Рабочая программа по окружающему миру УМК ПНШ 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Лопасова Елена Николаевна

Рабочая программа составлена на основе программы по курсу «Окружающий мир» О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой, разработанной  в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения  и с учётом основной идеи УМК  «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса.

         Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершённой предметной линии по окружающему миру, приоритетными стали:

·         принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями;

·         принцип практической направленности, предусматривающий формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности;

·         принцип охраны и укрепление психического и физического здоровья, который базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, реализуемых на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_okruzhayushchiy_mir.docx80.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Окружающий мир.  2 класс»

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе программы по курсу «Окружающий мир» О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой, разработанной  в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения  и с учётом основной идеи УМК  «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса.

         Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершённой предметной линии по окружающему миру, приоритетными стали:

  • принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями;
  • принцип практической направленности, предусматривающий формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности;
  • принцип охраны и укрепление психического и физического здоровья, который базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, реализуемых на уроках и во внеурочной деятельности.

      Цели и задачи курса

        Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

   Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
  • развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения  к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
  • формирования уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

       Приоритетная задача курса 2-го класса - вызвать интерес к  изучению родного края,  дать  первоначальное представление о Родине, познакомить с терминами «государство», «государственные символы: «герб», «гимн», «флаг», «Красная книга», «права и обязанности граждан», «законы страны».

 

Общая характеристика предмета

  Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной форме формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

      На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках окружающего мира используются электронные образовательные ресурсы. Каждая  новая тема  начинается с вводного вопроса (или задания), цель которого – повторение и углубление учебного материала. Заканчивается тема заданиями или вопросом для системного обобщения материала. Предусмотрены задания повышенной сложности. Кроме того, курс предусматривает 4 экскурсии и 3 практических занятия.

 Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

 Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

  • демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
  • выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
  • системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
  • специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
  • иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).

 Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами НОО второго поколения и представлены тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

  Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

  Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1 – 4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему:

  • на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги, журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам; дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
  • участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
  • социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя научного клуба младшего школьника и др.).

 Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.

 Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передать ученикам функции ведения урока, а впоследствии – и самого урока. Практически это обуславливает организацию на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.

Описание места предмета в учебном плане

  В соответствии с требованиями стандарта второго поколения, курс окружающего мира представлен в предметной области  «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом во 2 классе курс рассчитан на 68 часов (34 учебных недели).

Учитывая учебный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:

  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
  • патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства игражданского общества;
  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
  • семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
  • личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, достоинство, любовь к жизни и человечеству;
  • традиционные религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Содержание предмета

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы

5

2

Планеты и звёзды

5

3

Неживая и живая природа Земли

2

4

Свойства воздуха и воды

4

5

Солнце, воздух, вода и … растения.

4

6

Разнообразие растений

4

7

Культурные растения. Продолжительность жизни растений

7

8

Грибы

3

9

Животные

8

10

Человек и животные

6

11

Человек разумный – часть природы

6

12

Как уберечь себя от беды?

5

13

В родном краю

9

Итого

68

Система контрольных и проверочных работ

№ урока

Дата проведения

Вид работы

Тема

5

18.09.2013

Стартовая диагностика по ФГОС

29

18.12.2013

Проверочная работа

Проверочная работа за I полугодие

62

07.05.2014

Итоговая стандартизированная диагностика

Итоговая комплексная работа

65

21.05.2014

Проверочная работа

Проверочная работа за II полугодие

Календарно-тематическое планирование образовательной программы по окружающему миру

  Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа:

  количество часов в  I четверти –   16; 

  количество часов во II четверти – 16; 

  количество часов в III четверти –  20;

  количество часов в IV четверти –  16.

График прохождения программы  по окружающему миру

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания или

характеристика деятельности

Требования к уровню подготовки (знать, уметь)

Применение ИКТ

Дата проведения

По плану

По факту

1

2

3

4

5

6

7

8

1 четверть

Источники информации об окружающем нас мире (5 часов)

1

Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам.

Комбинированный урок

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу

Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь выделять отличительные признаки живой природы, распределять объекты в группы по общим признакам

+

02.09.13

2

Урок-экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края». Мишины вопросы.

Урок-экскурсия

Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы

Уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы, узнавать растения и животных своей местности

06.09.13

3

Уроки-экскурсии на школьный учебно-опытный участок.

Урок-экскурсия

Наблюдения явлений природы по сезонам года

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе, работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

09.09.13

4

Где и как найти ответы на вопросы. Книги – наши друзья.

