Проект «Природа в моих руках.»
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Сорокина Елена Евгеньевна

Открытое занятие по экологии в рамках кружка

« Я и окружающий  мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrennik_ekolog.odt30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Природа в моих руках.»

Открытое занятие по экологии в рамках кружка

« Я и окружающий  мир».

Класс: 3

Учитель: Сорокина Елена Евгеньевна

                Цели:

  • формировать знания о правильном поведении в природе;
  • закрепить  знания о  диких растениях, которые человек использует в пищу и как лекарственные растения;
  • формировать знания о растениях и животных, занесённых в Красную книгу;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Магнитная доска оформлена детскими проектами на тему « Берегу природу!»

На интерактивной доске весь праздник сменяют тематические  картинки и ролики.

        Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы пригласили вас на экологический утренник. Что такое экология? Это наука об охране природы, о бережном отношениии к окружающему миру, к Земле. Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и в тоже время такая маленькая ппланета Земля.

        Ведущий 2. Экологией занимаются сейчас ученые во всём мире. Это слово часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Почему? Потому что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.

        Ученик 1.  Есть просто храм,

                        Есть храм науки.

                         А есть природы храм —

                        С лесами, тянущими руки

                        Навстречу солнцу и ветрам.

                        Он свят в любое время суток

                        Открыт для нас в жару и стынь.

                        Входи сюда, будь сердцем чуток,

                        Не оскверняй её святынь.

        Ведущий 1. С каждым городом скуднеют краски лугов и лесов. Цветы исчезают. И мы теряем красоту. Хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений.

        Ученик 2.   На земле исчезают цветы,

                        С каждым годом заметнее это.

                        Меньше радости и красоты

                        Остаётся там каждое лето.

                        Откровенье цветов луговых

                        Нам понятно было едвали.

                        Беззаботно топтали мы их

                        И бездумно, безжалостно рвали.

                        В нас молчало безумное «стой».

                        Нам казалось всё мало, всё мало,

                        А потом, в толчее городской

                        Мы охапки тащили устало.

                        И не видели, как из под ног

                        Молчаливо, дыша еле-еле,

                        Обреченно глядел василёк,

                        Безнадёжно гвоздики глядели.

        Ведущий 2. Запомните правило! Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из цветов, которые выращены человеком.

        Ученик 3.   Если я сорву цветок,

                        Если ты сорвешь цветок,

                        Если все: и я, и ты,

                        Если мы сорвем цветы,

                        Опустеют все поляны

                        И не будет красоты!

        Ученик 4.   С целым миром спорить я готов,

                        Я готов поклясться головою

                        В том, что есть глаза у всех цветов,

                        И они глядят на нас с тобою.

                        В час раздумий наших и тревог,

                        В горький час беды и неудачи

                        Видел я: цветы, как люди, плачут.

        Ведущий 1. Запомните правило! В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. Идет человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются хрупкие травы.

        Ученик 5. Но не только красоту теряют люди. Ведь во многих травах и цветах скрыты великие силы исцеления.

                        Сценка

        Девочка — ромашка.

                        Много трав растет полезных

                        На земле страны родной.

                        Могут справиться с болезнью

                        Мята, пижма, зверобой!

        Травяная ведьма.

                        Я хочу тебе, дружок,

                        Дать в букет еще цветок.

        Девочка — ромашка.

                        Разглядела твой обман!

                        Посмотрите, вот дурман -

                        Ядовитая трава.

                        Разболится голова

                        От подарка твоего.

                        Забирай назад его.

        Ведущий 2. Ох, уж эта травяная ведьма... Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

        Травяная ведьма.

                        Я одумалась, ребята,

                        Лучше вместе в лес пойдем.

                        Соберем шалфей и мяту,

                        Нежных ландышей нарвем.

                        Дома их поставим в воду.

        Девочка-ромашка.

                        Мы растения эти знаем,

                        Бережем и охраняем

                        От таких лихих, как эта,

                        Собирательниц букетов.

