Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс к учебнику А. А. Плешакова по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Выскребенцева Елена Васильевна

Рабочая программа составлена к учебнику А. А. Плешакова "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Школа России") по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» на 2013-14 учебный год

3 класс

Составитель: учитель начальных классов Выскребенцева Е. В.

Пояснительная записка

Тематическое планирование по окружающему миру разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», раздел 3,п.19.5.), программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Сборник рабочих программ для начальных классов. Москва, «Просвещение», 2011 г.).

Специфика предмета «Окружающий мир» в 3 классе состоит в том, что:

имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;

имеет ярко выраженный интегрированный характер: соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;

даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Учебный курс «Окружающий мир» в 3 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.

Цели изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Виды и типы уроков:  комбинированный урок; открытие новых знаний; обобщающий урок; урок закрепления;

нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;

работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;

проведение фенологических наблюдений; выполнение практических работ и мини-исследований; моделирование объектов и процессов; дидактические игры; уроки в музеях; уроки на улицах города; уроки-путешествия; уроки с элементами исследования; кратковременные предметные экскурсии.

Формы организации урока: коллективная; фронтальная; групповая; индивидуальная работа; работа в парах.

 Учебно-тематический план 3 класс (68 ч )

 Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир.

Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, зверии др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии:  Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

 Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

 Основные требования к знаниям и умениям  обучающихся по окружающему миру

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  1. человек — часть природы и общества;
  2. что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  3. основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  4. взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  5. взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе;
  6. строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  7. правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  8. правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  9. потребности людей; товары и услуги;
  10. роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

11. некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

  1. распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  2. проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  3. объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  4. выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  5. выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  6. владеть элементарными приемами чтения карты;
  7. приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Тематическое планирование

Окружающий мир 3 класс (68 часов)

урока

Тема урока.

 

Характеристика УУД по теме

Личностные

Результаты        

Дата

по плану

Дата

по факту

Как устроен мир (6 часов)

1.

Природа. Разнообразие природы.

(экскурсия)

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

 Познавательные: Знакомиться с учебником, извлекать из него информацию. Коммуникативные

Работать в паре, предлагать задания к рисункам.

Раскрывать ценность природы для людей.

4.09

2.

Человек -  часть природы.

Регулятивные: Формулировать выводы, оценивать свои достижения.

 Познавательные: Находить  сходство и отличие человека от живых существ, моделировать развитие человека.

Коммуникативные: Обсуждать и описывать проявления внутреннего мира человека.

Ориентироваться на положительные поступки и отношения с людьми.

6.09

3.

Проект «Богатства, отданные людям».

Регулятивные. Определять цель проекта, оценивать результаты работы. Познавательные: Подбирать материал из разных источников.

Коммуникативные: Распределять обязанности по проекту в группах.

 

Формировать бережное отношение к природным богатствам.

11.09

4.

Общество. Человек – часть общества.

Регулятивные: Осуществлять самопроверку.  

Познавательные: Находить материал о различных странах и народах.

Коммуникативные: Рассказывать о своей семье, народе, государстве, работать в группе.

Определять место человека в мире.

13.09

5.

Что такое экология.

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

Познавательные: Анализировать схемы в учебнике, прослеживать  экологические связи 

Коммуникативные: Рассказывать о взаимосвязях в природе, приводить примеры.

Формировать экологическое мировоззрение.

18.09

6.

Природа в опасности.

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

 Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Познавательные: Устанавливать  причинно- следственные связи между поведением людей и окружающей средой.

Коммуникативные: Работать в паре, высказываться о том, как люди могут сохранить природу.

Вместе со взрослыми готовить сообщения о заповедниках.

Формировать ответственность за все живое  в природе.

20.09

Эта удивительная природа (18 часов).

7.

Тела, вещества, частицы.(практический урок)

Регулятивные: Проверять по учебнику правильность своих наблюдений, оценивать свои достижения.

Познавательные: Проводить под руководством учителя опыт с растворением вещества, моделировать процесс растворения.

 Коммуникативные: Приводить примеры различных тел, высказывать предположения, доказывать своё мнение.

