Экологическая безопасность
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Ожмекова Наталья Юрьевна

Урок окружающего мира 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx32.06 КБ
Office presentation icon ekologicheskaya_bezopasnost.ppt2.25 МБ
Файл beydzhiki.docx51.88 КБ
Файл voda.docx20.48 КБ
Файл vozdukh.docx24.37 КБ
Файл pravila.docx12.71 КБ
Файл produkty_pitaniya.docx27.9 КБ
Файл ramka_voda.docx102.21 КБ
Файл ramka_vozdukh.docx128.3 КБ
Файл ramka_produkty.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

УМК: Школа России

Школа: Нармонская общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов.

Класс: 3 класс

Учитель: Ожмекова Наталья Юрьевна, высшая квалификационная категория.

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Технологическая карта изучения темы «Экологическая безопасность»

Тема

Экологическая безопасность

Цели

Познавательные:

· Активизировать и обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде, формируя новые понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог».

Развивающие

· На основе выявления индивидуальных особенностей учащихся развивать индивидуальность: индивидуальные познавательные способности, творческую активность.

Воспитательные

· Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;
· Способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности..

Формировать УУД:

- Личностные: способность развитию гармоничной личности детей.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь правильно и осознано воспринимать тему. Уметь комментировать и анализировать содержание урока.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Экология, цепь загрязнения, экологическая безопасность

Межпредметные связи

Развитие речи, окружающий мир, технология.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3-го класса. Часть 2. Стр. 31-36.

Презентация , бейджики для деления на группы, шаблон газеты, памятки правил для составления газеты.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

 Энергизатор «Экологический салат»

Дети встают в круг. Учитель нащывает по очередно слова: "вода", "воздух", "продукты". Дети выбегают в центр соответственно своему бейджику.

Вывод: чтобы работать в команде нужно внимательно слушать друг друга отвечать за действия всей команды.

(рассаживаются по группам)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10  мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений составлять слоги в слово; умение точно выражать свою мысль;

-организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Составляют прогноз по серии рисунков

Высказывают свои предположения

Фиксируют значимость тему для самого себя

Организует актуализацию умений находить и составлять рассказ по рисункам, используя связь целого и частей.

Организует обобщение актуализированных знаний.

Предлагает задание для пробного действия.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к теме урока

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

1. Задание для пробного действия.

- Составьте прогноз по данному рисунку

2.Выполнение пробного действия

 - Что напоминает вам такая постановка стрелок? (цепь питания)

-Только в данном случае мы будем ее называть цепь загрязнения. Загрязняющие вещества движутся по цепочке.

-Можно ли при этом оставаться здоровым?

-О чем на уроке мы сегодня будем говорить?

-Что за наука отвечает также за охрану природы? (экология)

-Словом экология вы познакомились в прошлом году, значит мы будем изучать что-то новое?(мы будем закреплять)

-Каждому человеку  нужно соблюдать не только личную гигиену , но правила экологической безопасности.

3.Фиксация ндивидуального затруднения.

Экологическая безопасность -это защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.

-Зачем нам (тебе) это нужно знать?

-Обсудим как обезопасить самого себя.

Уметь прогнозировать рассказ по серии картинок

Уметь точно выражать свою мысль

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Формулируют выводы наблюдений.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

- Почему человек плачет?

-Какие факторы могут повлиять на его состояние?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать совместный план действий;

- определить средства.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают и ставят цель урока.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует работу в группах

Организует постановку цели урока.

Организует определение средств.

1. Уточнение плана действий

– Итак составим правила экологической безопасности.

2. Распределение ролей для работы в группах

- В группе вы должны распределить между собой обязанности и четко выполнять свою роль.

Капитан -следит за работой группы.

Хранитель времени -следит за временем и чтобы группа не отвлекалась четко переходила к следующему заданию.

Чтец - вслух читает вопрос и зачитывает материал по вопросу из учебника.

Редактор -выбирает правила из предложенного списка и составляет памятку.

Оратор - выступающий.

Уметь работать в группе

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Работа в группах

 По сигналу вы приступаете к выполнению задания и оформляете памятки. Через 2 минуты по сигналу вы переходите по часовой стрелке к следующему вопросу. Изучаете то что сделали ваши друзья, исправлять запрещено, а только добавлять. И т.д.

Уметь слушать и воспринимать прочитанный текст.

Уметь применять ранее полученные знания.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(8  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работают в малых группах. Находят в тексте ответ на поставленный вопрос.

Находят в тексте понятие, информацию.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Организует работу в группах.

Подводит обучающихся к выводу.

Выступление групп.

1 группа. – Как защититься от загрязненного воздуха?

2 группа. – Как защититься от загрязненной воды?

3 группа. – Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?

- Почему человек заулыбался?

Значит ли это, что мы решили экологическую проблему?

Вывод: мало знать правила их нужно выполнять.

