Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме "Что мы знаем о своей стране" 1 класс (система РО Л.В. Занкова)
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Урок окружающего мира по теме "Что мы знаем о своей стране" 1 класс (система РО Л.В. Занкова) по ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.docx34.64 КБ
    Файл analiz_uroka_om.docx22.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №36
    имени генерала А.М. Городнянского города Смоленска

    Урок окружающего мира

    по теме:

    Что мы знаем о своей стране

    1 класс

    учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    Конохова Любовь Александровна

    2012

    Цели:

    • формировать представление  о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России, творениях рук российских мастеров и талантливых людях страны, показать многонациональность нашей Родины; учить видеть географические объекты, знать их названия;
    • расширять природоведческий кругозор учащихся, развивать произвольное внимание, любознательность, умение работать в группе, стремление к самостоятельному поиску знаний после урока;
    • прививать интерес к предмету, содействовать формированию чувства гордости за свою страну; прививать внимательное и бережное отношение к природе России, к ее культурному наследию.

    Предметные результаты обучения (УУД):

    человек и природа:

    ученик научится:

    - различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; сравнивать объекты природы;

    - различать объекты, сделанные руками человека;

     ученик получит возможность научиться:

    - экологической грамотности;

    - описывать природные объекты;

    - получать знания топонимики;

    человек и общество:

    ученик научится:

    - понимать, что Россия – многонациональное государство;

    - узнает названия народов России, их обычаи и ценности;

    ученик получит возможность научиться:

    - находить на карте мира Россию (РФ), Москву, регионы России, ее основные географические объекты и достопримечательности.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Оборудование:

    учебник «Окружающий мир» 1 класс А.Н. Казаков, Н.Я. Дмитриева; физическая карта России, карта природных зон России, школьные атласы, карточки с изображением животных, растений, карточки и плакаты к основным разделам урока, магнитная доска, карточки с названиями географических и природных объектов, карточки для игры в группе, лазерная указка.

                                                        Ход урока:

    1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок:

    Форма : классно-коллективная.

    Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности учащихся.

    Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся. Эмоциональный настрой на урок.

    УУД: 

    - личностные: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;

    - регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу и понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

    - познавательные: учить понимать информацию, представленную в игровой форме;

    - коммуникативные: учиться  использовать средства общения для решения коммуникативных задач.

    - Сегодня я вам хочу рассказать необычную историю, которая произошла со мной.

    - Я гостила в деревне у бабушки. У бабушки был огромный старый сундук. Однажды бабушка взяла старый ржавый ключ и открыла сундук. Она сказала: «Надо достать оттуда старый ковёр. Пусть на верёвке во дворе повисит, да на солнышке прогреется.» Когда мы развесили ковёр на верёвке, я стала разглядывать его. На нём шёлковыми нитями были вышиты поля, леса, реки, города с резными теремами и златоглавыми храмами. «Какой ковёр интересный! Теперь таких не делают”, - подумала я.

    - Почисти ковёр, пожалуйста, - попросила бабушка.  Я взяла веник и ударила по ковру раз, другой…

    - Ой, больно, ой, больно! – громко закричал ковёр. – Ты зачем меня бьёшь? Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я – ковёр-самолёт. Слышала о таком?

    - Я очень удивилась. О ковре-самолёте я, конечно, слышала, но видеть такой ковёр мне не приходилось. А ковёр захлопал крыльями, и, приподнявшись с верёвки, закружил по двору.

    - Ковер предложил совершить мне путешествие по нашей огромной стране,  и я согласилась. Много удивительного и интересного я узнала. И сегодня я вам тоже предлагаю совершить такое путешествие на этом ковре-самолете. Вот он вас ждет.

                         (на полу лежит прикрепленная физическая карта России и         карта природных зон)

    1. Основная часть урока:

    Форма: классно-коллективная, групповая.

    Цель: формировать представление  о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России, творениях рук российских мастеров и талантливых людях страны, показать многонациональность нашей Родины; учить видеть географические объекты, знать их названия; развивать любознательность, умение работать в группе.

