Конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Кол Наталья Евгеньевна

  Конспект урока по окружающему миру для 1 класса  по учебнику А. А. Плешакова.

(УМК «Школа России»)

Тема урока:  Откуда берутся снег и лёд?

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок – исследование.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса  по учебнику А. А. Плешакова.

(УМК «Школа России»)

Тема урока:  Откуда берутся снег и лёд?

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок – исследование.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со свойствами льда и снега;
  • продолжать обучение практическому исследованию природных объектов, сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода;

Задачи урока:

  • повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года - зима;
  • проверить уровень усвоения темы через мини- тестирование;
  • формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают;
  •  развивать кругозор;
  • воспитывать умение работать в парах;
  • воспитывать любовь к родной природе, гордость за свою страну;

Планируемые результаты: учащиеся научатся проводить опыты по исследованию снега и льда и формулировать выводы; учащиеся должны усвоить, что снег и лёд – это замёрзшая вода.

Оборудование: для учащихся:

  • учебное пособие А. А. Плешакова “Мир вокруг нас”
  • рабочая тетрадь
  • для каждой пары учеников стаканчик со снегом и стаканчик со льдом для исследования;
  • листы цветной бумаги ( красная, белая, серая)
  • простой карандаш
  • цветные карандаши
  • конверты со знаками

для учителя:

  • мультимедийный проектор и экран;
  • презентация,
  • сравнительная таблица на доске “Свойства льда и снега”.
  • Молоток, салфетки

Ход урока

  1. Организационный момент. 

(Презентация, слайд № 1, звуковое оформление “Колокольчики”):

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!

  1. Актуализация знаний. Презентация, слайд № 2
  1. Беседа

-Ребята, а вы верите в чудеса? Как вы думаете, они бывают только в сказках? Я познакомлю с чудесами, которые происходят рядом с нами каждый день, но мы так к ним привыкли, что даже их не замечаем. Каждый день мы используем волшебное вещество, без которого наша жизнь просто бы не существовала. Оно может изменяться прямо у нас на глазах – за короткий промежуток времени из жидкого становится твёрдым или невидимым, а если мы возьмём его в руки, может стать опять жидким.

 Человек может прожить без этого  не более 2-3 дней.

              Наш организм на 65-70% состоит из этого.

              Человек за один год потребляет коло 60 000 литров этого вещества  только в процессе питания.

               -Догадались, о чём я говорю? Что уже знаете о воде?

- Послушайте стихотворение и подумайте, о каком оно времени года.

  1. Чтение учителем стихотворения

 Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала -

В поле вьюга загуляла.

                                Разбежалась с песней звонкой,

                                Все укрыла, как пеленкой,

                                Запушила снежным пухом -

                                Стало всюду пусто, глухо.

Не звенит река волною

Под одежкой ледяною;

Лес притих, глядит тоскливо,

Птиц не слышно хлопотливых.

Я. Купала

- О каком времени года это стихотворение? (О зиме). (Презентация, слайд №3). Вам нравится зима?

- О каких приметах зимы в нём говорится?

Мы поговорим о чудесах, которые происходят с  водой зимой.

3. Введение в работу. Мотивация. Повторение правил работы в группе.

- Сегодня необычный  урок. Вы должны успеть побывать и учёными-исследователями, и художниками, и даже учителями.

- Кто такие учёные-исследователи, чем они занимаются? (Презентация, слайд № 4 )

(проводят опыты и делают научные открытия)

- Какие качества необходимы,  по-вашему,  учёным, чтобы сделать научные открытия? (наблюдательность, терпение, трудолюбие)

- Как вы думаете, если учёные работают в группе, какие правила они должны соблюдать?

-Какие правила работы в группе вы знаете?

III. Самоопределение к деятельности.
             1. «Мозговой штурм»

- Послушайте загадки. Отгадав их, вы поймете, какова тема нашего сегодняшнего урока. (Презентация, слайд № 5 ):

  1. Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (снег)

2) Прозрачен, как стекло,
    А не вставишь его в окно.
 (лёд)

(На доске карточки со словами – снег, лёд)

(Презентация, слайд № 6):

- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О снеге и льде)

- Что хотели бы узнать о них вы?

