рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Пашина Екатерина Валентиновна

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс"Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_tem_plan.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

                                       МАОУ «СОШ №12 с углубленным изучением немецкого языка»

принято                                                                                                                                          утверждаю

методическим объединением                                                                                 Директор МАОУ «СОШ№12»

учителей начальных классов                                                                                    Ракинцева Е. М.

Протокол №                                                                                                                «     » _____________ 2013г

от «___»______________2013г

                                                 Рабочая программа    

                                                                                   по предмету русский язык

                                                                                  на 2013-2014учебный год

                                                                                                                                                Составитель:

                                                                                                                                Пашина Екатерина Валентиновна

                                                                                                                      учитель первой квалификационной категории

                                                                                    г. Пермь

                                                                                       2013г.

                                                       Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы  разработанной А.А Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина  (М.: Баласс, 2012) Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по математике, возрастных особенностей младших школьников.

Курс «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

 Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Курс «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Содержание.2-й класс. «Наша планета Земля» (68 ч)

Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Введение (4 ч) Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.

Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца.  Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой.  Признаки хорошей и плохой погоды.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Формы земной поверхности (7 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.

Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Земля – наш общий дом (11 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света (10 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Повторение пройденного материала – 4 ч.

Часы по усмотрению учителя – 5 ч.

Требования к результатам освоения учебного курса « Окружающий мир»

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

объяснять влияние притяжения Земли;

связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

наблюдать за погодой и описывать её;

уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;

пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;

называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

оценивать правильность поведения людей в природе;

уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

                                             

№урока

Проверочная работа

Тема

4

№1

Из чего состоят все предметы

9

№2

Природные часы, календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус – модель Земли.

13

№3

Земля в космосе. Притяжение Земли. Смена дня и ночи.

18

№4

Смена времен года. Где на земле теплее. Погода и климат.

24

№5

План и карта. Глобус и карта.

28

№6

Что изображают на карте. Материки и океаны.

34

№7

Реки и озера. Равнины и горы.

35

№8

Моря и океаны.

46

№9

Экологические системы, природная зональность.

48

№10

Люди ,города и страны.

56

№11

Путешествие в дальние страны.

58

№12

Россия – наша Родина.

62

№13

Наша маленькая планета Земля.

10

Контрольная работа№1

Из чего состоят все предметы. Природные часы, календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус – модель Земли.

20

Контрольная работа№2

Земля в космосе. Притяжение Земли. Смена времен года. Где на земле теплее. Погода и климат.

36

Контрольная работа№3

Формы земной поверхности.

49

Контрольная работа№4

Экологические системы, природная зоны. Люди ,города и страны

65

Контрольная работа№5

За год.

                                             График проведения контроля

Для реализации программного содержания используются

следующие учебные пособия

1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Наша планета Земля. Учебник. В 2-х ч. – М.: Баласс, 2012.

2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. – М.: Баласс, 2012.

3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). – М.: Баласс, 2011.

Календарно-тематическое планирование по предмету « Окружающий мир» 68 часов ( 2 часа в неделю)

дата

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

Оценочная деятельность

предметные

Универсальные учебные действия

Вид контроля

форма

1

Введение.

Как мы будем учиться.

Вводный

Знакомство с новым учебником, основными разделами курса, правилами работы на уроке, условными обозначениями в учебниках и тетрадях. Обучение приемам оценивания своей деятельности на уроках.

Знание структуры новой учебной книги, её содержания.

Умение пользоваться книгой.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2

Общие слова – понятия.

УОНМ

Выделение существенных понятий и некоторых правил, которые позволяют людям объяснять действительность, систематизировать полученныё знания. Формирование умения различать отдельные конкретные предметы и более широкие абстрактные понятия.

Знание отличительных свойств природных объектов и изделий. Умение сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства; сравнивать и различать объекты живой или неживой природы, приводить примеры явлений природы.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Организовывать учебное взаимодействие в группе; владеть монологической и диалогической формами речи.

3

Из чего

состоят все предметы.

УОНМ

Содействие развитию умения детей правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит.

Знание элементарных сведений о трех состояниях веществ. Умение выделять существенные свойства предметов, сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеть монологической и диалогической формами речи.

4

Из чего

состоят все предметы.

Проверочная работа №1.

Комбинированный

Обучение различению твердых веществ, жидкостей и газов. Знакомство со способами превращения вещества из одного состояния в другое.

Умение отличать предмет от вещества, из которого он состоит.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Текущий

5

Природные часы.