    Метод обучения и прием: объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос мотивирующего характера.; беседа.

    Вид деятельности: познавательная, репродуктивная.

    УУД:

    - личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев; гражданскую идентичность – «Я – гражданин России»; представление о ценности и уникальности природы России;

    - регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении;  понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; уметь выполнять учебные действия в устной речи, работать в сотрудничестве в группе;

    - познавательные: понимать знаки, символы, схемы, карты; понимать заданный вопрос и строить ответ в устной форме; обобщать ранее полученные знания и использовать их в новой учебной ситуации; воспринимать смысл познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;

    -  коммуникативные: учиться принимать участие в работе группы, допускать существование разных точек зрения, договариваться и приходить к общему мнению, использовать в общении правила вежливости; использовать средства общения для решения коммуникативных задач.

    - Садитесь поудобнее, мы начинаем наше путешествие. За все время мы сделаем несколько остановок.

                       (листы с названием остановок  помещаются на

                         магнитную доску как  путевой лист путешествия)

    - Наша первая остановка называется «Без конца, без края – вся страна большая!»

    - Россия – самая большая страна на всем белом свете. Ни одно государство в мире не имеет такой громадной территории и такой длинной границы. Границы  России проходят и по суше, и по воде. Никакая даже самая сильная птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь без отдыха не меньше двух месяцев! А вдоль морских – лететь птице еще в два раза дольше! Путешественнице и на суше, и на море повстречалось бы на пути шестнадцать разных стран-государств. Вот сколько соседей у России. Ни у кого столько нет!

                              (рассказ учителя сопровождается показом по карте,

                               прикрепленной к полу, с помощью лазерной указки.

                               Основные географические объекты, их названия и

                               перевод дублируются на карточках, которые

                               накладываются  в соответствующие места на карте.

                                У детей на столах раскрыты атласы с картой России.)

    - На западе граница проходит по узкой полоске суши в Баренцевом море, недалеко от города Калининграда. На юго-востоке границу «проводит» река Амур. На языке нивхов, жителей этой части России, «Амур» - «Великая река», с монгольского языка переводится как «Черная река», а на китайском – «Река Черного дракона». В непогоду, при шторме воды этой реки и впрямь черны, дыбятся и бьются о берега.

    - А как вы ребята думаете, почему у Амура так много названий?

    - На самом Дальнем Востоке граница «плывет» по Тихому океану. На юге и западе границы России проходят по рекам, горам, равнинам, морям.

    - Восток России первым встречает новый день и Новый год. Когда в столице России – Москве – середина дня, на дальневосточной границе уже ночь и скоро опять взойдет Солнце.

    - Вторая наша остановка – «По морям, по волнам».

    - Про реки и озера, про моря и родники  России сложено много песен, стихов, поговорок, написаны прекрасные книги.

    - Россия – это морская держава, это речной и озерный край. Недаром посмотрите: на карте России так много голубого цвета – цвета воды.

                (рассказ учителя сопровождается показом по карте географических

                  объектов  с помощью лазерной указки и наложением табличек с

                     их названиями на карту. На доску помещают фотографии,

                    рисунки тех мест, о которых идет речь.)

    - Река Волга – это величайшая река России. Некоторые ученые считают, что название «Волга» финского происхождения. Оно означает «Светлая», «Священная». Она начинается с маленького родничка, а потом, набирая силу, широко разливается до самого Каспийского моря-озера. Это удивительное море-озеро получило свое название от народа каспии. Народ каспии жил здесь в глубокой древности.

    - Сибирская река Енисей – великий транспортный путь. Название переводится с тувинского языка как «Большая вода». Енисей – самая многоводная река России.

    - Река Лена, оказывается, к женскому имени никакого отношения не имеет. Это слово переводится с эвенского языка «Елю-Енэ», что значит «большая река».

    - А как вы думаете, ребята, зачем нужны реки? Почему реки тоже можно отнести к богатствам России?

                                             (беседа с учащимися)

    - Озера – тоже важная часть природы. Озер в России почти четыре миллиона, столько же, сколько взрослых жителей в Санкт-Петербурге. И среди озер у нас есть самые-самые. Каспийское озеро – самое большое в мире по размерам, а вода в нем соленая, как в море. Поэтому его и называют море-озеро.

