Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: Органы чувств. 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Окружающий мир. Тема: Органы чувств. 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  по окружающему  миру

Тема урока: Органы чувств. 3 класс.

Цель: показать роль и специфику разных органов чувств,  связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;

расширить  знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.

Закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;
Воспитательные: содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету. 

УУД:

Личностные УУД:  

- положительное отношение и интерес к изучению человека

– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

–– желание вести здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Коммуникативные УУД:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

Познавательные УУД:

- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

– использовать словари и другую справочную литературу;

– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

– представлять результаты учебной работы в разных формах.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:  

- положительное отношение и интерес к изучению человека

– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

–– желание вести здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Коммуникативные УУД:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

Познавательные УУД:

- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

– использовать словари и другую справочную литературу;

– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

– представлять результаты учебной работы в разных формах.

Основные понятия: органы чувств, исследование,  восприятие

Ресурсы: электронная презентация, наборы для практической работы, карточки с заданием.

Формы урока: фронтальная, групповая.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Говорить друг другу «Здравствуй!», значит желать здоровья.

- У вас на парте у каждого лежит конверт со смайликами. Выберете тот смайлик, который соответствует вашему настроению на начало урока (хорошее, отличное и немного грустное). Покажите. А теперь отложите его на край стола. Хорошо.

2. Актуализация знаний учащихся.

-Ребята, какой раздел мы начали изучать?   (Мы и наше здоровье)

- С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?  (Организм человека)

-Какие науки нам помогают изучить наш организм? 

-Для чего нам нужно изучать свой организм?

- Какие органы человеческого организма вы уже знаете, можете назвать?

-Молодцы, вы хорошо ответили на все вопросы!

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Послушайте четверостишие.

Чтобы окружающий мир изучать,

Нужно уметь наблюдать,

Признаки предметов всех выделять,

Их общие и различные свойства  отмечать.

-Скажите, какие слова вам будут сегодня помогать на уроке?

Запишите эти слова в листе наблюдений. Шаг 1.

Сегодня мы с вами будем изучать то, что вам всем уже известно. Но прежде, чем назвать тему урока, мы проведем некоторые исследования и назовем тему нашего урока. Работать мы с вами будем в группах. Вы все уже разделены на 5 групп. Давайте вспомним правила работы в группе.

Вы должны распределить роли. В каждой группе есть чтец, докладчик и хронометрист. Чтец читает задание, докладчик рассказывает, а хронометрист следит за временем. Распределите роли в группе. Общие правила: в разговоре должен участвовать каждый, говорить нужно спокойно и ясно и только по делу.

У вас на столах лежат различные предметы. Вы должны будете в течение 5 минут определить, что за предметы у вас находятся и какой орган вам помог определить эти предметы. Все вместе записываете вывод в своих листах наблюдений. Шаг 2.  В каждой группе на столе лежит конверт с заданием. Чтец читает задание, хронометрист следит за временем, а докладчик рассказывает исследование. Читайте задание внимательно, для ответов используйте слова для справок. Приступаем к выполнению исследования.

Пять закрытых коробок с предметами

Задание 1.     Не заглядывая в коробку, достать яблоко.

Вывод: Какой орган  позволило справиться с заданием?

Задание 2.   Выбрать картон синего цвета

Вывод:  Какой орган помогал?

Задание 3.   Определить по звуку предмет

Вывод: Какой орган помог выполнить задание?

Задание 4.  В какой из упаковок сок апельсиновый?

Вывод: Как определили вкус сока?

При помощи чего узнал?

Задание 5. В каком из мешочков кофе?

Вывод. - При помощи чего узнал? Опиши ощущения.

Молодцы! Вы все справились с заданием.

- Органы, которые вам помогали, это какие органы?(дети перечисляют)

-Ребята, а как можно их назвать одним словом? (Органы чувств)

- Правильно. Это и будет нашей темой урока. Запишите ее в листе наблюдений. Шаг 3.

Сформулируйте учебную задачу, которую мы будем решать на уроке  

-Познакомимся с ……    органами чувств

-Узнаем,  для  чего…      они нам нужны.

-Научимся ……            их  беречь и ухаживать.

4. Изучение нового материала.

- У человека пять органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире. Сегодня мы поговорим о них подробнее.

- Чтобы узнать, о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку.

Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит. (Глаза)

Глаза – это орган зрения.

Наш глаз похож на маленькое яблоко, это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу. Разноцветный кружок – это радужная оболочка. А черная точка – зрачок, через нее лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим.

А вы знаете, что у самого большого в мире животного (голубого кита) самые большие глаза, величиной с футбольный мяч, около 23 см в диаметре. А у орла очень высокая острота зрения – он может увидеть зайца с высоты 3 км.

Орган зрения нужно беречь, т.к он нам помогает видеть окружающие нас предметы, их форму, цвет, размер. Откройте учебник на стр. 126 и прочитайте, как нужно беречь орган зрения. Сделаем вывод: мы узнали, что к органам чувств относится орган зрения.

- Какой? ( глаза)

- Ребята, из учебника вы узнали, что для снятия напряжения, глазам нужна гимнастика.

5. Физминутка для глаз (снятие напряжения)

1. Посмотрите вверх, вниз - 3 раза,

2. Посмотрите вправо, влево – 3 раза,

3. Открыть, закрыть глаза – 3 раза,

4. Посмотреть на кончик носа,

5. Закрыть глаза, досчитав до пяти, открыть.