Формировать установку на положительное поведение в обществе.

25.09

8.

Разнообразие веществ.(практический урок)

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стараться её выполнить, работать со взрослыми, отвечать на итоговые вопросы.

Познавательные: Ставить опыты, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты в таблицу.

Коммуникативные: Работать в паре, рассказывать об изучаемых веществах по плану.

Соблюдать технику безопасности, беречь своё здоровье.

27.09

9.

Воздух и его охрана.(практический урок)

Регулятивные: Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Познавательные: Исследовать путем опыта свойства воздуха, Извлекать информацию из учебника.

Коммуникативные: Объяснять свойства воздуха, работать со взрослыми, Брать интервью о мерах по охране чистоты воздуха в городе.

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

2.10

10.

Вода. Свойства воды.(практический урок)

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.  Познавательные: Использовать информацию из учебника, обобщать её, проводить мини- исследование в семье, как используют в быту.

Коммуникативные: Работать в паре, объяснять свойства воды, называть цель опыта, рассказывать об использовании воды в быту.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

4.10

11.

Превращение и круговорот воды.

(практический урок)

Регулятивные: Анализировать  рисунок- схему, осуществлять взаимопроверку.

Познавательные: Моделировать круговорот воды в природе, формулировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные: Работать в паре, формулировать выводы, объяснять особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

9.10

12.

Берегите воду!

Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.  Познавательные: Извлекать информацию из учебника, сопоставлять полученные сведения со своими суждениями.

Коммуникативные: Высказывать предположения о том, чем загрязняют воду,

 рассказывать о загрязнении по модели, брать интервью у взрослых о мерах по охране воды.

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

11.10

13.

Как разрушаются камни.

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

Познавательные: Моделировать схему разрушения камней, наблюдать и фотографировать, делать выводы.

Коммуникативные Высказывать предположения о причинах разрушения, давать характеристику этому процессу, работать со взрослыми, готовить рассказ на основе наблюдений.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

16.10

14.

Что такое почва? (практический урок)

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растений.

Коммуникативные: Высказывать и обосновывать гипотезы о плодородии почвы, давать характеристику процессу образования и разрушения почвы.

Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям.

18.10

15.

Разнообразие растений.

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные: Использовать полученную информацию для определения растений, классифицировать их с помощью атласа – определителя.

Коммуникативные: Работать в группе, доказывать, используя учебник разнообразность растений. Готовить сообщение о любом растении.

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

23.10

16.

Солнце, растения и мы с вами.

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Познавательные: Выявлять с помощью схемы сходство и различия процессов питания и дыхания, моделировать эти процессы, выявлять  роль частей растений.

Коммуникативные: Рассказывать о процессах по схеме, формулировать выводы доказывать, что без растений невозможна жизнь.

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

25.10

17.

Размножение и развитие растений. (Практический урок)

Регулятивные: Проверять по учебнику правильность своих наблюдений, оценивать свои достижения.

 Познавательные: Извлекать информацию из учебника, сопоставлять полученные сведения со своими суждениями.

 Коммуникативные: Характеризовать условия, необходимые для развития растения. Рассказывать по схеме о развитии семян.

Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать  способность к решению моральных проблем.

30.10

18.

Охрана растений.

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.  Познавательные: Оформлять памятку «Берегите растения»,находить материал о редких растений из различных источников информации.

Коммуникативные: Обсуждать материалы книги  « Великан на поляне», рассказывать о редких растениях, занесенных в Красную книгу.

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

1.11

19.

Разнообразие животных.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять,

Познавательные: Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. Работать с электронным приложением к учебнику.

Коммуникативные: Обсуждать рассказ « история с пиявкой»,

рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному  сообщению.

Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

13.11

20.

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»,

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Определять цель и этапы работы.

Познавательные: Анализировать схемы питания, работать с терминологическим словариком. Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края.

Коммуникативные: Приводить примеры животных по типу питания, обсуждать материалы книги о божьих коровках, распределять обязанности в работе над проектом.

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

15.11

21.

Размножение и развитие животных.

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные: Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов.

Находить дополнительную информацию из различных источников.

