Россия - моя Родина
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме

Долинина Наталия Викторовна

Урок окружающего мира (2 класс) УМК "Начальная школа XXIвек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet_okruzhayushchiy_mir.docx18.83 КБ
Файл prilozheniya_k_okruzhayushchemu_miru.docx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2.

Программа: « Начальная школа

Учебник: окружающий мир Н. Ф. Виноградовой.

Тема урока: « Россия – твоя Родина».

Цель урока:    Развитие активной творческой личности.

Задачи урока:

  1. Расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе.
  2. Познакомить с государственной символикой России.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, Родине.
  4. Воспитывать чувство патриотизма.
  5. Расширять словарный запас детей.

Оборудование:

  • Изображения герба, флага России
  • Звукозапись гимна России
  • Физическая карта России
  • Картины нашей Родины
  • Картина И. И. Левитана « Вечерний звон».
  • ИКТ

Ход урока.

I.Организационный момент.

 - Урок окружающего мира. Как и раньше будем узнавать новое об окружающем мире, будем учиться думать, рассуждать.

II.Новая тема.

  1. Сценка.

-Сегодня вернулась из командировки Мария Сергеевна со своей подругой Кэтрин, которая  является корреспондентом газеты « Ньюс». ( Держит флаг Америки).

- Из какой страны вернулась она?

- Как ее встретили дома, давайте посмотрим.

Сценка.

Действующие лица: автор, мама, Егор, Даша.

Автор: Вернулась из командировки мама. Она работала много месяцев в далекой стране Америке.

Выходит мама, обнимает сына и дочь и с волнением в голосе говорит.

Мама: - Ой, как же я соскучилась!

Егор: - И по папе?

Мама: - И по папе!

Даша: - И по бабушке?

Мама: - И по бабушке! Я скучала по нашему дому, нашей улице, даже по нашей полянке в лесу, где мы с вами летом гуляли.

Дети: - Тебе не понравилась Америка?

Мама: - Нет, Америка – красивая страна. И работа у меня была очень интересная. Но где бы человек ни находился и как бы ни было ему хорошо в другой стране, он скучает по родным местам, и он хочет скорее вернуться домой. Другая страна остается для него чужой, чужбиной, как говорили в старину.

Егор: - Почему?

Мама: Человек очень любит свою родину, дом, где родился, город, где прошло его детство, где до сир пор живут его близкие и друзья. Вот когда вы летом отдыхаете на даче, скучаете по городскому дому, по друзьям и школе?

Даша: - Да, и хотим быстрее вернуться домой!

Егор: - А зимой мы скучаем по нашему деревенскому дому, по друзьям, которые там остались.

2. Постановка учебной задачи.

- Откуда приехала Мария Сергеевна?

- Какое впечатление на нее произвела эта страна?

- О чем же сегодня пойдет речь на уроке?

- Как называется страна, где мы живем?

( См. приложение1, слайд1).

- А почему эта страна самая любимая?

3. Знакомство с понятиями: Отечество, Родина.

- Сейчас я хочу вам представить подругу Марии Сергеевны - Кэтрин, которая сегодня будет присутствовать на уроке.  Поприветствуем ее.

- Она получила задание в редакции газеты – подготовить материал, где бы рассказывалось о России. Давайте поможем Кэтрин, ведь она еще не очень хорошо знает нашу страну. А у России много имен. Запомните их.

( Звучит музыка, показ слайдов о России – См. приложение1, слайд2).

Рассказ учителя:

- Наше Отечество, наша Родина – матушка – Россия.

Отечеством мы зовем  Россию, потому что в ней жили испокон веку наши отцы и деды.

Родиной мы зовем ее, потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.

А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме России, хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

4.Россия на карте мира.

- Россия  - самая большая страна в мире. Посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша страна (показ).

От Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Мы все россияне, Мы – это русские, татары, башкиры, карелы, марийцы и другие. Всего 128 разных народов.

- Какой город является столицей России? (показ).

( СМ. приложение1, слайд3).

  1. Работа по учебнику (страница51).

- Какие другие имена есть у нашей страны?

      - Что же вы узнали о нашей Родине?

      - Давайте, сравним наш вывод с выводом, который дан в учебнике на странице 51.

      - Прочитайте про себя, вслух.

      - Как еще автор учебника  называет нашу Родину?

      - Как вы понимаете, что такое « Отчизна»?

