Главные вкладки

    Разработка урока "Страна, открывшая путь в космос" 4класс
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

    Мигутина Галина Юрьевна

    Предмет "Окружающий мир". Урок проводится с использованием ИКТ. Деятельность учащихся активизируется за счет применения разнообразных методов и приемов. Презентация позволяет детям наглядно представить изучаемый материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по окружающему миру

    в 4А классе МОУ СОШ №1

    по теме

    «Страна, открывшая путь в космос»

    Разработан Мигутиной Г.Ю., учителем начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 города Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области

    г. Макарьев

    2010год

    Цели урока:

    1. Дать ученикам представление о том, что такое космос, познакомить с краткой биографией первого космонавта Ю.Гагарина, выяснить значение освоения космоса в истории человечества.
    2. Развивать любознательность,  эвристическое мышление,  устную речь учащихся, умение работать в парах, в группах.
    3. Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее героев, чувство патриотизма.

    Оборудование:

    1. мультимедийный проектор;
    2. экран;
    3. компьютер;
    4. презентация «Страна, открывшая путь в космос»;
    5. выставка книг о космосе и космонавтах;
    6. выставка рисунков учащихся;
    7. буклеты;
    8. воздушный шарик для проведения опыта;
    9. карточки со словами для словарной работы;
    10. тесты;
    11. жетоны – звездочки для учащихся;
    12. сигнальные карточки для оценки деятельности учащихся на уроке.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат

    I.Организационный момент










    Слайд №1.

    Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.

    Не хочется играть сегодня в прятки,

    И недосуг дуть на корабль бумажный –

    Сегодня в классе у ребят урок уж больно            важный!


    -Добрый день! Сели все поудобнее, начинаем работу.


    Вы когда-нибудь мечтали полететь в космос? Почему? Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах, попробуем выяснить значение освоения космоса в истории человечества. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.

    Воспринимают информацию.









    Отвечают на вопросы.

    Настраиваются на работу.









    Определены цели урока.




    Установка на успешную работу.

    II. Введение в тему.

      1. Актуализация знаний.

    Слайд №2.




















    2. Проведение опыта.











    Слайд №3.



    3. Просмотр презентации.


    Слайд №4.






    Слайд №5.

















    Слайд №6.
























    Слайд №7.



























































    Слайд №8.
































    Слайд №9.




    Слайд №10.













    III. Закрепление материала.

    1. Работа с тестами.










    2. Словарная работа.

























    IV. Обобщение.














    Слайд №11.
































    V. Домашнее задание.















    VI. Подведение итогов урока.


    В умах ученых много лет

    Жила мечта заветная –

    Взлететь при помощи ракет

    В пространство межпланетное.


    Космос… А что это такое? (в переводе с греческого – «мир», «вселенная»).

    Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто.

    - Как вы думаете, почему?

    - Можно ли полететь в космос на самолете или вертолете? Почему?


    Сила притяжения Земли очень велика. Чтобы улететь от нее достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолет, ни вертолет, потому что они в своем полете опираются именно на воздух. Поэтому для полетов в космос используют особые двигатели – реактивные.


    - Давайте проведем опыт. Попробуем надуть воздушный шарик и отпустить его.

    - Что происходит с шариком? (шарик стремительно носится по классу из стороны в сторону).

    - Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причем сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.


    Первые космические корабли созданы. А руководил их созданием выдающийся ученый и конструктор Сергей Павлович Королев. Королев прекрасно понимал, что ракеты – это космический транспорт будущего.


    - Прочитайте в учебнике на стр. 147, какое знаменательное событие произошло в 1957 году.

      Наша страна первой вышла в космос. 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его вес составлял около 84кг, удаление от Земли – до 900км. Первый спутник несколько месяцев кружил вокруг Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление.


      Но одно дело – просто добраться до космоса, совсем другое дело сделать так, чтобы человек в космическом корабле остался жив – здоров и мог вернуться на Землю.

      И вот вслед за первым спутником был запущен второй. На нем уже появились первые пассажиры.

    - Знаете ли вы, кто?

    ( собаки Белка и Стрелка).
















                        (выставка рисунков)

    - Скажите, какому празднику вы посвятили серию своих рисунков? (Дню космонавтики).

    -Когда его отмечают?

    - А почему Днем космонавтики выбран именно этот день?

    - 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Русский, советский! Им стал Ю.А.Гагарин.

