конспект урока по окружающему миру "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Пивоварова Наталья Васильевна

Предмет: Окружающий мир  3 класс.

Тема: Органы чувств человека.

Цель: Обобщение знаний учащихся об органах чувств человека.

Задачи:1.Обобщить и углубить знания учащихся об органах чувств, познакомить со строением и функциями.

             2.Развивать умение находить нужную информацию; работать в группе.

             3.Воспитывать чувства любви и заботы к окружающей природе и собственному организму.

Оборудование, наглядные материалы: плакат «Человек-часть природы»; модель уха, глаза; таблицы-строения (глаз, ухо, язык, нос, кожа); ТСО-магнитофон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_organy_chuvstv_3_klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Познание  мира, 3 класс.

Тема: Органы чувств человека.

Цель: Обобщение знаний учащихся об органах чувств человека.

Задачи:1.Обобщить и углубить знания учащихся об органах чувств, познакомить со строением и функциями.

             2.Развивать умение находить нужную информацию; работать в группе.

             3.Воспитывать чувства любви и заботы к окружающей природе и собственному организму.

Оборудование, наглядные материалы: плакат «Человек-часть природы»; модель уха, глаза; таблицы-строения (глаз, ухо, язык, нос, кожа); ТСО-магнитофон.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учащиеся рассаживаются в группы –   жетоны пяти цветов.

Сегодня мы с вами  обобщим знания по теме «Органы чувств». Условия работы:

1.Отвечать четко, использовать таблицы, рефераты.

2.Работать в группе, взаимодействовать с товарищами.

3. Уметь слушать товарища.

2.Объявление темы урока. Постановка цели урока.

Вступительное слово учителя:

Мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека. Белинский говорил: «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод». И чем  больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться и сегодня на уроке, и на последующих уроках в старших классах.

-Прочитайте предложение: «Человек- часть природы».

-Как вы это понимаете? …Ответы детей.

Человек-живое существо, которое тесно взаимосвязано с природой и не может жить без нее.

Учитель: Человек-это дитя природы и состоит он из 100000000000000 (ста триллионов) малюсеньких клеточек, а каждая из них состоит из всех веществ окружающей нас природы.

-Для чего нужно знать свой организм?  (Чтобы беречь свое здоровье)

-А какие органы помогают нам приспосабливаться к окружающему миру? (органы чувств)

-Какие органы чувств известны?

Задание для групп: соедини стрелками

       Глаза                 орган слуха

       Уши                   орган вкуса

       Нос                     орган зрения

       Кожа                   орган обоняния

       Язык                    орган осязания       Проверка по шаблону.

3. Обобщение знаний.

1).Учитель показывает яблоко.

-Что помогает вам увидеть это красивое яблоко? (глаза)

-Органом, какого чувства являются глаза? (зрения)

Некогда слово «глаз» означало в русском языке камень-кругляк или шарик, а для обозначения глаза употреблялось слово « око»- « очи», сохранившиеся и поныне в русском языке и в поэтической речи ( в пословицах, поговорках, сказках)

-Послушайте, что расскажет вам….(названный ученик из группы «глаза» зачитывает свой доклад). Учащиеся по таблице рассматривают и рассказывают об устройстве глаза.

-Почему люди носят очки? (для защиты глаз от солнца или для коррекции зрения)

Загадка: «Маленький, кругленький, а до неба достанет». Что это?

Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье человеку дают глаза. Благодаря зрению мы получаем 80% информации.

Задания в группах: нарисуйте, что вредно для органа зрения. Как нам нужно беречь зрение?

2). Звучит мелодия по магнитофону.

-Что это?

-Что помогает вам услышать звук? (органы слуха - уши)

Ученик рассказывает о строении уха, используя таблицу и модель уха, зачитывает информацию из реферата.

Учитель: В нашем внутреннем ухе находится улитка. Почему ее можно назвать самой быстрой улиткой в мире? (она молниеносно передает сигналы в мозг)

-Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух? (Правила ухода)

-Что опаснее всего для слуха? (Шум!!!)

3) - А сейчас следующая загадка: «Между двух светил, в середине я один». (Нос)    

Распространяется запах …освежителя воздуха. Что почувствовали?

Нос-это орган обоняния. Обоняние-это способность человека воспринимать запахи.

