Конспект урока по окружающему миру на тему: "Твои помощники - органы чувств".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Батуринец Евгения Викторовна

План -конспект урока по окружающему миру на тему:"Твои помощники - органы чувств" по программе  "Начальная школа XXI век" 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 1-й класс. Тема "Твои помощники - органы чувств"

Цель: познакомить детей с органами чувств и их значением.

Задачи:

 Образовательные:   Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека; 

Развивающие: способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать, группировать, развивать познавательный интерес к природе.

Воспитывающие: воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств, умение работать  в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность, совершенствовать культуру речи..

Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать  развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)

Ход урока                                                                                                               

Организационный момент.

Ребята, скажите вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

Тема урока: "Наши помощники – органы чувств".

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? 
– Кто является нашими помощниками в познании мира? Предположите!
– Ребята, вы знаете, кто такие исследователи?
– Хотели бы вы себя попробовать в научной исследовательской деятельности? Я предоставляю вам такую возможность, сегодня на уроке мы все станем исследователями!
– Кто такие исследователи? Исследователь выдвигает гипотезы, и вы это уже сделали!!!
– Исследователь ставит перед собой задачи, которые должен выполнить. Какие задачи поставите вы перед собой на уроке?

Узнать:

1. Почему органы чувств человека называют помощниками?

 2. Сколько органов чувств у человека?

Исследование 1

– Отгадайте загадку и скажите, какой первый предмет нашего исследования, то – что мы будем вместе изучать.
Есть у каждого лица два оконца.
                                                                                                                                                  На ночь сами закрываются , а с восходом                                                                                                                              сами открываются. (Глаза)

 

– Проделаем небольшой опыт:                                                                                                                       – Что у меня в руке? (Шар)
   – Какой он формы? (Круглой)
   – Какого размера? (Большой) 
   – Какого цвета? (Зелёный)
   – Как он может двигаться?
   – Какой орган чувств вам помог в данном опыте? (Глаза) 
   – Какой вывод можно сделать? ( Глаза помогают нам видеть. Помогают определить цвет, форму предметов, их движение, читать книги, смотреть телевизор.)

Вывод:При помощи глаз мы  получаем больше всего информации об окружающем  нас мире,

познаём его красоту. Недаром говорят:«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

 Кто догадался, глаза  –  это орган чего? (зрения) 

Как вы думаете, а надо ли беречь глаза?                                                                                                        Откройте учебник на с.58. В каком из этих случаев мальчик бережёт зрение?                                              

  1. Телевизор смотреть следует на расстоянии не ближе 2-3 метров
  2. Не наклоняться низко при письме
  3. Не читать лежа.
  4. При письме свет должен падать слева.  
  5. Не тереть глаза грязными руками.

Физкультминутка для глаз.

-Для того, чтобы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз. ( Зажмурить, поморгать; вверх, вниз, вправо, влево; на доску – в окно)

1.Зажмурить глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2.Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 10 раз.

3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтём пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

4. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Игра " Полезно-вредно"

Но достаточно ли человеку иметь только этот орган чувств?

Исследование 2. 

– Проведем опыт: закройте глаза. Представим, что мы в очень тёмном месте, где глаза ничего не видят. Они не участвуют в эксперименте – честно закроем двумя ладошками!
(Учитель хлопает в ладоши)
– Что произошло? (Хлопок)
– Продолжаем опыт. (Учитель рвет бумагу)
– Что произошло сейчас? (Порвали бумагу) 
– Как вы догадались, ведь глаза у вас были закрыты? (Услышали)
– Какой орган вам в этом помог? (Уши) 
– Какой вывод можно сделать? (Уши помогают нам слышать, понимать, кто или что нас окружает. Благодаря слуху – мы избегаем неприятных или опасных громких
 шумов.)

Вывод:  Уши – орган слуха. С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно для нас важно слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаем друг другу свои мысли, знания.                                                                                           – Как вы думаете какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух? (Защищать уши от сильного шума, от ветра, регулярно мыть уши, не ковырять в ушах, если уши заболели, обратиться к врачу).                                                                                                                                            Откройте учебник на с 57-ой,  рассмотрите  картинку в низу страницы. Какие ошибки допускают дети? (Громко слушают музыку.)

Массаж ушных раковин (стоя).

На ушах множество биологических активных точек, массируя которые, мы будем чувствовать себя лучше и не будем болеть.

Помассировать мочки ушей,  всю ушную раковину.                                                                                       Растереть уши.                                                                                                                                               Свернуть и развернуть ушную раковину.                                                                                                   Потянем уши вверх, вниз.

Исследование 3. 

– Была бы полнота восприятия мира, если бы человек имел только эти 2 органа чувств? Могли бы мы тогда знать, какой аромат у розы и наслаждаться им?
Проведем опыт:

– Перед вами 2 пакетика, в которых лежат ватные диски пропитанные разными ароматами. Работая в паре определите, аромат чего находится в каждом пакетике и скажите какой орган чувств вам помог это сделать. (30 сек)    

– Какие запахи вы определили и при помощи чего? ( При помощи носа мы почувствовали запах мяты и апельсина.)

