Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Что мы знаем о своей стране?».
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) на тему

Гришина (Клюева) Юлия Викторовна

 

Конспект урока по окружающему миру.

Тема: «Что мы знаем о своей стране?».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narody.doc347 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа №650

Конспект урока по окружающему миру.

Тема: «Что мы знаем о своей стране?».

                                            Учитель: Клюева Ю. В.

                                                                1 «А» класс

Цели и задачи: систематизировать и расширить знания детей о родной стране, познакомить с народами, проживающими на её территории.

Материалы для учеников: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас .1класс.», рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Материалы для учителя: самолёт, карта России, рисунки домов, рисунки с изображениями представителей народов России.

Ход урока.

I.Оргмомент.

II.Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы поговорим о нашей стране. Как называется наша страна? Как называется наш город? Что значит столица?

Откройте учебники на странице 36-37. Что вы видите?

Мы видим, как разнообразна природа 7ашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны.

 В нашей стране живут люди разных национальностей (около 100), с некоторыми мы сегодня познакомимся и побываем у них в гостях. Давайте отправимся в путешествие по стране. Отгадайте, на чём?

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

(самолёт)

III.Основная часть урока.

Если долго-долго-долго

 В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы...

Мы увидим даль без края

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

1остановка. Здесь живут ханты и манси. Они загадывают нам загадки.

Целый день у порога

Согнувшись лежит.

Позовёшь на охоту —

Впереди побежит.

(собака)

Бел, а не заяц,

Летит, а не чайка.

Что это такое?

Ну-ка, отвечай-ка.

(снег)

В воде играет,

А на земле умирает.

Что это такое?

(рыба)

Удалец-молодец

Без крыльев летает,

Снег поднимает,

Кедры качает…

(ветер)

2остановка.

Кедры, пихты, сосняки.

Лось рогатый у реки.

Куропатка бьёт крылом,

По реке плывёт паром.

Якуты. Послушайте рассказ якутского писателя и ответьте, почему обиделась бабушка?

Амма АЧЧЫГЫЙА, народный писатель Якутии

ОБИДА

Ваня с бабушкой собирали бруснику. Солнце уже опустилось на макушки деревьев, когда они наполнили ягодой всю принесённую с собой посуду — ведро и две стеклянные банки с проволочными дужками. Обвязав ведро сверху платком, бабушка сказала:

  1. Одной мне будет тяжело нести всю ягоду. Помоги, внучек. Возьми, мой хороший, ту банку, что побольше.
  2. Нет     уж,— сразу    отказался    Ваня.— У большой  банки  дужка из  тонкой  проволоки. Будет резать пальцы.
  3. А ты надень рукавицы, чтоб не резало.
  4. Я  их дома забыл,— быстро  проговорил Ваня и схватил маленькую банку.— Пошли, а то я опаздываю.

По пути к дому бабушка несколько раз отдыхала.

Дома Ваня сразу же заторопился во двор — к ребятам. Когда он снимал пальто, из-за пазухи выпали рукавицы.

И бабушка горестно вздохнула:

—        Эх, внучек!

Она устало прилегла на свою постель и всё охала и вздыхала.

Схватившийся было за дверную ручку, Ваня повернулся к бабушке:

—        Что ты там бормочешь, бабуся?

—        Я на тебя обиделась, внучек.
Старушка   повернулась   к   стене   и   затихла. Ваня   намного   смутился.   Подбежал   к   бабушке.

—        Чем же это я тебя обидел?
Бабушка не отвечала.

—        И за что ты  на  меня  обиделась? — недоумевал Ваня.

3 остановка.

Кто из вас бывал на Севере?

Что известно вам о нем?

На далеком белом Севере

Даже ночь бывает днем!

Север — это звон упряжек

И под снегом — мерзлый мох.

Север — это край, где пляшет

Над ярангами дымок.

Север — это в небе синем

Тарахтящий вертолет.

Север — это крик гусиный,

Это — вьюга, это — лед.