      7. Стихотворение З. Александровой « Родина».

      - Послушайте стихотворение З. Александровой « Родина».

      - Что вы почувствовали, когда слушали это стихотворение?

      - А что представили?

      8. Картина И. И. Левитана « Вечерний звон».

      - Посмотрите, какую картину изобразил художник И. Левитан в  учебнике  на странице

      51.

      - Что он представил?

      - Найдите в учебнике последнее предложение пред картиной. Прочитайте.

      - Как же Левитан назвал свою картину? ( « Вечерний звон»).

      - Почему именно так?

9. Выставка.

- И. И. Левитан – наш соотечественник, художник, который долгое время жил в Ивановской области, в городе Плесе, и писал картины.

-А вот посмотрите, какие картины были представлены на семейный конкурс « Моя Родина».

Итог.

- Что же нового вы узнали для себя о нашей Родине?

- Вот этот материал и лучшие рисунки передаем Кэтрин для ее газеты. ( Кэтрин приклеивает материал на газету).

Физкультминутка.

Над Россией небо синее

                                                         И широкие поля.

                                                         И березки шепчут листикам:

                                                         « Мне Россия – дорога!».

10. Символика России.

- Кэтрин приехала к нам из Америки. А как вы догадались об этом?

- Флаг – один из символов страны.

- Кто знает, что такое символ? (см. словарь Ожегова).

- Что можно узнать по символам?

- Нужно ли знать символы своего государства?

- А какие государственные символы нашей страны, вы знаете?

11.Исследовательская работа.

- Теперь вы будете работать в группах. У каждой группы есть свой план работы, с помощью которого вам необходимо составить рассказ об одном символе России.

( См. приложение2) .

12. Рассказы детей о флаге, гербе России. Материал передают Кэтрин. Она его приклеивает на газету.

13. Гимн России.

Кэтрин: - Спасибо! А я хочу с вами поделиться своими знаниями о России.

 ( Рассказ о гимне).

- А теперь послушайте его.

- Прошу всех встать.

- Какие чувства вы испытали при прослушивании гимна?

- Почему мы должны гордиться своей страной?

- Почему мы встали, когда слушали гимн?

- Где и когда можно услышать гимн нашей страны?

14. Ивановская область – родной край.

- Не случайно гимн прославляет нашу страну.

Наша Ивановская область тоже славится своими мастерами – умельцами. Мастера Палеха - великие художники, которые делают и иллюстрации к книгам, и знаменитые палехские шкатулки (показ). Мастера Холуя – расписывают удивительными узорами посуду (показ). И наши ребята тоже стремятся прикоснуться к искусству, выполняют разные поделки. Небольшую часть вы видите на выставке.

15. Работа по учебнику страница 53.

- Прочитайте статью авторов нашего учебника на странице 53.

- Что для нас является родным краем?

- У нашего города тоже есть свой герб. О гербе города расскажет 3 группа.( Материал о гербе города Иваново дети передают Кэтрин).

III.Закрепление нового материала.

- А теперь, чтобы проверить, усвоили ли вы то, о чем мы говорили на уроке, предлагаю анаграмму, где необходимо составить слова, с которыми мы  сталкивались на уроке.

( См. приложение3). Работа в парах. Проверка.

- А сейчас, предлагаю выполнить небольшой тест по этой теме.

( См. приложение 4).

IV.Итог урока.

- Смогли ли Вам – Кэтрин, помочь?

Кэтрин: - Спасибо! Я очень много нового узнала о вашей стране и увезу с собой  большой запас знаний. А вам дарю частичку своего сердца – маленькие сердечки, которые возьмете после урока.

- Посмотрите, ребята, какой материал собран для газеты « Ньюс».

- Но о Родине можно говорить бесконечно, жизни не хватит, чтобы ее изучить.

V.Домашнее задание.

- Узнайте, какие памятные места есть в нашем городе. Чем знаменит наш город?

- Спасибо за работу. Урок окончен.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия – наша Родина.

Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...

Россия - наша Родина

Разработка урока ОРКСЭ по теме: Россия - наша Родина...

Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"

 Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края;                 формировать нравственно-эстетиче...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

презентация по окружающему миру "урок России" 1 класс "Россия - наша Родина"

презентация для урока по окружющему миру 1 класс. Хорошо подходит для национальных школ Республики Саха. Здесь дети узнают много нового про народы России, национальные костюмы разных народов многонаци...