- Как вы думаете, что бы хотел узнать о них Муравьишка – Вопросик?

2. Работа по учебнику.

- Прочитайте  тему урока на с. 68 учебника.

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока.

1) Беседа (Презентация, слайд № 7 ):

- Откуда же всё-таки берутся снег и лёд? (С неба, на реке. На лужах)

- Давайте воспользуемся загадками из учебника на с. 68. Может быть, они помогут точнее ответить на этот вопрос.

 2) Чтение в учебнике на с. 68 загадок, отгадывание. Беседа по содержанию.

а) 1 загадка

– Что названо серыми гусями? (тучи)

 - Какой из них летит белый пух? (снег)

 - Откуда он сыплется? ( с неба)

    2 загадка

- Что узнали о снеге из второй загадки? (в тепле снег тает, образуется вода)

   3 загадка

- О чём говорится в третьей загадке?

- Что названо камнем? ( лёд)

  4 загадка

- О каком мосту говорится в четвёртой загадке?

- Что за дедушка его строит?

- Как образуется лёд?

- Где вы видели лёд?

- Можно ли дома увидеть лёд? Как в домашних условиях получить лёд?

3) Обобщение

- Что общего у снега и льда? (В тепле тают, превращаются в воду)

- Верно. А если вода замёрзнет, что она образует? (Лёд)

- А видели ли вы когда-нибудь, чтобы из воды при замерзании образовался снег? ( Нет.  Он падает с неба в виде снежинок.) 

- Сегодня я хочу рассказать вам тайну снежинки. (Презентация, слайд №8)

Тайна снежинок

Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.

Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.

Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.

- Из чего же образуются снежинки?  Сколько у них лучиков? Бывают ли одинаковые снежинки?

4) Чтение вывода в учебнике. Сопоставление со своими рассуждениями.

- Давайте проверим, правильно ли мы ответили на вопросы. Прочитаем вывод на с. 69 учебника.

V. Физкультминутка.

 (Презентация, слайд № 9 )

VI. Продолжение работы по теме урока.

  1. Практическая работа в группах.

 (Презентация, слайд № 10 )

-Прочитайте план практической работы в группах на слайде.

              2.  Работа по плану.

А) С помощью учебника сформулируйте цель опытов.

- Прочитайте в учебнике на с. 68 задание для работы в группе.

Итак, цель нашей работы…

Прочитайте слова-помощники на доске.

Б) Рассмотрите и назовите предметы оборудования.

(Стаканы, цветная бумага, простой карандаш)

3. Проведение опытов.

Опыт 1.

-Рассмотрите снег и лёд. Попробуйте из снега сделать горку. Возьмите карандаш, сделайте ямку. А теперь тоже самое сделайте изо льда.

-Получилось? (Нет)

- Посмотрите, что сделаю я. (Накрываю кусок льда салфеткой, ударяю молотком)

- Что вы заметили? (Лёд разбился)

Сделайте вывод.

Проверьте по учебнику. Дополните предложение, подобрав слово-помощник.

Снег рыхлый, а лёд … (хрупкий).

Опыт 2.

А) –В стакане – снег. Какого он цвета? (Белый)

-Найдите среди цветных листов цвет снега. Почему снег белый? Как вы думаете? (Рассуждения детей)

(Презентация, слайд № 11 )

Из чего состоит снег?

Причина того, что снег белый,  в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым.

Белый цвет считается символом чистоты, добродетели, радости.    

Б) Придвиньте стаканчик со льдом к себе поближе. Какого цвета лёд?

Можно ли найти такой цвет среди листов цветной бумаги?

Сделайте вывод: имеет ли лёд цвет? ( Нет, он бесцветный).

Проверьте свой вывод по учебнику. Найдите слово-помощник на доске.

Снег белый, а лёд - …(бесцветный).

Опыт 3.

Положите снег и лёд на лист цветной бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А подо льдом?

Сделайте вывод.

Сравните с выводом в учебнике. Найдите на доске слова-помощники.