    - Озеро Байкал самое глубокое в мире. Вода в нем самая чистая и прозрачная.

    - Третья наша остановка  - «Какой бывает лес?».

    - Россия – самая лесная страна в мире: половина всей земли покрыта лесом. Лес – это гигантский дом.

    - Давайте вспомним, для чего и для кого лес является домом.

    - Какие ярусы есть в лесу?

    -Какие виды лесов вы знаете? Почему они так названы?

    - Что вы знаете о лесах Смоленщины?

                                            (беседа с учащимися)

    - Предлагаю вам игру «Угадай-ка!». У каждой из четырех групп на столах лежат рисунки животных леса и тексты с описанием какого-либо из этих лесных  животных.  Все вперемешку. Каждая группа по очереди зачитывает текст о животном, остальные группы смотрят, нет ли у них изображения этого животного. За правильно угаданное животное группа получает балл. В конце игры подсчитаем баллы. Обязательно скажите, в каком лесу какого зверя можно встретить.

                        (медведь, волк, лиса, глухарь, рысь, кабан, соболь, тигр)

    -Четвертая остановка – «Природа – мать богатства, а труд – его отец».

    - Как вы понимаете название нашей остановки?

    - В природных кладовых России – несметные сокровища! В какую сторону ни пойдешь – везде свой клад. Редкие руды, драгоценные камни, золото. А еще нефть, уголь, горючий газ, источники с минеральной водой… Столько всего, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Богатства эти спрятаны в лесах, в морях, в болотах, в горах, глубоко-глубоко в земле. Природные хранилища называют недрами, а клады, которые они таят, - полезными ископаемыми.

    - Но чтобы найти что-то стоящее, надо знать, где искать. Алмазы, к примеру, чаще всего встречают рядом с «уснувшим» вулканами. Зелененькие малахиты – вблизи медных месторождений рядом с речкой, где в почве много мела. А на берег Балтийского моря волны выбрасывают янтарь. Это окаменевшая смола древних хвойных растений. Латыши, западные соседи россиян, называют Балтийское море – Дзинтари, что означает – Янтарное…

    - По всему миру славятся мрамор и гранит из Карелии. Ими облицовывали дворцы российских царей, украшали дома, отделывали набережные столичных городов.

    Динамическая пауза

    (проводит подготовленный ученик)

    - Остановка пятая – «Охранная грамота» на всех зверей, или У каждой мышки – свой домишко».

    - Вы уже знаете о том, что в России живет великое множество разных животных. Мудрая природа устроила так, что все они могут найти себе «и стол, и дом». Природа наделила каждого зверя, птицу, рыбу своими привычками, умениями и «хитростями».

    - Посмотрите, из названий животных, населяющих Россию, можно составить Азбуку в картинках.

    - Прочитаем эту Азбуку.

                                      (показ изображения такой Азбуки)

    • Рассказ заранее подготовленных учащихся о приспособлении животных к условиям среды обитания за счет своей окраски.

                  (по книге Т.А. Кудрявцевой «Я живу в России»)

    - Люди поняли, что природа нуждается в защите и охране, и стали принимать меры, чтобы сохранить все живое.  На территории России открыто несколько десятков заповедников.

    • Краткий рассказ учителя о  некоторых заповедниках России с показом иллюстраций (по книге Т.А. Кудрявцевой «Я живу в России»).

    - Шестая наша остановка называется «Чудеса в решете».

    - Россия – край особенный, сказочный. Но есть в ней такие места, которые из всех сказок – сказки, из всех диковин – диковины.

