3 класс Конспект урока Органы чувств
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тен Павел Ильич
  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей.

Приветствие.

 

(В руках у учителя воздушный шарик)

- Давайте представим, что это голова человека, что тут не хватает? (Ответы детей)


(У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта)


- А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем? (Ответы детей)
(Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.
Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу
Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать. Не различали бы запахи.
Рот нужен нам для еды
Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал)

 

- А что вы чувствуете, когда на улице мороз? (Ответы детей)

(Мы чувствуем холод)

 

  1. Постановка проблемы.


- Всё это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире

 

Есть пять помощников на службе у тебя,
                  Не замечая, их используешь шутя:
                  Глаза тебе даны, чтоб видеть,
                 А уши служат, чтобы слышать,
                 Язык во рту, чтоб вкус понять,
                 А носик - запах различать, 
                 Руки - чтоб ласкать, трудиться,
                 Воды из кружечки напиться.
                 И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.

(Во время чения стихотворения учитель клеит на шарик заранее подготовленные : глаза, уши, рот с языком, нос)

О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием. (Органы чувств).

 

 

  1. Определение темы, цели и задач урока

В помощь вам головоломка:

ТЫНАГОРВСЧУВ

На доске буквы

 

Это будет темой нашего урока – Органы чувств.

 

- Давайте поставим  цель нашего урока.

- Для чего мы сегодня собрались? (Ответы  детей: для  выяснения, какой  орган  чувств самый главный).

 

Наша цель: Узнать об органах чувств человека, есть ли среди них главный орган?
 

- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование

- Кстати, кто такие исследователи? (ответы детей)


(Это люди, которые что-то изучают, исследуют и открывают)


- Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

- Так что же будет предметом нашего исследования? Кого или что мы будем исследовать?


(Мы будем исследовать человека.)


- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.

 

  1. Выдвижение гипотез.

 

- Как вы считаете какой орган самый нужный? (ответы детей)

 

Все

 

-Какой орган чувств самый главный? (предположения детей)

 

  1. Проверка гипотезы.

 

- А теперь представьте, что у человека не было бы зрения

  1. Орган зрения.

Игра «Чудесный мешочек».

В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

- У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

- Какой цвет этого предмета?

- Почему не можем сказать? (Предмет не видно)

- А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

 

- Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол любой из предметов)
- Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
(Потому, что мы не видели.)


- Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

- Что вам помогло?

- Какой вывод ВЫ сделаете?

(Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас)

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему?

 

Сообщение – орган зрения (совместно со слайдом на интерактивной доске)

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего горят о человеке.

В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

-Берегите зрение!

Правила

1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

 

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган зрения очень важен.)

Физкультминутка (для глаз)

 

- А теперь представьте, что у человека не было бы слуха

 

  1. Орган слуха.

Игра «Угадай- ка».

-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай- ка». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий  должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

- Что помогало ведущим угадывать?

(Слух)

 

А теперь один из участников надевает наушники (строительные «Антизвуковые»), а я шепотом буду говорить, стоя к нему спиной команды: подними руки, присядь и т.п.

- Почему ты не выполнил мои задания?

(Не слышал)

 

-Какой мы можем сделать вывод? Что такое слух? Для чего он нам? (ответы детей)

 (Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.Чтобы различать речь и другие звуки)

 

Сообщение – орган слуха (совместно со слайдом на интерактивной доске)

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее

ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Береги уши (памятка)

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

 

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен.)

Физминутка.

Релаксация. Звуки природы. Дети слушают музыку.

 

 

- А теперь представьте, что у человека не было бы носа

3. Орган обоняния.

-А сейчас  вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, духи на ватке у них стойкий запах)

-Что? Как узнали?

- Какой орган чувств помогает услышать запах?

- Как называется этот орган чувств?  (нос)

- Какой вывод сделаем?

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

 

Сообщение – орган обоняния (совместно со слайдом на интерактивной доске)

Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.

Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.

Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.

Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.

Огорчения, волнения временно притупляют обоняние. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Как сохранить обоняние? 

