Курс ОРКиСЭ. 4 класс Урок по Основам светской этики. Тема "Россия - Родина моя"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Долгополова Раиса Григорьевна

Курс ОРКиСЭ. 4 класс  Урок по Основам светской этики. Тема "Россия - Родина моя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1_rossiya_-_nasha_rodina_.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Россия – наша Родина.

 

Цель:

Формирование у младших школьников чувства гордости,  что родились и живем в России.

Задачи:

1. Подвести детей к таким понятиям, как Родина, патриот, патриотизм; учить сострадать, переживать, сопереживать.

2. Развивать умение анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

3. Воспитывать у детей чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням.

Требуемая предварительная подготовка: сочинения детей о жизни семьи (предков) в разные годы; конкурс стихов о Родине; выставка рисунков «Моя Родина»; подбор пословиц о Родине; чтение литературных произведений о героях в разные времена.

Виды деятельности:

беседа,

комментированное чтение,

устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным материалом,

самостоятельная работа с источником информации,

подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия:

Россия,

Родина,

патриот,

Отечество,

столица,

президент,

государственные символы.

Средства наглядности: выставка книг о России, репродукции картин с русским пейзажем, рисунки детей города, деревни, семьи.

Использованные виды работы формируют организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Постановка темы и задачи урока.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З. Александрова

- О чем мы будем сегодня говорить?  (…)

- Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Имя нашей родины, конечно, знаете вы все. Давайте произнесем его хором:

– Россия.

Тема нашего занятия: Россия – наша Родина.  (Запись в тетрадь темы.)

- Как вы понимаете тему урока?

4. Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом.

- Что такое Родина?   (Запись на доске высказываний детей на каждую букву слова «Родина»)

Р – Россия, род, родители, родственники, россияне…

О – Отечество, отец…

Д – дом, дети, дерево…

И – имя, искусство…

Н – небо, надежда …

А – акация…

Обобщение сказанного:

Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки.  У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Это земля, на которой жили, трудились,  которую защищали от врагов наши предки. Россиян объединяет русский язык, общие традиции и праздники.

- Что значит любить Родину?

Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос (задача урока.)

Далее звучит музыка Г. Струве «У моей России». – фильм «Россия- Родина моя»

Предварительное задание: Как композитор  проявляет свои чувства к родине?

- Где находится наша страна?

- Посмотрите на карту России.  Что вы скажете о  территории России? О ее природе? Какие реки, моря, озера, горы вам известны? Какие города знаете?

Обобщение: природа России удивительно разнообразна. Здесь есть густые леса, бескрайние степи, высокие горы и глубокие моря.

Много поэтов, художников, композиторов посвятили свои произведения Родине.

- Каких русских поэтов, художников, композиторов вы знаете?

(Показ портретов, произведений.)

Любовь к природе - один из важнейших признаков любви к Родине. Эту сокровенную суть предельно ясно выразил Н.Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

Тихая моя родина

   

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

- Какие народы живут в России? (В России живет много разных народов. У каждого из них есть религия, которая сложилась в древние времена: христианство, ислам, буддизм. Люди разных вероисповеданий должны жить в мире и согласии.)

- Что такое столица? (Главный город государства). Назовите и покажите столицу России?

- Кто такой президент? (Глава государства)

- Как зовут Президента России?

- Назовите государственные символы. Где они встречаются?

- Рассмотрим герб РФ.

- Что вы знаете о гербе РФ?

Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

Выступление школьников.

1. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим три короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

- Что вы знаете о российском флаге?

2. Государственный флаг – это один из отличительных знаков государства. Все важное – как он должен выглядеть и как его правильно использовать – записано в специальном законе – Конституции. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

- Следующий символ государства - это гимн.

3. Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

- Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России. (Слушание гимна РФ.)

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

Русские люди всегда отважно защищали свою Родину. Все битвы были не на жизнь, а на смерть. Были победы и поражения.

- Какие русские воины вам известны?

Работа с портретами.

В России и сейчас есть граждане, которые совершают воинские подвиги.

Рассказ о вологодском пареньке – матросе Сергее Преминине.

(Приложение 1)

- Мог ли он поступить иначе? Почему?  (Выполнял долг перед Родиной.)

- Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? (В случае беды всегда придут на помощь.)

- Кто такие патриоты? Кого можно назвать патриотом?

- Что значит любить свою Родину?

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для обучающихся.
  2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.
  3. Закрепление основных понятий урока.

- Какие важные слова относятся к нашему уроку? (Родина, патриот, Отечество, президент, столица…)

- Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами: Россия, отечество, патриот, президент.

Работа с пословицами (объясните пословицу)

  • На чужбине родная землица во сне снится.
  • Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
  • Родина - мать, умей за нее постоять.
  • Где сосна взросла, там она и красна.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.

  1. Работа по группам. Самостоятельная творческая работа школьников  

Работа с притчей «Веник»

- О чем говорится в притче?

- В чем ее смысл? ( в единстве, поддержке друг друга, так должно быть в каждой семье)

Дружбой, заботой, уважением, почитанием…

  1. Итог:  

Вывод: Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки.  Это земля, на которой жили, трудились,  которую защищали от врагов наши предки

Родина – это люди, которые живут и трудятся на нашей земле, заботятся о ней, испытывают гордость за свое Отечество, уважают свой народ, проявляют милосердие; несут ответственность и долг перед Родиной.

  1. Подготовка обучающихся к беседе с членами семьи и друзьями:

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей родине после этого урока?

- Как ты объяснишь слова: патриот, Отечество, Родина?

- О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям?

- Почему?

  1. Итог урока.

-  О чем мы говорили?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Рефлексия

Предлагает встать, взяться за руки и дружно произнести речевку:

Главное – вместе!

Главное – дружно!

Главное – с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из школы гони!

  1. Домашнее задание.

- Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.

Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

Или: Найди материал об известном человеке. Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

Слушание песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Игровые технологии в курсе ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики" по теме "Нравственный поступок"

Конспект поможет провести урок по ОРКСЭ в интересной игровой форме....

Урок по курсу ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики». «Смысл жизни и счастье»

Познакомить учащихся с основными понятиями: смысл жизни, счастье, притча. Создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье. Воспитывать умение анализировать свои пос...

Учебное занятие "Чувство Родины" по ОРКиСЭ в 4 классе (Модуль "Основы светской этики")

Учебное открытое занятие на районном семинаре по ОРКиСЭ "Формирование познавательной активности у учащихся в рамках изучения курса ОРКиСЭ". Модуль "Основы светской этики". Подготовили и провели учител...

Мастер-класс по теме «Формирование коммуникативных УУД через групповую и парную работу в рамках изучения курса ОРКСЭ» (по модулю «Основы светской этики»).

В пояснительной записке Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по стандартам второго поколения говорится «В результате изучения всех без исключения предметов на...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ Основы светской этики "Чувство Родины" 4 класс

Технолдогическая карта урока ОРКСЭ по модулю Основы светской этики Тема "Чувство Родины"...