Авторская программа по курсу "Краеведение"
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 1 класс) на тему

Отрощенко Мария Алексеевна

Изучение курса "Краеведение" направлено на духовно-нравственное воспитание личности школьника,которое является одним из важнейших направлений в рамках новых образовательных стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_po_kursu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы с. Кослан»

Принято и рецензировано                                                                                                     Утверждаю:

На заседании  М С                                                              Директор МОУ ДОД «Центр внешкольной                                                        

Протокол № ___ от___                                                                      работы с. Кослан» Ипатова Г. А.  

 «         »                                                      2009 год

Дополнительная образовательная программа

«Краеведение»

        Период обучения – 1 год

        Для  обучающихся 7-11 лет

        Составитель: учитель

        МОУ « Благоевская СОШ»

        Отрощенко М.А.

П. БЛАГОЕВО

2009 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящем курсе “Краеведение” предусмотрено реализовать региональный компонент содержания образования по предмету “Краеведение”. Данный курс «Краеведения»

 рассчитан на преподавание во 2 – 4 классах начальной школы, 88 часов в год (4 часа в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит три раздела: “Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Посёлок, в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Представленный курс по “Краеведению” углубляет изучение истории республики Коми, Удорского района на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.

В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии на природу, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России  и республики Коми.

Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Коми, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.

Изучение “Краеведения” способствует:

 - формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;

 - формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

 - формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов.

В итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии  России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- работать в читальном зале библиотеки;

- готовить и выступать с   сообщениями;

- работать в семейных архивах;

- умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- сравнивать и обобщать факты;

- работать с атласом;

- воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе;

- воспитывать чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков.

Характеристика программы

Тип - дополнительно-образовательная программа

По виду – модифицированная

По признаку – специализированная

 По цели обучения – развивающая кругозор

По возрасту – разновозрастная

По масштабу действия – учрежденческая

По срокам реализации – 1 год 

Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей младшего школьного возраста. Набор в группу производится на основе собеседования и медицинской справки.

В группу зачисляются дети в возрасте 7-10 лет

Расписание составляется в соответствии с нормами СанПиН 2 4 4 1251-03. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность 1 академического часа – 40 минут. Между занятиями перерыв не менее 10 минут.

Рекомендуемый режим занятий

Год обучения

Продолжительность 1 занятия в академ. часах

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

2 часа-80 минут

2

4

Формы проведения занятий

Формы проведения занятий – групповые.

Количество обучающихся в группе - не менее 12 человек.

Организация занятий проводится как в традиционной, так и в нетрадиционной форме.

Типология традиционных учебных занятий

Типология нетрадиционных учебных занятий

- учебное занятие

- беседа

- экскурсия

- учебная игра

- занятие-презентация

- занятие-игра

- занятие конкурс

- видеопрактикум

- аукцион знаний

Учебно – тематический план

Раздел

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретическ.

Практи-ческ.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

  1. Мы живём в России.

1.1.Наша Родина на карте мира.

1.2. Географическое положение России

1.3.Москва - столица России.

1.4.Физическая карта России.

10

1

1

2

2

1

1

2

  1. Край, в котором мы живём.

2.1.Наш край на карте России.

2.2.Символика республики Коми. \герб, флаг, гимн\

2.3.История нашего края.

2.4 Погода в нашем крае.

2.5.Растительность нашего края. Охрана растений.

2.6.Животный мир края. Охрана животных.

2.7.Водоёмы республики.

2.8.Полезные ископаемые. Охрана полезных ископаемых.

2.9.Промышленность и сельское хозяйство края.

46

4

1

4

1

2

2

2

4

5

2

1

2

1

2

2

2

4

5

  1. Район, в котором я живу.

3.1.Район, в котором я живу. Символика района.

3.2.История родного посёлка. Благоево на карте района.

3.3.Сёла, посёлки, деревни Удорского района.

3.4.Предприятия посёлка. Учреждения разного типа.

3.5.Наша школа, её история. Выпускники, прославившие нашу школу.

30

4

4

3

4

3

1

1

3

4

3

1 занятие – вторник-14 часов

2 занятие – четверг – 14 часов

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ “КРАЕВЕДЕНИЕ”

Введение. Инструктаж по технике безопасности. (2 часа).

Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край,  область, район.

  1. Мы живем в России (10 часов)

Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица. Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России. Символика РФ. /герб, флаг, гимн/.

Практические работы.

Работа с картой России, найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.

  1. Край,  в котором  мы живем (40ч)

Наша республика  на карте России. Города республики  на карте. Сформировать представление о территории республики, городах и районах, сёлах, деревнях, поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой.

Символика области. Герб, флаг. Гимн.

История нашего края. Коми  Земля в древности. История создания и исследования.

Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.

Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне республики.  Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое тайга. Растения тайги Грибы и ягоды. Охрана растений.

Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, перелетные и зимующие.  Охрана и значение животного мира .

Водоемы республики  Коми. Реки, озера, болота. Растительный и животный мир водоемов.

Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства. Как добывают, где используют. Значение для республики и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.

Промышленность края. Крупные предприятия обл. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.

 Сельское хозяйство родного края. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях республики. Значение сельского хозяйства.

Экология области. Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том, как человек влияет на природу.

Практические работы.

Республика Коми на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, реки, озера.

Обучение работы с картой республики Коми: города, села, деревни, посёлки республики.

Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.

Рассматривание образцов полезных ископаемых.

Обучение умению находить и показывать на физической карте месторождения полезных ископаемых.

Экскурсии:

Природа вокруг нас.

Краеведческий музей села Кослан.

На водоем.

В поле,  на ферму.

3. Район, в котором я живу (36 часов)

История родного посёлка. Благоево  на карте республики  и района.

Район, в котором я живу. Символика района.

Знакомство с сёлами, посёлками, деревнями.

Предприятия посёлка. Труд людей нашего посёлка. Место работы родителей, их профессии. Учреждения посёлка: образовательные, культурные, спортивные, медицинские.

Экскурсии:

На предприятия, где работают родители.

По улицам посёлка.

В поселковую библиотеку.

На очистные сооружения.

Досуговые мероприятия.

Участие в играх, конкурсах, викторинах на уровне кружковой работы, школы, района.

Педагогический контроль.

Проверка знаний и умений в виде практических работ.

Литература.

1.   Государственная символика Республики Коми. Сыктывкар. Коми книжное из-во. 2001.

2. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание, технология разработки. Метод. Рекомендации. /автор-сост. Сивкова М.Г. / Сыктывкар, 2004.

3. Жеребцов И.Л., Столповский П.М., Рассказы для детей об истории Коми края, Сыктывкар, ООО  «Контекст», 2008.

4.  Жеребцов И.Л., Занимательно об истории и культуре Республики Коми. М., ДиК, 1998.

5.  Зимняя И.А., Педагогическая психология.  Ростов-на-Дону, 1997.

6.  Коми фольклор. Хрестоматия. Сыктывкар, Коми книж. из-во, 2002.

7.  Мифология коми. Под ред. Н.Д. Конакова. - Москва-Сыктывкар, ДиК, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...