Приглашаю вас в Олению,

Приглашаю вас в Снежинию,

В интересную Тюлению,

В неизвестную Моржинию!

Мы в гостях у народов Севера. Некоторые северные народы  делают себе жилище из снега- иглу. Попробуем и мы построить иглу, расположив карточки по порядку.

Физминутка. Игра «Огонь, вода, воздух, земля». Ход игры. Ребята становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «огонь» или «воздух». Если водящий сказал: «Земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух» — названием птицы. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему.

4 остановка. Мы в гостях у бурятов. Бурятские женщины очень любят вышивать, и в вышивке они используют определённые узоры. Попробуйте, используя эти элементы за 5 минут нарисовать узор.

        прямоугольник

 

        ромб

        треугольник

        

        спираль

        зубцы

        зигзаг

5 остановка. Мы у татар. Закончите татарские пословицы:

Не замочив штаны, рыбы не …(поймаешь).

Кто боится огня, бежит от…(дыма).

Говорящий много - часто…(ошибается).

Кто любит рыбку, должен сидеть в…(воде).

Ленивому, что ни день, то…(праздник).

6 остановка. Мы у народов Кавказа.

НА КАВКАЗЕ

На Кавказе любят

Музыку и пляски.

На конях джигиты

Скачут без опаски.

На Кавказе любят

Делать украшенья.

Славятся чеканкой

Местные селенья.

На Кавказе любят

Пить кефир-айран.

Надевает бурку

В дальний путь чабан.

На Кавказе любят

Сладкий виноград.

Здесь хозяин гостю,

Как родному, рад.

Нас приглашают в дом. Посмотрите на эти дома и найдите дом, в котором живут на Кавказе. Кто живёт в других домах?

IV. Подведение итога урока.

Мы вернулись домой, В Москву.  Прочитаем вывод в учебнике на странице37.Дома познакомьтесь с русским народным костюмом и выполните задание в тетради. А теперь давайте вспомним, в гостях у каких народов мы были? Где вам больше всего понравилось?

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один - кумыс готовит,

Другой - готовит мёд.

Одним - милее осень,

Другим - милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.

Использованная литература.

  1. Боглар Л. Как люди живут. – Будапешт: «Корвина»,  1983.
  2. Егоров В.В, Шкоркина Л.Г. Коллекция человеческой мудрости. – М.:РОАВО,2003.
  3. Игры детей мира. -  Ярославль: «Академия развития»,1998.
  4. Народы России: энциклопедия. – М.: БРЭ,1994.
  5. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – М.: Просвещение,2002.
  6. Пляцковский М.С. Елка бегает по тундре. – М.: «Советская Россия»,1972.
  7. Праздники народов России. – М.: «РОСМЭН-ПРЕСС»,2002.
  8. Степанов В.А. Моя Родина – Россия. – М.: «Фламинго», 2004.
  9. Шесталов Ю.Н. Снежное утро. – Л.: Дет. лит.,1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"

Конспект урока по  окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"  Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации...

Конспект урока по окружающему миру . Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»

Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»Предмет: Окружающий мир  4 класс учебник Плешакова А.А.Класс:4Учитель: Коршунова Ю.Н.Цель деятельности учителя :Сформировать представления учащих...

Конспект урока по окружающему миру Тема урока: «Какой бывает транспорт?»

Урок обобщения и систематизации  знаний обучающихся о видах транспортных средств и их назначении;  значение транспорта в жизни человека;  история появления транспорта...

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Луг - природное сообщество" (4 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по теме: "Луг - природное сообщесто" по окружающему миру предназначен для учащихся 4-х классов (УМК "Школа России"). Тип урока - изучение нового материала.  В х...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика»»

Цель деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний обучающихся по разделу «Чему учит экономика?»Планируемые результаты:Предметные:-знать определения по разделу «Чему ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика»» (3 класс)

Цель деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний обучающихся по разделу «Чему учит экономика?»Планируемые результаты:Предметные:-знать определения по разделу «Чему у...