    - Глубокое прозрачное озеро лежит в заволжских лесах, точно волшебное зеркальце. Старые люди говорят, что в определенное время года можно слышать со дна озера колокольный звон церкви древнего прекрасного града Китежа. В одной из легенд об этом городе говорится, что во время нападения врагов, этот непокорный город скрылся в светлых водах озера со всеми своими жителями. Самое удивительное, что вода из этого озера в чистом сосуде не портится несколько месяцев. Загадку озера изучают ученые…

    - В Карелии на небольшом островке Онежского озера находится архитектурный заповедник Кижи. В этом заповеднике есть деревянная церковь, которую построил неизвестный российский мастер. На церкви 22 купола, и ни один не повторяется по отделке. Церковь как будто бы воздушная, кружевная. Называется Преображенская. И трудно поверить, что сделана она с помощью топора и долота.

    • Краткий рассказ учителя о чудесах Камчатки, Уральских гор  с показом фотографий.

                            (по книге Т.А. Кудрявцевой «Я живу в России»)

    - Седьмая наша остановка «Каково полотно – такова и строчка».

                            (  класс украшен  плакатами, стендами,  на

                             которых  собраны сведения и иллюстрации о русском

                              народном прикладном творчестве)

    - Россияне – люди разных национальностей. У них разные обычаи, национальные костюмы, песни, языки. Представляете, что происходит, когда все эти люди берут в руки краски, нитки с иголками и всякие мастеровые инструменты? Все россияне – умельцы. Все – мастера.

    • Краткий рассказ учителя  с показом фотографий (по книге Т.А. Кудрявцевой «Я живу в России»). Беседа – рефлексия с учащимися о том, что изучали на уроках изо и технологии в течение учебного года.

    - И, наконец, наша последняя – восьмая остановка – «Набралось гостей – со всех волостей!».

    - Российское государство всегда было сильным. А знаете почему? Потому что все народы, населяющие Россию, дружили! В России живет множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Объединяются народы в семьи и группы по языку, на котором говорят. Семья российских народов – это и славяне, и татары, и башкиры, и чуваши, и ингуши, и удмурты, и мордва, и чукчи, и тувинцы…

                     (рассказ сопровождается показом рисунков с изображением

                       людей в их национальных костюмах)

    - Народы России мудры, талантливы  – посмотрите, сколько сказок создано, легенд, песен, пословиц и поговорок. В них – история самих этих народов. Все творчество собрано в одну копилку. Эта копилка – народная культура. Она подарила миру множество великих писателей, композиторов, музыкантов, артистов. России есть кем гордиться!

    - Давайте вспомним, сказки каких народов мы читали с вами на уроках литературного чтения и дома.

    - О каких пословицах говорили?

    - Какие песни вы слушали на уроках музыки?

                                               (беседа с учащимися)

    1. Итог урока. Рефлексия.

    Форма: классно-коллективная. Беседа по вопросам. Рефлексия.

    Цель: обеспечить формирование адекватной самооценки.

    УУД:

    - личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;

    - регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

    - познавательные:  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    - коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.

    - Что из услышанного сегодня на уроке вам больше всего запомнилось?

    - Что вас удивило?

    - Что вы можете сказать о нашей стране? Что расскажете дома?

    - А завершить наш урок я хотела бы словами Александра Прокофьева:

    Мне о России надо говорить,

    Да так, чтоб вслух слова произносили,

    Да так, чтоб захотелось повторить,

    Сильнее всех имен назвать одно – Россия.



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока окружающего мира в 1 А классе

    11.05.2012 г.

    Тема: Что мы знаем о своей стране.

    Учитель: Конохова Любовь Александровна

         Преподавание окружающего мира в 1 А классе ведется по учебнику Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова «Окружающий мир» (2 ч в неделю).

         Урок окружающего мира по теме «Что мы знаем о своей стране» проводится в конце учебного года, когда большинство тем курса «Окружающий мир» уже изучено. Поскольку курс 1 класса, в основном, носит ознакомительный, пропедевтический (вводный) характер, то и темы, соответственно, взяты обширные. Как, в данном случае, темы о России.

         Урок «Что мы знаем о своей стране» - первый по теме из двух уроков. Это урок изучения нового материала.