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

 

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)

 

Следующий орган я вам называть не буду – попробуйте отгадать! Закройте глаза.

4.Орган вкуса

( Вызываются участники и им на подносе дают попробовать лимон, конфету, помидора)

- А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, помидора? (Язык)

- Можно ли при помощи ушей определить вкус? (нет)

- У меня две одинаковые конфеты, только одня кислая, вторая сладкая, определите с помощью глаз где какая? (определить невозможно)

- Какой вывод мы сделаем?

(Язык помогает различать вкус)

 

Сообщение – орган вкуса (совместно со слайдом на интерактивной доске)

«Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое.

А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.

А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.

Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? (Орган вкуса тоже очень важен.)

 

 

- И еще один орган чувств

5. Орган осязания.

Игра «Узнай, что это?»

- И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человека. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или  кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый (грузик, гиря).

- Что чувствуешь?  (Тепло, боль, холод)

- Что помогает определить, какой это предмет?

- Сделаем выводы

(С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания)

- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

-Так что такое осязание?

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

 

Сообщение  орган осязания (совместно со слайдом на интерактивной доске)

Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие  в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.

Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

 

Вывод: – Какой орган чувств  помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем? (Орган осязания тоже очень важен.)

 

  1. Представление результатов

Общий вывод.

-  Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?   (ответы детей)

- Какой же орган самый главный? Самый нужный? (ответы детей)

Работа со слайдами

  • Работа по учебнику
  • Работа в рабочей тетради
  • Карточки «Кроссворд»

 

  1. Рефлексия

 

 

  1. Домашнее задание

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv_3_klass.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3  класс

Предмет: окружающий мир

Тема: « Органы чувств».

Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых  природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  • Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы; 
  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Методы: 

Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока:  урок – исследование.

Основные понятия: органы чувств

Форма работы : фронтальная, групповая

Планируемый результат  :  

Знать

 - названия органов чувств;    

- признаки органов чувств

Уметь:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы органов чувств;

- ставить опыты с помощью учителя;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей.

Приветствие.

(В руках у учителя воздушный шарик)

- Давайте представим, что это голова человека, что тут не хватает? (Ответы детей)


(У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта)


- А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем? (Ответы детей)
(Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.
Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу
Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать. Не различали бы запахи.
Рот нужен нам для еды
Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал)

- А что вы чувствуете, когда на улице мороз? (Ответы детей)

(Мы чувствуем холод)

  1. Постановка проблемы.


- Всё это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире

Есть пять помощников на службе у тебя,
                  Не замечая, их используешь шутя:
                  Глаза тебе даны, чтоб видеть,
                 А уши служат, чтобы слышать,
                 Язык во рту, чтоб вкус понять,
                 А носик - запах различать, 
                 Руки - чтоб ласкать, трудиться,
                 Воды из кружечки напиться.
                 И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.

(Во время чения стихотворения учитель клеит на шарик заранее подготовленные : глаза, уши, рот с языком, нос)

О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием. (Органы чувств).

  1. Определение темы, цели и задач урока

В помощь вам головоломка:

ТЫНАГОРВСЧУВ

На доске буквы

Это будет темой нашего урока – Органы чувств.

- Давайте поставим  цель нашего урока.

- Для чего мы сегодня собрались? (Ответы  детей: для  выяснения, какой  орган  чувств самый главный).

Наша цель: Узнать об органах чувств человека, есть ли среди них главный орган?

- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование 

- Кстати, кто такие исследователи? (ответы детей)


(Это люди, которые что-то изучают, исследуют и открывают)


- Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

- Так что же будет предметом нашего исследования? Кого или что мы будем исследовать?


(Мы будем исследовать человека.)


- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.

  1. Выдвижение гипотез.

- Как вы считаете какой орган самый нужный? (ответы детей)

Все

-Какой орган чувств самый главный? (предположения детей)

  1. Проверка гипотезы.

- А теперь представьте, что у человека не было бы зрения

  1. Орган зрения.

Игра «Чудесный мешочек».

