Родной край-частица Родины
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plekhanova_t.v._urok.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
школа №1 г.о. Тольятти
Самарской области
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
Тема: «Родной край-частица Родины»
Выполнила: Плеханова Тамара Викторовна
учитель начальных классов
2014 г.
Ф. И. О. педагога: Плеханова Тамара Викторовна
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема урока: « Родной край-частица Родины».
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: индивидуальные, коллективно-групповые.
Цели:
- создать у учащихся образ родного края, как частицы великой страны.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- формирование чувства гордости за родной край, Родину;
- формирование ценностное отношение к России, своему краю, отечественно культурно-историческому наследию.
Метапредметные:
- формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование коммуникативных навыков при работе в коллективе, умение учащихся дискутировать, аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли.
Предметные:
- обобщить и актуализировать знания о Тольятти, России.
Основные термины и понятия: Россия, Родина, родной край, достопримечательности, государственные символы.
Оборудование:
компьютер Учебник, компьютер с установленным ПО «PROClass», комплект «PROClass», проектор, документ-камера «Ken-a-vision», интерактивная доска, толковый словарь, флаг и герб Тольятти, картинки ( для проведения физминутки).
Дополнительно к уроку:
учителю –
- презентации по теме урока;
- аудиозапись
песни «С чего начинается Родина»
Доля участия учителя и ученика: в процессе работы лидирующая роль принадлежит ученикам, учитель организует, мотивирует и контролирует работу в группах.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
-- Ребята, предлагаю вам отгадать загадки, для проверки домашнего задания.
Работают три группы.
Повторим правила работы в группе.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
-Итак, приступим.
Форма организации деятельности учащихся: тестирование с помощью системы PRO Class. (Использование системы контроля и мониторинга знаний ProClass.Дети с помощью пульта выбирают правильный вариант ответа на вопрос).
Презентация « Загадки о России »
1.У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Это наш российский ...
Флаг
Герб
Следующие загадки помогут вам вспомнить цвета российского флага.
2.Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете …
Красном
Белом
Зелёном
Голубом
3.Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в …
Красный
Белый
Синий
Зелёный
4.Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко…
Красный
Белый
Синий
5.Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава.
Опера
Частушка
Гимн
6.Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.
Герб
Рисунок
Эмблема
7.Во главе Державы,
Избранный по праву
На четыре года
Волею народа.
Президент
Директор
8.Уверена, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят.
Кремль
Красная площадь
9.По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой.
Ромашка
Берёза
Липа
10.Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева...
Неваляшка
Матрёшка
Буратино
11.В озорные три струны
Все в России влюблены.
Гитара
Арфа
Балалайка
12.На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это…
Чайник
Самовар
13.Как хлеба и калачи,
Мы тебя пекли в печи.
Вот теперь гостей встречай,
Пышный русский...
Блин
Каравай
14.Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну.
Блины
Пряники
По окончании тестирования учитель открывает файл с результатами, который формируется в системе «ProClass» автоматически. На основе предоставленного отчета ведется беседа о достижениях учеников.
- Физкультминутка
Давайте немного поиграем. Я вам буду показывать картинку, а вы решите – символизирует она нашу страну, нашу Родину или нет. Если это символ страны – вы хлопаете; если нет – топаете. И так, начинаем!
(Проецируется на доску через документ - камеру ).
Родина не Родина
Лапти Футбольный мяч
Гжель Эйфелева башня
Хохлома Цветок сакуры
Гармонь Слон
Березка Хоккей
Храм Статуя Свободы
- Формулирование темы и целей урока.
Прослушивание аудиозаписи
песни на стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина»
Вы прослушали песню, как вы думаете ,а с чего начинается Родина для каждого из нас?
Для всех людей на планете Родина начинается с того уголка , где он родился, а для нас с вами это конечно же наш город- Тольятти.
Тема нашего урока « Родной край- частица Родины».
Демонстрация слайда №1( презентация 2)
- Открытие новых знаний.
