Внеклассное занятие для обучающихся 1-4 классов "Птицы нашей области"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Новикова Ханват Сибагатовна

Внеклассное занятие по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

Внеклассное занятие по окружающему миру

для обучающихся 1-4 классов

ТЕМА: Птицы нашей области

Составила: учитель начальных классов
Новикова Х.С.

Томск – 2014 г

Тема: Птицы нашей области
Цели: Уточнить знания учащихся о многообразии птиц и их роль в природе. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию. Развивать внимание, память, речь учащихся. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: Иллюстрации птиц, запись с голосами птиц.

Ход занятия:

Ребята, что можно услышать в лесу? (шелест листвы, журчание ручьев и, конечно же
пение птиц)
Давайте послушаем запись с голосами птиц.
Что вы себе представили, послушав эту запись?
А теперь давайте послушаем стихотворение, которое называется «Поклонение всем животным».
Почему, ребята, нужно поклоняться животным? Птицам, бабочкам, стрекозам?
Сегодня мы поговорим о птицах.
А для чего нужны птицы в природе? (создают красоту, являются санитарами леса, способствуют размножение растений)
Наш лес наполнен трелями разных птиц, а каких давайте отгадаем.
Загадки:
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит?
(Дятел)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пяточком,
Ушастая голова. Кто это?
(Сова)
Игра «Узнай птицу по словесному описанию»
(По мере отгадывания на доске появляются иллюстрации птиц и учитель дополняет знания учащихся о каждой птице)
-Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят плотно прижавшись друг к другу.
(Воробей)
-У этой птицы хвост черный, спина голубовато-серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый.
(Снегирь)
-Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и крестообразным клювом
(Хлест)

Существует легенда, что эти птицы выдернули клювом гвозди на кресте, к которому был прибит Иисус Христос. Клесты искусно лазают по деревьям. Срывают спелые шишки, придерживают их цепкими ноготками и достают из нее семена. Это единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.

-Коренастая птица с длинным клювом и коротким хвостом. Общая окраска темно-бурая с мелкими каплевидными пестринами. На конце темного хвоста белая полоса. По численности эта птица зависит от урожая кедрового ореха.
(Кедровка)

Полет этой птицы медленный, с частыми взмахами крыльев. Голос: хриплое и громкое «крее-крее». Во время ночевок собираются в крупные стаи и летят на довольно большой высоте. Такие перемещения кедровок обычно совпадают с началом созревания кедрового ореха в том или ином районе.

Молодцы, ребята! Но мы назвали не всех птиц нашей области. Каких еще птиц вы знаете? Что о них вы можете рассказать?

Физминутка: А сейчас, ребята, мы с вами немного поиграем. Я называю в игре птиц, но если вы услышите слова, которые не являются названиями птиц, делайте хлопок:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели пиццы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи.
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

Ребята, кто знает, что такое барометр? (прибор, используемый для наблюдения за погодой)
Так вот, наши друзья довольно часто подсказывают погоду.
Какие народные приметы вы знаете, в который по поведению птиц можно предугадать погоду?
Ласточки:
-летают низко – к дождю и ветру
-летают высоко – к хорошей погоде
Воробьи:
-купаются в пыли – к дождю
-летают кучами – к хорошей погоде
Ранний прилет грачей – к теплой погоде.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.

Ребята, а чем питаются птицы? (семечками, ягодами, синички любят кусочки сала, жира, воробьи крошками хлеба, вороны остатками любой пищи)
Как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод? Почему?
Действительно, для птиц страшнее всего зимой – голод.
За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют добывание корма. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна.
Трудно себе представить жизнь без птиц.

Ведь птицы уничтожают несчетное количество вредных насекомых. Разносчиками различных заболеваний человека являются мухи, мыши. Птицы, истребляют их. Вот почему в нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным делом. И наша задача привлечь птиц в сады, леса и поля. А как им помочь, мы узнаем, выслушав стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой!»
Как мы можем помочь им? (скворечники, кормушки)
Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать корм. Кормушку хорошо установить на балконе, через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
Для того чтобы правильно провести наблюдения, давайте познакомимся с некоторыми правилами:
-Определить всех птиц на кормушке и подсчитать количество птиц каждого вида.
-Выяснить какой корм поедают такие птицы.
-Выяснить взаимоотношения птиц на кормушке.

А теперь воспользовавшись некоторыми из этих правил подсчитаем сколько птиц разного вида на доске. И кто чем питается?
Молодцы, ребята!

Итог: А теперь, ребята, послушайте внимательно стихотворение и подумайте в чем оно?
Что хотел сказать автор?

C утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!

А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получилась.

Сохраним природу земли!

Об этом мы должны помнить всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Дикие и домашние животные. Животные Ростовской области

Это внеклассное занятие проведено в рамках духовно-нравственного воспитания по "Доноведению"...

Внеклассное занятие на тему "Каменные изваяния-духи наших предков"

Исследование происхождения каменных изваяний в виде человека в нашем районе.  Описание  разнообразия каменных изваяний....

Внеклассное занятие по литературному чтению "Чистый ручеёк нашей речи" 1-4 классы

Цели занятия:- повторить известные и усвоить новые сведения о культуре речи;- дать сведения, расширяющие кругозор, развивать коммуникативные навыки; - совершенствовать навыки вежливого пове...

Конспект внеклассного занятия на тему : « Значение огня в нашей жизни»

Конспект внеклассного занятия для коррекционной школы (2 класс)на тему : « Значение огня в нашей жизни»Цель: формировать знание детей о значении огня, пожарной безопасности.Задачи: за...

Внеклассное занятие по русскому языку "Как возникла наша письменность".

Путешествие в музей Истории письменности. Задача.донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь, «Загадочные письмена» – своеобразный ис...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»

Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся  с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...