УОНМ

Знакомство с регулярностью (закономерностью) движения небесных тел, прежде всего, Солнца и Луны относительно Земли.

Знание связи смены дня и ночи и времен года с вращением Земли; знать о вращении Земли вокруг Солнца. Умение использовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы; объяснять необходимость наклона оси глобуса.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из словаря, энцикло-педий.

6

Календарь и компас.

УОНМ

Расширение кругозора учащихся. Развитие логического мышления и речи.

Знание последовательности событий в течение суток; знать о значении вращения Земли вокруг своей воображаемой оси. Умение различать утро, вечер, день, ночь, времена года по основным признакам; пользоваться календарем и часами.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Сопоставлять и отбирать

информацию, полученную из различных источников.

7

Земля имеет форму шара.

УОНМ

Знакомство с фактами, свидетельствующими о том, что Земля – огромный шар. Знакомство с понятиями «горизонт», «линия горизонта». Развитие речи и логического мышления учащихся.

Знание фактов, доказывающих, что Земля имеет шарообразную форму. Наличие представления о том, что такое горизонт.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).

8

Глобус – модель Земли.

УОНМ

Закрепление понимания детьми шарообразности Земли. Обучение умению демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси.

Знание, что такое глобус, экватор. Умение объяснять раскраску глобуса, показывать параллели и меридианы. Наличие представления о поверхности Земли.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез. Выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов.

9

Повторение.

Проверочная работа № 2.

Комбинированный

Повторение ранее изученного материала, проверка уровня его усвоения.

Знание последовательности событий в течение суток, в течение года. Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы.

Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

текущий

10

Контрольная работа № 1.

УКЗ

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

Знание основных понятий: глобус, ось, экватор, полюса, полушария, полярные круги, тропики, материки, океаны, компас, природные часы, стороны света, горизонт. Умение применять полученные знания на практике.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев; совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

тематич

11

Земля в

космосе.

УОНМ

Знакомство с тем, что регулярность движения Солнца относительно Земли связана с обращением Земли вокруг Солнца и своей оси; с основными типами небесных светил. Закрепление понятия «Солнечная система». Знакомство учащихся с названиями и основными особенностями планет, с причинами такого явления, как «солнечное затмение».

Знание названий планет Солнечной системы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из сети Интернет. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).

12

Притяжение Земли.

УОНМ

Знакомство с Законом всемирного тяготения и его основными проявлениями. Познакомить учащихся с интересными фактами из жизни Исаака Ньютона.

Наличие представления о Законе всемирного тяготения. Умение объяснять простейшие явления окружающей действительности, связанные с земным притяжением.

Объяснять явления, процессы окружающей действительности с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

13

Смена дня и ночи.

Проверочная работа № 3.

Комбинированный

Знакомство учащихся со связью смены дня и ночи с вращением Земли вокруг собственной оси, с последовательностью событий в течение суток.

Наличие представлений о часовых поясах, о продолжительности дня в разных широтах.

Объяснять, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или

плохие.

текущий

14

Смена времен года (продолжение).

Комбинированный

Знакомство учащихся с вращением Земли как причиной смены времен года. Развитие умения давать характеристику времени года по определенному плану. Расширение кругозора учащихся, развитие речи, памяти и мышления учащихся.

Знание о связи смены времен года с обращением Земли вокруг Солнца; о том, что прямые солнечные лучи нагревают поверхность Земли больше, чем косые. Умение различать времена года по основным признакам, демонстрировать обращение Земли вокруг Солнца.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

15

Где на Земле теплее?

УОНМ

Знакомство учащихся с особенностями природных условий различных участков земного шара в зависимости от их расположения на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.

Умение характеризовать природные условия различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и характером их освещения солнечными лучами.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

16

Погода и

климат.

УОНМ

Обучение умению различать погоду и климат.

Знание некоторых признаков, с помощью которых можно предсказать погоду; основных видов осадков и причин их появления.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

17

Урок-тренинг.

Проверочная работа №4.

Комбинированный

Обобщение знаний по разделу «Земля и солнце». Повторение

ранее изученного материала. Организация проверки уровня его усвоения.

Знание обязательного минимума (требований программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

текущий

18

Контрольная работа №2.

УКЗ

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала.

Уметь применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

тематич

2 четверть (14 часов)

19

Погода и

климат (продолжение).

УОиСЗ

Формирование у учащихся умений описывать и объяснять причины происходящих погодных явлений. Развитие речи учащихся.

