Консультация для воспитателей
консультация по окружающему миру на тему

Шакимова Мадина Советовна

"Патриотическое воспитание дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

           Патриотическое воспитание по своей сути включает в себя следующие составляющие:                                                                                                                           1. Любовь к близким, родителям, друзьям, родному дому.                                               2. Любовь к природе родного края, животному и растительному миру.                                3. Интерес к истории, достопримечательностям родного края.                                         4. Уважение к русским традициям, фольклору, русскому народному творчеству.                  5. Уважение к нашей российской Армии  и знания о Великой Отечественной войне.                                                                                                                                          6. Приобщение к трудовой деятельности на благо отечества, бережное отношение к его богатствам.                                                                                                  7. Работа с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.

         Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Выстраивая работу по ознакомлению дошкольников с родным городом необходимо помнить о следующих принципах.

          Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.

         Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия: любовь к семье, родному краю, Отечеству.

         Принцип дифференциации. Заключаются в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

         Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города.

           Самое сложное в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников.  Каждый момент ознакомления детей с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

           Итак, построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:                                                                                            

-воспитывать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края;                                                                                                                              -развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, стране;               -воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому;                                                          -развивать бережное отношение к городу (Достопримечательности. Культура. Природа) ;                                                                                                                               -формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

         Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Содержание работы по реализации поставленных задач строится по следующим этапам:

1. «Я и моя семья»

         Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким. Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение со взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе.

2. «Детский сад»

         Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводятся  экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

3. «Родной город. Родная природа»

         Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

4. «Родная страна»

         Знакомство с символикой государства. Создание  патриотического уголка  с символикой нашей страны, нашего края, нашего города.

5. «Культура страны»

На этом этапе специфика воспитательно-образовательной работы заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребенка к русским традициям и обычаям.                                                                                                                                

Формы патриотического воспитания дошкольников.

         1.Циклы непосредственно-образовательной деятельности, где дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране.                                            

          2.Игры так же способствуют решению задач патриотического воспитания. Полезно включать дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение», «Слова любви к Родине», «Объясни значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная), «Составь флаг», «Составь герб»; развивающие игры : «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под - между (флаг) », «Найди отличия»; сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Строители».                                                                                                            

        3.Экскурсии к памятным местам.                                                                                      

        4.Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.                                                            

        5.Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.    

       6.Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.                                                                                                                

       7.Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам.

                Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста                                               1. «Где что находится? »                                                                                                          2. «Узнай и назови место (здание, памятник) »                                                                    3. «Знатоки нашего города»                                                                                                   4. «Кто больше подберёт слов-определений о родном городе»                                                5. «Закончи предложение»                                                                                                        6. «Найди отличия»

                                       Творческие задания для детей                                                                                                        1. Мой дом                                                                                                                                 2. Улицы города                                                                                                                      3. Мой город

                                             Игровые упражнения                                                                                                         1. «Всё ли правда? Докажи»                                                                                                  2. «Загадки о родном городе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"

Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре...

Консультация для воспитателей "Проектный метод в обучении старших дошкольников"

В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые при...

консультация для воспитателей

консультация для воспитателей "Наблюдение за объектами природы"...

Консультация для воспитателей "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи"

Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языко...