 

Иллюстративный урок-практикум

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника, понятия «опыт», «наблюдение», различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь проводить опыты и наблюдения, работать с книгой как с источником информации, ориентироваться в словарях, словарных статьях, находить ответы на свои вопросы с помощью словаря

13.09.13

5

Стартовая диагностика по ФГОС. Опыт и наблюдение.

Урок развивающего контроля

Стартовая диагностика

Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде

16.09.13

Планеты и звёзды (5 часа)

6

Земля. Модель Земли. Почему на Земле день сменяется ночью?

Урок «открытия» нового знания

Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы. Суточное вращение Земли

Знать название нашей планеты, форму Земли, глобус – модель Земли, ось Земли – воображаемая линия, особенности движения Земли вокруг своей оси, что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси.

Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор, демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси

20.09.13

7

Обобщающий урок-практикум

+

23.09.13

8

Звёзды и созвездия.

Урок-игра

Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы

Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Уметь характеризовать звезды и планеты.

Находить на небе известные небесные тела

+

27.09.13

9-10

Планеты. Движение Земли вокруг Солнца.

Урок «открытия» нового знания

Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы. Годовое движение Земли. Високосный год.

Иметь представление о планетах Солнечной системы.

Знать, как отличить планеты от звезд

Как можно отыскать планету на звездном небе

Особенности движения Земли вокруг Солнца

Что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца

Уметь объяснять причину смены времен года.

Демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца

+

02.10.13, 04.10.13

Неживая и живая природа Земли (2 часа)

11

Как связаны неживая и живая природа?

Комбинированный урок

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь сравнивать предметы живой и неживой природы.

Планировать и проводить несложные опыты

09.10.13

12

Условия жизни на планете Земля.

Комбинированный урок

Природа как важнейшее условие жизни на человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать определение понятия атмосфера, условия, необходимые для жизни на Земле.

Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются

11.10.13

Свойства воздуха и воды (4 часа)

13

Свойства воздуха (первое заседание клуба).

Урок-практикум. Заседание клуба

Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества

Знать основные, легко определяемые свойства воздуха.

Значение воздуха в природе.

Уметь проводить простейшие опыты,

фиксировать результаты и их анализ

16.10.13

14

Кому и для чего нужна вода? (второе заседание клуба)

Заседание клуба

Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное

Знать основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве.

Значение воды в природе

ТБ и соблюдать правила поведения у воды

18.10.13

15

Вода и её свойства (третье заседание клуба).

Обобщающий урок-практикум. Заседание клуба

Круговорот воды в природе. Три состояния воды

Знать основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве.

Значение воды в природе.

ТБ и соблюдать правила поведения у воды.

Уметь проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений.

Сравнивать свойства воды и воздуха

23.10.13

16

Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды»

Комбинированный урок

Свойства воздуха и воды

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды и воздуха.

Характеризовать свойства воды и воздуха.

Оценивать чистоту воды и воздуха.

25.10.13

2 четверть

Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа)

17

Условия, необходимые  для развития растений.

Комбинированный урок

Теневыносливые, светолюбивые растения

Знать условия, необходимые для развития растений.

Уметь анализировать опыты.

Формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде

06.11.13

18

Корень, стебель, лист.

Исследова

тельский урок-практикум

Значение корня, стебля и листьев в жизни растений

Уметь различать части растений.

Из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля цветка растения

08.11.13

19

Питание растений.

Комбинированный урок

Разнообразие растений

Знать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности.

Уметь приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения)

13.11.13

20

Обобщение по теме

«Солнце, воздух, вода

и …растения»

Комбинированный урок

Разнообразие растений

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений.

Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).

15.11.13

Разнообразие растений (4 часа)

21

Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения. Папоротники, мхи и водоросли.

Урок «открытия» нового знания

Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения

Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли)

+

20.11.13

22

Исследова

тельский урок-практикум

Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания

Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли).

Уметь группировать растения по их признакам и свойствам. Работать с научной литературой.

Оформлять свои наблюдения

22.11.13

23

Красная книга России. Правила поведения в природе.

Урок с дидактиче

ской игрой

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу

Знать названия растений Красной книги (не менее 2-3).

Правила поведения в природе.

Уметь кратко характеризовать средства сохранения природы.

Выполнять простейшие инструкции.

Называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3)

+

27.11.13

24

Обобщение по теме

«Разнообразие растений»

Комбинированный урок

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников.

29.11.13

Культурные растения. Продолжительность жизни растений (7 часов)

25

Для чего люди выращивают культурные растения? (четвёртое заседание клуба) Какие части культурных растений используют люди? (пятое заседание клуба)

Комбинированный урок

Группы культурных растений (овощные, плодовые, прядильные и др.)