Наличие преставления о том, что такое температура, термометр.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет).

20

План и карта.

УОНМ

Знакомство учащихся с отличиями изображения на глобусе и картах, особенностями изображения суши и водной части.

Формирование умения ориентироваться на глобусе и карте.

Знание понятий «карта» и «глобус»; о том, что глобус – уменьшенная модель Земли; о том, что такое параллели и меридианы, маршрут. Понимание условных обозначений на глобусе и карте. Владение элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений). Умение показывать на карте части света, материки и океаны

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

21

План и карта

(продолжение).

Знакомство учащихся с планами и картами.

Выработка у учащихся навыков использования планов и карт.

Знакомство учащихся с понятием «масштаб», уметь определять масштаб на картах.

Наличие понятия о карте и плане. Знание, что такое маршрут. Понимание условных обозначений на плане и карте. Владение элементарными умениями читать карту. Умение показывать на карте части света, материки и океаны.

Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Уметь составлять простой и сложный план текста.

22

Глобус и

карта.

Знакомство учащихся с глобусом и картой полушарий. Формирование у учащихся умения работать с картой: узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

Наличие понятия о глобусе. Знание о том, что глобус – уменьшенная модель Земли; знать, что такое параллели и меридианы. Понимать условные обозначения на глобусе. Владеть элементарными умениями читать карту. Умение показывать на глобусе части света, материки и океаны.

Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Организовывать учебное взаимодействие в группе.

23

Проверочная работа № 5.

УКЗ

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

текущий

24

Что изображают на карте.

Урок повторения

Формирование у учащихся умения работать с картой; умения узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

Владение элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений).

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

25

Что изображают на карте

(продолжение).

УОиСЗ

Формирование у учащихся умения работать с картой. Развитие речи, памяти и мышления. Расширение кругозора учащихся.

Владение элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений).

Выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов.

26

Материки и океаны.

УОНМ

Знакомство учащихся с понятиями «часть света», «материк».

Формирование умений узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

Умение работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владение монологической и диалогической формами речи.

27

Повторение.

Проверочная работа № 6.

Комбинированный

Повторение ранее изученного материала. Проверка уровня его усвоения.

Умение работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия.

Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки своей работы.

текущий

28

Реки и озёра.

УОНМ

Знакомство учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводности.

Знать особенности гор, равнин, рек, озер, морей, океанов, островов и полуостровов; составные части рек; крупные реки (Волга, Енисей, Дунай, Обь, Урал); особенности озера Байкал; моря России. Умение находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).

29

Реки и озёра

(продолжение).

УОиСЗ

Знакомство учащихся с особенностями озер (пресные – солёные, проточные – бессточные). Формирование у учащихся умения находить важнейшие реки и озера на карте и правильно показывать их.

Знание особенностей озера Байкал, морей России. Умение находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны.

Отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

30

Повторение. Проверочная работа № 7.

Комбинированный

Повторение ранее изученного материала, проверка уровня его усвоения, умений применять знания на практике.

Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить 31полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

текущий

31-32

Резерв.

3 четверть (20 часов)

33

Равнины и горы.

УОНМ

Знакомство учащихся с понятием «равнина»; умение на примере равнин связывать воедино различные географические понятия. Знакомство учащихся с изображением равнин на карте.

Знать расположение Уральских, Кавказских гор; Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Умение находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны.

Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Владение монологической и диалогической формами

речи.

34

Равнины и горы (продолжение).

УОиСЗ

Формирование умения правильно показывать и называть равнины и горы на карте. Знакомство учащихся с особенностями и природой гор, причинами их возникновения.

Умение работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе изучаемые географические объекты и их названия.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

35

Моря

и острова.

Проверочная работа № 8.

Комбинированный

Знакомство учащихся с особенностями островов и полуостровов. Обучение нахождению островов и полуостровов на карте. Знакомство учащихся с особенностями окружающих сушу соленых водоемов – морей; с животным и растительным миром морей.

Наличие представлений о том, что такое море, рифы. Умение показывать на карте моря: Баренцево, Чёрное, Балтийское, Охотское, Берингово; различать острова и полуострова, классифицировать моря по различным свойствам.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

текущий

36

«Учимся решать жизненные задачи».

Контрольная работа № 3.

УКЗ

Обобщение знаний учащихся по разделу «Что изображают на глобусе и картах». Развитие интереса к изучению окружающего мира. Совершенствование умения ориентироваться по карте.

Проверка знания учащихся по изученным темам.

Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Уметь принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы.

тематич

37

Экологические системы.

УОНМ

Знакомство учащихся с понятием «экосистема», с особой ролью живых организмов на Земле.

Знать, что такое экосистема; особенности природных сообществ родного края. Умение давать характеристику экосистемы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

38

Экологические системы (продолжение).

Комбинированный

Формирование умения давать характеристику экосистеме, определять связи, характерные для той или иной экосистемы.

Знать основные природные зоны, о смене природных зон на поверхности Земли. Умение показывать по карте природные зоны, распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. Организовывать учебное взаимодействие в группе.

39

Природная зональность.

УОНМ

Знакомство учащихся с понятием «природная зона» и проявлением природной зональности. Формирование у учащихся умения объяснять закономерное чередование природных зон на территории планеты и связь этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли; умений работать с картой.

Знание особенностей природных зон, растительного и животного мира. Умение показывать по карте природные зоны, называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте; объяснять особенности каждой зоны, её климата, взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

40

Природные зоны холодного пояса.

УОНМ

Знакомство учащихся с пейзажем природной зоны холодного пояса, её климатом и природными условиями, растительностью и животным миром.

Умение узнавать природные зоны по их особенностям, находить их на карте природных зон.

Уметь представлять информацию в виде таблиц, схем; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

41

Леса как особенность природной зоны умеренного пояса.

УОНМ

Знакомство учащихся с пейзажем природной зоны лесов умеренного пояса, её климатом и природными условиями, растительность и животным миром, с отличием хвойных и лиственных лесов.

Знание о том, что такое тайга, лиственные леса. Умение называть основных представителей флоры и фауны лесной зоны.

Владеть монологической и диалогической формами речи. Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.

42

Засушливые зоны умеренного пояса.

УОНМ

Знакомство учащихся с пейзажем природной зоны степей и пустынь, её климатом и природными условиями, растительностью и животным миром; с приспособленностью живых организмов к условиям степей и пустынь, их зависимостью от неживых компонентов. Формирование умения узнавать природные зоны по их особенностям.

Знание основных природных зон; особенностей природных зон, растительного и животного мира. Умение показывать по карте природные зоны, распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения; описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

43

Путешествие в тёплые края (самостоятельная

подготовка докладов).

Урок-конференция

Знакомство детей с природной зоной жаркого тропического пояса, его особенностями и обитателями. Обучение подготовке сообщений на заданную тему.

Умение представлять перед одноклассниками и учителем найденный материал о тропических пустынях и тропических лесах, самостоятельно отбирать учебный и дополнительный материал, составлять план своего выступления.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

44

Горные

экосистемы.

УОНМ

Знакомство учащихся с природными условиями, растительностью и животным миром гор, явлением высотной поясности, сменой природных условий по мере подъема вверх.

Умение объяснять, что такое высотные пояса, приводить примеры названий горных животных и растений.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

45

Природные катастрофы.

УОиСЗ

Знакомство учащихся с понятием «чрезвычайные ситуации природного характера», с причинами и последствиями возникновения землетрясений.

Знание о причинах возникновения природных катастроф, знать правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев.

46

Повторение. Проверочная работа № 9.

Комбинированный

Повторение ранее изученного материала. Проверка уровня его усвоения.

Знание особенностей различных природных зон, умение находить их на карте, давать краткую характеристику природной зоны.

Уметь решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.

текущий

47

Люди, города и страны.

УОНМ

Знакомство учащихся с особенностями распространения людей по природным зонам, со связью хозяйства человека с природными условиями. Развитие речи, памяти и мышления учащихся. Знакомство учащихся с политической картой мира. Развитие у учащихся умения работать с картой.

Знание герба столицы, основных достопримечательностей Москвы. Наличие представления о человечестве. Умение показывать на карте крупнейшие страны и города.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

48

Люди, города и страны. Проверочная работа №10.

Комбинированный

Развитие речи, памяти и мышления учащихся. Знакомство учеников с политической картой мира. Развитие у учащихся умения работать с картой.

Знание о том, что такое расы. Умение объяснять причины возникновения сельского хозяйства. Наличие представления о некоторых шагах развития человечества.

Уметь работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.

текущий

49

Контрольная работа № 4.

УКЗ

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умений применять полученные знания.

Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала.

Умение применять полученные знания в конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

тематич

50

Путешествие тучки по

Европе.

УОНМ

Знакомство учащихся с важнейшими странами Европы, населяющими их людьми, их достижениями. Формирование у учащихся умения работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию.

