Интегрированный урок(окружающий мир и технология) на тему "Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Самольянова Ольга Владимировна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Представлена групповая работа с целью формирования коммуникативных УУД. Ученики должны усвоить, что звезды — огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце — ближайшая к Земле звезда. Представлена практическая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир + технология

Класс: 1.

Продолжительность урока: 45 минут.

Тема: Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с применением игровых и мультимедийных технологий.

Вид урока: интегрированный

Цели:

- стремиться воспитать в детях целеустремленность, инициативность, любознательность;

- способствовать развитию логического мышления, развивать память, умения анализировать и делать выводы, развивать речь учащихся, развивать представления о форме, размерах, цвете предметов;

- обеспечить формирование представлений о звездах и Солнце, показать, что Солнце — ближайшая к Земле звезда, познакомить с созвездием Льва;

- создать условия для формирования познавательной активности, повышения уровня учебной мотивации, интереса к изучению предмета.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звезды — огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце — ближайшая к Земле звезда.

Оборудование:

для учителя: компьютер,мультимедийный комплект проектор t, компьютерная презентация “ Солнце ближайшая к Земле звезда”;

для учащихся: учебник “Окружающий мир 1”, автор А.А.Плешаков; рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса; компьютер MacBook,тесты по теме урока; цветная бумага,пластилин 3-х цветов.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы урока.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление и обобщение изученного материала.
  7. Итог урока.
  8. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

1)

Улыбнись с утра щенку, 
И росинке и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
Солнцу в лёгких облаках.

Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

- Сегодня 28 февраля. Что вы можете сказать об этом дне?(последний день зимы...)

Наступает весна, пригревает солнышко. Давайте представим, что наши ладошки-это лучики.Повернитесь к соседу слева, справа и передайте им тепло своих ладошек.

Молодцы! Итак, мы продолжаем.

 2. Актуализация знаний.

- И снова у нас урок любознательных. Урок, на котором мы можем задавать наши любимые вопросы-какие?( кто? что? где? когда?...)

На прошлом уроке мы закончили изучать раздел «Где и когда?». Давайте поиграем в игру «Вопрос-ответ» - вспомним,    как мы  отвечали на вопросы Муравьишки Вопросика.

  1. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела.(астроном)
  2. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать.(страус)
  3. Животные, которые вымерли очень-очень давно.(динозавры)
  4. Время года, которое наступает после осени.(зима)
  5. Основная работа этого человека - лечить людей(врач).
  6. В нее одевались первобытные люди.(шкура животных)
  7. Он бывает только зимой. Про него говорят: «Хоть невелик, да сто
    ять не велит».(мороз)
  8. Крупное животное - житель жарких стран.(слон)

3. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы урока.

-Ребята, а какие слова-вопросы вы не назвали?(почему, зачем).

Мы начинаем изучать новый раздел, заключительный в курсе 1 класса.Он так и называется «Почему и зачем?»

 - Раздел «Почему и зачем» - самый сложный, но также интересный. Мы сегодня с вами отправляемся в далекое путешествие. А вот с какими словами -предметами отправятся в путешествие 2 наших вопроса Почему? и Зачем?, вы сейчас угадаете.

-игра «Испорченный телефон»(3 группы-3 слова- солнце, небо, звезды)-ответ последнего ребенка.

Что объединяет данные предметы?(солнце и звезды можно увидеть на небе.)

Когда мы можем их увидеть?(солнце-днем, а звезды-ночью). Используя слова солнце, звезды, день, ночь и слово-помощник Почему?, попробуйте сказать: на какие два вороса мы должны сегодня ответить?

(дети-Почему Солнце светит днем, а звезды -ночью?)

Какую цель вы поставите перед собой: изучить, что такое солнце и звезды, выяснить, почему они светят в определенное время суток.

4.Объяснение нового материала.(раскрытие темы урока).


 - А знаете ли вы, что такое солнце? (варианты детей) 
Солнце – самый знакомый всем людям астрономический объект. Это наша звезда, дающая нам жизнь. 
- Выберите на своих столах тот предмет, на который походит солнце. (работа в группах) 
Мяч 
Круг 
тарелка Апельсин 
Круг 
крышка Яблоко 
Круг 
блюдце 
-Солнце, как и наша планета Земля имеет шарообразную форму. Оно настолько велико, что его можно сравнить с мячом, нашу планету с горошиной. 

-Почему нам днем светло? (освещает солнце) 
-Как это происходит? 

Опыт 1. Смена дня и ночи. ( Один ученик в роли солнца, второй в роли планеты Земля. У «солнца» светильник. Ученики демонстрируют, как происходит смена дня и ночи)  показать модель теллурий.

-Наша планета расположена настолько близко, что лучи солнца хорошо достигают ее поверхности. 
-Какой вывод можно сделать? (Солнце само создает день, т.к. расположено близко к планете) 

-На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему солнце светит днем) 

• -Когда же у нас наступит ночь? (когда планета повернется обратной стороной к солнцу) 
-Что же мы увидим на ночном небе?  звезды
-Хотели бы вы совершить полет к звездам? 
-На чем полетим?  на ракете

Но прежде чем полететь, расскажите что вы знаете о звездах. Представьте , что мы находимся на земле и смотрим в ночное небо. Какими кажутся нам звезды?(маленькими светящимися точками, они мерцают).