                        В книгу Красную они

                        Уж давно занесены.

                        Мы их рвем не на потеху,

                        Отнесем мы их в аптеку.

                        Из даров лесного царства

                        Люди делают лекарство.

        Ведущий 1. Запомните правило! Собирать лекарственные растения можно только в тех местах где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

         Девочка-ромашка. Ребята! А кто знает, что такое Красная книга природы! (это книга, в которую заносятся редкие виды животных и растений. Представители природы, занесенных в эту книгу охранять надо особенно бережно!)

        Жалобная книга природы. Я - «Жалобная книга природы». Я — тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным. Мой автор — сама природа. Мои читатели — люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Я — крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее Другом и Помощником.

        Игра «Узнай это растение».                        

        Ведущий 2. Очень многие растения, которые нас окружают, мы называем сорными или сорняками. А ведь многие из нас являются лекарственными.

        Ребёнок — тысячелистник. Название этого растения -  сложное слово. На высоком стебле белые шапки соцветий с мелкими цветочками. Каждый лист рассечен на множество долек. Поэтому кажется, что листьев этих очень много. Растет эта трава везде : на лугу, на дороги, на лесной поляне. В народе ее уважают. С древних времен это растение использовали для остановки кровотечения, заживления ран, при зубной боли. Оно улучшает аппетит. Догадались, о каком растении речь? (О тысячелистнике).

        Ребёнок -репейник. Это растение -  великан. У него огромные добродушные листья и корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы — крючки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких шипов люди придумали застежку-липучку. А корни этого растения используют в парфюмерии и медицине. Что это за растение? (Репейник, он же — лопух). А какие выражения вы знаете, в которых используются название этого растения? («пристал как репейник», «вот лопух!»).

        Ребёнок -подорожник. Это растение растет вдоль дорог. Отсюда  и его название. Оно не боится вытаптывания, потому что надежно укрепилось своим густым пучком корней, прижало к земле свои упругие листья. Цветки у него невзрачные и крошечные, но каждое растение дает 60000 семян, которые приклеиваются к ступням и разносятся по всему свету. Так оказалось оно вместе с европейцами и в Америке. Индейцы дали ему название «след бледнолицых». Назовите это растение. (Подорожник) Как его используют люди? (Для обработки ран, порезов).

        Ребёнок -крапива.  Птицы и насекомые, звери и люди издавна обходят жгучую красавицу стороной. Больно обжигает она того, кто хоть чуть-чуть прикоснулся к ней. Ведь на листьях и стеблях есть стрекательные волоски. Каждый волосок — маленький шприц, наполненный жгучей жидкостью. Вы узнали? (Крапива.) Правильно, крапива. Как не странно, есть за что людям благодарить ее. Много вкусныхи полезных блюд можно приготовить из молодой крапивы. Ведь в ее листьях находится в два раза больше витамина С, чем в черной смородине. Крапива улучшает состав крови, останавливает кровотечение. А еще она дает жизнь прекрасным бабочкам: адмиралу, павлиньему глазу и другим, гусиницы которых едят листья. Одна из бабочек названа в честь своей кормилицы -  крапивница.

        РЕБЁНОК — ВАЛЕРИАНА. Это растение относится к числу старейших лекарственных средств. Целебные свойства растения были хорошо известны врачам при Петре I. Растет на болотах, лугах, по берегам рек и ручьев, в зарослях кустарников, лесах, на опушках. Одно из ее основных лечебных свойств — успакаивающее действие на нервную систему. Помогает она и при болезнях сердца. В аптеках продаётся в виде настойки. (Валериана).

        Ведущий 2. Как хорошо, что на земле есть растения. Они выделяют кислород для дыхания живых существ. Незря леса называют зелеными легкими планеты.

                Лес не только для нашей заботы.

                Он — богатство всей нашей страны.

                Все деревья в нем, ягоды, травы

                Нам на пользу, друзья, взращены.