Коммуникативные:

Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве.

Давать характеристику разным группам по способам размножения.

Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

20.11

22.

Охрана животных.

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Познавательные: С помощью атласа-определителя и электронного приложения  определять животных, занесенных в Красную книгу, создать  книжку- малышку « Береги животных».

Коммуникативные:   

Рассказывать о факторах отрицательного воздействия  человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу.

Формирование внутренней позиции на выполнение моральных норм, бережное отношение ко всему живому.

22.11

23.

В царстве грибов.

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные: Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах.

 Коммуникативные: Давать характеристику строению грибов, обсуждать  материал рассказа «Кому нужен мухомор».

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

27.11

24.

Великий круговорот жизни.

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

 Познавательные: Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. Коммуникативные:

Характеризовать организмы – производители, потребители, разрушители.

Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев.

Формировать представление о взаимосвязь в природе и воспитывать  бережное отношение и правильное поведение в природе.

29.11

Мы и наше здоровье (10 часов).

25.

Организм человека.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

 Познавательные: Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу.

Коммуникативные: Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

4.12

26.

Органы чувств.

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные: Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал  о правилах гигиены.

Коммуникативные: Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

6.12

27.

Надёжная защита организма.

(практический урок).

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал  о правилах гигиены.

Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи.

Коммуникативные: Практически изучит свойства кожи. Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи.

Подготовит рассказ об уходе за кожей.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Учиться оказывать первую помощь.

11.12

28.

Опора тела и движение.

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Следить за своей осанкой на уроке и вне его.

Познавательные: Находить упражнения для формирования правильной осанки.

Работать с терминологическим словарем.

Коммуникативные:

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение  утренней гимнастики.

13.12

29.

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

 Познавательные: Моделировать строение пищеварительной системы, практически определять наличие питательных веществ  в продуктах.

Коммуникативные: Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания.

Готовиться  к выполнению проекта.

Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания.

18.12

30.

Дыхание и кровообращение. (Подсчет пульса)

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,  формулировать выводы по теме урока ,отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников. 

Познавательные: Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи.

Коммуникативные: Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме.

 

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

20.12

31.

Умей предупреждать болезни.

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней, находить дополнительный материал о профилактике заболеваний.

Коммуникативные: Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

Проводить закаливание своего организма.

25.12

32.

Здоровый образ жизни.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников 

Познавательные: Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье.

Коммуникативные: Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. Работать в паре, составлять памятку.

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

27.12

33.

Проверим себя и оценим свои достижения.

Регулятивные: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Познавательные: Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу.

Коммуникативные: Выполнять тесты с выбором ответа.

Определять границы собственного знания и незнания.

15.01

34.

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,

«Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

Регулятивные: Формирование адекватной оценки своих достижений.

Познавательные: Учиться извлекать информацию из различных источников, сотрудничать со взрослыми.

Коммуникативные: Выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами.

Определять границы собственного знания и незнания.

17.01

Наша  безопасность (7 часов).

35.

Огонь, вода и газ.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Познавательные: Знать телефоны экстренных служб, анализировать схему эвакуации, моделировать свои действия.

 Коммуникативные: Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода. Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр.

22.01

36.

Чтобы путь был  счастливым.

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: Изучать материалы учебника, выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях.

Коммуникативные: Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои знания правил.

Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья.

24.01

37.

Дорожные знаки. (Экскурсия)

Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные: Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой.

Коммуникативные: Обсуждать, как помогают  знаки пешеходам,

Соблюдать правила безопасности  для сохранения здоровья.

29.01

38.

Проект « Кто нас защищает?».

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Формирование адекватной оценки своих достижений.  

Познавательные: Находить в Интернете  информацию о вооруженных силах страны, оформлять собранные материалы в виде стенда.

 Коммуникативные: Брать интервью у ветеранов  войны,

презентовать свой проект.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников.

31.01

39.

Опасные места.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Познавательные: Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест.

Коммуникативные: обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми, опрашивать  о мерах предосторожности.

Формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

5.02

40.

Природа и наша безопасность.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников.

Познавательные: Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях.

Коммуникативные: Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными.

Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни.

