Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1в класса составлена в соответствии с требованиями:

·                    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.

·                    Примерных программ по учебным предметам  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.: Просвещение, 2011.

·                     Сборника рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М.: «Просвещение», 2011 г.

·                   Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ, откорректированной в соответствии с учебным планом гимназии.

·                    Учебного плана образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год.

·                    Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в гимназии № 2.

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе  ««Перспектива»:

 Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. «Окружающий мир», учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях /М.: «Просвещение» , 2011 год.

 

Учебники включены в федеральный перечень на 2012-2013 учебный год.

Уровень программы: базовый

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir1kl.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

 

                 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1в класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373. 
  • Примерных программ по учебным предметам  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.: Просвещение, 2011.
  •  Сборника рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М.: «Просвещение», 2011 г.
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ, откорректированной в соответствии с учебным планом гимназии. 
  • Учебного плана образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год.
  • Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в гимназии № 2.

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе  ««Перспектива»:

 Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. «Окружающий мир», учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях /М.: «Просвещение» , 2011 год.

Учебники включены в федеральный перечень на 2012-2013 учебный год.

Уровень программы: базовый

Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающихся с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного ввдения мира в его важнейших взаимосвязях.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

  •           - овладение обучающимися первого класса основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе и осмысление причинно-следственных связей в окружающем мире;
  •           - получение возможности найти своё место в ближайшем окружении, научиться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества;
  •            - формирование у первоклассников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретённых первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.

Место предмета в учебном плане. В федеральном базисном учебном плане на предмет «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов.

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

1

Мы и наш мир

10 ч

2

Наш класс в школе

12 ч

3

Наш дом и семья

14 ч

4

Город и село

13 ч

5

Родная страна

7 ч

6

Человек и окружающий мир

4 ч

7

Резерв учебного времени

6 ч

Итого

66 ч

Формы организации учебного процесса: урок, экскурсия, практическая работа, наблюдение.

Форма контроля: итоговая диагностическая работа

                                                                           Содержание учебного предмета

Человек и природа

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.        

Человек и общество

 Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиции. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

 Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Транспорт города или села.. Правила пользования транспортом.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство  Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

 Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. 

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

 Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.        

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.

                                                      Результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности  в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

 Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему;

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступными  для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Гимназический компонент:

  • Природные катаклизмы.
  • МЧС
  • Безопасное поведение в школе.
  • Виды  растений.
  • Эпидемии.
  • Опасная ситуация в школе.
  • План эвакуации в школе.
  • Классификация  животных.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. «Окружающий мир», учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях /М. «Просвещение» , 2011 год.
  2. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. и др.  Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» /М.: «ВАКО» , 2012 год.
  3.  Плешаков А. А.,  Новицкая М. Ю. Рабочая программа 1-4 классы. – М. « Просвещение», 2011 год.

        

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты освоения материала

УУД

Дата проведения

план

факт.

Мы и наш мир (10ч)

1.

Что такое окружающий мир.

 

1

Рассказывать о мире, опираясь   на материалы учебника и собственные представления.

Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать  и изображать безопасный маршрут от дома до школы.

Запомнить домашний адрес и адрес школы.

Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой.

Регулятивные

Ориентироваться в конструкции  и системе навигации учебника, рабочей тетради.

 

2.

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком.  Экскурсия в парк.

 

1

Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Умение различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить соответствующие примеры.

Регулятивные

 Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке.

 

3.

Неживая и живая природа. 

 

1

Умение различать неживую и живую природу; приводить примеры объектов каждой группы. Обнаруживать связи между неживой и живой природой.

Регулятивные

эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке.

 

4.

Культура.

 

1

Понимать, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений.

 

Познавательные

 С опорой на собственный опыт путём сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно»; различать разные виды культуры.

 

5.

Природа в творчестве человека. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов.

 

1

Умение узнавать образы природы в произведениях культуры, понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях; читать схему и мастерить по ней игрушку из природных материалов.

Различать природные объекты  и изделия, характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.

Регулятивные Определять и формировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

 

6.

Мы – люди. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиции. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. 

 

1

Умение определять подходящими словами привлекательные черты в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; ощущать красоту традиционного костюма и называть те его особенности, которые удивили и понравились.

Познавательные Понимать необходимость дополнительной информации для решения задач  с неопределёнными условиями (задачи-«ловушки») в один шаг.

 

7.