Снег непрозрачный, а лёд … (прозрачный).

Опыт 4.

Рассмотрите снег и лёд в стаканах.

Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом? (Они начали таять)

Сделайте вывод.

Сравните с выводом в учебнике. Найдите на доске слова-помощники.

В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

-А почему же снег и лёд зимой на улице не тают? (Зимой на улице холодно, мороз)

4. Обобщение выводов о свойствах снега и льда.

- Расскажите о свойствах снега и льда по записям на доске.

Снег                                                                  Лёд

рыхлый                                                        хрупкий

белый                                                           бесцветный

непрозрачный                                             прозрачный

в тепле тает                                                 в тепле тает

5. Оцените результаты работы (достигнута ли цель опытов)

-Какова была цель практической работы?

-Изучили ли вы свойства снега и льда? Оцените свою работу при помощи знаков.

Жёлтый круг – на все вопросы ответили правильно. Молодцы!

Зелёный круг – ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать!

Красный круг – не ответили на вопросы. Ай-ай-ай! Придётся начать сначала!

VII.  Физкультминутка.

VIII. Закрепление изученного.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
  1. – Откройте рабочую тетрадь на с. 46 . Найдите упражнение № 2.

- В каком столбике описаны свойства снега, а в каком – льда?

Соедините чёрточками.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего товарища. Оцените её.

Жёлтый круг – на все вопросы ответили правильно. Молодцы!

Зелёный круг – ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать!

Красный круг – не ответили на вопросы. Ай-ай-ай! Придётся начать сначала!

-У кого своя оценка совпала с оценкой товарища, поднимите руки.

2) Беседа «Откуда берутся снег и лед?». Выполнение задания №3 на с. 46 в рабочей тетради..

- Где же образуется снег? (В небе, в облаках)

- Вот как на этот вопрос ответил поэт.

                   Туча по небу гуляла

                   И случайно задремала.

                   Ветры буйные на воле

                   Увидали: туча спит,

                   Как перину распороли –

                   И оттуда пух летит –

                   В глазах рябит,

                   А поймаешь – холодит.                                В. Мусатов.

- Что за пух? Вспомните, как на прогулке рассматривали снежинки.

- Сколько лучей имеет каждая снежинка? Все ли снежинки одинаковые?

- О какой тайне снежинок мы сегодня узнали?

- А хотите побыть художниками и изобразить свою снежинку.

 Дорисуйте  снежинки в «Рабочих тетрадях» на с. 46,  упражнение № 3.

1 группа – 1 снежинку

2 группа – 2 снежинку

3 группа – 3 снежинку

- А где образуется лед? (В луже, в реке, на мокрой дороге)

3) Беседа о правилах безопасного передвижения по улице в гололёд

- Попробуйте доказать, что лёд может быть опасен.
(Презентация, слайд № 12 )

- Какие меры осторожности мы должны соблюдать?

К сожалению, лёд может быть опасным. Существуют такие природные явления, как гололёд и гололедица.
Гололёд – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды и мороси (тумана). Толщина льда при гололёде может достигать нескольких сантиметров.
Гололедица – тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания.

Гололёд и гололедица являются причинами травм пешеходов из-за падений. Особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга.

Вот как описывает это явление природы поэт И. Лешкевич в своём стихотворении «Гололёд».
Февраль был тёплый, как апрель, 
Внезапно подморозило,
А тут ещё снежку метель
На тротуар набросила.
Скользит автобус голубой:
Не зря шофёр волнуется –
Ребята-школьники гурьбой
Перебегают улицу.
Один упал, другой упал,
Поспешность не помощница:
Один затылок трёт рукой,
Другой от боли морщится.
Шофёр отвёл от них беду
(Так не всегда случается). . .
На мостовой шалить на льду,
Конечно, воспрещается. 
- Как вы думаете, можно ли в гололёд избежать травм?
- О чём важно помнить, выходя в гололёд из дома?
- В какой обуви нужно в этот период выходить из дома?

