Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Реймхе Мария Владимировна

Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для  3  класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zelenaya_planeta-3_klass.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление       социальное

Название (форма) «Зеленая планета» (факультатив)

Уровень образования  начальное общее образование (3 класс)

Срок реализации            1 ГОД

Составитель      РЕЙМХЕ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Ф.И.О. учителя  

 Программа разработана на основе

   Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и Программы курса « Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова

                                                                     

2013/2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность.

Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для  3  класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы:

В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор. Данный курс вводит учащихся в чарующий мир природы. Формирование образа Земли как уникального дома всего человечества, нуждающегося в трепетном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом обеспечивает этот курс. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность, связанная с развитием у детей экологической ответственности.

Цель: дана программа позволяет оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников, создать условия для достижения  обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время.

В результате расширения реализуются следующие задачи:

  1. На основе предметных знаний и умений осознавать учащимися причинно-следственные связи между природой, обществом и человеком;
  2. Развитие личности и самостоятельности мышления;
  3. Формирование экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества

(наблюдение, запись, опыт с получением информации из разных источников;

  1. Формирование общеучебных умений: восприятие проблемы, выдвижение гипотез, умения классифицировать, сравнивать, потребности участвовать в творческой деятельности, делать выводы;
  2. Воздействие на развитие эмоциональных, нравственных качеств личности, содействие  трудовому и эстетическому воспитанию;
  3. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  4. Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и  бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, к Родине, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

В работе используются различные формы и методы обучения: 

  1. Организация экскурсий;
  2. Выставка рисунков, поделок;
  3. Беседы, викторины;
  4. Проектная деятельность;
  5. Групповая форма;
  6. Социальная практика.

Данные формы способствуют формированию общеучебных компетентностей: коммуникативной, социальной, информационной.

В результате освоения содержания курса у детей формируются УУД: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.

Учебно-тематическое планирование факультатива « Зеленая планета»

Рабочая программа «Зеленая планета» разработана для 3 класса начальной школы. На изучение отведен 1 час в неделю (34 учебных часа). Программа реализуется в течение года.

Название раздела

теоретическая

практическая

1

Природа вокруг нас

1

-

2

Природные условия Земли

3

2

3

Природные зоны Земли.

3

3

4

Растения как живой организм

4

7

5

Основы здорового образа жизни

3

2

6

Роль человека в природе.

2

2

7

Итоговое занятие

1

1

17ч

17ч

Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает в формировании у детей  бережного отношения к природным ресурсам, экологической грамотности, удовлетворяет потребности детей в познании природы; формирует навыки трудового воспитания, организует индивидуальную и коллективную работу; формирует умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, соблюдать правила здорового образа жизни.

1.Природа вокруг нас.

Называть и описывать объекты живой и неживой природы. Сравнивать объекты природы. Наблюдать за сезонными изменениями в природе. Ориентироваться в пространстве.

2.Природные условия Земли

Погода. Показатели погоды. Народные приметы. Наблюдение за погодой своего края. Климат. Изменение климата. Почва. Кормилица наша, Земля. Состав почвы. Плодородие почв. Основные типы почв в России. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Разнообразие живых обитателей почвы.  Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия. Школьный огород.

3.Природные зоны  суши Земли.

Климат и природные зоны. Что растёт в пустыне? Яркие краски экваториального леса. Сезонные изменения в степях. Раннецветущие и засухоустойчивые растения. Особенности жизни людей в степях. Особенности лесной зоны. Значение леса. Дикорастущие и культурные растения. Экологические проблемы леса. Природа тундры. Полезные ископаемые. Люди в тундре. Растение, которое кормит оленей. «Оазисы» ледяной зоны. Северное сияние.

4.Растения как живой организм

Строение растений. Роль воды, света, тепла, почвы в жизни растений. Рост и развитие растений. Значение растений в природе. Сезонные изменения в жизни растений. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.  «Аптекарские огороды» при царе Петре I.Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями. Кто работает в поле? Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями. Школьный огород.

5.Основы здорового образа жизни. Полезные и вредные продукты. Культура питания. Чистота - залог здоровья. Дорога к доброму здоровью. Тело человека. Гигиена правильной осанки. Закаляйся - если хочешь быть здоров! Весёлые переменки.

6.Роль человека в природе. Экологический светофор. Правила экологической безопасности. Положительная и отрицательная роли человека в природе. Правила поведения в природе.

7. Итоговое занятие Подведение итогов своей деятельности


Тематическое планирование

разд

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Природа вокруг нас

Устанавливать связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временам и года. Проведение групповых и самостоятельных наблюдений на экскурсии. Подготовка рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось на экскурсии.

Личностные:

Положительное отношение к учебной деятельности, к школе; интерес к познанию окружающего мира

Познавательные:

Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные:

Учитывать другие мнения и позицию

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу

Называть и описывать объекты живой и неживой природы. Сравнивать объекты природы. Наблюдать за сезонными изменениями в природе. Ориентироваться в пространстве.

2.

Природные условия Земли

3 ч

Составлять устную характеристику погоды.

Воспринимать смысл текста.  Определение признаков хорошей и плохой погоды.

Установление связи между изменениями в живой природе и погодными условиями.

Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта. Планирование своей деятельности. Обсуждение в группе результатов наблюдений.

Представление творческих работ «Меры по сохранению плодородия почвы». Обсуждение творческих работ. Формулирование общего вывода

Личностные: понимание причин успеха в учебе, понимание предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей.

Познавательные: пользоваться знаками, символами, таблицами,

моделями, схемами, приведенными в литературе;

Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Регулятивные: на основе решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Погода. Показатели погоды. Народные приметы. Наблюдение за погодой своего края. Климат. Изменение климата.