Игра: ученику завязывают глаза, необходимо определить предмет по запаху (чеснок, лимон, яблоко). Какой орган помогает определять по запаху?

   Названный ученик из группы дает информацию по реферату на тему «Нос».

Учитель: Объясните смысл фразеологизмов: зарубить на носу, задирать нос, водить за нос, нос не дорос.

-  Как  же нам сохранить обоняние?  (беречь организм от простуды, не курить)

4)  Опыт:  На столах у учащихся блюдца с белым, кристаллическим, сыпучим веществом.

Дети пробуют (соль, сахар, лимонная кислота).

-Что вы попробовали? Какое оно на  вкус? Какой орган помог определить, что на блюдце?

Язык- орган вкуса. С помощью его мы определяем сладкое, горькое или кислое.

      Загадка: «Всегда во рту, а не проглотишь».

-Что вы знаете о нем? Ученик из группы рассказывает по реферату; по таблице и рисунку показывает его строение.

С помощью языка мы определяем вкус пищи и узнаем, годиться ли она для употребления. Кончик языка чувствителен к сладкому, корень языка - к горькому, а края языка – к кислому, на язычке есть вкусовые сосочки.

5)  Игра: « Определи предмет». У учителя мешочек, внутри находятся предметы, сделанные из разных материалов. На ощупь дети определяют предмет и материал, из которого он сделан.

 ( медвежонок – резина, заколка – пластмасса, стакан – стекло, ложка – металл, линейка – дерево).

 -Что помогло вам определить, из чего сделаны эти предметы? (кожа)  

    Кожа – орган осязания. Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка нашего, а сложный орган с многими функциями. Дополнительную информацию предлагает ученик из группы.

По таблице учащиеся рассматривают  состав кожи. Она состоит из трех слоев: первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяет жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности  и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу и боли. Наиболее чувствительная  кожа на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней и по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти. Итак, второй слой – это сама кожа.

Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

-Что поддерживает постоянную температуру тела? (выделение пота)

Вместе с потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается  много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинаются размножаться микробы. На 1 см 2 кожи находится до 40000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.  Повторение правил гигиены.

4. Итог урока. Оценивание.

Учитель: Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!»

-Как это понять? (рассуждения учащихся)

 Мозг – главный орган. Теперь сосчитайте, сколько у нашего главного мозга разведчиков помощников – телеграфистов. Всего их 5 , а могут рассказать обо всем , что есть на свете.

   Молодцы, вы хорошо подготовились к уроку.

Проведем графический диктант ( Если «да», то +, если «нет».то -.)

  1. Нос- орган обоняния.
  2. Язык – орган слух.
  3. Уши – орган вкуса.
  4. Кожа – орган осязания.
  5.  У человека 6 органов чувств.
  6. Человек с помощью ушей различает голос и звук.
  7. Вредные привычки помогают человеку.

Оценивание в паре. Ключ проверки: + - - + - + + -.

                                   «5»- без ошибок

                                   «4» - 1-2 ошибки

                                   «3» - 3-4 ошибки.

Все группы возьмитесь за руки, как диаграммки.  

- Сколько вас?  (5 групп)

-Сколько органов чувств? (5)

Объединитесь все группы вместе в большой круг.

Все органы нужны и должны дружно работать.

И мы должны взаимодействовать между собой, как один целый организм.

5.Домашнее задание.

1) Найдите интересный материал про кожные образования- ногти и волосы.

2) Составьте кроссворд по теме.

 

 

                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Наши помощники-органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру  "Наши  помощники-органы  чувств" во 2 кл. Цель:  создать условия для формирования представления об органах чувств, углубить и расширить знания ...

Конспект урока по окружающему миру для 1класса: «Твои помощники – органы чувств»

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа XXI век" с использованием Сингапурских обучающих структур , формирующий представление об органах чувств и их значением в ж...

Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств" 3 класс.

Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств" 3 класс....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ.» 3 КЛАСС ЗПР

Цели:1. Обобщить знания детей об органах чувств человека.2. Развивать практические навыки, наблюдательность, умение работать в группе.3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.Планируемый р...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Твои помощники - органы чувств".

План -конспект урока по окружающему миру на тему:"Твои помощники - органы чувств" по программе  "Начальная школа XXI век" 1 класс....

Конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века) «Мир чувств и эмоций»

Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций».  Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами....