рабочая программа по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Борисова Ольга Родионовна

составлена на основе авторской программы Виноградовой в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_3_klass.docx72.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

 Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калинова «Окружающий мир», опубликованной в сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и с учетом федерального базисного учебного плана.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.

       
     

Основная цель предмета — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Задачи курса:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • формирование  знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

В федеральном компоненте ФГОСа основными содержательными линиями курса «Окружающий мир» являются:

  • человек как биологическое существо;
  • человек и другие люди;
  • человек и мир природы;
  • человек и общество;
  • история родной страны.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции состоит в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов, наряду с определенными автором, обозначен исследовательский метод. Внедрение методики организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира обосновано, тем, что исследовательский метод является одним из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и средством формирования общеучебных и учебных навыков.

Конкретизированы требования уровню усвоения предмета обучающимися по окончанию 1 - 4  класса, детализированы дидактические единицы, дополнен перечень практических занятий, внесены некоторые изменения в содержание разделов, тем, перечень практических занятий с учетом местных географических условий, материально-технической базы школы. Так, например, включен материал краеведческого характера.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтены темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Место курса в учебном плане

Общий объём времени, отводимого на изучение окружающего мира в 1-4 классах, составляет 270 часов. В каждом классе урок математики проводится 2 раза в неделю.

1 класс – 66 часов при 33 нед.

2-4 класс – 68 часов при 34 нед.

Формы организации деятельности учащихся на уроке

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплекс. Учащийся ведёт наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира, встречи с людьми разных профессий. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделяется расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используя алгоритмы, модели, схемы и др. 

В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:

  • развивающего обучения
  • личностно ориентированного образования
  • моделирующего обучения
  • здоровьесберегающих
  • ИКТ

Контроль и оценка знаний по предмету «Окружающий мир» предлагаются в таких видах контроля: текущий, тематический, итоговый.

Текущий контроль проводится на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений. Итоговый контроль проводится как оценка результатов за четверть, полугодие, год. Формы контроля: устный, письменный (самостоятельные работы, тесты).

Ценностные ориентиры содержания курса окружающий мир

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм;
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, познанию закономерностей окружающего мира  природы и социума;
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • Международное сотрудничество как основа мира на земле;
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой Родине, в осознанном желании служить Отечеству;
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,  достоинства по отношению к себе и другим людям;
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести, вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира;
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества;
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Содержание программы

1 класс(66ч.)

 Введение. Что такое окружающий мир

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы — школьники  

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы.  Улица (дорога) : тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом.  Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный

переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.  

Универсальные учебные действия:

  определять время по часам с точностью до часа;  

  анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;  

  воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;  

  различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;  

  описывать назначение различных школьных помещений;  

  конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;

  реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.  

Ты и здоровье

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.  

Солнце, воздух, вода  — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила

гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

 

Мы и вещи

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Универсальные учебные действия:

 классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);  

 ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

 

Родная природа (25 ч)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и  огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Универсальные учебные действия:

  описывать сезонные изменения в природе;  

  создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;  

  определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;  

  устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;  

  описывать внешние признаки растения;  

  характеризовать условия роста растения;  

  выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;

  различать животных по классам (без термина);  

  сравнивать домашних и диких животных,  выделять признаки домашних животных;  

  различать животных по месту обитания.

Родная страна  

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.  Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Универсальные учебные действия:

  составлять небольшой рассказ о своей семье;  

  взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей;  отвечать на

вопросы, формулировать вопрос;  

  различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;

  называть достопримечательности столицы (с  опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»:  приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;

  различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;

  реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.

2 класс (68ч.)

 

Введение. Что тебя окружает Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.  

Универсальные учебные действия:

  «читать» информацию, представленную в виде схемы;  

  сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по

часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Универсальные учебные действия:

  описывать кратко особенности разных органов чувств;

  сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;

  анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;  

  различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;  

  характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;

  реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила

поведения при возникающих опасностях.

 

Кто живет рядом с тобой  

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению —правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия.

 составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;  

 характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;  

 реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина  

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края.

Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб  — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).  Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция  — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне  — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.  Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы.

Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».  

Универсальные учебные действия:

 ориентироваться в понятии «Родина»,  приводить примеры синонимов к слову «Родина»;  

 различать флаг и герб России. основные достопримечательности.

Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;  

 ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;  

 воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.  

 

Мы — жители Земли  

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля  — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Животное и растение — живые существа.  

Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава,

березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.  Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов  и рек  человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и

литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.  

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения).

Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами

(съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Универсальные учебные действия:

 кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;  

 называть царства природы,  описывать признаки животного и растения как живого существа;

 различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;  

 узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);  

 различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;  

 составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

 моделировать на примере цепи питания жизнь леса;  

 конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;  

 отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;  

 различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;  

 проводить несложные опыты по определению свойств воды;  

 отличать водоем от реки как водного потока;  

 описывать предс тавителей рас тительного и животного мира луга (поля, сада);  

 приводить примеры лекарственных растений луга;

 узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;  

 отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ.

Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;  

 описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;

 составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;  

 приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;  

 приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

 

3 класс(68ч.)

 

Введение

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Универсальные учебные действия:

  ориентироваться в понятии «историческое время»;

  различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Земля — наш общий дом  

Солнечная система. Солнце  — звезда. Земля  — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.  Изображение Земли. Глобус  — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты.

Карта России.

Условия жизни на Земле.  Солнце  — источник тепла и света.  Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты  — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус  — модель Земли. План. Карта (географическая и ис торическая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

 характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;  

 анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты;

 анализировать масштаб, условные обозначения на карте;  

 характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;  

 устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;  

 описывать свойства воды (воздуха),  приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;  

 называть источники воды, характеризовать различные водоемы;  

 моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответс твии с поставленной учебной задачей;

 ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответс твии с учебной задачей;  

 объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Растительный мир Земли

Распространение рас тений на Земле, значение рас тений для жизни.Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характерис тика.  

Растения  — живые тела (организмы). Жизнь рас тений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании.  Размножение рас тений. Распространение плодов и семян.  Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края.

Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

  характеризовать значение растений для жизни;  

  различать  (классифицировать)  растения разных видов, описывать их;  

  объяснять последовательнос ть развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;  

  проводить несложные опыты по размножению растений;  

  приводить примеры причин исчезновения рас тений (на краеведческом материале).

Грибы  

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и

несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Универсальные учебные действия:

  объяснять отличия грибов от растений;  

  различать грибы съедобные от ядовитых.

Животный мир Земли  

Животные  — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные.  Позвоночные (на примере отдельных групп и

представителей). Животные  — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.  

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия:

  характеризовать роль животных в природе;  

  приводить примеры  (классифицировать)  одноклеточных и многоклеточных животных;  

  характеризовать животное как организм;  

  устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;  

  приводить примеры (конструировать) цепи питания;

  составлять описательный рассказ о животных разных классов;  

  составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;  

  ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных:

перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.  

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)  

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).  Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечнос ть, гостеприимс тво  — основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома,

посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Кос тюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий.

Имена в далекой древности.  

Универсальные учебные действия:

 воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;  

 составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;  

 описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;  

 воспроизводить дату Крещения Руси,  кратко рассказывать о значении этого события.  

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатс тво России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.  

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.  Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительс тво. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).  

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особеннос ти труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли. Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры. Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и

ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.  

Универсальные учебные действия:

 ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;  

 рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

 приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;  

 называть древние города, описывать их достопримечательнос ти;  

 ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталис т»;  

 объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например,  «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;  

 называть даты образования Древней Руси, венчания на царс тва первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;  

 называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

 

4 класс (68ч.)

 

Введение  

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека.

Зависимость жизни и благополучия человека от природы.  

Универсальные учебные действия:

  объяснять значение природы как ис точника существования человеческого общества.  

Человек — живое существо (организм)  

Человек  — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение

дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения  — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и

правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радос ть, смех, боль, плач, гнев. Зависимость

благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до с тарости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старос ть. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельнос ти ребенка для его развития. Охрана детс тва. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек  — часть природы.  Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до с тарости. Детс тво. Отрочес тво. Взрослость. Старос ть. Условия роста и развития ребенка:

значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.  

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках  — качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.  

Универсальные учебные действия:

  характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;  

  объяснять роль нервной системы в организме;

  рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;  

  конструировать в учебных и игровых ситуациях правила

безопасного поведения в среде обитания;

  характеризовать человека как час ть природы: выделять общее и

отличное от организма животного;

  устанавливать последовательность возрастных этапов развития

человека;  

  характеризовать условия роста и развития ребенка;  

  различать положительные и отрицательные качества человека,

приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты,

справедливости и др.  

 

Человек и общество, в котором он живет  

Родная страна от края до края.  Природные зоны России:  Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).  

Почвы России. Почва  — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Как развивались и строились города. Особеннос ти расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий. Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.  Правители древнерусского и российского государства.

Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Школы, книги, библиотеки  как часть культуры  в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во

второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.  Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И.

Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров. Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин  — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский,А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).  Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).

Современный театр.

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьбаславян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба  русских людей за

независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Расширение кругозора школьников.  Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по ис тории России.  Борьбарусского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).  

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Универсальные учебные действия:

  описывать картины природных зон,  узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;

 моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;  

  находить на карте равнины и горы России (своего края);  

  выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);  

  составлять рассказ-описание о странах-соседях России;  

  ориентироваться в понятии «культура»,  «наполнять» его характеристику конкретными примерами;  

  составлять рассказы-повествования об исторических событиях,связанных с развитием культуры Российского государства;  

  называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);

  называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;  

  называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и России разных ис торических эпох,  рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;  

  узнавать символы царской власти;  

  знать имя Президента современной России;  

  составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.  

 

 

Планируемые результаты обучения

1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:  

— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности   столицы России;

— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

 —  ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

—  различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

—  устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;  

—  описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

— сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:  

—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

— различать основные нравственно-этические понятия;

—  рассказывать о семье, своих любимых занятиях,  составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

—  участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

2. К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:  

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;  

—  оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

—  различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;  

— описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;  

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;  

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

—  сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:  

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в  понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

 

3. К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:  

— характеризовать условия жизни на Земле;  

— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 — описывать свойства воды (воздуха);

— различать растения разных видов, описывать их;

—  объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

— объяснять отличия грибов от растений;

— характеризовать животное как организм;

—  устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

—приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

 

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:  

—  ориентироваться в понятии «историческое время»;  различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;  

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;  

—  рассказывать об особенностях быта людей в разные ис торические времена

—  ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной с траны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

—  высказывать предположения,  обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.  

 

4. К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:  

— характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;

— моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

— устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

—  оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

 — анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;  

—  описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

— составлять рассказ-описание о странах-соседях России;  

—  различать год, век, арабские и римские цифры,  пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

— соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

— называть имена наиболее известных правителей разных ис торических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

— различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

— описывать  основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

—  называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:  

—  применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

—  различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

—  раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

программы

Тема урока

Количество часов

Дата

проведения

Лабораторные

(практические)

работы

Примечание

Вид конт-

роля

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовленности учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

(1)

Земля - наш общий дом

Где и когда ты живёшь. Историческое время.

1

Человек живет во времени и пространстве на планете Земля. На Земле шесть материков и пять океанов (включая Южный). Мы живем в Евразии, в России. Историческое время измеряется годами, веками, тысячелетиями.

Анализировать, устанавливать последовательности исторического времени («лента времени»); различать временные и пространственные отношения; моделировать. Знать понятия «историческое время», «пространство», «место проживания».

Текущий

2

(2,3)

Солнечная система.

2

Характеристика планет Солнечной системы. Природные тела и природные явления. Природные и искусственные тела. Солнце- огненный шар. Земля – шар. Горизонт.

Уметь классифицировать тела по признаку «тела природные и искусственные», сравнивать, высказывать предположения. Уметь вести диалог. Составлять характеристики разных тел. Уметь отражать полученную информацию в схеме, читать данную схему.

Текущий

3

(4-7)

Условия жизни на Земле.

4

Значение Солнца для жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха.

Систематизировать материал. Уметь высказывать предположения, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по результатам опыта. Уметь отражать полученную информацию в схеме, читать данную схему.

Текущий

4

(8)

Человек изучает Землю

Изображение Земли на моделях.

1

Способы познания окружающего мира. Художественное творчество, литература и искусство – способы познания мира.

Уметь работать с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Уметь высказывать предположения, анализировать, обобщать, сравнивать.

текущий

5

(9-10)

Географическая карта, план, глобус.

2

Модели как метод изучения мира.

Конструировать объекты (план классной комнаты, школьный двор и др.). Читать информацию на схеме, плане, карте, глобусе, компасе.

Текущий

6

(11)

Компас. Ориентирование

1

Знакомство с компасом. Способы ориентирования в окружающем мире.

Читать информацию на схеме, плане, карте, глобусе, компасе. Уметь вести диалог, ориентироваться на местности.

Текущий

7

(12)

Царства природы.

Бактерии. Виды бактерий и места их обитания.

1

Бактерии – живые примитивные существа, имеющие разную форму и величину. Обитание бактерий. «Помощники» человека. Паразиты, вызывающие тяжелые заболевания. Образ жизни бактерий.

Уметь вести диалог. Систематизировать материал. Уметь высказывать предположения, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Текущий

8

(13)

Грибы. Отличие грибов от растений.

1

Отличие грибов от растений. Разнообразие плодовых тел у грибов. Характеристика грибов как живых организмов.

Систематизировать материал. Уметь высказывать предположения, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы. Уметь «читать» информацию по рисунку-схеме.

Текущий

9

(14)

Съедобные и несъедобные грибы.

1

Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы».

Уметь высказывать предположения, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, составлять рассказ-описание и рассуждение, пересказывать.

Текущий

10

(15)

Растения культурные и дикорастущие.

1

Места обитания растений. Растения культурные и дикорастущие.

Уметь сравнивать, обобщать, делать выводы. Моделирование, чтение информации по схеме. Уметь составлять рассказ о растении, пользуясь справочной литературой.

Текущий

11

(16)

Если бы на Земле не было растений.

1

Значение растений для жизни на Земле.

Уметь выбирать доказательства, анализировать, обобщать, высказывать предположения.

Текущий

12

(17)

Растения прекрасные, но опасные.

1

Ядовитые для человека растения: внешний вид, опасные свойства различных органов.

Уметь выбирать доказательства, анализировать, обобщать, высказывать предположения.

Текущий

13

(18-19)

Разнообразие растений на Земле.

2

Мир растений разнообразен: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые.

Уметь работать с рисунком-схемой. Чтение и обсуждение текста.

Текущий

14

(20-21)

Как живёт растение.

2

Растение – живой организм. Значение каждого органа растения. Наземные и подземные органы. Лист – орган питания.  Простые и сложные листья. Плод растения как орган размножения.

Уметь высказывать предположения, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать плоды по вкусу, сочности (сухости). Уметь работать со схемой, иллюстрацией. Уметь характеризовать плоды разных растений.

Текущий

15

(22-24)

Размножение растений. Опыт: выращивание растения.

3

Как размножается растение. Вегетативные способы размножения.

 Уметь описать вегетативное размножение растения. Уметь делать выводы, вести диалог с ориентировкой на рисунки и подсказку.

Текущий

16

(25-26)

Культурные растения в жизни человека

2

Как и почему возникло земледелие.

Уметь читать схемы, «переводить» отрывок из текста летописи на современный язык. Знать значение слова «земледелие». Знать пословицы о хлебе.

Текущий

17

(27-28)

Красная книга России.

2

Страницы Красной книги России.

Уметь вести поиск информации в справочной литературе в соответствии с учебной задачей.

Текущий

18

(29-30)

Разнообразие мира животных.

2

Животные как часть природы. Роль животных в природе. Цепи питания. Разнообразие животных на Земле.

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать изученный материал, классифицировать (одноклеточные-многоклеточные, позвоночные-беспозвоночные).

Текущий

19

(31-32)

Животные-живые существа (организмы)

2

Ориентировка животных в окружающем мире. Питание животного, передвижение, размножение. Приспособление к окружающей среде.

Уметь сравнивать, анализировать, классифицировать  по способу питания. Уметь составлять текст-описание по результатам наблюдения за поведением животного.

Текущий

20

(33-34)

Беспозвоночные животные.

2

Насекомые, пауки, моллюски, раки, черви – беспозвоночные животные. Особенности существования. Разнообразие.

Обобщать полученную информацию, анализировать, сравнивать. Добывать информацию с опорой на рисунки и схему. Учиться выполнять роль в  воображаемой ситуации.

Текущий

21 (35-36)

Позвоночные животные.

2

Особенности жизни рыб, пресмыкающихся, птиц, зверей.

Уметь выбирать доказательства, анализировать, сравнивать, обобщать изученный материал, высказывать предположения, выбирать ответ из альтернативных вариантов, классифицировать млекопитающих по способу питания.

Текущий

22

(37)

Природные сообщества.

1

Особенности. Цепи питания.

Уметь выбирать доказательства, анализировать, сравнивать, обобщать изученный материал, высказывать предположения.

Текущий

23 (38)

Почему люди приручили диких животных.

1

Приручение и одомашнивание животных. Охрана животных. Заповедник. Красная книга.

Уметь «читать» схемы,  составлять рассказ.

Текущий

24

(39)

Наша Родина: от Руси до России

Как люди узнают о прошлом.

1

История изучает прошлое Земли и человеческого общества. Методы изучения прошлого (раскопки, предметы быта. Монеты, произведения искусства).

Уметь выбирать доказательства, анализировать, сравнивать, обобщать изученный материал, высказывать предположения.

Текущий

25

(40)

Восточнославянские племена.

1

Расселение восточных славян, освоение территорий между Черным, Белым и Балтийским морями. Объединение славянских племен для защиты от врагов.

Уметь ориентироваться на карте. Уметь выбирать доказательства, анализировать, сравнивать, обобщать изученный материал, высказывать предположения.

Текущий

26 (41-43)

Первые русские князья.

3

Возникновение Древнерусского государства, его столица и города. Первые русские князья.

Уметь ориентировать на «ленте времени». Знать названия народов, населяющих Древнерусское государство, устаревшие слова.

Текущий, проверочный

27

(44)

Как Москва стала столицей.

1

Образование Московской Руси. Земли, присоединенные к Москве. Причины усиления Москвы.

Уметь работать с картой, анализировать текст, устанавливать закономерности, обобщать полученные знания для формирования вывода. Уметь объяснять устаревшие слова и выражения.

Текущий

28 (45)

Иван IV Грозный – первый русский царь.

1

Венчание на царство Иван IV. Характер и особенности поведения Ивана Грозного.

Уметь работать с картой, анализировать текст, устанавливать закономерности, обобщать полученные знания для формирования вывода. Уметь объяснять устаревшие слова и выражения.

Текущий

29 (46)

Петр I Великий.

1

Первый император России. Петр I – выдающийся деятель, реформатор. Создание русского флота. Строительство Санкт-Петербурга. Особенности личности и характера императора.

Уметь работать с картой, анализировать текст, устанавливать закономерности, обобщать полученные знания для формирования вывода. Уметь объяснять устаревшие слова и выражения.

Текущий

30 (47)

Екатерина II Великая.

1

Екатерина II – российская императрица. Деятельность Екатерины Великой на благо русского государства.

Уметь ориентировать на «ленте времени», анализировать текст, устанавливать закономерности, обобщать полученные знания для формирования вывода.

Текущий

31 (48)

Последний русский император Николай II.

1

Время правления Николая II. Характер императора,  его личностные качества. Отречение от престола.

Уметь ориентировать на «ленте времени», анализировать текст, устанавливать закономерности, обобщать полученные знания для формирования вывода. Уметь дать характеристику определенному этапу в истории.

Текущий

32 (49)

Советская Россия. СССР.

1

Октябрьская революция в России. Республики, входящие в состав СССР. Распад СССР. Первый президент РФ. Российская Федерация в настоящее время.

Уметь дать характеристику историческому времени, анализировать текст, устанавливать закономерности, обобщать полученные знания для формирования вывода.

Текущий

33 (50)

Как люди жили в старину

Из истории имен.

1

История происхождения имен, фамилий, отчеств.

Уметь выбирать доказательства, анализировать, сравнивать, обобщать изученный материал, высказывать предположения.

Текущий

34 (51-52)

Какими людьми были славяне.

2

Облик наших предков – славян. Основные качества славянина: трудолюбие, защита государства, доброжелательность, взаимопомощь и гостеприимство.

Уметь подбирать пословицы о дружбе, взаимопомощи и доброте, анализировать высказывание Н Карамзина.

Текущий

35 53-54)

Скажи, какой у тебя дом…

2

Предметы, окружавшие людей в старину. Строительство домов: сельские и городские постройки, появление каменных строений. Особенности крестьянского дома.

Уметь объяснять выражения «топить по-черному», анализировать отрывок из произведения В.Короленко. Уметь анализировать последовательности серии рисунков.

Текущий

36 (55-57)

По одёжке встречают.

2

Особенности одежды славян разных сословий и исторических периодов. Одежда детей, женщин, мужчин.

Уметь сравнивать, обобщать, классифицировать головные уборы, самостоятельно определять признак для группировки объектов, выдвигать предположения. Уметь выполнять самопроверку учебной задачи.

Текущий

37 (58)

Русская трапеза.

1

Крестьянская трапеза в разные  сезоны. Богатый дом – обильная еда.

Уметь сравнивать, обобщать, классифицировать головные уборы, самостоятельно определять признак для группировки объектов, выдвигать предположения. Уметь выполнять самопроверку учебной задачи.

Текущий

38 (59-60)

Верования языческой Руси.

2

Язычество как вера древних славян. Главные боги древних славян. Народные праздники (Масленица, Иван Купала)

Уметь сравнивать, обобщать, классифицировать головные уборы, самостоятельно определять признак для группировки объектов, выдвигать предположения. Уметь выполнять самопроверку учебной задачи.

Текущий

39 (61)

Принятие христианства на Руси.

1

Год начала Крещения Руси. Значение новой веры в развитии общества. Христианские праздники.

Уметь сравнивать, обобщать, классифицировать, самостоятельно определять признак для группировки объектов, выдвигать предположения.

Текущий

40 (62-63)

Как трудились в старину

Что создавалось трудом крестьянина?

2

Возникновение земледелия на Руси. Труд в крестьянском хозяйстве. Сельскохозяйственные орудия. Крепостное право.

Уметь сравнивать, обобщать, классифицировать, самостоятельно определять признак для группировки объектов, выдвигать предположения. Уметь выполнять самопроверку учебной задачи.

Текущий

41 (64-65)

Что создавалось трудом ремесленника?

2

Что такое ремесло. Возникновение ремесленничества в России. Ремёсла в России XVII – XVIII веков.

Уметь выбирать доказательства, анализировать, сравнивать, обобщать изученный материал, высказывать предположения, выбирать ответ из альтернативных вариантов, классифицировать.

Текущий

42  (66-67)

Что создавалось трудом рабочего?

2

Возникновение мануфактур, заводов, фабрик. Строительство в России железных дорог.

Уметь сравнивать, обобщать, классифицировать, самостоятельно определять признак для группировки объектов, выдвигать предположения.

Текущий

43 (68)

Открытия, которые совершил человек в ХIХ – ХХ веках.

1

Научные открытия в ХIХ – ХХ веках. Создание парохода, автомобиля, самолета, аэростата, космического корабля.

Уметь выбирать доказательства, анализировать, сравнивать, обобщать изученный материал, высказывать предположения, выбирать ответ из альтернативных вариантов, классифицировать.

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...