Перед полетом я предлагаю вам поработать с цветной бумагой и ножницами. Нарисуйте и вырежьте из бумаги звезду в том виде, как вы ее представляете.

(правила работы с ножницами). давайте, посмотрим, какое звездное небо у нас получилось.(показывают).


Учитель:Ну что же, полетели.

5. Физкультминутка. 
-Встали и гимнастика для глаз, следим за нашей ракетой.

-Вот ма видим ближайшую к земле звезду.  Это солнце. Вот каким оно представлено перед нами (слайд). Это пылающий шар.

Летим дальше.

-Каждый экипаж( 3 группы) приземляется на своей звезде.  Определить сою звезду вы сможете по цвету таблички у вас на столе.(1 группа-Альдебаран, красный, 2 группа-Сириус-синий, 3 группа-Регул, белый.)

Что вы можете сейчас сказать об увиденных звездах?

они имеют форму шара. Это пылающие шары разного цвета и размера.

Каждый экипаж-прочитайте название своей звезды.

Можете ли вы объяснить, почему такие разные звезды? (мнение детей).

Рассказ учителя:

На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным.

 - Белые и голубые звезды- очень горячие. Они горячее Солнца.

 -  Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце.

 - Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца.

  - По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

 

Альдебаран – оранжевая звезда, в 30 раз больше Солнца.

Регул – белая, в переводе с латыни означает « принц», форма сплюснутая

Сириус – голубая, самая яркая из всех звёзд на небе, означает « блестящий», « сверкающий»


Вот летит ракета вниз. А пока она летит, мы немножко разомнемся.

Физминутка стоя

Кто-то утром не спеша(ходьба на месте).

Надувает желтый шар(развести руками)

А как выпустит из рук-поднятьруки вверх, хлопок.

Станет вдруг светло вокруг(поворот)

Что это за шар?(солнце).

 Итак, помашем рукой нашим звездам, и садимся на свои места.

-Расскажите, на каких звездах вы побывали? 
-(Альдебаран, Сириус, Регул).

-Мы улетели так далеко, что Солнце стало казаться горошиной.

• Работа в группах. -работа с пластилином(правила работы с пластилином)
1 группа. Лепит из целого куска пластилина Альдебаран.

2 группа- из половины  белого куска Регул, 3 группа-из синего еще меньше Сириус.

Показ звед.

-Мы увидели , как на самом деле выглядят звезды. Это пылающие шары.
• Создание проблемной ситуации. 

Как вы думаете,
-Заканчивается ночь и звезды выключают свет, ложатся спать. Правда ли это? (Варианты ответов) 
Опыт 2. Светящиеся фонарики.

. Но стоит только, не прекращая освещения изнутри, зажечь в комнате достаточно яркую лампу , и искусственные звёзды на листе бумаги бесследно исчезают: это “дневной свет” гасит “звёзды”. 
Вывод. Теперь вы видите, что звёзды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их. 
-На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему звезды видны ночью?) 


6 Закрепление и обобщение изученного материала.
-Красивое звездное небо. Люди из давно любовались им.

-Посмотрите на звездное небо и посчитайте, сколько звезд.(невозможно сосчитать.)

Что же стали делать люди со звездами? (объединили в созвездия).


-Мысленно астроном соединял линией звезды и воображал какого либо персонажа или предмет. Придумывал названия. Чаще всего давали имена в честь мифических героев. Так появлялись созвездия.

 Ваши звезды тоже находятся в созвездиях, прочитайте их название на табличках.

(Альдебаран-Телец, Регул-Лев, Сириус-Большой пес.)

Посмотрите, как выглядят эти созвездия нв ночном небе-слайды.

У вас на столах листочки Соедините линиями точки на рисунке по порядку и увидите, как изображается каждое из созвездий.  Показ на доске.


7. Итог урока. 
- На какие два вопроса мы сегодня ответили? 
-Почему солнце светит днем? ответ
-Почему звезды видны ночью? ответ
8. Рефлексия. 
-Иногда наше настроение зависит от того, солнечный сегодня день или пасмурный. И по тому какое у вас настроение, я пойму по вашим солнышкам. Если на уроке вам было интересно и все понятно нарисуйте веселое солнышко, а если на уроке вам было не интересно и скучно нарисуйте грустное солнышко.  Работа в ПО с.21
Лучами земля опоясана, 
Цветами земля опоясана. 
Ходите дорогами ясными, 
Летайте высокими трассами! 
Орбитой любви и привета 
Пусть мчится вся наша планета. 
Стремитесь открыть хоть однажды 
Звезду человечности в каждом. 
Спасибо вам за урок!

Я надеюсь, в нашем классе будут всегда гореть 27 звездочек. Это вы. и будете вы пылать, как звезды на небе.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему солнце светит днем, а звезды ночью

Урок окружающего мира в 1 классе по УМК "Школа России" представленный на конкурс "Учитель года 2012"....

Почему солнце светит днем, а звезды-ночью?

Презентация+конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Почему солнце светит днем, а звезды-ночью?"...

презентация к уроку окружающий мир 1 класс по теме "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"

Презентация предназначена для урока окружающий мир в 1 классе по теме" Почему солнце светит днем, а звезды ночью"...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью. 1 класс.

Вашему вниманию представлен конспект урока окружающего мира для 1 класса. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о звездах, Солнце как ближайшей к Земле звезде.Задачи урока:Дидактические:Сформировать представление о звезд...