( Рассказ учителя и учеников, которые самостоятельно подготовили материал)
Толья́тти (до 1964 года Ста́врополь, от греч. Σταυρούπολη — букв. «город Креста»; встречается неофициальное название Ста́врополь-на-Во́лге или Ста́вропольВо́лжский
Демонстрация слайдов №2 ,№3
Перед вами флаг и герб нашего города.
Демонстрация слайда №4
1 ученик:
О городе Тольятти нередко говорят, что он "трижды рожденный". И это действительно так.
Ставрополь основан в 1737 году сподвижником Петра I- Василием Никитичем Татищевым как город-крепость для защиты русских земель от набегов кочевников и для поселения крещеных калмыков. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещеной калмыцкой княгине Анне Тайшиной об основании города. Именно с этой даты ведется отсчет истории Ставрополя-на-Волге.
Демонстрация слайда №5
2 ученик:
Жигули - жемчужина России.
Жигули, зеленой грядой нависающие над Волгой- единственная горная цепь на реке. Протянувшиеся вдоль ее правого берега на 75 км и огибаемые излучиной Волги, они начинаются величественным Молодецким курганом, грозным стражем, встающим из воды и охраняющим заповедные места. Высота Жигулевских гор достигает 375 м, ширина гряды - 5-7 км. Горы вдоль Волги невысоки, но оригинальны и красивы. По разнообразию рельефа и горных пород, своеобразию животного и растительного мира Жигули могут сравниться только со знаменитыми заповедными местами Крыма и Кавказа. В Жигулях расположен национальный парк "Самарская Лука".
Самая оригинальная и красивая местность по всему течению великой русской реки Волги, исполненной особой своеобразной прелести и величия, воспетая поэтами и народом. О них сложены песни, былины, стихи. Их красота получила отражение в музыке и живописи.
Демонстрация слайда №6
Яркая страница летописи ничем не примечательного кроме уникальной природы городка открылась в 1950 году, когда он стал центром строительства Волжской ГЭС имени Ленина. В связи с заполнением ложа Куйбышевского водохранилища город "переехал" на новое место.
Демонстрация слайда №7
Сооружение в Жигулях гигантской "фабрики" электричества, по существу, привело к рождению нового города - индустриального Ставрополя,
Демонстрация слайда №8
который становится крупным центром химической промышленности, машиностроения, стройиндустрии.
Демонстрация слайда №9
3 ученик:
В 1966 году совместно с Итальянским автоконцерном FIAT в городе началось строительство крупнейшего в России Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей. Параллельно со строительством завода возводился и новый жилой район Тольятти — Автозаводский.
Только площадь завода занимает более 900 гектаров, а главный конвейер протянулся на два километра. Параллельно со строительством завода возводился и жилой район Тольятти- Автоград. Город обрел новое рождение.
Демонстрация слайда №10
4 ученик:
Архитектура каждого из районов города уникальна и не похожа на другие. В Комсомольском районе много малоэтажных зданий сталинского и хрущёвского периодов.
В Центральном районе сохранилось много частных деревянных домов, перенесённых при переносе города. Они послужили основой при формировании так называемого «частного сектора», занимающего весьма большую площадь. Однако лишь некоторые из них сохранили исторический облик; подобные здания считаются ныне памятниками архитектуры города.
А Портпосёлок — единственное место в городе, где можно встретить жилые дома барачного типа.
Демонстрация слайда №11
Автозаводский район, застройка которого началась в 1960-е годы и продолжается до сих пор, сформирован из типовых кварталов. Район, создаваемый для проживания строителей и работников АвтоВАЗа, стал первым в стране, построенным без времянок и бараков. В 1973 году группа архитекторов — создателей нового района — получила Государственную премию
Памятники градостроительства представлены как единичными объектами, так и целыми комплексами. Это и здания, сохранившиеся от затопленного Ставрополя, перенесённые при затоплении,
Демонстрация слайда №12
а также построенные в 50-х годах XX века.
5 ученик:
Свыше половины памятных и архитектурных мест находится в Центральном районе. Здесь на площади Свободы горит Вечный огонь, возвышается Обелиск Славы в честь героев-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Демонстрация слайда №13
Культурную и историческую ценность представляют Варваринская церковь 1846 года постройки в посёлке Фёдоровка.