Знать чем отличаются дикорастущие растения от культурных,

группы культурных растений.

Уметь выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих,

приводить свои примеры культурных растений каждой группы

04.12.13

26

Заседание клуба

Расселение семян растений. Выращивание культурных растений

06.12.13

27

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? (шестое заседание клуба)

Заседание клуба

Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений

Знать основные растения огорода, части растений  

(листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена).

Уметь ухаживать за огородными растениями,

правильно подбирать рассаду или семена

11.12.13

28

От чего зависит урожай зерновых? (седьмое заседание клуба)

Заседание клуба

Значение зерновых культур в жизни человека

Знать названия (изображения) зерновых растений, важность зерновых культур в жизни человека

13.12.13

29

Растения сада. Проверочная работа за I полугодие

Урок обобщения и систематиза

ции знаний

Садовые растения. Труд людей в саду

Знать основные растения сада.

Уметь находить и определять садовые растения, ухаживать за растениями

+

18.12.13

30

Сколько живут растения? (восьмое заседание клуба)

Иллюстратив

ный  урок-практикум.

Заседание клуба

Значение комнатных растений в жизни человека, правила ухода за ними. Сроки жизни растений. Расселение растений на новые места

Знать основные комнатные растения, признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.

Уметь правильно ухаживать за растениями, определять возраст растений, составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений; характеризовать сходство и различие однолетних, двулетних и многолетних растений. Работать с научной литературой. Оформлять свои наблюдения

20.12.13

31

Размножение растений своими частями (девятое заседание клуба).

Исследова

тельский урок-практикум. Заседание клуба

Вегетативное размножение растений

Знать понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод».

Иметь представление о возможности размножения растений

25.12.13

Грибы (3 часа)

32

Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?

Открытие новых знаний

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов

Знать свойства и признаки грибов, взаимосвязь живой и неживой природы, чем питаются грибы

+

27.12.13

3 четверть

33-34

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы.

Урок-путешествие

Съедобные и ядовитые грибы

Знать отличительные признаки съедобных грибов. Съедобные грибы, растущие в родном крае. Несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов

+

15.01.14, 17.01.14

Животные (8 часов)

35

Разнообразие животных.

Урок-игра

Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные

Знать животных и их признаки.

Уметь приводить примеры животных (насекомые, птицы, звери), не менее

2-3 представителей каждой группы, раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных

+

22.01.14

36

Насекомые.

Комбинированный урок

Растительноядные хищные и всеядные насекомые

Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы,

названия насекомых родного края

+

24.01.14

37

Рыбы.

Приспособления рыб для жизни в воде

Знать отличительные признаки рыб, приспособление рыб к жизни в воде, группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные)

+

29.01.14

38

Земноводные.

Комбинированный урок

Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки

Уметь высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма,

называть земноводных родного края

+

31.01.14

39

Пресмыкающиеся.

Урок «открытия» нового знания

Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями

Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей;

сходства и различия пресмыкающихся и земноводных, опасных для человека; пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними

+

05.02.14

40

Птицы.

Комбинированный урок

Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам

Знать отличительные признаки птиц, группы птиц по признаку питания – зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные.

Уметь определять птиц среди других животных

07.02.14

41

Звери.

Комбинированный урок

Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих

Знать значение понятий «звери», «млекопитающие»,

млекопитающие родного края.

Уметь определять млекопитающих среди других животных, описывать млекопитающих (по выбору)

12.02.14

42

Как животные защищаются.

Урок обобщения и систематиза

ции знаний

Различные группы животных

Знать группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные,  пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие), способы защиты животных от врагов

14.02.14

Человек и животные (6 часов)

43

Домашние животные.

Урок - игра

Домашние животные

Знать признаки домашних животных, об особенностях диких и домашних животных.

Уметь раскрывать особенности домашних животных

19.02.14

44

Школьный живой уголок клуба «Мы и окружающий мир» (десятое заседание клуба).

Заседание клуба

Обитатели живого уголка

Уметь ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность).

21.02.14

45

Урок-экскурсия на станцию юннатов

Урок - экскурсия

Обитатели животноводческой фермы

Знать названия животных на ферме.

Иметь представление о профессиях людей, которые работают на ферме.

26.02.14

46

Значение диких животных.

Урок обобщения и систематиза

ции знаний

Расширить знания о диких животных

Знать диких животных родного края.

Уметь определять значение диких животных в жизни человека

28.02.14

47

Человек в ответе за тех, кого приручил!