– Обсудите в парах, могут ли запахи  предупреждать об опасности? (30сек)

(Запах газа, испорченной пищи, запах дыма)

–Таким образом, нос работает как сторож.

Вывод: – Умение человека различать запахи получило название  «обоняние».Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах леса. Некоторые запахи предупреждают об опасности. Например об утечке газа из газовой плиты.

  Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния?

– Беречься от простуды не допускать, чтобы был насморк, если появился, то лечить; чистить нос, не толкать в нос посторонние предметы, не нюхать резкие запахи.

Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.                                                                                          

Руки за спину положим                                                                                                                                         И легко – легко подышим.                                                                                                                   Вдох через нос, выдох через рот.                                                                                                               Дышим правою ноздрей…                                                                                                                          Дышим левою ноздрей…                                                                                                                               Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,                                                                                              Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание)                                                                                           Глубоко вдохнули, руки подняли вверх, потянулись, выдохнули  и тихонько сели.

Исследование 4.

– Отгадайте загадку и скажите, какой предмет нашего исследования, то – что мы будем вместе изучать. 

Всегда во рту,
А не проглотишь.(Язык) 

Язык – орган вкуса. На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Именно с их помощью ты определяешь, что конфета – сладкая, соль – соленая.
Проведем опыт: на столе у меня стоят стаканы с водой (сладкая, соленая,  простая). Приглашаю с каждого ряда по одному ребёнку.
– Можете ли вы, используя орган зрения и слуха, определить, в каком стакане вода сладкая, соленая или простая? (Нет)
– А что для этого нужно сделать? (Надо попробовать)
– Какой орган вы подключите к выполнению этого задания? (Язык). (Дети пробуют воду и определяют вкус)
– Какой вывод можно сделать? (Язык помогает определить вкус, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.)
Вывод:  Язык – орган вкуса. По вкусу мы можем узнать что это за пища, испорчена  или нет.

Какие правила необходимо соблюдать, чтобы орган вкуса был здоров?

Мыть овощи и фрукты, чтобы в рот не попали микробы. Регулярно чистить зубы и поласкать рот после еды. Мыть руки перед едой.

 Исследование 5.

 Орган осязания.

Каким ещё  органом чувства обладает человек нам поможет еще один опыт. Приглашаю с каждого ряда по одному ребёнку.

– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)
– Если сказать точнее, то при помощи кожи на руках.  

КОЖА – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ. Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый. Это можно определить на ощупь – с помощью кожи. С закрытыми глазами или в темноте можно узнать о размерах и форме предмета. Кожа предупреждает нас об опасности. Она устроена так, что позволяет ощущать изменения температуры и боль.

 Надо ли заботиться об этом помощнике?

Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов,  следи за её чистотой.

Физкультминутка

Выполняется стоя. Учитель называет чувство-ощущение: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние и одновременно дотрагивается до какого-либо органа чувств. Задача учителя – запутать детей. Говоря, например, «вкус», он может дотронуться до носа. Задача детей – правильно показать органы в соответствии с тем чувством, которое называет учитель. Скорость выполнения заданий увеличивается.

– Молодцы!

Домашнее задание

Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами, друзьями. 
Иногда можно услышать такое выражение: «Шестое чувство». О каком  чувстве идёт речь? Попробуйте узнать, спросить у родителей  или  в других источниках информации.

 Итог урока.  Рефлексия

– Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока?
– Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись?(глаза, уши, нос, кожа, язык)Сколько их? (5)

 Как они нам помогают?

- У человека есть верные помощники, они помогают ему видеть, слышать, чувствовать вкус и запах, ощущать холод, боль, прикосновение. Органы чувств помогают распознать опасность.

-Давайте проверим, верные ли выводы мы сделали о том, как органы чувств нам помогают.

Откройте учебник на с 58-ой.

– Продолжи высказывание:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

 Сегодня на уроке я удивился…

– На листах нарисуй лицо человека и покажи, с каким настроением ты заканчиваешь урок.

Scan20357


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс "Твои помощники-органы чувств"

Урок по Образовательной  системе "Школа 2100"Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн...

Конспект урока по окружающему миру для 1класса: «Твои помощники – органы чувств»

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа XXI век" с использованием Сингапурских обучающих структур , формирующий представление об органах чувств и их значением в ж...

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа....

Урок по окружающему миру 1 класс " Наши помощники -органы чувств"

На уроке показана роль и специфика разных органов чувств,. Ученики усваивают  связи между своими ощущениями и органами чувств, которые их обеспечивают....

Конспект урока по окружающему миру на тему: Твой распорядок дня.

Урок разработан для учащихся 1 класса. УМК "Планета знаний"....

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса тема: "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств" разработан для учителя с целью помочь при подготовке к уроку по данной теме....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Твоя безопасность дома" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование навыка учащихся безопасно вести себя в своем доме; составления правил безопасности.           Планируемые...