Продолжение работы над новым учебным материалом.

Орган слуха.

Игра «Угадай голос»

- Сейчас мы с вами  немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово – ЗДОРОВЬЕ.

Водящий должен определить, чей голос он слышит.

Какой орган помог ведущим угадывать? (Уши – орган слуха)

- Слух – способность человека воспринимать звуковые волны.

Интересный факт: Кость хорошо проводит слух. Когда вы грызете сухарики, то слышите сильный треск, а рядом сидящий человек слышит его очень слабо. Даже Бетховен когда оглох, но слушал музыку с помощью трости. Один конец он ложил на рояль, а другой держал в зубах.

Орган слуха нужно беречь. Давайте прочитаем правила, как нужно беречь орган слуха на с. 127.

Сделаем вывод: Мы узнали, что к органам чувств относится  орган .. слуха.

- Какой? (уши)

6. Физминутка.

Встали прямо, подтянулись,

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнёмся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьём ладошкой,

Прыгаем на правой ножке.

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала ещё раз!

Продолжение работы над новым учебным материалом.

Орган обоняния  

О чем дальше пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку.

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различать поможет … (нос)

Нос – орган обоняния  

Можно ли посчитать сколько на свете запахов?

Факт: наш нос помнит до 50 000 запахов.

Рассмотрим строение носа: ноздри, носовая полость и обонятельная функция. Также, как и другие органы чувств, орган обоняния нужно беречь. Прочитаем правила, как нужно беречь орган обоняния.

Вывод: мы узнали, что к органам чувств относится орган обоняния.

- Какой? (нос)

Орган вкуса

Чтоб попробовать компот,

Есть у человека …(рот)

- Язык помогает нам различать вкус еды.

Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.  

Язык – орган вкуса.

У языка вкусовые зоны распределены неравномерно. Давайте рассмотрим наш язык. На кончике языка – зона сладкого вкуса. Передние боковые края отвечают за соленый вкус, задние боковые края отвечают за кислый вкус, а корень языка за горький.

Интересный факт: на языке находятся 5 млн вкусовых луковиц, которые через 10 дней отмирают и появляются новые. Отпечаток языка уникален, как и отпечаток пальца. Давайте прочитаем, как нужно беречь орган вкуса.

Вывод: мы узнали, что к органам чувств относится орган вкуса.

- Какой? (язык)

Орган осязания

- И еще одна загадка.

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое…

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша … (кожа)

Кожа – орган осязания.

Давайте вспомним, бывало ли так, катаясь на велосипеде, или играя в мяч, вы падали, получали ссадины, травмы кожи, которые потом нужно было обработать. Было очень больно. Кожа – это защитный организм, который защищает нас от попадания в организм вредных микробов. Кожа бережет нас от жары и от холода. Под горячими лучами солнца кожа загорает, при этом делается плотной и смуглой, не дает перегреваться внутренним органам. От холодного ветра кожа покрывается пупырышками, закрывающими поры, и не дает холоду проникать внутрь организма.

Но это ещё не все.

Кожа помогает нам дышать Через поры впитывается воздух, который необходим каждой клеточке

Кожа все время сообщает нам, что происходит с нашим телом: холодно ему или жарко, давит на него что-нибудь, царапает или жжет. Например, сядет на лоб муха – и кожа тотчас  нам об этом доложит.

Кожа помогает органам освобождаться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч потовых железок, выделяющих капли пота. А другие крохотные железки – сальные - выделяют жир. Покрывая кожу тонкой непроницаемой пленкой, этот жир закрывает отверстия пор и преграждает путь разным микробам. Наша кожа постоянно обновляется. Её верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.

Вывод: мы узнали, что к органам чувств относится орган осязания.

- Какой? (кожа)

6. Первичное закрепление материала.

Работа в группах (уч.: с. 126 – 128)

- А сейчас выполним задание в ваших листах наблюдений. Шаг 4.

Дополните высказывание.

 - Итак, давайте проверим, что же у нас подучилось?

- Молодцы!

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Я бы хотела у вас спросить, все ли органы у вас были задействованы?

- Сколько органов чувств есть у человека?

- Перечислите их.

- Как нужно беречь наши органы чувств?

Вы сегодня все хорошо поработали и я предлагаю вам оценить себя. Обведите оценку в листе наблюдений. А я проверю и поставлю вам свои оценки.

- Отметьте смайликом свое настроение в конце урока

Вы, ребята, сегодня хорошо поработали на уроке, а чтобы у вас хорошо работали органы чувств я  угощу вас мандаринками.  Какой орган чувств у вас сейчас будет работать?

- А орган обоняния работает?

- А ещё какой орган работает?

Эти мандаринки нам напоминают приближение какого праздника?( Нового года)

8. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Органы чувств". Окружающий мир. 1 класс.

Полная разработка урока "Органы чувств" . Окружающий мир. 1 класс. УМК 21 век....

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Конспект урока "Органы чувств".

Урок"Органы чувств" в 1 классе....

3 класс Конспект урока Органы чувств

Организационный момент.Эмоциональный настрой детей.Приветствие.  (В руках у учителя воздушный шарик)- Давайте представим, что это голова человека, что тут не хватает? (Ответы детей)(У него нет ли...

3 класс Конспект урока Органы чувств

Организационный момент.Эмоциональный настрой детей.Приветствие.  (В руках у учителя воздушный шарик)- Давайте представим, что это голова человека, что тут не хватает? (Ответы детей)(У него нет ли...