         Для успешного проведения урока была поставлена следующая триединая цель:

    • формировать представление  о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России, творениях рук российских мастеров и талантливых людях страны, показать многонациональность нашей Родины; учить видеть географические объекты, знать их названия;
    • расширять природоведческий кругозор учащихся, развивать произвольное внимание, любознательность, умение работать в группе, стремление к самостоятельному поиску знаний после урока;
    • прививать интерес к предмету, содействовать формированию чувства гордости за свою страну; прививать внимательное и бережное отношение к природе России, к ее культурному наследию.

    Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. По истечении урока можно сказать, что цели были достигнуты

    в результате совместной работы учителя и учащихся. Дети получили большую палитру информации о своем родном государстве – России, заинтересованно слушали информацию, активно участвовали в обсуждении и ответах на вопросы.

    Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала (работа по теме урока). При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

    Учащиеся ответственно отнеслись к подготовке сообщений для урока.

             В течение учебного года у учащихся в ходе изучения курса «Окружающий мир» шел процесс активного формирования различного рода УУД. На данном уроке также можно проследить формирование, совершенствование и дальнейшее развитие следующих УУД:

    Личностные универсальные учебные действия

    У обучающихся будут сформированы:

    - положительное отношение к школе и учебной деятельности;

    - представление о причинах успеха в учебе;

    - интерес к учебному материалу;

    - осознание своей национальной, гражданской идентичности.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

    - первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

    - представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

    - представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

    - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

    - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

    - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

    - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

    - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

    - анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

    - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

    - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    - обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - воспринимать смысл познавательного текста;

    - подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая - неживая, животные - растения и т.д.);

    - познакомиться с основами топонимики;

    - проводить аналогии между знаниями и собственным опытом.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    - принимать участие в работе парами и группами;

    - допускать существование различных точек зрения;

    - договариваться, приходить к общему решению;

    - использовать в общении правила вежливости.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - принимать другое мнение и позицию;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы;

    - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

        Данный урок служит хорошей основой для дальнейшего расширения знаний учащихся о своей стране, для самостоятельного поиска знаний.

        Учащиеся на уроке показали умение не только оперировать знаниями, полученными на предыдущих уроках, но и знаниями, полученными вне урока (Интернет-ресурсы, детские энциклопедии, журналы, телепередачи). Учащиеся называли соответствующие источники информации, если об этом спрашивал учитель. Ребята учатся слушать и слышать других людей, стараются вежливо работать и договариваться в группе. Стараются внимательно слушать и запоминать то, что говорит учитель на уроке (о чем свидетельствуют ответы учащихся во время итоговой рефлексии).

    На уроке были использованы следующие методы обучения:

    1. по виду источника информации:
    • словесные (объяснение, беседа с учащимися, сообщения учащихся);
    • наглядные (иллюстрации, атласы, фотографии, карты);
    • практические (работа с карточками, игра).
    1. по виду учебной деятельности:
    • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

    Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная (фронтальная), индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

    Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся, высокий темп урока в целом.

    Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

    Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал, игровая форма подачи материала. И самое главное – карта была расположена не на привычном месте – на доске, а на полу, что создавало ощущение полета на ковре-самолете. А это и была основная связующая линия между этапами урока. Ведь урок был представлен как путешествие над просторами нашей России и открытие для себя неизвестных, удивительных, запоминающихся  сведений о родной стране.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Что мы знаем о своей стране?».

    Конспект урока по окружающему миру.Тема: «Что мы знаем о своей стране?»....

    Урок письма в 1 классе (Система РО Л. В. Занкова)

    Научить писать прописную букву и, работать над формированием умений выполнения действий по образцу. Развивать навык грамотного письма, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать....

    Конспект урока "Решение составных уравнений" 4 класс. Система РО Л. В. Занкова

    Урок "Решение  составных уравнений"  проведён с использованием элементов рейтинговой системы оценивания....

    Урок математики в 1 классе по ФГОС "Понятие о единице длины - сантиметре" (система РО Л.В. Занкова)

    Урок математики в 1 классе по ФГОС "Понятие о единице длины - сантиметре" (система РО Л.В. Занкова)...

    Рабочая программа по математике 3 класс (система РО Л.В.Занкова)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Система РО Л.В.Занкова)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Система РО Л.В.Занкова)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....