Открытый урок по окружвющему миру
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Деманина Лариса Витальевна

«Окружающий мир» во 2 «Б»  классе по теме «Земля в космосе»



Перед собой ставила цель: создать благоприятные условия для изучения новой темы , а также сформировать понятия «космос» и «вселенная» воспитывать чувства ответственности и бережное отношение к природе.
 Ознакомить с основными типами небесных тел: звёздами и планетами.

 Показать учащимся, что регулярность движения Солнца относительно Земли связана с обращением Земли вокруг собственной оси.

Формы и методы обучения: фронтальная и индивидуальная; словесный, наглядный, практический.

Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, задач урока, для этого использовала занимательный материал презентация о космосе, проблемную учебную беседу, т.е. нестандартно подвела учащихся к теме урока, к тому, что они должны знать и уметь по данной теме


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo_2b_klasse.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 «Б» классе  

Тема: Земля в космосе

Цели:

1) Ознакомить с основными типами небесных тел: звёздами и планетами.

2) Показать учащимся, что регулярность движения Солнца относительно Земли связана с обращением Земли вокруг собственной оси.

Оборудование: глобус ; лампа; мяч большой и маленький; бумага разных цветов, пластилин, фломастеры, выставка дополнительной литературы по этой теме, плакат «Земля в космосе» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».

Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

–  Ребята, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (Выяснили, что Земля имеет шарообразную форму, что глобус – модель Земли.)

–  Сегодня мы продолжим наблюдение за предметами и их движением.

–  Назовите предметы и объясните, что это такое, сравните их:

а) по форме;

б) по размеру;

в) расскажите об их взаимном расположении и движении.

– Летом вы наблюдали восход Солнца, а ночью – появление Луны и звёзд.

Назовите и объясните, что они собой представляют, сравните их:

а) по форме;

б) по размеру;

в) расскажите об их взаимном расположении и движении.

– Ответьте на вопросы:

1) Как называется модель Земли?

2) На какой полюс показывает синяя стрелка компаса?

3) Как называются условные линии одинаковой длины, идущие по поверхности Земли от одного полюса к другому?

4) Как называется самая длинная параллель?

5) Что на глобусе изображено синим цветом?

6) Воображаемая точка земной поверхности, через которую проходит земная ось?

–  Какие вопросы у вас возникают?

1. Какой размер имеют звёзды?

2. Чем звёзды отличаются от планет?

3. Что такое космос?

– Чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (Мы ответим на эти вопросы.)

–  Можно ли сказать, что тема сегодняшнего урока: Земля в космосе?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

–  Какие версии можно выдвинуть? (Земля неподвижна, а Солнце и Луна перемещаются. Или Земля перемещается, Солнце и Луна нет; или движется всё.)

– Вы много читаете, что об этом написано в энциклопедиях. Что же движется, а что стоит? (Солнце находится в центре, а Земля вращается вокруг него, Луна вращается вокруг Земли. Она – её спутник.)

– Хорошо, можно ли подтвердить версию вашими летними наблюдениями? (Нет, нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна перемещаются.)

– Сколько версий существует? (Мы считаем, что две. Книги говорят, что Земля и Луна вращаются вокруг Солнца, а наблюдения с Земли свидетельствуют, что Солнце и Луна перемещаются по небу и Земля неподвижна.)

– Откройте Рабочую тетрадь и найдите в задании 5 эти версии. Как вы думаете, кто из учёных оказался прав?

– Чтобы понять, почему возникли эти версии, проведём наблюдение. Для этого нам понадобятся двое желающих. Один в паре будет изображать дом, а другой поезд. Остальные наблюдатели. Попробуйте определить, что перемещается, а что остаётся неподвижным?

– Итак, что перемещалось, а что оставалось неподвижным? (Мы считаем, что поезд перемещался, а дом стоял.)

– Теперь спросим у того, кто изображал поезд: что ты видел в окно? (Сначала ко мне приблизился стол, потом доска, затем окно.)

Что же двигалось, по мнению ученика, изображавшего поезд? (Ему казалось, что двигаются окружающие его предметы.)

– Вспомним свои наблюдения от поездки в поезде.

Просмотр видеофрагмента.

– Обратимся к тем, кто наблюдал за этим процессом со стороны.

– Кто же передвигался, а кто стоял на месте?

– Значит, от чего будет зависеть результат наблюдения? (От положения наблюдателя.)

2. Работа в учебнике.

– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на с. 38. Расскажите, что вы видите.

Работу можно организовать в группах. Вместо иллюстрации учебника можно предложить рисунок или фото из энциклопедии.

После обсуждения группы представляют свои варианты ответов:

– Мы заметили, что первым с края изображено Солнце. Потом располагаются на линиях Меркурий, Венера, Земля, Марс. Далее находится много маленьких предметов. Дальше следуют большие по размеру Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

– Наша Земля является частью Солнечной системы, которая окружена бесконечным  космическим пространством. В центре нашей системы располагается огромный раскалённый светящийся шар – Солнце. Это звезда. Вокруг него обращаются планеты. Планеты сами не светятся, они движутся в определённом порядке вокруг Солнца по орбитам.

Ближе к Солнцу находятся небольшие по размеру планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Луна – спутник Земли – вращается вокруг нашей планеты. Далее располагаются Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Ученики размещают предварительно вырезанные планеты на плакате «Земля в космосе» из комплекта наглядных материалов для 2-го класса.

– На все ли вопросы мы получили ответы? (Нет, мы не узнали, что же собой представляют звезды, которые появляются на небе ночью.)

– Скажите, когда вы наблюдали за звёздами летом, сумели вы различить звёзды и планеты, отметили их движение? (Мы наблюдали за звёздами ночью. Звёзды и планеты различить нельзя.)

– А почему нельзя наблюдать за звёздами днём? (Наверное, Солнце такое яркое, что из-за его света не заметен свет остальных звёзд.)

– Давайте прочитаем о звёздах на с. 36.

–  Предложите, как можно лучше рассмотреть звёзды?

– Этот прибор называется телескоп.

 Можно показать видеофрагмент о телескопе.

– Давайте вернёмся к заданию, которое вызвало у нас затруднение в начале урока. Летом вы наблюдали восход Солнца, а ночью – появление Луны и звёзд. Назовите и объясните, что они собой представляют, сравните их:

а) по форме;

б) по размеру;

в) расскажите об их взаимном расположении и движении.

(Солнце, Луна и Земля – это небесные тела. Солнце – это звезда, светящийся огненный шар. Земля – планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Они не могут светиться сами, а только отражают свет Солнца:

а) по форме они одинаковы – это шары;

б) Солнце намного больше Земли, а Земля больше Луны;

в) Луна, являясь спутником Земли, вращается вокруг неё, и вместе они вращаются вокруг Солнца, как и другие планеты Солнечной системы.)

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Работа в группах.

Задание для групп.

– Выберите вопрос для обсуждения на с. 39.

Дети выполняют задание и обсуждают выполнение его между группами.

ΙV. Итог урока

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто доволен сегодня своей работой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по познанию мира Урок сообщения новых знаний Тема: «В огороде. Друзья и вредители огорода».

 ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА В 1 КЛАССЕ   Урок сообщения новых знанийТема:«В огороде. Друзья и вредители огорода». Цель: иметь: знания о вредных и полезных насекомых, их значимости в природе, о сре...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окр. миру "Зима в мире растений", 2 класс

ТемаЗима в мире растений.Цели урокаСформировать знания о зимнем периоде в жизни  растений.Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре,  плодам.Развивать зрительную ...