7.02

41.

Экологическая безопасность.

Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные: Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра.

Коммуникативные: Приводить примеры цепей загрязнения, обсуждать проблему экологической безопасности и меры  по  охране природы.

Соблюдать правила безопасности  для сохранения здоровья.

12.02

Чему учит экономика? (12 часов).

42.

Для чего нужна экономика?

Регулятивные: Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные: Раскрывать понятия

« экономика», «потребности», «товары»,работать со взрослыми, добывать информацию  об услугах в родном городе. Коммуникативные: Приводить примеры товаров и услуг, рассказывать о роли труда в создании товаров, прослеживать , какие товары и услуги нужны семье.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно  оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм.

14.02

43.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения 

Познавательные: Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики.

 Коммуникативные: Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину,

 почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий.

19.02

44.

Полезные ископаемые.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

Познавательные: Определять полезные ископаемые с помощью атласа, рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника ,в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас.

Коммуникативные: Готовить сообщение  о каком – либо полезном ископаемом.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

21.02

45.

Растениеводство.

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные: Практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану. Выявить связь растениеводства и промышленности.

Исследовать, какие продукты используются в семье.

Коммуникативные: Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством.

Рассказывать о роли выращивания культурных растений.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

26.02

46.

Животноводство.

Регулятивные: Актуализировать знания, полученные во  2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных, работать с терминологическим словарем. Выявлять связь животноводства и растениеводства.

Коммуникативные: Работать со взрослыми, брать интервью у работников животноводства.Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

28.02

47.

Какая бывает промышленность?

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

Познавательные: Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей,

найти в музее данные об истории предприятий города.

 Коммуникативные: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно  оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм

5.03

48.

Проект «Экономика родного края».

Регулятивные: Оценивать результаты проекта и свою роль в его создании.

Познавательные: Собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации.

 Коммуникативные: Презентовать проект, выступать перед  одноклассниками.

 Коллективно создавать книгу

 « Экономика  родного края».

Формировать установку на выполнение моральных норм.

7.03

49.

Что такое деньги?

Регулятивные: Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные: Раскрывать роль денег в экономике. Характеризовать виды обмена товарами. Находить информацию  об истории денег в других источниках. Коммуникативные: Работа в паре, сравнение монет разных стран, практическая работа по различению денежных единиц.

Определять границы собственного знания и незнания.

12.03

50.

Государственный бюджет.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные: Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами, формулировать выводы по теме урока,  работать с терминологическим словарем.

 Коммуникативные: Определять, люди каких профессий получают зарплату из гос. Бюджета, моделировать доходы и расходы государства.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

14.03

51.

Семейный бюджет.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

Познавательные: Выявлять сходство и различие гос.бюджета и семейного, моделировать  семейный бюджет. Коммуникативные: Рассказывать о семейном бюджете, его доходах и расходах, обсуждать , какие расходы первостепенные.

Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию.

19.03

52,

53.

Экономика и экология.

Регулятивные: Актуализировать знания, полученные во  2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: Раскрывать взаимосвязь экономики и  экологии.

Моделировать экологические прогнозы.  Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе.

Коммуникативные: Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

21.03,

2.04

Путешествие по городам и странам (15 ч)

54,

55,

56

Золотое кольцо России.

Города золотого кольца.

Достопримечательности городов.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения.

Коммуникативные: Рассказывать о достопримечательностях городов  Золотого кольца,  составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте.

Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому.

4.04,

9.04,

11.04

57

Проект  «Музей  путешествий».

Регулятивные: Понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять. Познавательные: Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), оформлять экспозицию музея, готовить сообщения.

 Коммуникативные: Презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны.

16.04,

58.

Наши ближайшие соседи.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

 Познавательные: С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, работать с терминологическим словарем. Коммуникативные: Обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения.

Рассказывать и показывать на карте границы России.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

Формировать чувство гордости за свою страну.

18.04

59.

На севере Европы.

 Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

 Познавательные Соотносит государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран. Коммуникативные: Работать в группе, готовит сообщения о государстве, на основе материалов учебника.

