Программа по Краеведению для начальной школы.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

«В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека»

 Михаил Пришвин

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kraevedeniyu.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по Краеведению.

Пояснительная записка

«В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека»

 Михаил Пришвин

        Программа по краеведению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Особую роль в воспитании  школьников играет краеведение, особенно в деле воспитания патриотизма и гражданственности.

Краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.

Под термином « краеведение» понимается территория своего административного  края, изучаемого на основе знакомства с краеведческой литературой  и картографическими материалами, а также путем непосредственных наблюдений и исследований во время походов и экскурсий.

История человечества неразрывно связана с историей природы. В наши дни  вопросы  взаимодействия природы  и  человека  выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Что бы этого не произошло,  надо воспитывать экологическую культуру и ответственность каждого человека. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания  преобразуются  в   убеждения.

Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый  тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.  Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль  в своей экосистеме, а значит бесценно  и для всей природы.  Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только  дать  ученикам  знания, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде.

Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния  своего края.

Экологическое воспитание - самое важное в наше время.  Дети, получившие определенные экологические знания, будут  в будущем, бережно  относится к природе.

Новизна программы Краеведение состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету  экологии, но и в том, что она соединила в себе  теоретические знания вместе с практическим их применением. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность проблемы эколого - краеведческого образования школьников заключается в ее связи с решением таких важнейших проблем педагогики, как проблема формирования личности, всех ее нравственных сторон, и в том числе -- отношения к природе.В условия модернизации образования, ориентированного на учет федерального, регионального и национального компонентов его содержания избранная тема исследования «Эколого- краеведческое образование младших школьников» приобретает особую ценность.

 Создания  учебной программы «Краеведение» продиктована   прежде всего     обострением экологической обстановки  вследствие  техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства и безответственного отношения к природе.

Актуальность также состоит   в отсутствии образовательной  программы   экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.

Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, - говорил Сухомлинский.  « Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...  

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста». Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания,  является А. А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы, а также организации внеклассной работы".

Цель программы

Цель программы  «Краеведение»  – формирование:

  1.  Основ  экологической грамотности обучающихся начальной школы,  воспитание  ответственного отношения к окружающей среде, активной  деятельности по изучению и охране природы своего края
  2. Активной  экологической позиции у порастающего поколения.

    3.Совершенствование учебно-воспитательного процесса по

       формированию экологической культуры в начальной школе.

     4.Создание условий для творческой самореализации детей,                 приобщение их к исследовательской деятельности .

  • формировать интерес к изучению природы родного края;
  •   воспитывать умения видеть в обычном необычное и удивительное;
  • углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
  • формировать представления о природных сообществах области;
  •   иметь  представления об охраняемых территориях России и своего края
  • привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края .
  •  воспитывать  ответственное отношение  учащихся к окружающей среде своего края и всей страны;
  • формировать  в детях нравственно- эстетические  качества и экологическую культуру;
  • повышать  экологическую  грамотность  учащихся.

Задачи работы курса:

Образовательные:

Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в курсе «Окружающий мир», их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров, углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;

Воспитательные:

Воспитание  у учащихся младших классов любовь к родной природе: растениям, животным, неживой природе, чувства ответственности за то, что окружающий мир меняется в худшую сторону от хозяйственной деятельности человека;

Развивающие:

Обеспечение  более широкой и разнообразной практической деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Методы работы:

- словесный;

- исследовательский;

- поисковый;

- наглядный;

- практический;

- игровой;

- метод коллективного творчества

Формы работы:

-работа со справочной литературой;

-уход за комнатными растениями;

-озеленение школы и класса;

-экскурсии;

-создание экологических проектов;

-уборка пришкольной территории;

-исследовательская деятельность;

-создание буклетов экологического содержания;

-экологические выставки;

-литературное творчество;

-демонстрации фильмов о природе.

Принципы работы:

- научность;

- доступность;

- сотрудничество;

- последовательность;

- систематичность;

- чередование разнообразных видов деятельности;

- обратная связь;

- творчество;

- опора на интерес;

- результативность;

- учет возрастных особенностей.

Программа  курса  «Краеведение» предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся. Достаточно много воспитательных мероприятий .

Методы и формы экологического воспитания:

Цели и задачи экологического воспитания младших школьников  отражены в четырех  компонентах:

- научно-познавательном;

- ценностном;

- нормативном;

- практически-деятельностном.

Научно - познавательный раскрывает  свойства предметов и явлений,   связи между ними.

Ценностный   показывает  значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

Нормативный  – это правила  поведения человека  в природе. Содержание  данного компонента  должно   подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так!

Правила поведения в природе

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев!

3. Не собирай березовый сок.

4. Не рви в лесу, на лугу цветов.

5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

7. Не сбивай грибов, даже ядовитых.

8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

10. Не разоряй гнезда шмелей.

11. Не разоряй муравейники.

12. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

13. Не убивай змей, даже ядовитых. .

14. Не лови диких животных и не уноси их домой.

15. Не подходи близко к гнездам птиц.

16. Не разоряй птичьи гнезда.

17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета.

18. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

20. Не шуми в лесу, в парке.

21. Не жги весной траву на лугу.

22. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.

Практически - деятельностный  должен  привести к выводу, что

что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека, а поэтому оберегать окружающую  среду – значит заботиться о здоровье человека.

Реализация данной программы осуществляется через  кружок «Краеведение» во внеурочное время.

-34часа

Основными организационными формами являются:

  • урок – викторина,
  • урок – путешествие,
  • урок – исследование,
  • урок – дискуссия,
  • урок – сказка,
  • компьютерные презентации

Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д.

К концу изучения курса учащиеся должны знать: 

  • основы экологической культуры;
  • особенности природы своего края;
  • основные признаки времен года;
  • значение природы для человека;
  • группы растений и животных;
  •  охраняемые растения и животные своего края;
  • правила поведения в природе;

      растительный и животный мир родного края;

  • современные экологические проблемы;

  Должны уметь: 

  • различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
  • различать изученные растения, животных;
  • вести наблюдения в природе ;
  • подкармливать птиц в простейших кормушках;
  • ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
  • проводить поисково-исследовательскую деятельность;
  • применять полученные знания на практике;
  • работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
  • пользоваться коммуникативными умениями;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...

Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области

Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...

"Говорят старожилы..." Краеведение в начальной школе.

Материал посвящается  к 65 годовщине Великой Отечественной войне.  Дети войны они рано и быстро взрослели. И именно эта доля выпала на непростую судьбу этого удивительного человека....

Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе

В статье рассматриваются  возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности  через использование  комплекса методических и дидактических...

К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.

В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы  с учениками начальной школы....

Программа по краеведению для начальной школы

Программа  по  краеведению Кемеровской  области   для  начальной  школы  , расчитанная  на  четыре  года.  Можно  адаптировать  для...