«Национальный парк - Зюраткуль»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Коляева Надежда Ивановна

Разработка к уроку окружающий мир «Национальный парк - Зюраткуль»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение средняя образовательная школа р.п. Межевой

Саткинского района Челябинской области

                                             

Окружающий мир. 4 класс

Урок на тему:

«Национальный парк - Зюраткуль»

Подготовила: Коляева Надежда Ивановна,

учитель начальных классов МКОУ СОШ р.п. Межевой

2014 год

               

Цели: - показать красоту родной природы, формировать представления об уникальной  

               ценности заповедного края;

            -  развивать бережное и ответственное отношение к природе своего края;

            -  рассмотреть экологические правила, которые для каждого человека должны стать      

                нормой поведения в природе.

 

Оборудование: Карта Челябинской области, презентация о Зюраткуле, презентация о животных и птицах, рисунки с изображениями видов птиц, животных, рисунки-плакаты на тему «Береги природу», рисунки детей.

                                                               Ход урока.

1. Организационный момент

                                        (Чтение стихотворения учителем).

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

2.Сообщение темы урока

Учитель: У нас сегодня необычный урок, так как мы будем говорить об уникальном уголке природы нашего края.

                   

                   Мы разделимся на 3 группы  1группа - зоологи

                                                                     2 группа – ботаники

                                                                     3 группа - экологи

                   Ребята, посмотрите на доску, как прекрасен этот мир! Как прекрасны творения природы. Ими надо б только восхищаться. Но дело дошло до того, что люди стали охранять природу. Чтобы сохранить природу люди стали создавать

                             

                   У нас в Саткинском районе есть такой уголок нетронутой природы.

               *  Кто знает, что это за уголок?  (Национальный парк Зюраткуль).

(Открываем первую страницу нашего журнала)

 

3. Презентация «Озеро Зюраткуль».

Учитель: Это самое высокогорное и самое пресное озеро в наших краях. Оно находится в 25 километрах от города Сатки на высоте 724 метра над уровнем моря. Глубина его 4-5 метров.

За неповторимую красоту и горные пейзажи это озеро называют «Уральская Рица». Его можно сравнить с громадной гравюрой. Зеркальную водную гладь окружают горные хребты, покрытые темнохвойными лесами. Климат Зюраткульской котловины суровый. Зима сюда приходит раньше, весна позднее. Летом и осенью часто туманы, дуют прохладные ветры, нередки штормы. Зима холодная и снежная, кроме того, озеро лежит выше всех озер Урала, поэтому является одним из самых дождливых мест на Южном Урале. Благодаря такому климату это место осталось первозданным, нетронутым.

Учитель: Зюраткуль – самый молодой из национальных парков.

                  Находится высоко в горах. Название парк получил благодаря озеру «Зюраткуль». В  переводе с башкирского «зюран»: или «юран» сердце, а «куль» озеро.

                   Об озере Зюраткуль сложено много легенд.Из груди девушки загордившейся своей  красотой и изменившей в мыслях возлюбленному, выскочило и упало в озеро сердце . Красавица превратилась в каменного истукана, а озеро приобрело форму сердца.

 Вот и называют Зюраткуль - озером потерянного сердца.

Благодаря высоким качествам, Зюраткульская вода используется для питьевого

 водоснабжения  города Сатки и города Бакала.

                                                 

Открываем следующую страницу нашего журнала

4. Работа с краеведческим материалом.

   

      (Поговорим, какие звери и птицы обитают на территории парка «Зюраткуль».)

Учитель: Богат и разнообразен животный мир. Обитает около 40 видов животных. Самые крупные –  медведь и лось, больше всего зайцев и белок, есть норка и куница, ондатры и барсук, кабан - заходами.

Учитель: Обратимся к группе зоологов, что они расскажут о животном мире на территории  Зюраткуль?

Подготовленные ученики из группы « зоологов» делают сообщения о животных.

 

Ученик 1:   (Сообщение о рысе). Слайд №1

Рысь.

 Рысь принадлежит к типичным обитателям тайги, смешанных и горных лесов. Рысь – довольно крупный зверь. Тело ее имеет длину 82-105 см, хвост-20-31 см, масса 8-15 кг, туловище у нее короткое, плотное, на высоких сильных ногах с очень широкими мохнатыми  лапами. По бокам головы развиты широкие баки, а на концах ушей кисточки. Хвост короткий, на конце как бы обрубленный. Зимняя шерсть очень густая, мягкая.

            Рысь отлично лазает по деревьям и скалам. Способна далеко плавать. Она охотится на тетеревиных птиц, мелких грызунов, косуль, иногда нападает на домашних кошек и собак, в лесу на лисицу.

            Рысь никогда не прыгает на жертву с дерева, предпочитает подкараулить в засаде около тропы и бесшумно, большими прыжками догонять жертву. Это ловкий и сильный хищник.