       Мои помощники расскажут нам об этом удивительном человеке.














































       Потом была торжественная встреча космонавта в столице нашей Родины – Москве. Тысячи людей на Красной площади славили героя, выкрикивая хором его фамилию. Все старались поближе подойти к космонавту, рассмотреть его, подарить цветы. За совершенный полет Ю.А.Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. А его исторические слова облетели весь мир. Вернувшись из космоса, Гагарин сказал:


    - Как вы думаете, какие черты характера, качества личности помогали Ю.Гагарину добиваться поставленных целей?

    1. патриотизм
    2. вера в успех
    3. оптимизм
    4. любознательность
    5. смелость
    6. решительность
    7. аккуратность
    8. трудолюбие
    9. выдержка
    10. скромность
    11. внимательность к людям

       Таким был Ю.А.Гагарин. таким он встретил свою заслуженную славу. Таким он остался до конца.

      Страна не забыла своего героя. Бывший город Гжатск, где родился и вырос Ю.Гагарин, носит теперь его имя. Здесь находится мемориальный музей Ю.А.Гагарина.  Расположен он в доме, в котором жил и воспитывался будущий космонавт.

      Во многих городах есть улицы, площади и проспекты, названные в его честь.  На аллее Космонавтов в Москве  Ю.Гагарину установлен памятник.













     - А теперь я хочу предложить вам тест. Если вы внимательно слушали, то быстро и правильно справитесь с этим заданием.



       Когда закончите, поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте работу друг у друга.



      - Представьте себе, что нам с вами поручили составить космический словарик. Я предложила бы в него внести такие слова:

    1. космос,
    2. космонавт,
    3. спутник.

    Какое определение вы бы дали этим словам?

      Космос – мир, вселенная.

      Космонавт – член экипажа космического корабля, человек, проводящий испытания космической техники.

      Спутник – небесное тело (естественный спутник) или космический аппарат (искусственный спутник), совершающий движение по орбите вокруг какой-либо планеты.


    - Какие слова для космического словарика предложили бы вы? Дайте им определение. Обсудите в группах.







    Прекрасен этот звездный мир, я знаю,

    Но вот уже земной встречаю я рассвет.

    Земля, Земля, планета голубая,

    Ты лучше всех, прекрасней всех планет!


    - Какое же знаменательное событие произошло 12 апреля 1961 года?

    - Какая страна первой открыла дорогу в космос?



    - А что было бы, если бы люди не научились летать в космос?


      Полеты в космос дают людям огромное количество информации для развития самых разных наук – астрономии, геофизики, климатологии, биологии, медицины и т.д. С помощью космических аппаратов, запускаемых с Земли, предупредить о некоторых природных явлениях и принять своевременные меры. Например, о сильных ураганах, наводнениях, магнитных бурях и т.д. С помощью искусственных спутников на Земле осуществляется телефонная, телевизионная и радиосвязь. А еще ученые пытаются узнать, есть ли во Вселенной жизнь на других планетах, а также нет ли других планет, кроме Земли, пригодных для жизни людей.

      Значение освоения космоса в жизни человечества очень велико.


    - Интересную ли тему мы с вами сегодня обсуждали?

     - К следующему уроку подготовьте выступление на тему «Почему мне интересен космос?»


      Тем ребятам, которые хотели бы узнать о космосе еще больше, я предлагаю вот такую литературу.

                       (выставка книг)







    - Что интересного для себя вы узнали сегодня на уроке?

    - Звездочки, которые вы получали за свои ответы, говорят о том, как вы поработали, о вашей активности.

                        (оценки учащимся)

    - Оцените с помощью сигнальных карточек свою работу на уроке.

    - Работу всего класса.

     

      Закончить нашу работу мне хотелось бы стихами, которые прочитают мои помощники.













    Буклеты

    - Спасибо всем за работу!







    Отвечают на вопросы.




    Высказывают предположения.













    Один из учащихся проводит опыт, остальные наблюдают.




















    Работают с учебником, готовят ответ на вопрос.




    Получают дополнительную информацию, которой нет в учебнике.












    Отвечают на вопрос.



    Выступление ученика – помощника учителя с информацией о Белке и Стрелке.

      - Белка и Стрелка – беспородные собаки, запущенные в космос на советском корабле «Спутник-5». Они находились там с 19 по 20 августа 1960 года. Цель эксперимента по запуску животных в космос – узнать, как влияет космическое излучение на живые организмы. Обе собаки благополучно вернулись на Землю после космического полета.


