Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Органы чувств. 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Окружающий мир. Тема: Органы чувств. 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx_organy_chuvstv.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока: Органы чувств. 3 класс.
Цель: показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;
расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.
Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.
Закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;
Воспитательные: содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
УУД:
Личностные УУД:
- положительное отношение и интерес к изучению человека
– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;
– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
–– желание вести здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;
– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);
– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;
– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).
Коммуникативные УУД:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;
– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению
Познавательные УУД:
- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);
– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;
– использовать словари и другую справочную литературу;
– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;
– представлять результаты учебной работы в разных формах.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- положительное отношение и интерес к изучению человека
– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;
– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
–– желание вести здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;
– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);
– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;
– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).
Коммуникативные УУД:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;
– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению
Познавательные УУД:
- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);
– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;
– использовать словари и другую справочную литературу;
– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;
– представлять результаты учебной работы в разных формах.
Основные понятия: органы чувств, исследование, восприятие
Ресурсы: электронная презентация, наборы для практической работы, карточки с заданием.
Формы урока: фронтальная, групповая.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Говорить друг другу «Здравствуй!», значит желать здоровья.
- У вас на парте у каждого лежит конверт со смайликами. Выберете тот смайлик, который соответствует вашему настроению на начало урока (хорошее, отличное и немного грустное). Покажите. А теперь отложите его на край стола. Хорошо.
2. Актуализация знаний учащихся.
-Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Мы и наше здоровье)
- С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (Организм человека)
-Какие науки нам помогают изучить наш организм?
-Для чего нам нужно изучать свой организм?
- Какие органы человеческого организма вы уже знаете, можете назвать?
-Молодцы, вы хорошо ответили на все вопросы!
3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
Послушайте четверостишие.
Чтобы окружающий мир изучать,
Нужно уметь наблюдать,
Признаки предметов всех выделять,
Их общие и различные свойства отмечать.
-Скажите, какие слова вам будут сегодня помогать на уроке?
Запишите эти слова в листе наблюдений. Шаг 1.
Сегодня мы с вами будем изучать то, что вам всем уже известно. Но прежде, чем назвать тему урока, мы проведем некоторые исследования и назовем тему нашего урока. Работать мы с вами будем в группах. Вы все уже разделены на 5 групп. Давайте вспомним правила работы в группе.
Вы должны распределить роли. В каждой группе есть чтец, докладчик и хронометрист. Чтец читает задание, докладчик рассказывает, а хронометрист следит за временем. Распределите роли в группе. Общие правила: в разговоре должен участвовать каждый, говорить нужно спокойно и ясно и только по делу.
У вас на столах лежат различные предметы. Вы должны будете в течение 5 минут определить, что за предметы у вас находятся и какой орган вам помог определить эти предметы. Все вместе записываете вывод в своих листах наблюдений. Шаг 2. В каждой группе на столе лежит конверт с заданием. Чтец читает задание, хронометрист следит за временем, а докладчик рассказывает исследование. Читайте задание внимательно, для ответов используйте слова для справок. Приступаем к выполнению исследования.
Пять закрытых коробок с предметами
Задание 1. Не заглядывая в коробку, достать яблоко.
Вывод: Какой орган позволило справиться с заданием?
Задание 2. Выбрать картон синего цвета
Вывод: Какой орган помогал?
Задание 3. Определить по звуку предмет
Вывод: Какой орган помог выполнить задание?
Задание 4. В какой из упаковок сок апельсиновый?
Вывод: Как определили вкус сока?
При помощи чего узнал?
Задание 5. В каком из мешочков кофе?
Вывод. - При помощи чего узнал? Опиши ощущения.
Молодцы! Вы все справились с заданием.
- Органы, которые вам помогали, это какие органы?(дети перечисляют)
-Ребята, а как можно их назвать одним словом? (Органы чувств)
- Правильно. Это и будет нашей темой урока. Запишите ее в листе наблюдений. Шаг 3.
Сформулируйте учебную задачу, которую мы будем решать на уроке
-Познакомимся с …… органами чувств
-Узнаем, для чего… они нам нужны.
-Научимся …… их беречь и ухаживать.
4. Изучение нового материала.
- У человека пять органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире. Сегодня мы поговорим о них подробнее.
- Чтобы узнать, о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку.
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)
Глаза – это орган зрения.
Наш глаз похож на маленькое яблоко, это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу. Разноцветный кружок – это радужная оболочка. А черная точка – зрачок, через нее лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим.
А вы знаете, что у самого большого в мире животного (голубого кита) самые большие глаза, величиной с футбольный мяч, около 23 см в диаметре. А у орла очень высокая острота зрения – он может увидеть зайца с высоты 3 км.
Орган зрения нужно беречь, т.к он нам помогает видеть окружающие нас предметы, их форму, цвет, размер. Откройте учебник на стр. 126 и прочитайте, как нужно беречь орган зрения. Сделаем вывод: мы узнали, что к органам чувств относится орган зрения.
- Какой? ( глаза)
- Ребята, из учебника вы узнали, что для снятия напряжения, глазам нужна гимнастика.
5. Физминутка для глаз (снятие напряжения)
1. Посмотрите вверх, вниз - 3 раза,
2. Посмотрите вправо, влево – 3 раза,
3. Открыть, закрыть глаза – 3 раза,
4. Посмотреть на кончик носа,
5. Закрыть глаза, досчитав до пяти, открыть.
Продолжение работы над новым учебным материалом.