Открытие новых знаний

Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека

Знать правила поведения в природе, правила обращения с дикими и домашними животными

+

05.03.14

48

Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные».

Комбинированный урок

Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе

Знать названия животных Красной книги России (не менее 2-3), правила поведения в походах.

Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

07.03.14

Человек разумный – часть природы  (6 часов)

49

Про тебя.

Урок обобщения и систематиза

ции знаний

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

Знать о значении природы для здоровья и жизни человека, об отдельных видах труда, связанных с природой,  о значении данного труда,

сходство и различие людей друг от друга

12.03.14

50

Что умеет человек?

Урок - игра

Человек – существо социальное, член общества

Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений.

14.03.14

51

Расти здоровым.

Урок комплексного применения знаний и умений

Условия, необходимые для жизни на Земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать понятие «здоровье»,

причины простудных заболеваний и меры их предупреждения, компоненты, от которых зависит здоровье человека. Какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему?

19.03.14

52

Питание и здоровье.

Урок обобщения и систематиза

ции знаний

Режим питания

Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища».

Уметь работать с дополнительными источниками знаний

+

21.03.14

4 четверть

53

От кого зависит режим дня? (одиннадцатое заседание клуба)

Заседание клуба

Человек разумный – часть природы

Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура)

02.04.14

54

Обобщение по теме

«Человек разумный - часть природы».

Комбинированный урок

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека.

Выбирать с позиции нравственных  норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях.

Моделировать ситуации общения с людьми разных национальностей, религиозных принадлежностей.

04.04.14

Как уберечь себя от беды (5 часов)

55

Чистота – залог здоровья.

Урок «открытия» нового знания

Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы

Знать значения понятия «микробы», где человека подстерегают микробы,

основные правила личной гигиены.

Уметь выполнять правила личной гигиены, рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами,  оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах

+

09.04.14

56

Берегись простуды!

Комбинированный урок

Охрана и укрепления здоровья

Знать знаки дорожного движения,

сигналы регулировщика и светофора, правила поведения в природе, что такое опасная ситуация.

Уметь составлять правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях

11.04.14

57

Твоя безопасность на улице (двенадцатое заседание клуба).

Заседание клуба

Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми

Знать правила безопасного поведения дома.

Уметь вызвать помощь,

вести себя в нестандартных ситуациях

16.04.14

58

Твоя безопасность дома.

Урок обобщения и систематиза

ции знаний

Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами

Знать знаки дорожного движения,

сигналы регулировщика и светофора, правила поведения в природе, что такое опасная ситуация.

Уметь составлять правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях

+

18.04.14

59

Обобщение по теме

«Как уберечь себя от беды»

Комбинированный урок

Охрана и укрепление здоровья

Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.

23.04.14

В родном краю (9 часов)

60

Имя города, села, посёлка.

Комбинированный урок

Россия – наша Родина

Знать название родной страны, ее столицы, региона

25.04.14

61

История Московского Кремля.

Урок «открытия» нового знания

Москва – столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля

Знать исторические факты о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля.

Уметь описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война)

+

30.04.14

62

Итоговая комплексная работа

Урок контроля знаний и умений

Итоговая стандартизированная диагностика

Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде

07.05.14

63

Урок-экскурсия в город (тринадцатое выездное заседание клуба).

Урок – экскурсия, выездное заседание клуба

Предприятия, обслуживающие жителей города.

Наиболее важные объекты и достопримечательности микрорайона

Уметь работать с оглавлением и справочниками учебника, анализировать полученную информацию, соблюдать правила поведения во время экскурсии  

14.05.14

64-65

Общий дедушка. Проверочная работа  за 2 полугодие

Комбинированный урок

Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения с взрослыми и сверстниками

Знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение,

основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших).

Уметь пользоваться средствами связи

16.05.14, 21.05.14

66

День Победы. Встреча с ветераном Великой  Отечественной войны.

Комбинированный урок

Урок-встреча

Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ

Знать названия государственных праздников, дни памятных дат, название родной страны, ее столицы, региона, государственную символику России

+

24.05.14

67

День Конституции России

Комбинированный урок

Государственные праздники

Знать названия государственных праздников, дни памятных дат,

название родной страны, ее столицы, региона, государственную символику России

28.05.14

68

Обобщение по теме

« В родном краю».

