Страна, открывшая путь в космос.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

1. Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.
2. Расширять кругозор, развивать устную речь, переключаемость и устойчивость внимания.
3. Формировать познавательную активность.
4. Воспитывать чувство патриотизма.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kosmos_word_3.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 в 4 классе.

 Тема урока: Страна, открывшая путь в космос.

  Цели:


  • 1. Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.
    2. Расширять кругозор, развивать устную речь, переключаемость и устойчивость внимания.
    3. Формировать познавательную активность.
    4. Воспитывать чувство патриотизма.

    Оборудование:
  •  интерактивная доска,
  • слайды мультимедиа с изображением космических кораблей, спутников, теоретических данных
  • портреты космонавтов,  книги о космосе,
  • выставка детских поделок,  рисунков

    Форма урока: урок – путешествие по книге истории космонавтики.

                               
    ХОД УРОКА:
    I
    . Организационный момент. 


   
2. Проверка домашнего задания ,блиц- опрос.

Учитель:   На прошлом уроке мы с вами говорили о Великой Отечественной войне,  о тех испытаниях, которые выпали на долю советского народа.  Давайте вспомним о том, что мы узнали.

Слайд 2.

  • Когда началась  Вторая мировая война?    (1939 год)
  • Когда Германия напала на Советский Союз?  (  22 июня 1941 года)
  • Почему война называется Великой Отечественной? ( Весь народ поднялся на защиту своего Отечества)
  • Сколько дней длилась блокада Ленинграда?  (  900 дней)
  • Когда советская армия перешла в наступление? ( в 1942 году)
  • Когда разгорелось сражение под Курском? (   летом 1943 года)
  • Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? ( в 1944 году)
  • Когда начался штурм Берлина? (  в апреле 1945 года)
  • Кто им руководил? (  маршал Советской армии Георгий Константинович Жуков)
  • Сколько человек потеряла наша страна в этой войне?  (около 27 миллионов человек)
  • Какие ещё беды принесла война стране? (миллионы человек стали калеками и инвалидами, потеряли своё здоровье; города, села, деревни лежали в руинах )
  • Какой день стал Днём Победы? (  9 мая)
  •  Сколько городов получили   звание «город-герой»? ( 7 городов:  Ленинград,  Сталинград,  Москва,  Новороссийск, Мурманск,  Смоленск,  Тула)

Учитель:   Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени. Мы узнаем тему урока, если  правильно разгадаем кроссворд. Слайд 3.

  Вопросы к кроссворду:        

1.Знаменитый маршал, который принимал Парад Победы 24 июня 1945 года (  Жуков Г.К.)

2. Маршал, который командовал Парадом Победы ( Рокоссовский К.К)

3. Город – герой на Волге ,  его прежнее название( Сталинград)

4.Страна, напавшая на СССР 22 июня 1941 года. ( Германия)

5.С сентябре 1941 года гитлеровцы окружили Ленинград. 900 дней продолжалась …(  блокада)

6.Название пограничной крепости, где произошло первое сражение. ( Брестская крепость).

 Прочитайте ключевое слово: космос. 

3. Вводная беседа. Постановка цели урока.

Ещё с древних времён  люди  обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. СЛАЙД 4 .  Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, но человек всегда мечтал полететь к звездам.    

  Мечтали люди об этом и в столь тяжелое для нашей страны послевоенное время.  Первым шагнул в просторы Вселенной Советский Союз.

 Было это в 50-е годы 20 века,  когда наша страна еще не успела залечить раны, нанесенные войной с фашизмом: восстановить города и села, наладить достаточное производство продуктов питания и других товаров. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чем-то их обогнать. СЛАЙД 5
Тема урока:  Страна, открывшая путь в космос.
- Сегодня на уроке нам с вами предстоит совершить путешествие по страницам книги истории освоения космоса. Узнать, какие достижения принадлежат нашим ученым и космонавтам, определить значение изучения космоса для людей.
- А какими качествами должны обладать люди, отправляющиеся в путешествие?  ….. Я надеюсь, что все вы будете внимательно смотреть по сторонам, слушать, чтобы не пропустить важные сигналы, будете решительно поднимать руки, чтобы поделиться друг с другом своими знаниями,

.
4 . Объяснение нового материала.
1. Подготовка к путешествию.
- Для того, чтобы отправиться в путешествие, а тем более в космическое, необходим транспорт. Я предлагаю вам отгадать загадку, чтобы узнать какой транспорт нам понадобится для путешествия.
Чудо-птица - алый хвост,

Полетела в стаю звёзд. (Ракета). Слайд 6

2. Введение.