                Каждый куст берегите, ребята!

                Где росток ты увидишь простой,

                Может вырасти дуб в три обхвата,

                Березняк иль малинник густой.

        Ведущий 1. Дуб — дерево благородное. Растет оно очень медленно, глубоко пускает корни в землю. А первые желуди дает только через 20 лет.

        Ведущий 2. А вот красавица — березка. Растет довольно быстро. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 41 литра воды. Любит наш народ березу за красоту и неприхотливость. Много песен люди посвятили красавице-березе.

                Березонька — беляночка,

                Красавица лесов,

                Проснулась спозараночку

                От птичьих голосов.

                К воде пошла, умылась,

                Обсохла под лучом,

                Над речкой наклонилась

                Березовым плечом.

                С березой рядом рощица,

                Семья ее подруг.

                И так узнать ей хочется,

                Что нового вокруг.

        Ведущий 1. Почему березы плачут? Весной березовый сок быстро течет по всему белому стволу. Через поры коры он выступает на ружу. Люди случают березовый сок полезным и вкусным напитком. Они надрезают кору и собирают сок. Дерево много сока отдает людям. После этого оно болеет и часто погибает. Ведь для березы сок — все равно что для человека кровь.

        Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

        Ведущий 2. (Раздает бланки и карандаши.) Выберите один из ответов и подчеркните его.( или устно)

  1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?

а) Полюбуюсь на енго и пойду дальше ( 1 балл);

б) Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 баллов).

  1. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

а) Покормлю птенца ( 3 балла);

б) Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 баллов);

в) Буду наблюдать издали (1 балл).

  1. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдете ли вы с ними?

а) Пойду, но буду собирать очень осторожно (5 баллов);

б) Не пойду (1 балл).

  1. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжить поход?

а) Взял(а) бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 балл);

б) Отнес(ла) бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 баллов);

в) Закопал(а) бы в землю (3 балла).

  1. Как вы сами оцениваете свои знания по охране природы?

а) почти всё знаю ( 3 балла);

б) кое что знаю, но хотел бы знать больше (1 балл);

в) охранять природу должны ученые, а не я (5 баллов).

        Ведущий 1. Наш экологический утренник продолжается! Следующий конкурс - «Скорая помощь».

  1. Какие растения используют для лечения ран? (алоэ, каланхое, поддорожник, капуста).
  2. Какое растение используют как жаропонижающее средство? (малина,  лимон).
  3. Каклое растение используют при сердечном приступе? (валериану).
  4. Как избежать солнечного удара с помощью одной известной травы? (положить на голову лист лопуха).
  5. Какие плоды употребляют люди, чтобы улучшить зрение? (морковь, черника).
  6. Волосы, вымотые в отваре этих цветков, приобретают золотистый оттенок. Назовите их. (цветы ромашки).

                        Сценка «Белая черёмуха».

                Стоит девочка — черёмуха с веточками и цветами.

        Ведущий 1.  

                Расцвела черемуха

                Около ручья,

                На апрельском солнышке

                Ветками шепча,

                Лёгкая, как облачко,

                Чистая, как снег,

                Радовался деревцу

                Каждый человек.

                Приходили девочки

                Посидеть под ней,

                И могла цвести она

                Много — много дней.

(Любуясь черемухой, проходят все девочки).

        Девочка 1. Это чья черемуха?

        Девочка 2. Да она ничья,

                        Белая снегурочка

                        Около ручья. ( отломили ветки, цветы)

        Ведущий 1.Мимо бабка ехала,

                        Оглядясь вокруг,

                        Сразу от черемухе

                        Отломила сук.

(Под комментарии ведущего едет на велосипеде бабка, совершает все перечисленные действия.)

        Ведущий 1. Городские школьники

                        Шли в далекий путь.

                        Увидав черемуху,

                        Стали ветки гнуть.

(Идет группа школьников, оглядываясь по сторонам, обламывает все ветки с дерева.)

