Рабочая программа по предмету: "Окружающий мир" 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Падалко Елена Ивановна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx57.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по  курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы под редакцией А.А. Плешакова.

 Нормативно-правовыми документами реализации ФГОС являются:

  1. Закон РФ «Об образовании» (ст.9,13,14,15,23);
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 года № 373)
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373»;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 о внесении изменений в пункт 16, 19.1,19.7, 19.10, 19.11 ФГОС НОО;
  6. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо Минобразования РФ от 19.11.1998 года № 1561/14-15)
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях»)
  8. Примерные программы по учебным предметам в 2-х частях /М.Просвещение,2010.
  9. Инструктивно-методическое письмо «О корректировке основной образовательной программы НОО в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. (ОблИПКПР)
  10. Учебный план муниципального казенного  общеобразовательного учреждения «Начальной общеобразовательной школы с.Бабстово» реализующего начальное общее образование на 2012-2013 учебный год.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится  2 часа в неделю,  68часов в год  (34 учебные недели).

Учебный план.

четверть

часы

I четверть

16 часов

II четверть

16 часов

III четверть

19 часов

IV четверть

17 часов

итого

68 часов

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

самостоя-тельные работы

экскурсии

практ-кие

работы

1

Где мы живем?

2

1

2

Природа

19

2

6

3

3

Жизнь города и села

11

2

2

4

Здоровье и безопасность

11

1

2

5

Общение

6

1

1

6

Путешествия

18

3

2

3

7

Заключение

1

Итого

68

8

10

11

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

2 КЛАСС (68 ч)

Где мы живем? (4 ч)

Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.

Жизнь города и села (10 ч)

Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.

Общение (7 ч)

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.

Путешествия (18 ч)

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

 

Период обучения

Кол-во часов

Диагностический и практический материал

I четверть

16 часов

Практическая работа

4

Экскурсия

1

Проверочная работа

1

Стартовая диагностика

1

II четверть

16 часов

Практическая работа

2

Экскурсия

1

Тест

1

Промежуточная диагностика

1

III четверть

19 часов

Практическая работа

3

Экскурсия

3

Проверочная работа

3

IV четверть

17 часов

Практическая работа

1

Экскурсия

2

Тест

1

Итоговая диагностика

1

ИТОГО

68 часов

Практическая работа

10

Экскурсия

4

Тест

5

Проверочная работа

2

Диагностика

3

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

Личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

•        Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

•        Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

•        Итоговый контроль   в формах: тестирование, практические работы, творческие работы учащихся, контрольные работы:

•        Комплексная работа по итогам обучения

•        Самооценка и самоконтроль.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы создано портфолио.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

I четверть

Родная страна.

Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России.

Город и село. Проект «Родной город (село)»

Подготовка к выполнению проекта.

Сравнивать по личным фотографиям город и село. Рассказывать о своем доме по плану.

Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире. Наше отношение к миру.

Работать в паре и группе: классифицировать объекты окружающего мира, обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру.

Проверим и оценим сои достижения по разделу «Где мы живем?»

Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника Работать в паре. Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника Выполнять текстовые задания учебника.

ПРИРОДА – 20 часов

Неживая и живая природа.

Классифицировать объекты по существенным признакам. Работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ.

Явления природы.

Работать в паре: различать объекты и явления природы. Анализировать иллюстрации учебника. Практическая работа: познакомить с устройством термометра.

Что такое погода.

Работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «научном дневнике». Характеризовать погоду  как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

В гости к осени (экскурсия).

Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними.

В гости к осени (урок)

Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, рассказывать об осенних

Звездное небо.

Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея.

Заглянем  в кладовые земли.

 Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды. Различать горные породы и минералы.

Про воздух….

Наблюдать небо за окном и рассказывать о нем. Работать в паре, анализировать  схемы, показывающие источники загрязнения воздуха.

….и про воду.

Работать со взрослыми: находить информацию об охране воды в родном крае. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды.

Какие бывают растения.

работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений. Определять растения с помощью атласа-определения.

Какие бывают животные.

Сравнивать животных на основании материала книги «Зеленые страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

Невидимые нити.

Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

II четверть

Дикорастущие и культурные растения

Работать в паре: приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Классифицировать культурные растения по определенным признакам.

Дикие и домашние животные

Сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками,

Комнатные растения.

Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса. практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией.

Животные живого уголка.

Практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

Про кошек и собак.

Работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий(составлять словесные портреты, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию0

Красная книга.

Работать со взрослыми: узнать какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу. Работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге.

Будь природе другом. Проект»Красная книга или Возьмем под  защиту».

 В ходе работы над проектом: - распределять обязанности по выполнению проекта. - извлекать информацию из различных источников. - готовить рисунки и фотографии - составлять собственную Красную книгу.  - презентовать Красную книгу с использованием наглядных материалов. - оценивать свои достижения в ходе выполнения проекта.

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА – 10 ЧАСОВ

Что такое экономика.

Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран.

Из чего что сделано.

Работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ.

Как построить дом.

Работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского  и одноэтажного сельского дома, узнавать на иллюстрации учебника строительные машины, объяснять их назначение, проводить самопроверку.

Какой бывает транспорт.