Уметь анализировать текст, находить нужные высказывания

Уметь обосновывать свои мысли

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов Нармонской средней школы

Слайд 3

Экологическая безопасность – это защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды

Слайд 4

Продукты питания Воздух Вода

Слайд 5

http://LearningApps.org/watch?v=p8x7m1hej

Слайд 6

Интернет – ресурсы http://arstyle.org/clipart/rastr/152020-planet-eaeth-cliparts-planeta-zemlya.html растровый клипарт «Планета Земля» Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона : Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново



Предварительный просмотр:

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-09/1316955525_screenhunter_01-sep.-24-13.47.gif&mb=imgdb_preview_225

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//artnow.ru/img/62000/62839.gif&mb=imgdb_preview_1151

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//tppvo.ru/netcat_files/Image/haccp.jpg&mb=imgdb_preview_1189

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-09/1316955525_screenhunter_01-sep.-24-13.47.gif&mb=imgdb_preview_225

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//artnow.ru/img/62000/62839.gif&mb=imgdb_preview_1151

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//tppvo.ru/netcat_files/Image/haccp.jpg&mb=imgdb_preview_1189

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-09/1316955525_screenhunter_01-sep.-24-13.47.gif&mb=imgdb_preview_225

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//artnow.ru/img/62000/62839.gif&mb=imgdb_preview_1151

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//tppvo.ru/netcat_files/Image/haccp.jpg&mb=imgdb_preview_1189

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-09/1316955525_screenhunter_01-sep.-24-13.47.gif&mb=imgdb_preview_225

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//artnow.ru/img/62000/62839.gif&mb=imgdb_preview_1151

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//tppvo.ru/netcat_files/Image/haccp.jpg&mb=imgdb_preview_1189

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-09/1316955525_screenhunter_01-sep.-24-13.47.gif&mb=imgdb_preview_225

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//artnow.ru/img/62000/62839.gif&mb=imgdb_preview_1151

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//tppvo.ru/netcat_files/Image/haccp.jpg&mb=imgdb_preview_1189

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-09/1316955525_screenhunter_01-sep.-24-13.47.gif&mb=imgdb_preview_225

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//artnow.ru/img/62000/62839.gif&mb=imgdb_preview_1151

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//tppvo.ru/netcat_files/Image/haccp.jpg&mb=imgdb_preview_1189

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-09/1316955525_screenhunter_01-sep.-24-13.47.gif&mb=imgdb_preview_225

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//artnow.ru/img/62000/62839.gif&mb=imgdb_preview_1151

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//tppvo.ru/netcat_files/Image/haccp.jpg&mb=imgdb_preview_1189

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-09/1316955525_screenhunter_01-sep.-24-13.47.gif&mb=imgdb_preview_225

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//artnow.ru/img/62000/62839.gif&mb=imgdb_preview_1151

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//tppvo.ru/netcat_files/Image/haccp.jpg&mb=imgdb_preview_1189



Предварительный просмотр:

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-09/1316955525_screenhunter_01-sep.-24-13.47.gif&mb=imgdb_preview_225



Предварительный просмотр:

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//artnow.ru/img/62000/62839.gif&mb=imgdb_preview_1151



Предварительный просмотр:

  • Более надёжное средство обеззараживания воды – «вымораживание». Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замерзнет, слей оставшуюся жидкость. Лёд растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода;
  • Перед едой мой руки с мылом тёплой водой;
  • Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи свалок, заводов, автомагистралей;
  • Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения;
  • Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают воздух;
  • Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;
  • Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течении суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету;
  • Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде;
  • Нельзя купаться возле промышленных стоков;

  • Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть;
  • Попроси взрослых не курить в квартире;
  • Пей только кипячёную воду.



Предварительный просмотр:

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//tppvo.ru/netcat_files/Image/haccp.jpg&mb=imgdb_preview_1189



Предварительный просмотр:

http://artgrafica.net/uploads/posts/2010-01/1264681656_bezimeni-2.jpg



Предварительный просмотр:

http://artnow.ru/img/62000/62839.gif



Предварительный просмотр:

http://tppvo.ru/netcat_files/Image/haccp.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая безопасность Земли.

Урок по предмету "Окружающий мир", автор Плешаков А.А. по программе "Школа России" в 3 классе....

Экологическая безопасность - урок окружающего мира

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе....

Экологическая безопасность.Конспект урока

Для урока по окружающему миру....

Интегрированный урок окружающего мира и информатики "Экологическая безопасность Земли"

Цель данного урока: воспитание бережного отношения к окружающейприроде. Урок проведён с использованием интерактивной доски....

Урок по окружающему миру в 3 классе "Экологическая безопасность"

Тема: Экологическая безопасность.Цели:          1. Познакомить  детей терминами  «экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»; док...

Методический материал социально-экологической направленности Неделя экологической безопасности Досуговое мероприятие « Земля –наш общий дом»

Актуальность проекта:       Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Для ее решения следует с...