Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 1 классе на тему: "Кто такие птицы?"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Гостюхина Любовь Владимировна

    Урок окружающего мира с использованием презентации

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ УРОКА

    ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    В 1 КЛАССЕ

    Тема урока: «Кто такие птицы?»

    Цели урока:

    1. Познакомить с птицами, показать их разнообразие.

    2. Учить выделять существенные признаки птиц.

    3. Исследовать строение пера птиц.

    Учебные задачи, направленные на достижение:

    1. Предметных результатов:

    - познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;

    - развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям.

    2. Метапредметных результатов:

    - формировать умение составлять рассказ о птице по предложенному учителем плану;

    - формировать умение анализировать строение птицы с выделением существенных и несущественных признаков, синтезировать; в процессе участия в микроисследованиях с использованием лабораторного оборудования проводить сравнение перьев птиц;

    - формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием печатного и электронного учебника;

    - формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока.

    3. Личностных результатов:

    - развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    - развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

    - развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Планируемые результаты:

    1. Учащиеся научатся называть основной признак птиц.

    2. Научатся узнавать птиц.

    3. Научатся описывать птиц по плану.

    Оборудование для урока.

    Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2; Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Рабочая тетрадь; различные перья птиц; лупы; презентация к уроку.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний.

    Сейчас на уроках окружающего мира мы изучаем большой раздел «Что и кто?». С какими группами животных мы уже познакомились? (Насекомые и рыбы).

    Первая остановка в нашем сегодняшнем путешествии «Царство насекомых» (Слайд № 1).  

    Кто же лишний? (Гусеница, паук) Почему? Какой же отличительный признак насекомых? (Шесть ног) 

    Следующая остановка «Царство рыб» (Слайд № 2). 

    На какие группы можно разделить данных рыб? (Речные и морские) Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится данная рыба.

    Загадки:

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно. (Сом)

    Хвостом виляет,

    Зубастая, но не лает. (Щука)

    На дне один

    Лежит плоский блин. (Камбала)

    Живу глубоко.

    Плыву легко,

    Зубастая, большая,

    Я — рыба морская. (Акула)

    Какой же отличительный признак рыб? (Чешуя) Все ли поняли пройденную тему? Можем ли мы дальше продолжить изучение раздела?

    III. Физминутка

    Мы шагаем, мы шагаем,

    Руки выше поднимаем.

    Вдруг мы видим: у куста

    Выпал птенчик из гнезда.

    Тихо птенчика берем

    И назад в гнездо кладем.

    IV. Определение темы, постановка цели урока.

    Ребята, Муравьишка Вопросик не знает, кто такие птицы. А вы знаете? (Те кто летает, у кого есть крылья)

    Значит, Муравьишка тоже станет птицей, если он полетит на дельтаплане? (Нет) 

    На какой же вопрос мы будем отвечать сегодня на уроке? О чем узнаем и чему будем учиться? (Ответы детей) 

    Я прочитаю в учебнике на странице 36, а вы следите глазками.

    V. Новый материал.

    В каком же царстве мы сделаем сейчас остановку? (Царство птиц) (Слайд № 3)

    а) Знакомство с характерным признаком птиц (Слайд № 4). Рассмотрите рисунки четырех животных, назовите их. Какие из этих животных умеют летать? Птицы ли они? А курица? Умеет ли курица летать? (Умеет, но очень плохо) 

    Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто летают — птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак?

    Чтобы узнать это, давайте хорошенько рассмотрим в учебнике строение птицы на примере голубя.

    Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая, форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать) Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по ее образу и подобию создали машину. Какую? (Слайд № 5) (самолет)

    Поработайте в паре: рассмотрите картинку, покажите друг другу, из каких частей состоит тело голубя? (Голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)

    (Слайд № 6) А какую птицу вы видите на слайде? Есть ли названные части тела у лебедя?

    Один ученик показывает на слайде. Учитель во время показа комментирует:

    КЛЮВ — это птичий нос и рот одновременно. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюет зёрна, - толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают и долбят. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой клюв на земле – у пеликана, а самый маленький из птиц нашей полосы – у ласточки. Без клюва птица – как мы без рук!

    НОГИ – нужны птице не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге хорошо видно 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.

    КРЫЛЬЯ – поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев разная. По своему строению крыло напоминает руку – тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и быстро машет крыльями.