Орган слуха.
Игра «Угадай голос»
- Сейчас мы с вами немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово – ЗДОРОВЬЕ.
Водящий должен определить, чей голос он слышит.
Какой орган помог ведущим угадывать? (Уши – орган слуха)
- Слух – способность человека воспринимать звуковые волны.
Интересный факт: Кость хорошо проводит слух. Когда вы грызете сухарики, то слышите сильный треск, а рядом сидящий человек слышит его очень слабо. Даже Бетховен когда оглох, но слушал музыку с помощью трости. Один конец он ложил на рояль, а другой держал в зубах.
Орган слуха нужно беречь. Давайте прочитаем правила, как нужно беречь орган слуха на с. 127.
Сделаем вывод: Мы узнали, что к органам чувств относится орган .. слуха.
- Какой? (уши)
6. Физминутка.
Встали прямо, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке.
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!
Продолжение работы над новым учебным материалом.
Орган обоняния
О чем дальше пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку.
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет … (нос)
Нос – орган обоняния
Можно ли посчитать сколько на свете запахов?
Факт: наш нос помнит до 50 000 запахов.
Рассмотрим строение носа: ноздри, носовая полость и обонятельная функция. Также, как и другие органы чувств, орган обоняния нужно беречь. Прочитаем правила, как нужно беречь орган обоняния.
Вывод: мы узнали, что к органам чувств относится орган обоняния.
- Какой? (нос)
Орган вкуса
Чтоб попробовать компот,
Есть у человека …(рот)
- Язык помогает нам различать вкус еды.
Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.
Язык – орган вкуса.
У языка вкусовые зоны распределены неравномерно. Давайте рассмотрим наш язык. На кончике языка – зона сладкого вкуса. Передние боковые края отвечают за соленый вкус, задние боковые края отвечают за кислый вкус, а корень языка за горький.
Интересный факт: на языке находятся 5 млн вкусовых луковиц, которые через 10 дней отмирают и появляются новые. Отпечаток языка уникален, как и отпечаток пальца. Давайте прочитаем, как нужно беречь орган вкуса.
Вывод: мы узнали, что к органам чувств относится орган вкуса.
- Какой? (язык)
Орган осязания
- И еще одна загадка.
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша … (кожа)
Кожа – орган осязания.
Давайте вспомним, бывало ли так, катаясь на велосипеде, или играя в мяч, вы падали, получали ссадины, травмы кожи, которые потом нужно было обработать. Было очень больно. Кожа – это защитный организм, который защищает нас от попадания в организм вредных микробов. Кожа бережет нас от жары и от холода. Под горячими лучами солнца кожа загорает, при этом делается плотной и смуглой, не дает перегреваться внутренним органам. От холодного ветра кожа покрывается пупырышками, закрывающими поры, и не дает холоду проникать внутрь организма.
Но это ещё не все.
Кожа помогает нам дышать Через поры впитывается воздух, который необходим каждой клеточке
Кожа все время сообщает нам, что происходит с нашим телом: холодно ему или жарко, давит на него что-нибудь, царапает или жжет. Например, сядет на лоб муха – и кожа тотчас нам об этом доложит.
Кожа помогает органам освобождаться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч потовых железок, выделяющих капли пота. А другие крохотные железки – сальные - выделяют жир. Покрывая кожу тонкой непроницаемой пленкой, этот жир закрывает отверстия пор и преграждает путь разным микробам. Наша кожа постоянно обновляется. Её верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.
Вывод: мы узнали, что к органам чувств относится орган осязания.
- Какой? (кожа)
6. Первичное закрепление материала.
Работа в группах (уч.: с. 126 – 128)
- А сейчас выполним задание в ваших листах наблюдений. Шаг 4.
Дополните высказывание.
- Итак, давайте проверим, что же у нас подучилось?
- Молодцы!
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Я бы хотела у вас спросить, все ли органы у вас были задействованы?
- Сколько органов чувств есть у человека?
- Перечислите их.
- Как нужно беречь наши органы чувств?
Вы сегодня все хорошо поработали и я предлагаю вам оценить себя. Обведите оценку в листе наблюдений. А я проверю и поставлю вам свои оценки.
- Отметьте смайликом свое настроение в конце урока
Вы, ребята, сегодня хорошо поработали на уроке, а чтобы у вас хорошо работали органы чувств я угощу вас мандаринками. Какой орган чувств у вас сейчас будет работать?
- А орган обоняния работает?
- А ещё какой орган работает?
Эти мандаринки нам напоминают приближение какого праздника?( Нового года)
8. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Органы чувств". Окружающий мир. 1 класс.
Полная разработка урока "Органы чувств" . Окружающий мир. 1 класс. УМК 21 век....
Конспект - урока "Органы чувств" 3 класс
урок - исследования...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...
Конспект урока "Органы чувств".
Урок"Органы чувств" в 1 классе....
3 класс Конспект урока Органы чувств
Организационный момент.Эмоциональный настрой детей.Приветствие. (В руках у учителя воздушный шарик)- Давайте представим, что это голова человека, что тут не хватает? (Ответы детей)(У него нет ли...
3 класс Конспект урока Органы чувств
Организационный момент.Эмоциональный настрой детей.Приветствие. (В руках у учителя воздушный шарик)- Давайте представим, что это голова человека, что тут не хватает? (Ответы детей)(У него нет ли...
Конспект урока Органы чувств по окр миру 3 кл
ОРганы чувств...