Как мы общаемся с миром.

 

1

Определять и называть органы чувств. Умение определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния.

Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников. Называть признаки, отличающие человека от других живых существ.

Регулятивные и коммуникативные УУД

Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира.

Контролировать собственную речь, её чёткость, правильность.

 

8.

Люди – творцы культуры.

 

1

Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом.

Коммуникативные Умение работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда.

 

9.

О великих творцах культуры.

 

1

Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом. Умение работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда.

 

 10.

Мир и безопасность.

 

Умение формировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

 

        Наш класс в школе (12ч)

11.

Наш класс в школе. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке.. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

 

1

Различать, определять, называть объекты природы и предметы культуры. Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе. Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

 

Познавательные Добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

2.

Мы – дружный класс. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

 

1

Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания.

 

Познавательные и коммуникативные Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса. Сравнивать эти фотографии, определять  и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе.

 Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности. Выбирать  с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками , друзьями, взрослыми.

 

13.

Учитель – наставник и друг. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира

 

1

Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике.

Коммуникативные Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотографиям из семейного альбома.

 

14.

Природа в классе.

 

1

Рассуждать о целях выращивания комнатных растений. Умение распознавать комнатные растения с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приводить примеры комнатных растений из числа изученных. Рисовать или фотографировать комнатные растения своего класса.

Познавательные

Применять полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений школьного зимнего сада.

 

15.

Как ухаживать за комнатными растениями. Практическая работа.

 

1

Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах уходах за комнатными растениями.

Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования.

 

16.

Что растёт у школы. Деревья, кустарники, травы.

 

1

Умение различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение.

Регулятивные

Овладеть умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам.

 

17.

Мир за стеклянным берегом.

 

1

Рассуждать о целях создания аквариумов.

Выявлять условия, необходимые для жизни  обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приёмы ухода.

Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток.

Наблюдать за жизнью аквариума, фиксировать наблюдения в виде рисунков и фотографий.

Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы.

Коммуникативные Овладеть умением использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения.

 

18.

Кто ещё у нас живёт?

 

1

Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Умение различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, усвоить простейшие правила ухода за этими животными. Подбирать корм для животных живого уголка.

Коммуникативные

Уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни.

 

19.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.  Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

 

1

Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Умение классифицировать животных по их существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы.

.


Регулятивные

Анализировать  примеры использования человеком богатств природы.

 

20.

Делу – время.

 

1

Анализировать смысл первой части пословицы «Делу – время, потехе – час».

.

Регулятивные Умение планировать и контролировать свои действия;

соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

 

21.

Книга – друг и наставник.

 

1

Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами.

Познавательные Составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку любимых книг.

 

22.

Потехе – час.

 

1

Обсуждать вторую часть пословицы.

Коммуникативные Умение соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития.

 

        Наш дом и семья (14ч)

 

23.

Мы – в семье.

 Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

 

1

Называть с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Составлять вместе со взрослыми родословного древа  и на основе бесед с ними о поколениях в семье. Оценивать  степень участия членов семьи в истории и вклад в культуру народного края.  Перечислять  «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье.

Регулятивные Объяснять, что связывает ученика с семьёй, друзьями, одноклассниками.

 

24.

Моя семья – часть моего народа.

 

1

Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц  и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Умение находить ласковые слова в колыбельной песне; подобрать пословицу для определения смысла любимой сказки; знать названия старинных предметов быта на языке своего народа.

 

25.

Природа в доме.

 

1

Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту  и уют изображённых комнат, объяснять причину различий.

Узнавать на фотогрфиях растения и животных, выделять те из них, которые есть дома.

Коммуникативные и регулятивные

Рассказывать о предметах природы в своём доме, обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним.

 

26.

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.

 

1

Знать  о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, запомнить правила безопасного обращения с бытовыми приборами.

Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради.

Регулятивные

Работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

 

  27.

Красивые камни в нашем доме.

 

1

Оценивать эмоционально- эстетическое впечатление от восприятия образцов камней.

Определять названия красивых камней, узнавать изученные камни в изделиях.

Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме.

Регулятивные

Оценивать своё отношение к изделиям из камня. Предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы.

 

28.

Комнатные растения у нас дома.

 

1

Знать  растения, с которыми познакомились при изучении раздела «Наш класс», узнать названия  новых комнатных растений по характерным признакам, осуществлять самопроверку.

Работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя в доме, рисовать и фотографировать их.

 

29.

Выйдем в сад.

 

1

Узнавать растения сада на рисунках в учебнике, научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево — кустарник — травянистое растение».

Соотносить плоды и растения на которых они созревают.

Рассказывать о своём саде, о помощи взрослым в садовых работах.

Рисовать фрукты и овощи своего сада и огорода.

Регулятивные

Задавать уточняющие вопросы, высказывать согласие или несогласие, комментировать точку зрения других.

 

30.

Овощи и фрукты на нашем столе.

 

1

Различать овощи и фрукты. Умение классифицировать овощи и фрукты, усвоить, что овощи и фрукты — кладовая витаминов.

Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они созревают у себя на родине.

Познавательные

Учиться готовить овощной и фруктовый салаты, записывать рецепты блюд.

 

31.

Про хлеб и кашу, про чай и кофе.

 

1

Прослушивать рассказ В.И. Даля, раскрыть символический смысл панно, делать вывод о народной традиции особого отншения к хлебу.

Рассказывать, откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе.

Распознавать крупы, кофе, чай на ощуп, по запаху.

Познавательные Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием видеоресурсов.

 

32.

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе собственных наблюдений. 

1

Объяснять, как появились культурные растения.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений.

Классифицировать растения по известному признаку.

.

Познавательные
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

 

33.

Собака в нашем доме.

 

1

Рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком.

Описывать выставку собак по фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям.

Определять породы  собак, узнавать на рисунках изученные породы.

Приводить примеры собак.

Называть предметы ухода за собакой.

Рассказывать о своей собаке, об уходе за собакой.

Написать рассказ о своей собаке. Нарисовать её.

 

34.

Кошка в нашем доме.

 

1

Рассказывать об истории появления кошки  рядом с человеком.

Знакомиться мо учебнику с породами кошек. Определять породы кошек, узнавать на рисунках изученные породы.

Приводить примеры кошек.

Называть предметы ухода за кошкой.

Рассказывать о своей кошке, об уходе за кошкой.

Написать рассказ о своей кошке. Нарисовать её. Составить фоторассказ, оформить на страницах рабочей тетради.

 

35.

Дикие и домашние животные.

 

1

Знать, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; умение классифицировать животных по признаку «дикое — домашнее», приводить примеры животных каждой группы.
Рассказывать о домашних животных своей семьи, об уходе за ними.

Рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи.

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

 

36.

С утра до вечера.

 

1

Рассказывать об устойчивом порядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. С помощью условных знаков представлять объём домашнего труда каждого члена семьи. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени. Обсуждать правила здорового образа жизни.

 

 

        Город и село (17ч)

37.

Мы в городе. Транспорт города. Правила пользования транспортом.

 

1

Определять значение слов «земляки», «горожане», путём сравнения однокоренных слов. Сравнивать старинные и современные городские занятия и дела. Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов от названия города.

Познавательные

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

38.

Мы в селе. Транспорт села. Правила пользования транспортом.

 

1

Определять значение слов «земляки», «сельчане», путём сравнения однокоренных слов. Сравнивать старинные и современные сельские занятия и дела. Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых сёл от названия села.

Познавательные Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

 

39.

Красота любимого города.

 

1

Различать названия городов,связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города, называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города для выставки в класе.

 

40.

Красота родного села.

 

1

Различать названия сёл, связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик села, называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты села для выставки в классе.

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

 

41.

Природа в городе. Экскурсия в Святой ключ.

 

1

Сравнивать фотографии в учебнике,  оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от их восприятия.

Обсуждать, для чего нужна природа в городе.

Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты природы в городе, осуществлять самопроверку.

Рассказывать о природе своего города.

Познавательные Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы.

 

42.

 Что растёт в городе.

 

1

Умение различать часто встречающиеся растения города; усвоить, чем различаются лиственные и хвойные деревья.
Участвовать в озеленении родного города, рисовать деревья или кустарники, посаженные собственными руками.

 

43.

Чудесные цветники.

 

1

Рассказывать о цветниках своего города.

Определять растения цветника. Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде, осуществлять самопроверку.

Регулятивные

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от их восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в городе.

 

44.

 В ботаническом саду.

 

1

Знакомиться с разнообразием растений ботанического сада.

Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада.

Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку. Усвоить правила поведения в ботаническом саду.

Познавательные

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

45.