Правила передвижения по улице в гололёд.
1).Подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.
2).Прикрепите на каблуки металлические набойки, натрите наждачной бумагой подошву.
3).Наклейте на подошву изоляционную ленту (лейкопластырь). Наклейку сделайте крест-накрест или лесенкой.
4).Рассчитайте время движения, выйдите заранее, чтобы не торопиться.
5).Передвигайтесь осторожно, ступайте на всю подошву. При ходьбе ноги должны быть слегка расслаблены в коленях, руки свободны ( не заняты сумками).
6).Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения надо сжаться (напрячь мускулы, чтобы смягчить силу удара). 
Пожилым людям в гололёд лучше вообще не выходить из дома.

-А мы с вами будем всю зиму здоровыми и сможем любоваться красотами русской зимы.
4) Выполнение задания № 4 на с. 46 – 47 в рабочей тетради.

- Рассмотрите фотографии. Догадайтесь, из чего построена крепость?  Из чего сделаны рыбки?

( Из снега и льда).

  1. Рассказ учителя о зимних развлечениях.

(Презентация, слайд № 13 )

Зима в России традиционно была временем забав и праздников. Обилие снега располагало не только к подвижным играм, но и к творчеству. Никто не знает когда и кому пришло в голову слепить первую снежную бабу. Зато доподлинно известна дата основания Ледяного Дома, прославившего в 18 веке правительницу Анну  Иоанновну. 
В последние годы строительство ледовых скульптур и выставки фигур изо льда в разных странах приобрели популярность. Используя современные инструменты, скульпторы и художники  с большим мастерством мастерят ледяные шедевры и радуют публику всю зиму. Такие фестивали проводятся в Москве, в Санкт – Петербурге, Екатеринбурге и других городах нашей страны.

Снежный фестиваль  в японском городе Саппоро (северный остров Хоккайдо)  уже давно стал ежегодным и представляет собой настоящее путешествие в покои Снежной Королевы. Данный фестиваль ежегодно привлекает до 2 млн. человек, собирающихся из разных уголков страны

 

Особый зрительский интерес вызывают скульптуры — репродукции, выполненные в натуральную величину.

Для детей скульпторы создают любимых мультипликационных персонажей, в том числе из репертуара Уолта Диснея.

Но затем слава о снежных фестивалях распространилась и в других странах, по примеру Японии такие фестивали стали проводить в разных уголках планеты. Стали проводить соревнования.

  1. Рассказ об Олимпийских играх в Сочи.

- Как вы думаете, снег и лёд помогают укреплять здоровье?

Какие зимние виды спорта вы знаете?

Отгадайте загадки о зимних видах спорта

Один из видов зимних игр
Цель поразить и дальше в путь!
Спортсмен на лыжах и с ружьём
Так что же это?.......биатлон.

На санях с горки я лечу
По горке льдом покрытой всей
Эх, прокатил бы,– прокачу!
Хороший зимний спорт....бобслей.

В платьях, фраках и костюмах
По льду под  музыку катание
Какой красивый это спорт – 
Фигурное катание!!!

Клюшкой шайбу точно бей.
Любят все игру – хоккей!

Фристайл – какое слово!
Здесь акробатика, балет,
И по бугристой трассе спуск,
А страха не было, и нет!

К какому важному событию идёт подготовка  в нашей стране? (Презентация, слайд № 14 )

Это 22-е зимние Олимпийские игры. Данная Олимпиада является второй за все время для России. Первая, Олимпиада-80, но тогда проводилась летняя, а теперь будет зимняя Олимпиада. 

Олимпийские и Паралимпийские игры – крупнейшие и самые престижные в мире спортивные состязания, которые с нетерпением ждут миллионы любителей спорта. Игры походят один раз в четыре года. И их организация – высокая честь и большая ответственность.

Олимпийские Игры будут проходить в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года.

Паралимпийские Игры будут проходить с 7 по 16 марта 2014 года.

Сочи будет первым в истории Олимпийского движения городом с субтропическим климатом.

Сочи — это единственный в своем роде курорт, на котором вы сможете утром промчаться по заснеженным склонам на горных лыжах, а поздним вечером этого самого дня расслабится на теплом пляже, понежится в морских водах.