Ученик 2:   (Сообщение о лосе). Слайд №2

Лось.

Среди растительноядных зверей парка «Зюраткуль»- это лось. Его вес иногда достигает 600 килограммов при высоте 2 метра. Рога самцов похожи на раздвинутую ладонь человека. Самки лося безроги. Уши у лосей большие, заостренные. Двигая ими во все стороны, лось быстро улавливает шорохи леса. Услышав подозрительный шум, уходит в заросли. Верхняя губа лося подвижная, свисает на нижнюю. Она помогает лосю захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Зимой лоси питаются ветками и корой. Летом любят иван-чай и одуванчики.

Ученик 3:   (Сообщение о буром медведе). Слайд №3

Бурый медведь.

Среди хищных животных НП «Зюраткуль» живут медведи. Этот « хозяин леса» - всеяден. Летом питается черникой, брусникой, малиной, травой, рыбой. Забивает иногда лося. Основной вид питания, особенно перед тем, как лечь в берлогу,- рябина. У медведицы зимой в берлоге рождается медвежонок. Размером он с ладонь и весит всего 300 граммов. Материнского молока ему хватает на все время спячки. Рядом с матерью медвежонок живет 2 года. Медведь-животное миролюбивое. Первым на человека не нападает.

Учитель: Кто знает, каких птиц можно увидеть и услышать на территории парка «Зюраткуль»?

Дети: ( Синица, сорока - белобока, дятел, сова, воробей, глухарь, тетерев и мн.др).

Учитель: А вы умеете определять голоса птиц, кто как поёт?

Прослушайте и определите, чей это голос (грамзапись)

Учитель:   А какие приметы связанные с птицами вы знаете?

Дети:  Ранний прилёт жаворонков – к тёплой весне.

             Весенний прилёт птиц дружный – дружная весна.

             Если птицы примолкли, ожидай грома.

             Птицы в пыли купаются - к дождю.      

Ученик 4:    (Сообщение о дятле). Слайд №4

Дятел.

Питаются дятлы семенами шишек и насекомыми в коре и под корой деревьев, в древесине на ветках. Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые-вредители - и лес будет жить. Дятел клювом-долотом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Своим крепким клювом дятел несколько дней долбит дерево, пока не получится дупло. Дупла, выдолбленные им, долгие годы служат для гнездования других птиц и летучих мышей. Любит дятел весной лакомиться соком березы, но делает это осторожно, не причиняя вреда дереву.

Селится дятел исключительно в дуплах деревьев. Самка приносит обычно 3-7 яиц.

Ученик 5:   (Сообщение о сороке). Слайд №5

Сорока-белобока.

(до 48 см)

У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у нее совсем белые, а голова, крылья и хвост черные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нем не просто черные, а с красивым зеленоватым отливом.

Сороки обычно не образуют стай и групп, они предпочитают держаться парами, а после гнездования - семьями, но только определенное время. Сорока ведет оседлый образ жизни: ни осенью, ни зимой она не удаляется далеко от гнезда. Корм сорок разнообразен. В апреле или мае в гнезде появляется 5-8 яиц. Самка насиживает их сама около двух недель. Самец начинает помогать ей после появления на свет потомства - оно очень прожорливое. Спустя месяц после рождения птенцы вылетают из гнезда и держатся вблизи него.

   Ученик 6: (Сообщение о синице). Слайд №6

                            Синица.

(до 17 см)

Большая синица - одна из самых известных и популярных птиц. Живет она в парках и садах. Синицы - очень подвижные и ловкие птицы. Лазая по веткам, они обшаривают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам. Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Без синиц зимний лес кажется мертвым. Но как налетит стайка синиц, лес оживает. Синицы с писком, с пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево - осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. В лютую стужу, синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба на кормушки, а то голодные синицы замерзнут в лесу.

Учитель: Животные хорошо приспособились своим внешним видом и образом жизни к окружающей  среде.

  • Какую роль играют растения в жизни животных? (Животные питаются растениями)
  • многие растения не могли бы размножаться и расселяться).

Физкультминутка.

 

Открываем следующую страницу нашего журнала.

                           

 Учитель: Обратимся к группе «ботаников». Что они могут сказать о растительном мире  на территории Зюраткуль?

Ученик 1: Всего на территории парка произрастает до 650 видов растений. Основными древесными  породами являются ели, сосны, лиственницы, пихты, береза. Около 70 редчайших растений  занесены в Красную книгу. Это башмачок крапчатый, лилия кудреватая, саранка,  радиола розовая, баранец обыкновенный и мн.др .Очень много кустарников можно  встретить. Это невысокие кустарнички черники, веточки которых усыпаны кругленькими черно-синими ягодами. Рядом с черникой можно найти кустарнички брусники. Много черемухи, калины, рябины, шиповника, малины.