Работать в паре: классифицировать средства транспорта, анализировать схемы и выделять основания   для классификации, приводить примеры.

Культура и образование.

Работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них, с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию .

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографии.

В гости к зиме (экскурсия)

Распознавать осыпавшие на снег плоды и семена растений и следы животных. Определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе.

В гости к зиме.урок

Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «научном дневнике».

III четверть

Проверим  и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника Выполнять тестовые задания учебника.

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга»,  «Профессии»

Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами.

ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ – 9 ЧАСОВ

Строение тела человека.

Работать в группе: называть и показывать внешние асти тела человека. Работать в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека.

Если хочешь быть здоров.

Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника Формулировать правила личной гигиены. Демонстрировать умения чистить зубы.

Берегись автомобиля!

Работать в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствующими стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию.

Школа пешехода.

Практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством   учителя или инструктора ДПС.

Домашние опасности.

Работать в группе: на основе текста формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков.

Пожар!

Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника Работать со взрослыми: находить в «интернете»  информацию о работе пожарных.

На воде и в лесу.

Запомнить правила поведения во время купания. Работать в паре: находить съедобные и несъедобные грибы.

Опасные незнакомцы.

Характеризовать потенциальные опасности при контакте с незнакомыми людьми.  Моделировать звонок по телефону.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника Выполнять тестовые задания учебника.

НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ – 7 ЧАСОВ

Наша дружная семья.

Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов. Формулировать понятие «Культура общения»

Проект «Родословная»

Составлять родословное дерево семьи. Отбирать фотографии из семейного альбома.

В школе.

Рассказывать о своем школьном коллективе. Моделировать различные ситуации общения  на уроке и переменах.

Правила вежливости.

Моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

Ты и твои друзья.

Обсуждать проблему подарка в день рождения друга, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета за столом.

Мы- зрители и пассажиры.

Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника Обсуждать и формулировать правила на основе иллюстраций учебника.

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами.

ПУТЕШЕСТВИЯ – 18 ЧАСОВ

Посмотри вокруг.

Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта.

Ориентация на местности.

Практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приемы ориентирования по компасу.

IV четверть

Ориентация на местности.

Практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приемы ориентирования по компасу.

Формы земной поверхности.

Характеризовать поверхность своего края. работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»

Водные богатства.

Работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки посхеме.

В гости к весне (экскурсия).

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений.

В гости к весне (урок).

Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе.

Россия на карте.

Работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением на физической карте России, обозначать их фишками. осваивать приемы чтения карты.

Проект «Города России»

Составлять презентацию своего исследования.

Путешествие по Москве.

Отличать герб Москвы от герба других городов. Работать со взрослыми: совершать виртуальную экскурсию по Москве.

Московский Кремль.

Читать текст учебника, находить в нем сведения о Кремле. Рассказывать о Красной площади по фотографиям.

Город на Неве.

Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом города, находить на нем достопримечательности города.

Путешествие по планете.

Работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, обозначать их фишками.

Путешествие по материкам.

Находить материки на карте мира. Работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников: готовить сообщение  и выступать с ним перед классом.

Страны мира. Проект «Страны мира»

Сравнивать физическую и политическую карты мира. Находить и показывать на политической карте мира территорию России.

Впереди лето.

Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами.

Презентация проектов «родословная», «Города России», «Страны мира».

Выступать с подготовленными сообщениями.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ «ШКОЛА РОССИИ».

           Для учащихся:

1.        Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 /А. А. Плешаков.-3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил. – (Школа России).

2.        Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 /А. А. Плешаков.-3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил. – (Школа России).

3.        Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1.-М.: Просвещение, 2011.

4.        Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2.-М.: Просвещение, 2011.

5.        Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 2 класс. Ч 1: к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1» / Е.М. Тихомирова. – 7-е изд.,  перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.-111, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

6.        Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 2 класс. Ч 2: к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2» / Е.М. Тихомирова. – 7-е изд.,  перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.-79, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

Для учителя:

1.        Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир: 2 класс.В 2-х частях» / Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 382, [2] c. (Серия «Учебно-методический комплект»).

Материально – техническое обеспечение образовательного  процесса.

 Книгопечатные.

  • Сборник рабочих  программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для  общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков,  М.: Просвещение, 2011.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011.
  • А.А.Плешаков Зеленые страницы: Кн. Для уч-ся нач. классов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  • Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: кн. Для уч-ся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  • От земли до неба: атлас – определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  • Трафимова Р.В. Секреты и диковинки окружающего мира. – Самара: Корпорация «Федоров», «Издательский дом «Федоров», 2000.
  • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией   Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

 Печатные пособия.

  • Таблицы «Окружающий мир» для 2 класса: 
  • Таблицы «Символы России»

 Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.

  • Глобус.
  • Модели светофора, дорожных знаков.
  • Муляжи овощей, фруктов, грибов.
  • Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.

Натуральные объекты.

  • Коллекция полезных ископаемых.

Технические средства обучения.

  • Телевизор
  • Магнитофон
  • DVD – плеер

«СОГЛАСОВАНО»

На заседании МО
учителей начальных классов
Протокол  от ___________ 2013г. № __

_______________________

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

____________________

Сорокина Нина Александровна

_________________ 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся  третьего класса  Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...