 (Презентация, слайд № 15 )

Талисманы

Горный спасатель-альпинист Леопард живет в кроне огромного дерева, которое растет на самой высокой скале в заснеженных горах Кавказа.

Леопард – прекрасный сноубордист, он научил этому виду спорта всех своих друзей и соседей. У Леопарда веселый нрав, он не может жить в одиночестве и очень любит танцевать.

За полярным кругом в ледяном иглу живет белый мишка.

Белый мишка с раннего детства воспитывался полярниками. Именно они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в керлинг. Но больше всего белому мишке понравилось кататься на спортивных санках. Он стал настоящим саночником и бобслеистом, а его друзья – тюлени и морские котики - с удовольствием наблюдают за его победами. Теперь они вместе устраивают соревнования по этим видам спорта, и долгой полярной ночью им некогда скучать!

Зайка – самая активная жительница зимнего леса. Ее друзья всегда удивляются – и как она все успевает!? Ведь Зайка не только успевает учиться в Лесной Академии на «отлично», помогать маме в семейном ресторанчике «Лесная запруда», но и участвовать в различных спортивных соревнованиях. Зайка уверяет своих друзей, что у нее нет никакого секрета: просто она очень любит спорт. А еще она любит петь и танцевать.

Девиз этой олимпиады –« Жаркие. Зимние. Твои.»

Считается, что этот пусть и короткий, но выражающий все настроение Олимпийских игр, девиз, позволит показать всю яркую натуру нашей страны.

Слово «жаркие», характеризует не только соперничество и дух победы, но и климат города, в котором будет проходить Олимпиада, ведь Сочи имеет субтропический климат.

Слово «зимние», которое характеризует не только время года, в котором будут проходить Олимпийские и Паралимпийские игры, но и символизируют то, как другие страны видят нашу страну, с сугробами и снежными полями.

А слово «твои» означает, что Олимпиада, это мероприятие не только всех стран, но и каждого отдельного человека, который сопереживает своим соотечественниками, как на трибунах, так и у экранов телевизора.

IX. Обобщение знаний.

Сегодня на уроке вы были и учеными и художниками, а теперь предлагаю вам побыть учителями. 
– Я написала небольшую работу, вам предлагаю проверить. Я буду читать предложения, если вы с ними согласны,  то говорите «да», идем дальше, а если вы не согласны -  «нет», мы останавливаемся и ищем правильный ответ. Приготовились?  (Презентация, слайд № 16)
 Снег при таянии превращается в воду (Да)
– Если вода замерзнет, она превращается в лёд (Да)
– Снег бесцветный (Нет)
– Лёд прозрачный (Да)

 Все снежинки одинаковые (Нет)
- Снег рыхлый (Да) 
– Лёд хрупкий (Да)

-У снежинки 5 лучиков (Нет)

- Гололёд и гололедица являются причинами травм пешеходов из-за падений. (да)

- Во время гололёда нужно выходить из дома заранее, чтобы не торопиться.(Да)

X. Итог урока.  (Презентация, слайд № 17)

- Молодцы! Все сегодня отлично поработали. Кем мы с вами были на уроке? Скажите, пожалуйста, что вас сегодня удивило на уроке?

Что расскажите родителям? О чём бы хотелось узнать поподробнее? Как это можно сделать?

XI. Рефлексия. 
Поднимите руки те, кто может с уверенностью сказать: « Мне понравился сегодняшний урок, я понял, откуда берутся снег и лёд!» (Презентация, слайд № 18)

Мы в очередной раз помогли Муравьишке-Вопросику найти ответ на вопрос. Значит, мы…

МОЛОДЦЫ!  

МКОУ СОШ №5 г. Нововоронеж - Кол Наталья Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"

Этот конспект разработан  для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и  групповыми признаками животных....

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс.

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по учебнику "Окружающий мир" (интегрированный курс) УМК "Гармония". Тема: " Как Московская Русь стала Российской Империей. Пётр Великий"....

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."...

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России")

Открытое занятие по окружающему миру "Что такое экономика?" (2 класс "УМК "Школа России")...

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....