    Какой части тела не видно? Почему? (Не видно ног, они под водой)

    А что же ещё общее есть у голубя и лебедя? Обратите внимание, на то, чем покрыто тело птиц.(Перьями) Наличие перьев – характерная особенность птиц. Ни у каких животных перьев нет. Всё тело у птиц покрыто перьями. Они спасают птиц от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

    Птицы летают, ловят в воздухе добычу, спасаются от врагов… Но умение летать не является отличительным признаком птиц. Приведите примеры птиц, которые не летают.

    (Слайд № 7) СТРАУС – самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях – короткие. Улететь от врагов страус не может. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. Страус – высокая птица и видит недруга издали. Если он не убежит, а встретится с врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. А на большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.

    (Слайд № 8) ПИНГВИН – крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв – оружие пингвина в драке.

    Итог: Скажите, по какому признаку мы будем отличать птиц от других животных? (Тело покрыто перьями) (Слайд № 9)

    Посмотрим, правы ли мы были, что скажет нам Мудрая черепаха (в учебнике).

    б) Физминутка.

    Лебеди летят, крыльями шумят. (дети шагают, машут руками)

    Прогнулись над водой, качают головой. (наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны)

    Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно)

    И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты)

    в) Знакомство со строением пера. Практическая работа.

    Мы выяснили главный отличительный признак птиц – наличие перьев. Перья, покрывающие тело птицы, разные. Рассмотрим их внимательно. Чем они отличаются? (Формой, цветом, размером) Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя–пуховых перьев. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья. Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование.

    1 группа (5 чел.) - будет проводить наблюдение самостоятельно по инструкции:

                     Карточка

    - Налейте в стакан воды из крана.

    - Опустите перо в воду.

    - Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?

    - Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?

    2 группа – все остальные ребята – будут участвовать в микро-исследовании. Возьмите любое перо и рассмотрите его через увеличительное стекло - лупу. У всех перьев есть стержень и бороздки. Попробуйте разъединить бороздки. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.

    Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они лёгкие)

    Как вы думаете, а что находится внутри перьев? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)

    Теперь послушаем выступление 1 группы.

    Итак, для чего же птице нужны перья? (Летать, сохранять тепло, украшать)

    Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлечь самок. Самки же тех птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

    Зарисовать в тетради на стр. 25 № 1 перо птицы, которое рассмотрели.

    г) Описание птицы по плану. Работа в парах.

    Рассмотрите картинки в учебнике на стр.37 и назовите некоторых птиц нашей местности.

    Опишите в парах одну из этих птиц по плану: (Слайд № 10)

                                План рассказа

    - Название

    - Размеры (большая, средних размеров, маленькая)

    - Окраска оперения

    - Особенности частей тела (например: клюва, глаз, хвоста)

    Заслушиваются выступления 2-3 пар.

    VI. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

    Какая цель урока стояла перед нами? Достигли ли мы целей урока? Почему? С какой группой животных мы познакомились? Назовите отличительные признаки птиц.

    Оцените сами себя с помощью смайликов учебника. Кто считает, что хорошо разобрался в изученном материале? Кто пока не уверен в своих знаниях и хочет закрепить их дома? Кому было очень трудно сегодня на уроке, и он ничего не запомнил?  (Слайд № 11)

    VII. Домашнее задание.

    Учебник стр. 36-37 читать, рассказывать об одной из птиц по плану (стр. 37), т-з стр. 26 № 3.

    VIII. Организационный момент


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме Кто такие птицы.

    Урок позволяем дать представление и научиться определять птиц по их признакам. Развивает внимание, логическое мышление.воображение,...

    Разроботка урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Кто такие звери".

    1. Этап мотивации к учебной деятельности.2. Этап актуализации знаний.3. Этап выявления места и прмчины затруднения.4. Этап построения проекта выхода из ситуации.5. Этап первичного закрепления.6. Этап ...

    Самоанализ урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Кто такие рыбы"

    Самоанализ  урока по окружающему  миру в 1 классе   на тему "Кто такие  рыбы"...

    Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные"

    Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные" УМК "Школа России"...

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие рыбы?"

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие рыбы?"...

    Урок по окружающему миру в 1 классе на тему "Кто такие насекомые" с презентацией

    УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, 1 КЛАСС УМК « ШКОЛА РОССИИ»   тема: «КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ?»...

    Урок окружающего мира для 1 класса на тему "Кто такие насекомые"

    Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:·         способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;·...