Работать со взрослыми, выяснять, какие материалы и из каких стран в магазинах города.

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля.

23.04

60.

Что такое Бенилюкс?

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Принимать мнение других членов группы.

 Познавательные: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран Бенилюкса. Коммуникативные: Работать в группе, изучать страны Бенилюкса.  Описывать достоприме-

чательности, готовить сообщения о стране. Выступать от группы.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

25.04

61.

В центре Европы.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

Познавательные: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран центра Европы. Коммуникативные: Работать в группе, изучать страны центра Европы.  Описывать достоприме-

чательности, готовить сообщения о стране. Выступать от группы.

Распределять материал на несколько сообщений между членами группы.

 

Формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем.

30.04

62.

По Франции и Великобритании

(Франция.)

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. Адекватно оценивать своих товарищей.

Познавательные: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Франции. Коммуникативные: Работать в группе, изучать достопримечательности  Франции, готовить сообщения о стране. Выступать от группы.

Распределять материал на несколько сообщений между членами группы.

 

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

7.05

63.

По Франции и Великобритании

(Великобритания.)

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Познавательные: Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране .Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Великобритании..

 Коммуникативные: Работать в группе, изучать достопримечательности  Великобритании,  находить на карте, готовить сообщения о стране. Выступать от группы.

Распределять материал на несколько сообщений между членами группы.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

14.05

64.

На юге Европы.

Регулятивные: Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения и товарищей по группе. Познавательные: Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о памятниках стран. Коммуникативные: Работать в  группе, готовить сообщения о городах и памятниках архитектуры, описывать достопримечательности

Формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем.

16.05

65.

По знаменитым местам мира.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока,

формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

 Познавательные: Находить в дополнительной литературе о знаменитых памятниках стран.

Описывать по фотографиям  памятники. Коммуникативные: Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримеча-тельностях разных стран.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива

21.05

66.

Проверим себя и оценим свои достижения.(тесты)

Регулятивные: Формирование адекватной оценки своих достижений.

Познавательные: Самостоятельно  выполнять предложенные задания.  Применяя полученные знания.

Коммуникативные: Выполнять тесты с выбором ответа.

Определять границы собственного знания и незнания.

23.05

67,

68,

Презентация проектов « Кто нас защищает?», «экономика родного края», « Музей путешествий».

Регулятивные: Формирование адекватной оценки своих достижений и достижений одноклассников 

 Познавательные: Самостоятельно готовить выступление по проекту, находить дополнительный интересный материал из различных источников.

Коммуникативные: Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива

28.05,

30.05

Перечень учебно-методического обеспечения

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011

 Авторская  программа Плешаков А.А..   УМК «Школа России»     М.:«Просвещение» 2013г.

Учебник

Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.  М.:«Просвещение». 2013 г.

Рабочие  тетради

 Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2 . М.:«Просвещение». 2013 г.

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова

Тесты

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.    Окружающий мир. Тесты. 3  класс.  М.:«Просвещение». 2013 г.

Методические  пособия

 Плешаков А. А., Румянцев А. А.   «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики». 

Плешаков А. А.   «От земли до неба»: Атлас-определитель.  М.:«Просвещение». 2011г.

Плешаков А. А.   «Зеленые  страницы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс по учебнику Л.Г. Петерсон

Рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю....

рабочая программа по математике. 1 класс, по учебнику Л.Г.Петерсон

рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданин...

Рабочая программа для 2-3 классов по учебнику Верещагиной

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 2-3 классов, обучающихся по учебнику Верещагиной, рассчитана на 2 часа в неделю...

Рабочая программа по математике 1 класс по учебнику Л.Г. Петерсон

Рабочая программа по математике, расчитанная на 4 часа в неделю....

Рабочая программа по технологии 3 класс (к учебнику Роговцевой Н.И.) ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....

Рабочая программа по математике 3 класс по учебнику В.Н.Рудницкой, Т.В. Юдачёвой (в соответствиис ФГОС)

Данная программа соответствует требованиям ФГОС, содержит планируемые результаты обучения (ученик научится, ученик получит возможность научиться), все виды УУД, материально-техническую базу, необходим...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...