Сегодня мы с вами будем говорить о достижениях космонавтики.
Космонавтика сравнительно новая наука.

 Ее основоположником считается наш соотечественник – Константин Эдуардович Циолковский. Слайд 7

 К. Э. Циолковский, которого называют отцом космонавтики, почти сто лет назад писал в своих книгах, что в состоянии невесомости у человека возможны головокружение, прилив крови к голове и другие серьёзные нарушения в организме. Но Циолковский не сомневался, что живые существа, в том числе и человек, смогут приспособиться к жизни в невесомости.

Сообщение 1.

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович  родился в семье лесничего. Перенеся в 14-летнем возрасте скарлатину, Циолковский практически потерял слух и учился самостоятельно. В 1879 сдал экстерном экзамены на звание учителя,  и был  назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище  ( Калужская губерния )

 Циолковский работал над проблемами создания дирижабля и “обтекаемого” аэроплана,  ракет для межпланетных полетов. Систематически занимался разработкой теории движения реактивных аппаратов и предложил несколько их схем.

В советское время Циолковский занимался главным образом теорией движения ракет.  Он  разработал теорию многоступенчатого ракетостроения, решил важные задачи, связанные с движением ракет в неоднородном поле тяготения, посадкой космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы, рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, выдвинул идеи о создании ракеты — искусственного спутника Земли и околоземных орбитальных станций.

Технические идеи Циолковского нашли применение в конструировании ракетно-космической техники. Он воплотил в жизнь увлекательные истории писателей – фантастов. Простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики.  Он верил, что человечество устремится к другим мирам. Он писал: « Человечество в погоне за светом и пространством сначала робко проникает за пределы атмосферы, а затем завоюет всё околосолнечное пространство…»

1
достижение:       Запуск искусственного спутника           - Спустя всего 23 года после смерти великого ученого, в 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли. Это был очень важный шаг в освоении космоса. Слайд 8.

Сообщение 2.  

   4 октября 1957 года с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
После 4 октября в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.
Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа.
Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы.


 2 достижение: Первый полёт в космос живого существа.


 Учитель: Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это, для полетов в космос стали готовить сначала собак. Собак для этого брали не породистых, а простых бездомных дворняжек. Институт авиационной медицины получал собак строго по заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов    (  потому что кабина ракеты была рассчитана на маленький вес) и ростом не выше 35 сантиметров. Почему набирали дворняг? Медики считали, что они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу, что было равносильно дрессуре. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с интеллектуальными мордашками. Прежде чем отправить собак в космос, их многому научили. Собаки прошли все виды испытаний. Они могли длительно находиться в кабине без движения, могли   переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались громких  звуков, умели   сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и  многое другое ”.


Первого пассажира звали Лайка.
  Слайд 9

  Она была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет, и вес — около 6 килограммов.

 Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов.  К сожалению,  собака погибла во время полёта — через 5 часов после старта она умерла от стресса и перегрева.   Но этот эксперимент подтвердил, что живое существо может пережить запуск на орбиту и невесомость.

  Вслед за Лайкой летали и другие собаки. Первыми животными, благополучно вернувшимися из орбитального космического полета, были собаки Белка и Стрелка        Слайд 10

 Сообщение 3. 

. Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за время которого корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. 20 августа 1960 года все узнали о том, что космический корабль с собаками на борту успешно совершил посадку на Земле и дворняжки вернулись живыми и невредимыми.  Через несколько дней телевидение показало кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно “бесилась” и даже лаяла. Белка и Стрелка стали всеобщими любимцами. Их возили по детским садам, школам, детским домам.

Учитель: Следующей в космос отправилась Собака Звёздочка.

25 марта 1961 года в космос стартовала ракета со Звёздочкой на борту, вместе с ней в космическом корабле находился манекен космонавта. Выполнив один оборот,  корабль успешно приземлился на Землю. Именно на этой собаке отрабатывались все этапы полёта, который должен был спустя некоторое время совершить человек. Удачное возвращение Звёздочки на Землю открыло дорогу освоения космоса человеку. После полёта Звёздочки собаки больше не отправлялись в космос, их история была закончена. Теперь, пришло время старта человека, до которого оставалось лишь 18 дней.


