Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. УМК"Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Черноусова Анжелика Евгеньевна

Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по окружающему миру для 1 класса. УМК"Начальнавя школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_raborchaya_programma_1_klass.docx69.79 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

Пояснительная записка.

Рабочая    программа   учебного предмета  «Окружающий мир»  для 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и на основе  авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир».

Особое значение изучения этой образовательной области состоит  в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Новизна  программы заключается в том, что в неё включены знания, которые способствуют познанию самого себя ( своего «Я» ), расширяют представления о психической природе человека.

Общая характеристика учебного предмета.

Таким образом, основная цель обучения предмету – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;

осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

В программе  1 класса представлены следующие ведущие содержательные линии.

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.

В 1 классе  это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твоё         здоровье».

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи».

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему  гражданин любит свою Родину, что значит любить родину, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране.

В основе программы лежит линейно – концентрический принцип изучения учебного материала.

С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе предусмотрены экскурсии и  практические работы, доступные детям в этом возрасте. Целесообразно проведение  уроков обобщения. Их цель - оживить знания школьника, систематизировать и обобщить полученные представления. Изучение данного курса требует использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса (в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.).

                                     Место предмета в базисном учебном плане

На изучение окружающего мира отводится 66 часов, 2 часа в неделю.

Учебно – тематический план

№ п\п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока) 

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Введение. Что такое окружающий мир

1

2

Мы - школьники

9

2 ч – 3 %

2 ч – 3 %

2 ч – 3 %

3

Ты и здоровье

6

1 ч – 1,5 %

1 ч – 1,5 %

1 ч – 1,5 %

4

Мы и вещи

6

1 ч – 1,5 %

1 ч – 1,5 %

1 ч – 1,5 %

5

Родная природа

25

5 ч – 7,5 %

7 ч – 10,6 %

5 ч – 7,5 %

6

Родная страна

19

4 ч – 6 %

5 ч – 7,5 %

4 ч – 6 %

Итого

66

13 ч – 19,5 %

15 ч – 24,1 %

13 ч – 19,5 %

Содержание программы.

Человек и природа.

Времена года. Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке) Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной.

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).

Природа вокруг нас.

Растения – живые организмы. Свет, вода, почва – условия жизни растений.

Животные – живые организмы.

Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства.

Использование человеком богатств природы (вода, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле.

Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала).

Природа неживая и живая.

Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: снегопад, листопад, перелеты птиц, ветер, дождь, гроза.

Примеры веществ: вода.

 Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха); состояния воды, значение для живых организмов, человека.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Человек – часть природы.

Правила поведения в природе.

Красная книга России.

Тело человека.

Система органов (чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах.

Человек и общество

Я – школьник 

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Определение времени по часам с точностью до часа.

Правила безопасной жизнедеятельности 

Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. . Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха.Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика.

Моя Родина 

Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Родной город, село. Домашний адрес. Главные достопримечательности населенного пункта. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. Городской транспорт. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города.

Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага. Москва – столица России. Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы.

Праздничные дни России и родного города: День города, Новый год, Рождество, 8 Марта.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Родной край – частица Родины 

Семья и семейные традиции.

Название административного центра региона.

Человек – член общества 

Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры.

Значение труда для человека и общества 

Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Телефоны экстренной помощи.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация 

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Москва – столица России и центр управления страной. Некоторые достопримечательности столицы России – Большой театр, стадион Лужники, московское метро и др.

Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Права и обязанности граждан России. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Государственные и всенародные праздники России (продолжение): День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ  (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от

вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

 Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в  официальной обстановке, участвовать в коллективной

коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

• умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

• формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

• формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

• развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию предметных и метапредметных учебных действий:

• овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

• формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

• формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Планируемые результаты обучения учащихся 1 класса по данной программе содержат три компонента:

называть – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

различать (сопоставлять) – владение конкретными умениями и навыками;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях – группа умений и навыков, которыми ученик может пользоваться в учебной и во внеучебной деятельности.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

называть:

своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;

основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

основные правила здорового образа жизни;

основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);

основные условия благополучной жизни растений и животных;

профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5 – 6 профессий);

улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;

основные достопримечательности родного города и столицы России;

различать (сопоставлять):

знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

основные нравственно – этические понятия ( сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);

различных представителей растительного мира ( по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);

времена года;

животных, объединять их в группы ( звери, птицы, насекомые);

произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

выполнять режим своего дня;

определять время по часам с точностью до часа;

подготавливать своё учебное место к работе;

оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;

ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;

выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм,  сеять семена, сажать черенки;

составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

 

Оценка достижений учащихся.

Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;

Источники информации для оценивания:        

деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);

статистические данные;

работы учащихся;

результаты тестирования.

Методы оценивания:

наблюдение,

открытый ответ,

краткий  ответ,

выбор ответа        ,

самооценка.

Информационно – методическое обеспечение:

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2011
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана – Граф, 2011.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана – Граф, 2012.
  4. В.Н. Рудницкая, Е.Э.  Кочурова  , О.А.  Рыдзе. Математика: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М .: Вентана-Граф, 2011.
  5. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2, 3 для учащихся общеобразовательных учреждений /
  6. Е. Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2009.
  7. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа:   http//school – collection.edu.ru
  8. Образовательный портал. – Режим доступа: www.uroki.ru
  9. Первый мультпортал. – Режим  доступа: www.km.ru/education
  10. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka. Info/about/193
  11. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование раздела, темы урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Результаты освоения учебного предмета

Дата

личностные,

метапредметные

предметные

1

Этот удивительный мир

1

Урок – экскурсия

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

  • учебно-организационные:

- организация рабочего места;

- режим дня;

- правильная осанка.

  • понимать, что такое окружающий мир.
  • понимать, что такое живая и неживая природа

4.09

2

Давай познакомимся

1

Урок - игра

Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам.

  • учебно-организационные:

- правила поведения на уроке;

- правильно пользоваться учебными принадлежностями

  • рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;
  • знать название своего города, страны, столицы.
  • знать полное имя, домашний адрес;

6.09

3

Мы – школьники.

1

Урок – экскурсия

Какие помещения есть в нашей школе? Для чего они предназначаются?

  • учебно-коммуникативные:

- умение слушать и слышать;

- умение выражать свои мысли.

  • знать расположение помещений в школе;
  • ориентироваться в расположении помещений;
  • уважать труд работников школы;
  • оказывать посильную помощь взрослым.

11.09

4

Правила поведения в школе

1

Урок - игра

Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения в школе.

  • учебно-организационные:

- правила поведения на уроке; перемене

знать и соблюдать правила поведения в школе

13.09

5

Сентябрь – первый месяц осени.

1

Урок – экскурсия

Изменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках.

Развитие умения наблюдать: замечать изменения в природе, определять причину и следствие отдельного явления, отвечать на вопросы по теме наблюдения.

  • учебно-коммуникативные:

- умение слушать и слышать;

- умение выражать свои мысли.

  • знать признаки неживой и живой природы;

 знать сезонные изменения в природе;

18.09

6

Что нам осень подарила.

1

Урок «открытия» нового знания

Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза.

  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

классифицировать по признаку «овощи-фрукты».

20.09

7

Грибная пора.

1

Урок «открытия» нового знания

Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза.

  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы

25.09

8

Семья.

О маме.

1

Урок «открытия» нового знания

Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»?

Чтение стихотворений о маме. Рассказ о своей маме. Почему слово «мама» считается самым добрым и тёплым.

  • учебно-организационные:

- уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…».

  • учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

  • Рассказывать о своей семье;
  • Знать профессии мамы и папы;
  • Описывать привычный быт и уклад своей семьи;
  • рассказывать о своей маме;
  • знать профессию мамы;
  • оказывать маме посильную помощь;

читать потешки о маме.

27.09

9

Любимые занятия.

Воскресный день.

1

Урок «открытия» нового знания

Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга.

Хозяйственный труд в семье.

  • учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

различать основные нравственно-этические понятия (сочуствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание).

2.10

10

Как из зерна получилась булка.

1

Урок «открытия» нового знания

Народная мудрость гласит: "Худ обед, когда хлеба нет". Хлеб – главное богатство людей. Для того, чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий.

  • учебно-организационные:

- учиться работать в заданном темпе.

  • выполнять правила ролевой игры;
  1. работать со схемами;

рассказывать о своей профессии.

4.10

11

Человек и домашние животные.

1

Урок «открытия» нового знания

Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными.  Как заботиться о домашних животных.

  • учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

знать правила общения с животными;

называть домашних животных

9.10

12

«Октябрь уж наступил…»

1

Урок – экскурсия

Лес (парк) изменился. Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало. Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись  в своих зимних жилищах.

  • учебно-информационные:

- осуществлять наблюдение

  • собрать природный материал;

наблюдать за живой и не живой природой.