Умение показывать на карте части света, географические объекты в различных частях света.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

51

Путешествие тучки по

Европе (продолжение).

Комбинированный

Расширение кругозора учащихся. Стимулирование познавательной активности учащихся, желания узнавать новое.

Знание о том, что такое политическая карта мира. Умение называть и показывать крупнейшие европейские страны: Великобританию, Францию, Италию, Германию, Украину.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

52

Азия.

УОНМ

Знакомство с важнейшими странами Азии, населяющими их людьми, их достижениями, с родиной некоторых предметов, которые нас окружают.

Формирование у учащихся умения работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию.

Знание особенностей географического расположения Азии.

Умение показывать на карте крупнейшие азиатские страны: Китай, Японию и Индию.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Организовывать учебное взаимодействие в группе.

4 четверть (16 часов)

53

Путешествие в дальние страны. Африка.

УОНМ

Знакомство учащихся с природой Африки, населяющими её людьми, их достижениями, с родиной некоторых предметов, которые нас окружают. Формирование у учащихся умения работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию.

Знание особенностей географического расположения Африки. Умение показывать Африку на карте; приводить примеры животных Африки.

 

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполнять логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи.

54

Путешествие в дальние страны. Северная Америка.

Комбинированный

Знакомство детей с природой и странами Америки, населяющими их людьми, их достижениями. Знакомство детей с историей открытия Америки, интересными фактами жизни Христофора Колумба. Формирование у школьников умения работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию.

Умение находить и показывать на карте континенты и части света, называть представителей животного и растительного мира Северной Америки. Наличие представлений об истории открытия Америки.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Организовывать учебное взаимодействие в группе.

55

Путешествие в дальние страны. Южная Америка.

УОиСЗ

Формирование у учащихся умения работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию.

Знание представителей животного и растительного мира Южной Америки.

Точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами

речи.

56

Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида.

Проверочная работа №11.

УКЗ

Знакомство учащихся с природой и особенностями Австралии и Антарктиды, населяющими их людьми, их достижениями. Формирование у учащихся умения работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию.

Знание особенностей природы Австралии и Антарктиды, животного и растительного мира. Умение узнавать животных по рисункам.

Находить цель учебной деятельности, искать средства её осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

текущий

57

Россия – наша Родина.

УОНМ

Знакомство учащихся с достопримечательностями своей страны, области, района, села.

Воспитание любви к родному краю.

Знание русских путешественников. Умение использовать различные виды карт для получения информации.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Уметь решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.

58

Россия – наша Родина.

Проверочная работа № 12.

Комбинированный

Знакомство учащихся с достопримечательностями своей страны, области, района, села. Развитие речи учащихся. Воспитание любви к родному краю.

Знание особенностей климата и рельефа России, известных людей своей страны. Умение называть и показывать на карте свою стану, ее столицу, различать главные достопримечательности России.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с

другом).

текущий

59

Экскурсии.

Ориентирование на местности

Урок-

экскурсия

Обучение ориентированию на

местности с помощью плана и

компаса.

Знание правил поведения в природе. Умение фиксировать свои наблюдения, давать характеристику рельефа.

Владение монологической и диалогической формами речи. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

60

Экскурсии.

Формы земной поверхности и водоёмы

Урок-

экскурсия

Повторение взаимосвязи между всеми живыми организмами озера, леса.

Знание правил поведения в природе. Умение определять цели экскурсии, давать характеристику природных особенностей своего села, фиксировать свои наблюдения.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

61

Наша маленькая планета Земля.

УОНМ

Расширение знаний учащихся о нашей планете.

Знание о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах её спасения.

Давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.

62

Наша маленькая планета Земля.

Проверочная работа №13.

Комбинированный

Создание условий для понимания детьми следующего факта: могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий людей.

Владение навыками бережного отношения к природе.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

текущий

63

Повторение изученного

за год.

УОиСЗ

Обобщение и систематизация знаний, полученных учащимися в ходе изучения курса.

Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

64

Повторение изученного

за год.

Урок

повторения

Стимулирование познавательной активности учащихся, интереса к изучению предмета.

Умение применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения.

Уметь работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.

65

«Учимся решать жизненные задачи».

Контрольная работа №5.

УКЗ

Проверить уровень усвоения учащимися изученного материала, умение применять полученные знания.

Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех учеников, исходя из имеющихся критериев.

итогов

66-68

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100

Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс

Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....