3 достижение: Первый полет человека в космос.
Учитель: 12 апреля 1961 года  весь мир облетела весть о том, что в  Советском Союзе  выведен на орбиту  вокруг Земли первый в мире  космический корабль с человеком на борту. Кто был этим человеком? ( Ю. А. Гагарин)     Слайд 11.
Сообщение 4.

- Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в селе Клушино Смоленской области. Родители - потомственные смоленские крестьяне, колхозники.  В 1941 году начал учиться в средней школе села Клушино, но учебу прервала война. После окончания войны семья Гагариных переехала в Гжатск, где Юрий продолжал учиться в средней школе. В 1951 году с отличием окончил ремесленное училище в подмосковном городе Люберцы, получив специальность формовщика-литейщика,   Слайд 12  и одновременно школу рабочей молодежи. В том же году продолжил учебу в Саратовском индустриальном техникуме, который окончил в 1955 году. Будучи студентом техникума, поступил в аэроклуб, после окончания которого, навсегда связал свою жизнь с авиацией. В 1955 году поступил, а в 1957 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова в Оренбурге по первому разряду. И по собственному выбору был отправлен в Заполярье в одну из авиационных частей Северного флота. В 1960 году в числе кадровых летчиков, обладающих отличной летной выучкой и хорошими теоретическими знаниями, был зачислен в первый отряд космонавтов, где успешно освоил специальную программу подготовки. 12 апреля 1961 года  в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур.

 совершил первый в истории человечества полет в космос на космическом корабле  «Восток», за 108 минут облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестностях деревни Смеловки  Саратовской области. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны.. 14 апреля 1961 года Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза.  Слайд 13.

5. Физминутка.            Слайд 14.

 Раз, два – стоит ракета,

Три, четыре – самолёт.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре – и на месте походили.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носочки поднялись,

Быстро, быстро руки вниз.

Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь!


- После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир:
Герман Титов и Андриян Николаев, Алексей Леонов и Леонид Попов,  Беляев и Быковский, Комаров и Джанибеков   и многие другие.


6 достижение: Выход человека в открытый космос.


- Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восток – 2».
Слайд 15

 Летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.
-
Сообщение 5.

 Космонавт СССР, генерал-майор, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов  родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области.
С детства любил и умел рисовать. Во время войны рисовал сцены сражений и дарил их раненым бойцам в соседнем госпитале. Летом 1944 г. эти рисунки были вывешены в больничных палатах. Это была его первая выставка.
До зачисления в отряд космонавтов проходил летную службу в Группе Советских войск в Германии.
Зачислен в отряд космонавтов 7 марта 1960 г.
Первый космический полет совершил в качестве второго пилота корабля "Восход-2" вместе с Павлом Беляевым. В ходе полета совершил первый в мире выход в открытый космос. Выход в открытый космос продолжался 12 минут 9 секунд.
В одно мгновение Леонов стал живым спутником Земли. Он парил, плавал и кувыркался над планетой и в то же время летел рядом с кораблем со скоростью 28000 километров в час. Экспериментально было доказано: человек может жить и работать в открытом космосе.

Учитель: Не смотря на то, что космические путешествия требуют крепкого здоровья, выносливости, смелости,   наряду с мужчинами космос осваивают и женщины. Слайд 16.

 Всем известно имя первой в мире  женщины - космонавта Валентины Владимировны Терешковой. Она совершила космический полёт в июне 1963 года. Она пробыла в космосе 71 час, совершив 48 оборотов вокруг Земли.

Еще одна известная женщина - космонавт Савицкая Светлана Евгеньевна. Свой первый космический полет совершила в 1982 году в качестве космонавта - исследователя. Второй космический полет совершила в 1984 году. Светлана Савицкая - первая в мире женщина- космонавт, осуществившая выход в открытый космос.


- Начало освоения космоса возможно бы не было положено в нашей стране, если бы не труды академика Сергея Павловича Королева.  
Слайд 17.

Сообщение 6.

 Сергей Павлович Королев - советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР. Основатель практической космонавтики.

Самая крупная фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. С выведением на орбиту первого искусственного спутника Земли в 1957 году положил начало новой эпохе в истории человечества, космической эре.

Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение.

С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой
5. Обобщение.
- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства? ( Ответы детей)  
Слайд 18.

    Слежение за погодой.
• Управление полетами самолетов.
• Передача телевизионного сигнала.
• Организация телефонной связи.
• Поиск объектов в океане.
• Изучение поверхности Земли и других планет.

Учитель: Сейчас в космосе проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения. Слайд 19.

Орбитальные станции используются в качестве космических баз. С февраля 1986 года на околоземной орбите находилась станция “Мир”. Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира. Самый долгий космический полет осуществил Валерий Поляков (Россия), который на борту корабля "Союз-18" прибыл на космическую станцию "Мир" 8 января 1994г. и вернулся на Землю на корабле "Союз-20"   22 марта 1995г. Общее время его полета - 437 дней 17 ч. 58 мин. 16с.   22 марта 2001 года эта станция была затоплена в океане. -                    В настоящее время в космосе построена новая  Международная Космическая Станция.

 Зарядка для глаз     Слайд 20

6.Закрепление пройденного материала: Дидактическая игра «

Космические корабли»

( На доске из цветной бумаги вырезаны корабли, на внутренней стороне которых записаны  вопросы. )                                                1.  Не попросив подмог ни у кого,                                                 Сама восстав из пепла и из праха

  Моя страна, не знающая страха

    Шлёт в космос сына своего.

Назовите фамилию этого человека. ( Гагарин)

2.Как звали собаку, совершившую  первый  полет в космос? ( Лайка)

3. Человек, благодаря которому стали возможны полеты в космос, он создал первый в мире искусственный спутник Земли. ( С.П.Королёв)

4. Человек,  который первым  в мире вышел в открытый космос.(  Алексей Леонов)

5.  Как назывался космический корабль, на котором Ю.Гагарин совершил свой полет?

( Восток)

6. Первая женщина – космонавт. ( Валентина Терешкова)

7.Фамилия женщины-космонавта, осуществившей выход в открытый космос.  ( Савицкая)
7. Итог урока:
- Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире…»:  
Слайд 21. 
• Первыми запустили искусственный спутник Земли;

• Первыми совершили пилотируемый космический полет;

• Первыми направили космическую станцию на Луну;

• Первыми создали искусственный спутник Луны;

• Первыми вышли в открытый космос;

• Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.
Учитель:  Мы должны  гордиться тем, что живём в этой замечательной великой стране.

 А закончить наш урок я хочу словами Юрия  Алексеевича Гагарина:  Слайд 22.

« Облетев Землю в корабле - спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.» И я хочу , чтобы вы в своей жизни и сейчас, и став взрослыми людьми , руководствовались этим высказыванием, чтобы вы, какую бы профессию для себя не выбрали, старались принести как можно больше пользы нашей планете и нашей стране, старались сделать нашу Землю   еще краше, ещё лучше, еще богаче.

 Я хочу обратить ваше внимание на выставку книг, посвященную нашей сегодняшней теме.  Здесь вы сможете прочитать и узнать не только о тех событиях в жизни страны,  о которых мы говорили на уроке,  но и о полетах на Луну, к Венере и Марсу,  и о многом другом, что касается освоения космического пространства.

Вы очень хорошо сегодня на уроке работали, большое спасибо ребятам, подготовившим сообщения,  выполнившим проекты по теме космос, нарисовавшим рисунки, ребятам, выполнявшим творческие работы. А сейчас я хочу, чтобы вы загадали желание и отправили его в космическое путешествие, и верю, что все ваши желания обязательно исполнятся, если вы хорошо постараетесь. А цвет ракеты, на которой  ваше желание отправится в космическое путешествие, я предлагаю выбрать в соответствии со своим состоянием, настроением.  Звучит песня.

8.Домашнее задание.  Слайд 23.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...

тест по окружающему миру 4 класс по теме: "Страна, открывшая путь в космос"

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и выявить слабые места....

Страна, открывшая путь в космос

Презентация к уроку....

Страна, открывшая путь в космос

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....

Разработка урока "Страна, открывшая путь в космос" 4класс

Предмет "Окружающий мир". Урок проводится с использованием ИКТ. Деятельность учащихся активизируется за счет применения разнообразных методов и приемов. Презентация позволяет детям наглядно представит...

Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа РОссии"...