11.10

13

Явления природы.

1

Урок «открытия» нового знания

Все, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.) - явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности.

  1. учебно-информационные:

- осуществлять наблюдение.

наблюдать за живой природой.

16.10

14

Где ты живёшь?

1

Урок - игра

Мы живем в городе (поселке, селе). Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположены знаки дорожного движения…

  • учебно-организационные:

- режим дня;

- правильная осанка

знать маршрут               «Школа – Дом».

18.10

15

Правила поведения на дорогах.

1

Урок «открытия» нового знания

Мы должны обязательно знать знаки ДД: "Движение пешеходов запрещено", "Пешеходный переход", "Велосипедная дорожка" и др. Чтобы с пешеходом не случилось беды, он должен выполнять правила поведения на улицах, перекрестках, дорогах.

  • учебно-коммуникативные:

- запоминать.

  • выполнять упражнения в рабочей тетради;
  • знать, зачем нужны правила дорожного движения;
  • знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».

23.10

16

Ты и вещи.

1

Урок «открытия» нового знания

Кто делает разные вещи: профессии людей. Умение классифицировать предметы по заданному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам. Понятия-антонимы: аккуратный-неаккуратный, бережливый-расточительный (небережливый).

  1. учебно-коммуникативные:

- осуществлять самоконтроль

  1. рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»;

выполнять самооценку работы.

25.10

17

Кто работает ночью.

1

Урок «открытия» нового знания

Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества.

  1. учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

рассказывать о профессии не называя её.

30.10

18

Что такое здоровье

1

Урок «открытия» нового знания

Что такое здоровье. Хорошее состояние органов чувств – показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Правила охраны зрения, слуха, вкуса.

  1. учебно-организационные:

- организация рабочего места;

- режим дня.

  • выполнять режим дня;

составлять свой режим дня.

01.11

19

Правила гигиены.

1

Урок «открытия» нового знания

Зачем нужны правила гигиены. Почему человек должен их соблюдать. Уточнение понятий: аккуратный - неаккуратный, чистоплотный - нечистоплотный (чистюля - грязнуля).

  1. учебно-организационные:

- организация рабочего места.

  • выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора;
  • знать органы чувств, как их охранять.

13.11

20

О режиме дня.

1

Урок «открытия» нового знания

Что такое режим дня и зачем он нужен. Умение определять время по часам как условие правильной организации труда и  отдыха. Понятия: организованный – неорганизованный.

  1. учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

  • выполнять режим дня;

составлять свой режим дня.

15.11

21

Урок в спортивном зале.

1

Урок - практикум

Будем развивать силу, ловкость и быстроту. Правила закаливания

20.11

22

Ноябрь – зиме родной брат.

1

Урок - экскурсия

Изменения в природе в ноябре. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков.

  • учебно–организационные: -организация рабочего места;

-режим дня.

  • называть основные изменения в природе в ноябре;

рассказывать как дикие животные готовятся к зиме.

22.11

23

Звери – млекопитающие.

1

Урок «открытия» нового знания

Звери – меньшие «братья» человека. Характерные особенности зверей - млекопитающих: кормление молоком детенышей. Различные представители этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, кит и др. Классификация: домашние - дикие животные»

учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • иметь представление о млекопитающих животных;

знать отличительные признаки млекопитающих от других животных

27.11

24

Что мы знаем о птицах.

1

Урок «открытия» нового знания

Классификация птиц по признаку «перелетные - зимующие», отличительные особенности этих птиц. Установление зависимостей наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода.

  • учебноинтеллектуальные:

- классификация

-обобщение

  • различать и классифицировать животных

решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»

29.11

25

Родной край.

Дом, в котором ты живёшь.

1

Урок «открытия» нового знания

Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России.

Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Узнавание здания по вывеске.

  • учебно-информационные:

- выполнять обобщения

  1. учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

  • знать различные объекты села и города.

различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью

иметь представление о разных видах жилья человека

4.12

26

Зачем люди трудятся.

1

Урок «открытия» нового знания

Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Развитие речи: составление описательного рассказа.

  1. учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

рассказывать о профессии не называя её.

6.12

27

«В декабре, в декабре все деревья в серебре…»

1

Урок - экскурсия

Сезонные изменения в начале зимы. Декабрь – первый месяц зимы. Развитие речи: составление описания.

  • учебно–коммуникативные: -умение слушать и слышать;

-умение выражать свои мысли.