Почва. Кормилица наша, Земля. Состав почвы. Плодородие почв. Основные типы почв в России. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие).

Разнообразие живых обитателей почвы.  Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия. Школьный огород.

Практическая работа

2 ч

1.Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы.

2.Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя

3.

Природные зоны Земли.

Сравнение карт природных зон и климатических поясов с использованием таблицы

Коллективное обсуждение условий жизни людей в степи, тундре: какие можно отнести к благоприятным, какие – к неблагоприятным, как жизнь в степи, тундре повлияла на вид и род занятий людей. Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей в природе. Сравнивать условия жизни в разных природных зонах. Обмен информацией из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) о народах Сибири и их традициях. Обсуждение значения открытий полезных ископаемых для развития России.

Личностные: понимание красоты природы России и родного края, сопереживание другим людям

Познавательные: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения(природа; природа живая –неживая; природные зоны, природные сообщества; группы растений и животных; осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.

Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; учитывать другие мнения и позицию.

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

Климат и природные зоны. Что растёт в пустыне? Яркие краски экваториального леса. Сезонные изменения в степях. Раннецветущие и засохоустойчивые растения. Особенности жизни людей в степях.

Особенности лесной зоны. Значение леса. Дикорастущие и культурные растения. Экологические проблемы леса.

Природа тундры. Полезные ископаемые. Люди в тундре. Растение, которое кормит оленей. «Оазисы» ледяной зоны. Северное сияние.

3 ч

Практическая работа

3 ч

Практическая работа: чтение условных обозначений карт природных зон и климатических поясов. Работа с контурной картой природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом).

 Подготовка презентаций «Жизнь в степи», «Значение леса в жизни человека», «Что растет в пустыне?», «Оазисы», «Северные

красоты»

Проектная деятельность «Значение леса»

Проектная деятельность «Природа тундры»

4.

Растения как живой организм.

Маленький огород в моей школе.

Наблюдение за развитием растений в тепличных условиях (школьный огород).

Фиксация  результатов в таблице.

Обсуждение в классе условий проведения эксперимента.

Характеристика природных условий, влияющих на растения, изменяющих их внешний вид; изучение внешнего строения плодов и корнеплодов

Коллективное обсуждение способов приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Беседа о выборе профессии.

Личностные: интерес к учебному материалу, предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

Регулятивные: оценивать совместно с учителем результаты своих действий

Познавательные: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Коммуникативные: адекватно реагировать на обращение учителя

Строение растений. Роль воды, света, тепла, почвы в жизни растений. Рост и развитие растений. Значение растений в природе. Сезонные изменения в жизни растений.

Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. 

 «Аптекарские огороды» при царе Петре I.

Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями. Кто работает в поле? Школьный огород.

4 ч

Практическая работа

7 ч

1.Проведение практических работ «Влияние света на рост и развитие растений».

2.«Влияние температуры воды на рост растений». Акция «Умоем растения!»

3.Картофель на школьном огороде.

4.Посадка томата.

5.Проектная деятельность «Пословицы и поговорки о труде»

6.Подготовка презентаций «Путешествие картофеля», « Вкусный стол»,

7.Подготовка презентации  «Профессии в сельском хозяйстве».

5.

Основы здорового образа жизни

3 ч

Разговор о правильном питании: « Вкусные и полезные вкусности”; «Пища наших предков», « Современное меню для здоровья».

И снова о вредных привычках…” Профилактическая беседа. Сколиоз. Как его предотвратить?        

«Русская национальная одежда». Творческая работа. Придумывание одежды.

Личностные: установка на здоровый образ жизни; принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения

Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию

Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Личностные: осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Познавательные: проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные: ориентироваться

на позицию партнера в общении и взаимодействии, строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью

Полезные и вредные продукты. Культура питания.

Чистота - залог здоровья. Дорога к доброму здоровью.

 

Тело человека. Гигиена правильной осанки. Закаляйся - если хочешь быть здоров! Весёлые переменки.

Практическая работа

2 ч

1.Инсценировка “Мои привычки – капризные сестрички”. Лучшие минутки - это физминутки. 2.Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю  одежду?

6.

Роль человека в природе.

Обсуждение способов охраны природы, поведения в природе.

Творческая работа: сочинения на тему: “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы - будущее планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле”.

Экологический светофор. Правила экологической безопасности. Положительная и отрицательная роли человека в природе. Правила поведения в природе.

Практическая работа

2 ч

1.Презентация «Человек  - единица природы»

2.Акция «Мы против мусора!»

7.

Итоговое занятие

1 ч

Подведение итогов своей деятельности

 (личной и коллективной).

Безопасное лето (просмотр фильма).

Личностные: осознание своей гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ

Познавательные: сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира; владеть основами экологической грамотности, элементарными правили нравственного поведения

Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению.

Регулятивные: целеполагание,волевая регуляция.

Подведение итогов своей деятельности

Практическая работа

Задание на лето «Секреты лесной аптеки»

(составление гербария)

Литература.

1. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Травянистые растения. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.

2. Большая энциклопедия природы. Заповедники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

3.Большая энциклопедия природы. Растения и кустарники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

5. Большая энциклопедия природы. Вода и воздух. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.

6. Большая энциклопедия природы. Ландшафты планеты. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.

7. Большая энциклопедия природы. Загадки Земли. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

8. Большая энциклопедия природы. Чудеса природы. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

9.Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.: «Махаон»,2003.-493с.

10.Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка.- 3-е изд.,- М: Педагогика,1991.-384с.

11.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.-152 с.: ил.

12. Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова/сост.Н.В.Нечаева,С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.-224с.

13.Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие.- Самара:Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.-160с.:ил.

14.Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира.- Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.,157с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...