Учитель:                                               ВИКТОРИНА

                 Ты натер ногу в пути, какое растение облегчит боль? (подорожник) Слайд №7

                 Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (хорошее средство от кашля) Слайд №8

                 Плоды каких кустарников богаты витамином С? (черн.смородины, шиповника)

Слайд №9

                 Какие болезни лечит красавица береза? (почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство) Слайд №10

                                                                  Молодцы.

Учитель: Не перечесть тех богатств, которыми наделила природа Зюраткульский комплекс.

Как уберечь то, что осталось? Редкие виды растений, животных занесены в Красную книгу.

- Почему книгу назвали Красной?

- Для чего нужна Красная книга?

Ученик: Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Книга предупреждает о том, что, то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. Это сигнал опасности.

Учитель: Для спасения природы людям надо пересмотреть свое отношение к природе. Многие люди бывают в природе и любят её, но ведут себя по-хамски

                  Как вести себя в природе, чтобы не причинить вреда?

                  (Обратимся к группе экологов). Ребята читают стихи, а вы говорите какое правило поведения в природе подходит к этому стихотворению.

«Дикарь в лесу».

 Слайд №11

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала

Она в лесу там каждый сук и каждый кустик знала

Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко

Стал гнуть орешину - сломал,

Зажал под мышкой ветви

Нашел один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий.

Отбросил куст и как медведь.

Пошел к себе довольный

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Слайд №12

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

 Если все; и я, и ты, если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Слайд №13

Мы приехали на речку воскресенье про вести,

 А свободного местечка возле речки не нашли!

 Тут сидят и там сидят, загорают и едят,

Отдыхают, как хотят сотни взрослых и ребят.

 Мы по берегу пошли и поляночку нашли

 Но на солнечной полянке тут и там-пустые банки,

И как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли

 Но и здесь до нас сидели.

Жгли костры, бумагу жгли.

 Тоже пили , тоже ели, насорили и ушли.

Мы прошли , конечно, мимо -Эй, ребята ! - крикнул Дима-

Вот местечко хоть куда! Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли-

Веселились ,как могли! Пили квас, конфеты ели

 Хоровые песни пели, отдохнули и ушли.

 И осталось на полянке, у потухшего костра.

 Две разбитых наших склянки, две размокшие баранки-

Словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести, Только чистого местечка возле речки не нашли.

Учитель:  А закрыть эту страничку мне бы хотелось стихотворением, которое призывает беречь природу, оно так и называется

Береги природу!

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно б взмывали ввысь.

Ведь небо - это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

А в небе – стая журавлей.

Так грустно над землей кружится.

Земля.…Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

Тогда бы мертвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.

Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло.

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав.

5. Итог урока.

Учитель: А теперь работа в парах:

Тест по теме «Мир заповедной зоны».

1. Как называется уникальный уголок природы, о котором мы сегодня говорили?

А) заповедник;  

Б) национальный парк;

В) памятник природы.

2. Как называется документ, на страницах которого содержатся исчезающие виды животных и растений?

А) Желтая книга;

Б) красная книга;  

В) книга охраны животных и растений.

3. Игра «Третий лишний»

А) берёза, сосна, пальма;

Б) волк, морж, лось

В) синица, дятел, страус  

4. Как называется наука о животных?

А) ботаника;  

Б) зоология;  

В) астрология

5. Какие животные являются хищниками?

А) медведь, волк, лиса

Б) заяц, белка, мышь

В) кролик, овца, коза

6. Напиши 5 названий птиц, которых можно встретить на территории Зюраткуль.

Литература

  1. Е.В. Григорьева «Природа Южного Урала».
  2. Интернет рисурсы.
  3. Карта Челябинской области.
  4. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс в 2-х частях.
  5. Картинки с изображением растений.
  6. «Горное сердце края» Заповедные уголки ЮЖНОУРАЛЬЯ.
  7. И.П. Сосновский «О редких животных мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальный парк Серенгети

Серенгети- один из самых больших национальных парков мира по охране животных и окружающей среды....

Лекарственные растения национального парка Югыд Ва

Материал содержит фотографии  и описание лекарственных растений, растущих в парке Югыд Ва....

Заповедники и национальные парки России

В презентации рассказывается о заповедниках и национальных парках России....

Национальный парк Фьордленд

Животные и растительный мир Новой Зеландии...

«Национальный парк - Зюраткуль»

Презентация к уроку окружающий мир «Национальный парк - Зюраткуль»...

Классный час. Всероссийский день заповедников и национальных парков. Заповедники и парки Самарской области.

Цель:показать значимость природы в нашей жизни;привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;способствовать оздоровлению и физической активизации детей; приобщить к соблюдению ЗОЖ....