Определять и называть свойства воды, льда, снега.

11.12

28

Какой бывает вода?

1

Урок «открытия» нового знания

Вода – вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность. Вода – растворитель; различные состояния воды.

Понятия: тело, вещество.

  • учебно–коммуникативные: -умение слушать и слышать;

    -умение выражать свои мысли.

  • работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»

умение работать коллективно

13.12

29

Промежуточная диагностическая работа

1

Развивающий контроль

Систематизация и обобщение изученного.

  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

20.12

30

О дружбе

Идем в гости.

1

Урок - игра

Кого называют друзьями. Правила дружбы

Правила поведения в гостях. Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу.

учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.

  • учебно-организационные: -объяснять;

-оказывать помощь.

Различать основные нравственно-этические понятия.

  • знать и придерживаться правил этикета;
  • умение строить диалог

различать основные нравственно-эстетические понятия.

18.12

31

С наступающим Новым годом!

Урок-викторина

1

Урок - праздник

Развитие речевого творчества.

  • учебно–коммуникативные: -умение слушать и слышать;

    -умение выражать свои мысли.

  • Знать новогодние традиции;
  • Историю Нового года;

25.12

27.12

32

Январь – году начало, зиме середина

1

Урок «открытия» нового знания

Изменения в природе в январе. Определение деревьев по силуэту. Уточнение понятий: лиственные, хвойные деревья (по результатам наблюдений).

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Исследовать( на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Учебно-информационные:

- осуществлять наблюдение

Называть  основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья.

10.01

33

Хвойные деревья.

1

Урок «открытия» нового знания

Хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. – вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву (сибирская лиственница).

Практическая работа с гербарием.

  1. Учебно-логические:

- выделять главное, существенное.

Определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели.

15.01

34

Жизнь птиц.

1

Урок «открытия» нового знания

Птицы в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Зависимость питания птицы от строения клюва.

  1. учебно-интеллектуальные:

- классификация

-обобщение

  • Различать и классифицировать животных. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»

17.01

35

Наша страна - Россия

1

Урок «открытия» нового знания

Наша страна – Россия, Российская Федерация. Москва – столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб.

  • учебно-информационные:

- постановка вопроса к рассказу учителя.

  • знать свою национальность;

знать какие народы живут в России.

22.01

36-37

Богата природа России.

2

Урок «открытия» нового знания

Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка по карте: значение цвета, определение по символам (знакам) представителей животного мира и места их  обитания на территории нашей страны.

  1. учебно-интеллектуальные:

- классификация

-обобщение

  • иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, иметь представление о разнообразии растений

24.01

38

Мы – россияне.

1

Урок «открытия» нового знания

Россия – страна многонациональная. Особенности народа: язык, искусство, обычаи.

  1. учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • составлять описательный рассказ по картине;

знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки

5.02

39

Народная сказка.

1

Урок «открытия» нового знания

Прикладное искусство народов России: сравнение, различия, общие черты.

  1. учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль

  • называть народные промыслы;
  • узнавать предметы декоративного искусства разных народов России;
  • пересказывать сказку;

выразительно читать фольклорные произведения.

5.02

40

Февраль – месяц метелей и вьюг.

1

Урок «открытия» нового знания

Февраль – третий месяц зимы. Зима в разгаре. Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь.

учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • приметы февраля

зимующие птицы

7.02

41-42

Звери – млекопитающие.

2

1

Урок «открытия» нового знания

Звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни. Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные.

учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • иметь представление о способах передвижения и питания  млекопитающих животных;

43

Наш уголок природы.

1

Урок - практикум

Уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Чтобы животное чувствовало себя хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги.

  1. учебно-организационные:

- умения ужаживать за обитателями живого уголка

  • различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обита-ния, способу движения);

44

Мы – граждане России.

1

Урок «открытия» нового знания

Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен  выполнять свои обязанности

  1. учебно-коммуникативные:

- умения из упражнения           № 46.

  • составлять описательный рассказ по картине;знать основные права и обязанности

45

О правилах поведения.

1

Урок «открытия» нового знания

Развитие диалогической речи: культура разговора по телефону. Правила дружбы (повторение). Как разрешать споры и ссоры

учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.

различать основные нравственно-этические понятия.

46

23 февраля – День защитника Отечества.

1

Урок - праздник

История появления праздника 23 февраля, как он назывался и называется сейчас.

учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.