Демонстрация слайда №14
Среди наиболее выдающихся достопримечательностей — монументально-декоративная композиция «Прометей».
Демонстрация слайда №15
В последние годы стали появляться новые памятники: на берегу Волги в честь 260-летия образования города установлен памятник основателю города В. Н. Татищеву,
Демонстрация слайда №16
в городском парке появилась скульптурная композиция «Скорбящий ангел», посвященная жертвам политических репрессий,
Демонстрация слайда №17
Мемориальный комплекс «Созидателям города», Центральная площадь. Состоит из скульптуры святому Николаю Угоднику и звонницы рядом с ним.
Демонстрация слайда №18
памятник псу Верному и многие другие.
Демонстрация слайда №19
Демонстрация слайда №20
Тольятти сегодня
Демонстрация слайда №21
6 ученик:
Сегодня городской округ Тольятти - деловой и промышленный центр - второй по величине город Самарского региона. Территория городского округа составляет 31479 гектаров, население свыше 740 тысяч жителей. Протяженность Тольятти вдоль левого берега Волги - 22 километра.
Демонстрация слайда №22
7 ученик:
Современный город резко отличается от своего прародителя. Энергичный, спортивный, деловой, Тольятти- один из самых стабильных и активно развивающихся городов России. Его по праву считают крупным современным промышленным центром Поволжья, а также железнодорожного, речного и автомобильного транспорта (автодорога М5E 30 пересекает Волгу по плотине Жигулёвской ГЭС и проходит через город на протяжении 2 км.). Ближайший аэропорт — Курумоч (в 50 км). Город протянулся вдоль Волги примерно на 30 км и состоит из трех районов — Автозаводского, Центрального и Комсомольского. Также самый крупный моногород России.
8 ученик:
В Тольятти пять вузов, старейшим из них является Тольяттинский государственный университет. Работают несколько научно-исследовательских институтов. Действуют музеи, театры, городской симфонический оркестр, филармония. День города празднуется в первые выходные лета. В окрестностях Тольятти ежегодно проходит Грушинский фестиваль, собирающий десятки тысяч участников.
- Физкультминутка для глаз (офтальмотренажер).
- Закрепление.
Каждая из трёх групп в течении 2 минут должна подготовить ответ на вопрос.
1.Почему о Тольятти говорят , что он трижды рождённый?
2.В чём оригинальность расположения нашего города?
3.Расскажите о памятниках нашего города.
Правила обсуждения ответов.
- Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете).
(Карточка-опора с изображением правил обсуждения ответов размещена на доске
(Проецируется на доску через документ - камеру ).
- Рефлексия.
Демонстрация слайда №23
От общения с вами мое настроение выражается через веселое солнышко. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)
-- Спасибо вам, за активную работу.
Итог урока
6. Домашнее задание.
1 вариант :Придумать герб класса.
2 вариант : Нарисовать рисунок на тему « Мой родной город».
Список используемых материалов:
- А.Н.Вырщиков и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Москва, «Глобус», 2007 г.
- В.Даль. Толковый словарь.
- Н.И.Дереклеева Классные часы по теме нравственность. М.: «5 за знания», 2006
- Music.yandex.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тольятти
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 2класс"Родной край -частица Родины"
Урок окружающего мира 2класс"Родной край частица Родины" по программе Н.Ф.Виноградовой конспект и презентация...
урок по окружающему миру "Родной край- частица Родины"
О родной республике...
Презентация к уроку "Родной край - частица Родины" УМК "Начальная школа 21 века"
Презентация к уроку "Родной край - частица Родины" УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок окружающего мира во 2 классе "Родной край - частица Родины" по программе "Начальная школа XXI века"
Тема: «Родной край – частица Родины»Цели:1. Познакомить детей с государственными символами города Менделеевска; расширить знания о своем родном городе;2....
Технологическая карта урока "Родной край – частица Родины".
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1-ом классе, УМК «Начальная школа ΧΧΙ века»...
Родной край - частица Родины
Классный час во 2 классе "Родной край - частица Родины"...
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете самостоятельная работа учеников, направленная на разв...