        Ведущий 1. Прибежали девочки,

                        А снегурки нет...

(По сцене ходят обескураженные девочки.)

        Ведущий 1. Лишь в пыли валяется

                        Вянущий букет...

                        А была черемуха

                        Чистая, как снег,

                        Радовался деревцу

                        Каждый человек.

        Ведущий 2. Наша природа в большой опасности. Каждая сломанная попусту веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка — это рана, нанесенная окружающей среде. Поступая так, люди, прежде всего, наносят огромный вред себе. Ведь природа дает нам воздух, воду, пищу, радует и восхищает своей красотой, охраняет наше здоровье.

        Чтец.         Мы безмерно богаты.

                        В наших чащах и рощах

                        Столько всяких пернатых -

                        Просто диву даешься.

                

                        А цветы разве знаем

                        На лугах?

                        Разве ценим?

                        Все травой называем.

                        А подкошены сеном.

                        И с деревьями то же.

                        Роща — в общем и целом.

                        Ель от пихты не можем

                        Отличить, грешным делом.

                        И, конечно, тревожно,

                        Что порой мы безбожно

                        Не храним, что имеем,

                        Не щадим, не жалеем.

                        Ни за что не в ответе,

                        Словно самую малость

                        Нам на этой планете

                        Жить и править осталось,

                        

                        Не хозяева вроде,

                        Так добро свое губим,

                        И гордимся природой,

                        И отечество любим.

                                                        А. Яшин

        Ведущий 1. А теперь послушаем, что нам скажет Природа!

        Природа. Я — Природа. Я — великий мастер.

                        Вечный мастер жизни. Я могу,

                        Гриб в лесу, ромашка на лугу,

                        Небо в час восхода и захода,

                        Ива над рекою... Наконец,

                        Солнцем прокалленый, рыжеватый

                        Хлебный колос, как всему венец!

                        Только ты мой дар, моё ученье

                        Не прими за дань: я не раба.

                        Не забудь: ты сам — моё творение!

                        И у нас с тобой -  одна судьба!

                

                        Да, ты не вырос. Ты простился с детством,

                        Шире, что не год, твои шаги.

                        Но, не занимайся самоедством,

                        И былинку даже, что в наследство

                        Я тебе вручила, береги!

                        Мы с тобой дорогою одною

                        Катимся — ни часу врозь, ни дня.

                        И не можешь быть ты надо мною,

                        Как не можешь быть и вне меня.

        Ведущий 2. Дорогие ребята! Мы надеемся, что после нашего утренника вы будете бережнее относиться к Природе. И прежде чем сорвать  цветок в лесу или в поле, отломить ветку дерева, затоптать крапиву или репейник, вы задумаетесь: надо ли это делать? Ведь охраняя природу, вы охраняете Родину, заботитесь о своем здоровье и здоровье других.

 - Что вы можете сделать для природы?с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Твоя рука в моей руке"

Размышления о роли педагога в жизни и воспитании его учеников....

Викторина "Моё здоровье – в моих руках"

Цели.формировать здоровый образ жизни;воспитывать общую культуру здоровья;развивать коммуникативные умения учащихся. Предварительная подготовительная работа. Подготовка вопросов виктор...

Моё здоровье в моих руках.

Данный материал можно использовать на внеклассном мероприятии в 1-2 классах....

Детский проект "Всё в моих руках"

Работа над коллективным творческим проектом помогла сблизиться детям, родителям, взглянуть на себя с разных позиций....

Социальный проект «Мое здоровье в моих руках»

Здоровье – это самое главное и драгоценное, что есть у человека. Тема здоровья очень актуальна в настоящее время, поскольку сейчас загрязнена окружающая среда, не соблюдается правильное ра...

Социальный проект "Природа в твоих руках"

Проект представляет деятельность экологического отряда МАОУ СШ №1г.Павлово.Основным направлением деятельности экологического  отряда "ЭКОВЗГЛЯД" является социально-значимое направление,...