Кто живёт в парке.

 

1

Знать, какие животные обитают в парках и скверах города; как нужно вести себя, чтобы не нарушить их жизнь.

Предлагать способы помощи животным парка.

Наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения в форме рисунков, фотографий, рассказов.

 

46.

В зоопарке.

 

1

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам.

Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. Рассказывать о зоопарке своего города.

Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке.

 

47.

 Войдём в музей! Посещение музея гимназии.

 

1

Понимание необходимости посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил.

Коммуникативные Слушать и понимать речь других.

 

48.

В библиотеке. Посещение школьной библиотеки.

 

1

Формулировать правила поведения в библиотеке. Задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам.

 

49.

В театре.

 

1

Умение формулировать выводы из изученного материла; должны знать правила поведения в театре, следовать этим правилам,

Коммуникативные Работать в группе.

 

50.

Мы помним наших земляков.

 

1

Рассказывать о старинных  и современных  жителях своего города как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвященных  прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент «Мы помним!»

 

51.

Хлеб – всему голова.

 

1

Умение ценить труд хлебороба.

Регулятивные

Формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

 

52.

Все профессии важны. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Встреча с представителями разных профессий.

 

1

 Обобщать известные сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать способы  и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть любимые виды выпечки.

Регулятивные Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий.

 

53.

Правила дорожного движения. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.        

 .

1

Умение понимать необходимость соблюдения правил дорожного движения, знать правила перехода через дорогу по светофору. Объяснять основные правила обращения  с газом, электричеством, водой.

Коммуникативные

Совместно договариваться о  правилах  и следовать им.

 

              Родная страна (8ч)

54.

Россия – наша Родина, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Россия на карте, государственная граница России. Права ребёнка.

 

1

Обсуждать пословицы о Родине, родной стороне. Перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города. На карте России находить и показывать свой край в соотнесении с уже известными по учебнику городами России. Знать звучание гимна России, изображение герба, флага России.

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

 

55.

Москва – столица России.Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство  Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

 

1

Умение по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия; знать образ герба Москвы и своего города (области).
Называть его главные цвета. Определять их символический смысл.

Познавательные

Находить в тексте учебника нужную информацию  и иллюстраций о достопримечательностях  и святынях  Москвы, праздничных днях России.

 

56.

Мы – семья народов России.

 

1

 Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи — на выбор).
Сравнивать пословицы разных народов России о качествах человека, находить общее и различное.

Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организовывать выставку.

 

57.

Природа России.

 

1

Сравнивать природу разных районов России с природой своего края.  

Познавательные

Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника. Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России.

 

58.

Охрана природы. Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

 

1

Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. Написать, в каких местах России уже удалось побывать.

Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

 

59.

 Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

 

1

Знать, что такое Красная книга, называть растения и животных, занесенных в Красную книгу.

Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России.

Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации.

Познавательные

Находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу, рисовать их, подбирать фотографии.

 

60.

Заповедники. Заповедные тропинки. Национальные парки, их роль в охране природы.

 

1

Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках.

Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение  нему.

Осмысливать старинные народные правила охраны природы.

Формулировать правила поведения в заповедниках.

Познавательные Найти дополнительную информацию о заповедниках родного края, написать рассказ о нём.

 

61.

Правила безопасного поведения в природе. на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.

 

1

Умение называть правила безопасного поведения в природе, формировать бережное отношение к природе.

Регулятивные

Формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения на уроке.

 

                                                                                               Человек и окружающий мир (5ч)

62.

Взгляни на человека! Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

 

1

Умение устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета. Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников.

Познавательные Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице.

 

63.

Всему свой черёд.

 

1

Умение приблизительно определять возраст мужчины;  соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки); называть возрастные этапы жизни (детство, молодость, зрелость, старость);  знать пословицы об отце.

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

 

64.

У каждого времени - свой плод.

 

1

Умение   называть периоды человеческой жизни (детство, молодость, зрелость, старость), формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста.

Коммуникативные

Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины и женщины от детства до старости.

 

65.

 Я – часть мира.

 

1

Умение выразить личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу).

Коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

66.

Будь здоров! Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека. Практическая работа.

 

1

Составлять режим дня в группах. Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Регулятивные

Оценивать степень сохранения своего здоровья,  здоровья  и безопасности окружающих. Умение формулировать выводы из изученного материала. Донести свою позицию до других.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...