иметь представление об одном из государственных праздников

47

8 – е марта – праздник всех женщин

1

Урок - праздник

Как можно встретить праздник 8 марта в семье, как проявить внимание к родным и близким

учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.

иметь представление об одном из государственных праздников

48-49

Март – капельник

2

Урок - экскурсия

Изменения в жизни природы ранней весной. Характеристика марта:  народное название месяца -  «капельник»; появление проталин, таяние снега, птичьи «разговоры».

учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • называть приметы весны изменения в природе

50

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

1

Урок «открытия» нового знания

Для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе, закаляться. Занятие спортом тоже закаляет человека.

учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль

  • знать правила закаливания
  • уметь правильно закаливать организм

51

Здоровая пища.

1

Урок «открытия» нового знания

Какая пища полезна. Как правильно питаться

  • учебно-коммуникативные:

- учиться слушать партнера по общению, не перебивать его;

- говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить;

- не использовать грубых, резких слов и выражений;

- общаясь к собеседнику, смотрите ему в глаза;

- для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыбку, шутку.

  • знать основные правила здорового образа жизни;
  • понимать какие продукты приносят пользу;
  • решать логические задачи;читать-драматизироватьпотешку.

52

Какое бывает настроение.

1

Урок «открытия» нового знания

От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает. Что нужно делать для того, чтобы настроение было хорошим. Характеристика разных видов настроения: радостно, весело, грустно, плакать хочется и др.

у

53-54

Апрель – водолей.

2

Урок «открытия» нового знания

Сезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава.

  1. учебно-информационные:

-умение намечать задач

  • знать смысл понятия «животное – живое существо»;заполнять схемы

55

Весенние работы.

1

Урок «открытия» нового знания

Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, белят деревья, сажают овощи, разбивают цветники.

  • учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • составлять описательный рассказ по иллюстрации;
  • иметь представление об основных видах весенних работ;

56

Кто работает на транспорте.

1

Урок «открытия» нового знания

Сравнение: выделение сходства и различия разных видов транспорта – воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий на бензине (керосине); грузовой, легковой

  • учебно-интеллектуальные:

- классификация

-обобщение

  • Знать основные виды транспортных средств;

Иметь представления о мире профессий

57

День космонавтики.

1

Урок «открытия» нового знания

Россия – страна, которая открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт.

  • учебно-коммуникативные:

- правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы»;

- не говорить одновременно с несколькими собеседниками, следует высказываться по очереди.

составлять описательный рассказ по иллюстрации.

Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов.

58

Май весну завершает, лето начинает.

1

Урок «открытия» нового знания

«Май весну завершает, лето начинает» – говорят в народе. Изменения в природе в конце весны -  начале лета: состояние деревьев, цветение разных растений (фруктовых деревьев, кустарников и трав). Лесные картинки.

  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

  • различать времена года.
  • приметы весны
  • приметы лета, летние месяцы

59

Жизнь земноводных весной.

1

Урок «открытия» нового знания

Лягушки и жабы – земноводные: общие черты и различие. Жизнь земноводных весной. Развитие лягушки. Понятия: земноводные, головастики, развитие.

  • учебно-коммуникативные:

- запоминать, выражать свое мнение

  • знать, кто такие земноводные;иметь представление о фазах развития земноводного

60-61

Животное – живое существо.

2

Урокрефлексии

Обобщение полученных представлений: любое животное живет (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство.

  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

  • различать животных;

знать признаки живых существ

62

Ты – пешеход.

1

Развивающий контроль

ПДД

  • учебно-коммуникативные:

- запоминать.

знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».

63

Итоговая проверочная работа

1

Развивающий контроль

Систематизация и обобщение изученного.

  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

64

Природе нужны все

1

Урок - игра

Характеризовать природу как среду обитания всех живых существ. Приводить примеры природосбережения. Называть животных и растения Красной книги.

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Мотивирует свою деятельность, выделяет ее этапы. Умеет проектировать свою деятельность.

65  -66

Скоро лето !

2

Урок - игра

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями, отвечать на вопросы, формулировать вопросы

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Рассказывает на тему: «Почему ты любишь (не любишь) лето». Взаимодействует с участниками диалога. Понимает и принимает правила игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 68 часов....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по оркужающему миру  3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по окружающему миры 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа  по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), ...

Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по курсу: «Окружающий мир».1 класс (базовый уровень).на 2013 – 2014 учебный год. Учебник: «Окружающий мир» для 1 класса четырёхлетней начальной школы. Виноградова Н. ...