Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос» (первый урок)

    Кириллова Людмила Викторовна

    Урок  знакомит учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок  окружающего мира в 4  классе

    Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос» (первый урок)

    Цель урока: Овладение картиной мира: познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране

    Задачи предметные:

    - создать у учащихся целостное представление о изучении космического пространства;

    - расширить кругозор учащихся в области космоса, познакомить с космическими терминами;

    - создать модель солнечной системы;

    - воспитывать чувство патриотизма, желание сберечь и сохранить планету.

    Метапредметные  задачи:

    - учить принимать и сохранять учебную задачу;

    - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    - учить умению принимать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению.

    Оборудование: слайды мультимедиа с изображением космических кораблей, спутников, теоретических данных, видеофрагмент(DVD)- «Первый полёт человека в космос»,  мультфильм – «Валли» (фрагмент), набор наклеек «космос», листы А-3 для создания модели солнечной системы.

    Тип    урока: урок «открытия» нового знания, что соответствует цели урока.

    Структура урока включала следующие элементы:

    I. Постановка проблемы:

     Почему люди осваивают космос?

    Можно ли долго находиться в космосе?

    II. Версии детей, актуализация знаний.

    III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

         

    IV. Выражение решения проблемы.

    Применение нового знания (Этап был исключён, так как в рамках конкурса время было ограничено)

    VI. Итоги урока.

    VII. Рефлексия.

    Организация урока:

    Отбор учебного материала:

    Содержание урока соответствовало его основной цели, а так же принципам научности, обучения на высоком уровне трудности, с соблюдением меры этой трудности (минимакса).  Теоретические положения связывались с личным опытом учащихся, личный опыт оказался недостаточным. Дети легко определяли своё «знание» и «незнание». Структура и объем учебного материала были адаптированы в соответствии с программными требованиями, но не с  возможностями учащихся. Дети не устанавливают причинно-следственные связи, называют односложные понятия, теоретические понятия сформированы недостаточно, нет знания карты.

    Методы и приемы работы учителя на уроке:

    На уроке использована технология проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся

    (надпредметная универсальная технология РКМ).

    В начале урока дети были мотивированы на активную и дружную работу. На этапе актуализации знаний был  использован прием составления кластера - установление причинно-следственных связей. Здесь было недостаточно владеть теоретическими знаниями по теме, необходимо было анализировать материал, что вызвало определённые трудности у детей.

    Постановка проблемы (стадия вызова) 

    Открытие нового знания (стадия осмысления)

    На стадии применения нового знания необходимо составить модель солнечной системы. Знать названия планет, их порядок расположения от солнца.

                                                   Ход урока

    1. Мотивация.
    2. Стадия вызова(3).  Видео фрагмент из мультфильма «Валли»

    - О чём этот сюжет, кто главный герой мультфильма?

    - Что происходит на планете?

    -Где люди?

    Составление кластера «Космос»(2) (работа в группе)

    - Напишите всё, что приходит на ум, когда вы слышите слово – космос.

    - Что хочется узнать о космосе?

    Цель урока: узнать больше об освоении космоса.

    1. Стадия осмысления(5). ХХ век – дал миру величайшие открытия. Он вывел человека в космос.  И  именно наша страна первой проложила дорогу к звёздам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.

    КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику 
    полетов в космос.
    Космонавтика сравнительно новая наука. Ее основоположником считается наш соотечественник –
    Константин Эдуардович Циолковский. Он воплотил в жизнь увлекательные истории писателей – фантастов. Простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он верил, что человечество устремится к другим мирам. 
    Дальнейшее освоение космоса.
    - Начало освоения космоса возможно бы не было положено в нашей стране, если бы не труды академика Королева. Сергей Павлович Королев создал первый в мире искусственный спутник Земли.  4 октября 1957 года с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа.
    Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы.

    Первый полет в космос живого существа.
    Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. Первого пассажира звали Лайка. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.

    Первый полет человека в космос.(5)
    Ребята, назовите имя легендарного человека, которому принадлежат эти замечательные слова:
    « Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
    (Ю.А. Гагарин).

    День космонавтики. 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль- спутник «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным).
    Живем мы на нашей планете 
    В такой замечательный век!
    И первый из первых в ракете
    Советский летит человек!
    Не с целью разведки военной
    На сверхскоростном корабле.
    Летел он один во Вселенной,
    Чтоб снова вернуться к Земле.
    Мы знаем, а стало быть, верим,
    Что сказкам сбываться дано,
    И нам побывать на Венере
    Быть может еще суждено!

       Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза - Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в селе Клушино Смоленской области.
    Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И ещё он был заботливым и весёлым человеком. Редко злился, как вспоминала его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. В 17 лет Юрий окончил ремесленное училище и стал работать литейщиком. Потом учился в техникуме и одновременно в лётной школе аэроклуба. Авиация увлекла его. Он стал военным лётчиком, а затем космонавтом. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полёту в космос. Работал упорно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание героя Советского Союза. Международная авиационная федерация учредила Золотую медаль имени Ю. Гагарина, которая вручается лётчикам-космонавтам за особые заслуги в освоении космоса.

    Просмотр видеофрагмента «Первый полет человека в космос».
    - После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир: Герман Титов и Андриян Николаев, Валентина
    Терешкова (первая женщина- космонавт  ) и Светлана Савицкая, Алексей Леонов и Леонид Попов и многие другие.

    Выход человека в открытый космос.(2)
    - Большим достижением в освоении космоса стал полет  Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». Летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта
    1965 года.

    • Когда на орбите Земли появилась космическая станция «Мир»? (20 февраля 1986 года)
    • Для чего был создан этот космический дом? (для длительных космических путешествий)
    • В каких науках расширились наши познания, благодаря опытам, проведенным на этой станции? (астрономия, медицина, экология). Объясните и соедините эти науки со станцией «Мир»
    • Когда закончила свое существование  орбитальная станция «Мир» (22 марта 2001 года)


    В настоящее время космонавты из разных стран подолгу находятся в космосе, проводя различные исследования. Для этого в космосе ест
    Международная Космическая Станция. 

    - Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства? ( Дети работают в парах, обсуждают данную проблему).(1)
    Слежение за погодой.
    Управление полетами самолетов.
    Передача телевизионного сигнала.
    Организация телефонной связи.
    Поиск объектов в океане.
    Изучение поверхности Земли и других планет.

    Стадия рефлексии(5)

    - Чтобы получить модель солнечной системы,  нам нужно расположить планеты солнечной системы в порядке удаления их от Солнца:
    (На магнитной доске прикреплены карточки с названиями планет и Солнце в верхнем левом углу).
    (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
    Добавьте космические станции и средства передвижения

     Итог урока: (2)
    - Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»:

    Первыми запустили искусственный спутник Земли;

    Первыми совершили пилотируемый космический полет;

    Первыми направили космическую станцию на Луну;

    Первыми создали искусственный спутник Луны;

    Первыми вышли в открытый космос;

    Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.

    22 апреля – день Земли


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...

    Разработка урока "Страна, открывшая путь в космос" 4класс

    Предмет "Окружающий мир". Урок проводится с использованием ИКТ. Деятельность учащихся активизируется за счет применения разнообразных методов и приемов. Презентация позволяет детям наглядно представит...

    Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос"

    Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа РОссии"...

    Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Страна, открывшая путь в космос"

    Презентация и материалы к уроку окружающего мира в 4 классе "Страна, открывшая путь в космос".Презентация содержит три видеофрагмента: "Летать" , "Первый в космосе", "Выход в открытый космос".https://...

    интегрированный урок в 4 -м классе(окружающий мир+русский язык+технология ) "Страна,открывшая путь в космос."

    Интегрированный урок в 4 классе(окружающий мир+русский язык+технология) "Страна,открывшая путь в космос"...

    Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)

    Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....