В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

- У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

- Какой цвет этого предмета?

- Почему не можем сказать? (Предмет не видно)

- А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

- Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол любой из предметов)
- Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
(Потому, что мы не видели.)


- Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

- Что вам помогло?

- Какой вывод ВЫ сделаете?

(Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас)

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему?

Сообщение – орган зрения (совместно со слайдом на интерактивной доске)

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего горят о человеке.

В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. 

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

-Берегите зрение!

Правила 

1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган зрения очень важен.)

Физкультминутка (для глаз)

- А теперь представьте, что у человека не было бы слуха

  1. Орган слуха.

Игра «Угадай- ка».

-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай- ка». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий  должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

- Что помогало ведущим угадывать?

(Слух)

А теперь один из участников надевает наушники (строительные «Антизвуковые»), а я шепотом буду говорить, стоя к нему спиной команды: подними руки, присядь и т.п.

- Почему ты не выполнил мои задания?

(Не слышал)

-Какой мы можем сделать вывод? Что такое слух? Для чего он нам? (ответы детей)

 (Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.Чтобы различать речь и другие звуки)

Сообщение – орган слуха (совместно со слайдом на интерактивной доске)

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее

ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Береги уши (памятка)

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен.)

Физминутка.

Релаксация. Звуки природы. Дети слушают музыку.

- А теперь представьте, что у человека не было бы носа

3. Орган обоняния.

-А сейчас  вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, духи на ватке у них стойкий запах)

-Что? Как узнали?

- Какой орган чувств помогает услышать запах?

- Как называется этот орган чувств?  (нос)

- Какой вывод сделаем?

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

Сообщение – орган обоняния (совместно со слайдом на интерактивной доске)

Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.

Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.

Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.

Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.

Огорчения, волнения временно притупляют обоняние. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Как сохранить обоняние?  

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)

 

Следующий орган я вам называть не буду – попробуйте отгадать! Закройте глаза.

4.Орган вкуса

( Вызываются участники и им на подносе дают попробовать лимон, конфету, помидора)

- А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, помидора? (Язык)

- Можно ли при помощи ушей определить вкус? (нет)

- У меня две одинаковые конфеты, только одня кислая, вторая сладкая, определите с помощью глаз где какая? (определить невозможно)

- Какой вывод мы сделаем?

(Язык помогает различать вкус)

Сообщение – орган вкуса (совместно со слайдом на интерактивной доске)

«Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое.

А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.

А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.

Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? (Орган вкуса тоже очень важен.)

- И еще один орган чувств

5. Орган осязания.

Игра «Узнай, что это?»

- И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человека. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или  кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый (грузик, гиря).

- Что чувствуешь?  (Тепло, боль, холод)

- Что помогает определить, какой это предмет?

- Сделаем выводы

(С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания)

- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

-Так что такое осязание?

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

Сообщение  орган осязания (совместно со слайдом на интерактивной доске)

Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие  в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.

Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

Вывод: – Какой орган чувств  помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем? (Орган осязания тоже очень важен.)

  1. Представление результатов

Общий вывод.

-  Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?   (ответы детей)

- Какой же орган самый главный? Самый нужный? (ответы детей)

Работа со слайдами

  • Работа по учебнику
  • Работа в рабочей тетради
  • Карточки «Кроссворд»

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема урока: "Органы чувств".

Урок окружающего мира в 1 классе по программе ОС "Школа 2100". Тип урока - урок-исследование. Формаа работы - групповая. Конспект урока, предлагаемый по данной теме, подходит ко всем пр...

Конспект урока "Органы чувств". Окружающий мир. 1 класс.

Полная разработка урока "Органы чувств" . Окружающий мир. 1 класс. УМК 21 век....

Конспект урока "Органы чувств".

Урок"Органы чувств" в 1 классе....

3 класс Конспект урока Органы чувств

Организационный момент.Эмоциональный настрой детей.Приветствие.  (В руках у учителя воздушный шарик)- Давайте представим, что это голова человека, что тут не хватает? (Ответы детей)(У него нет ли...