Урок-викторина

Человек разумный – часть природы

Уметь работать с различными источниками информации

+

30.04.14

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения

Личностные результаты:

  • смыслообразование и самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД
  1. Планирование:
  1. применять установленные правила в планировании способа решения;
  2. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  1. Коррекция: 
  1. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
  2. адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок.
  1. Контроль: использовать установленные правила в контроле способа решения.
  • Коммуникативные УУД  (управление коммуникацией): координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Метапредметные результаты по основной содержательной линии «Человек и природа» (Познавательные УУД):

  1. различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов  природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
  2. описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
  3. проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лаборантское оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
  4. использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
  5. использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
  6. использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснений явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
  7. обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
  8. определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
  9. использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно  выполнять режим дня, оказывать первую помощь при неотложных несчастных случаях.

 

Метапредметные результаты по основной содержательной линии «Человек и общество» (Познавательные УУД):

  1. работать с картой; находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др.;
  2. различать государственную символику РФ символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края;
  3. различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
  4. используя дополнительные источники информации (словари учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  5. оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
  6. соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
  7. проявлять уважение и готовность выполнять совместноустановленные договорённости и правила (в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).  

Предметные результаты

Обучающиеся  должны  знать/понимать:

  • различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире;
  • название нашей планеты;
  • форму Земли;
  • глобус-модель Земли, ось Земли – воображаемая линия;
  • смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг Солнца;
  • Солнце - ближайшая к Земле звезда;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  • разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  • группы растений по их характерным признакам (цветковые, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
  • дикорастущие и культурные растения своей местности;
  • сельскохозяйственные растения своей местности;
  • названия растений Красной книги (не менее 2-3);
  • группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • об особенностях диких и домашних животных;
  • названия животных Красной книги России (не менее 2-3);
  • о значении природы для здоровья и жизни человека;
  • об отдельных видах труда, связанных с природой, о значении этого труда;
  • средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
  • фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
  • названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);
  • название родной страны, ее столицы, региона;
  • государственную символику России;
  • правила безопасного поведения в природе.

Обучающиеся  должны  уметь:

  • работать с оглавлением и справочниками учебника;
  • различать объекты неживой и живой природы;
  • устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
  • раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
  • называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);
  • приводить примеры животных (насекомых, рыбы, птицы, звери) не менее 2-3 представителей каждой группы;
  • раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
  • называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;
  • называть своих ближайших родственников;
  • описать портрет своего друга;
  • проводить простейшие опыты;
  • выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
  • работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
  • описывать изученные события из истории Отечества (истории Московского Кремля, Великой Отечественной войны).

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся  научатся:

  • характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли;
  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой  природой;
  • объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи времён года;
  • демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси  и вокруг Солнца на моделях;
  • сравнивать внешний вид и характерные особенности  насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые – рыбы – птицы – земноводные – пресмыкающиеся – млекопитающие (животные);
  • сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
  • называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
  • характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие растения, однолетние – двулетние -  многолетние растения; цветковые – хвойные – папоротники, мхи водоросли; выделять их отличия;
  • характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности  при проведении опытов;
  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
  • на основе опытных исследований  и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
  • использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к  природе своего края;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесённых в Красную книгу России;
  • понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
  • находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звёздах, о  свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклад  и обсуждать полученные сведения;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • соблюдать правила экологического поведения  в   природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детёнышам диких животных);
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять  режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и  общество» обучающиеся  научатся:

  • оценивать характер  взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах ;
  • называть профессии взрослых и оценивать важность  каждой из них;
  • различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
  • ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности  событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города);
  • описывать достопримечательности Московского Кремля;
  • использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
  • работать с оглавлением  учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы; День Конституции России).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории  Московского Кремля;
  • проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
  • использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет - адреса даны  в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся  научатся:

  • понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правила личной гигиены;
  • понимать необходимость соблюдения  правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
  • работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;

выполнять правила безопасного поведения в природе.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета   «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа»

Учебно-методические пособия для учителя:

  1. Чуракова Р. Г. Пространствонатяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа»(Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения) – М.: Академкнига/Учебник.
  2. Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализсовременного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.
  3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / Под ред. Р. Г. Чураковой) – М.: Академкнига/Учебник.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  5. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  6. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  7. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Методические пособия для учащихся

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Специфическое сопровождение  (оборудование):

  • интерактивная доска
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;  
  • магнитная доска;
  • персональный компьютер;
  • видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса окружающего мира;
  • компьютерные программы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.

Наглядные пособия

  • натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  • гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых;
  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  • географические и исторические карты;
  • приборы, посуда, инструменты для проведения практических  работ, а также разнообразный раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...