты

Иметь представление о терроризме.

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США

59

Великобритания

1

Комбинированный

Элементарные приемы чтения карты

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании

60

Франция

1

Комбинированный

Элементарные приемы чтения карты

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции

61

Обобщение

по теме «Путешествие по странам мира».

1

Обобщение знаний

Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва – столица России. Города России (2–3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты

Знать сухопутные границы России
с четырнадцатью государствами.

Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией  государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую
с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке;

62

День народного единства

1

Комбинированный

Россия – наша Родина. Государственные праздники

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского

63

Москва: память о войне 1812 года

1

Комбинированный

Москва – столица России

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».

Иметь представление о значении войны 1812 года.

Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года

Москва: память о войне 1812 г.

64

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

1

Комбинированный

Москва – столица России

Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны

65

Памятники Москвы покорителям космоса

1

Комбинированный

Москва – столица России

Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта.

Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса

66

Обобщение по теме «Москва как летопись истории России»

1

Обобщение знаний

Москва – столица России

Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны

67

Итоговая контрольная работа по теме: «Мы – граждане России»

Тест по теме: «Мы – граждане России»

 68

Работа над ошибками. Обобщение
по теме «Мы – граждане
России»

1

Обобще-ние знаний

Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Человек – член общества

Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Примерное тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК Планета Знаний.

Окружающий мир, 4 класс, УМК "Планета Знаний" - примерное планирование...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...