    Отвечают на вопросы.










    Учащиеся воспринимают информацию, которой нет в учебнике.

    Ученик – помощник читает стихотворение о Ю.Гагарине.

                   Первый.

                            Степан Щипачев

    Далекие туманности клубя,

    Всей красотою необыкновенной

    Вселенная глядела на тебя,

    И ты глядел в лицо Вселенной…

       Обычным шумом улица полна.

       Идет весна. Рабочий день в разгаре.

       И из Вселенной радиоволна

       Приносит имя русское: Гагарин.

    Оно во все врывается края,

    Во все сердца, как ласточка, влетает,

    И мать – земля, дыханье затая,

    Полет героя – сына наблюдает…


    Второй ученик – помощник рассказывает краткую биографии. Ю.Гагарина.

       Ю.А.Гагарин родился в семье колхозника в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. В детстве был подвижен и любознателен. Любил мастерить игрушечные самолетики. В 17 лет с отличием окончил ремесленное училище, затем поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Как один из наиболее талантливых и мужественных летчиков – испытателей, был зачислен в отряд космонавтов. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был веселым и заботливым человеком. Не любил ссор, наоборот, часто шутил и мирил всех своим задорным смехом.

       12 апреля 1961 года Ю.Гагарин впервые в мире совершил полет в космос на одноместном космическом корабле «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут.





















    Отвечают на вопрос.



























    Физкультминутка

    Над Землею ночью поздней,

    Только руку протяни,

    Ты ухватишься за звезды:

    Рядом кажутся они.

    Можно взять перо Павлина,

    Тронуть стрелки на часах,

    Покататься на Дельфине,

    Покачаться на Весах.

    Над Землею ночью поздней,

    Если бросить в небо взгляд,

    Ты увидишь, словно гроздья,

    Там созвездия висят.


    Выполняют тестовое задание.



    Работа в парах.











    Предлагают свои варианты определений данных слов.










    Работа в группах.

    После обсуждения выступают со

    своими предложениями.












    Отвечают на вопросы.






    Рассуждают, высказывают предположения.




















    Отвечают на вопрос.


    Получают домашнее задание.














    Подводят итоги урока.

    Оценивают свою деятельность.







    2 ученика – помощника читают стихи.

    Когда над Землею летит космонавт,

    Глядят ему вслед миллионы ребят.

    Вечерней порой глядят в небеса,

    Сияют ребячьи глаза.

    И в них отражаются, ярко горят

    Те звезды, к которым они полетят!


    Готовьтесь, отважные, в радостный

                                               путь.

    Сквозь бурю и ветер, и шторм,

    Метель обгоняя, ракеты уйдут,

    И мы их, друзья, поведем!







    Интерес к изучению новой темы.


    Развитие умения логически мыслить.










    Дети наглядно представили действие простейшего реактивного двигателя.
















    Формирование умения работать с книгой.


    Расширение кругозора учащихся.












    Опора на знания детей.


    Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.


    Расширение кругозора учащихся.






    Опора на уже имеющиеся у детей знания.








    Расширение кругозора.


    Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.













    Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.





















    Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну.

















    Развитие умения делать выводы.
















    Воспитание патриотизма.






















    Проверка знаний учащихся.

    Формирование умения работать в парах.








    Развитие устной речи учащихся, творческого мышления.







    Формирование умения работать в группах.

    Развитие устной речи учащихся, творческого мышления.






    Проверяется усвоение учащимися нового материала.


    Развитие эвристического мышления.





















    Установка на выполнение творческого домашнего задания.


    Активизация познавательной деятельности учащихся.


    Воспитание любви к чтению.



    Подведены итоги урока.

    Рефлексия.






    Эмоциональное завершение урока.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос"

    Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа РОссии"...

    Разработка урока по окружающему миру "Страна, открывшая путь в космос"

    Данная разработка  представлена в помощь учителю начальных классов для проведения урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А. Плешакова, учитывая современные требования и технологии. К уро...

    Методическая разработка занятия " Страна, открывшая путь в космос."

    ➣ Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах.➣ Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека....

    Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос» (первый урок)

    Урок  знакомит учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране...

    Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)

    Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

    Технологическая карта урока «Страна, открывшая путь в космос»

    Цели деятельности учителя:  Формирование знаний о первом полете в космос; формирование представлений о жизни страны в период СССРПланируемые результаты:Предметные:Знать историю периода СССР;Уметь...