Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Луг - природное сообщество" (4 класс, УМК "Школа России").
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Григоренко Юлия Анатольевна

Конспект урока по теме: "Луг - природное сообщесто" по окружающему миру предназначен для учащихся 4-х классов (УМК "Школа России"). Тип урока - изучение нового материала.  В ходе урока используются: фронтальная, групповая индивидуальная формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lug.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Луг – природное сообщество».

Тип урока: урок изучение нового материала.

Цель: сформировать представления обучающихся о луге, как о природном сообществе.

Задачи

  • ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека;
  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • учить детей понимать красоту луга;
  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Методические приемы: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Формирование ключевых компетенций на уроке:

  • коммуникативная: распределение обязанностей в группах, оценивание работы товарищей и самооценка.
  • учебно-познавательная: умение пользоваться инструкционной картой.
  • информационная: умение использовать информацию из разных источников.

Оборудование: учебник, энциклопедия, плакат – схема «Луг», раздаточный материал.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания                            

- Повторим тему прошлого урока в виде графического диктанта:

(Запишите знак «+», если утверждение верное, знак «-», если неправильное).

Графический диктант.        

1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.

2. Средний ярус – это мхи и лишайники.              

3. Правильно ли составлена цепь питания:

          дуб        гусеница       птица        микробы.

4. На дереве обитают кроты и землеройки.

5. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

6. Жуки – короеды приносят вред лесному сообществу.

7. Бурый медведь – хищник.

8. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

9. Природное сообщество – это совокупность растений, животных, микроорганизмов, который приспособлены к жизни на одной территории.

10. Шампиньоны, лисички, мухоморы – это съедобные грибы.

-Поменяйтесь листочками и проведите проверку работы соседа. (На доске ответы)

Актуализация знаний                                        

Учитель:

- Послушайте внимательно стихотворение:

По ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!
Что же это за ковёр?

- О чем идёт речь в стихотворении? (Луг)                                                

(Открывается несколько картинок луга)

  1. Постановка задач урока

 - Отгадайте ребус и сформулируйте тему урока.  (Дети формулируют тему).

F:\data\articles\57\5742\574231\img1.gif

(Тема: «Луг-природное сообщество»)        

- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке? (Дети формулируют задачи).

 Задачи:

-выяснить особенности луга:

-что растёт на лугу;

-кто живёт на лугу?

-как человек использует луга                                              

- Ребята, кто из вас был на лугу? Ваши впечатления.

  1. Работа над новой темой

 - Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг?

Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И. Ожегов)

- А нас с вами интересует жизнь луга, как природного сообщества.

  • Класс поделим на три группы, получает карточку – задание.
  • Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела.

Раздаются карточки, дети делятся на 3 группы:

  • 1 группа работает по теме «Растения луга»
  • 2 группа работает по теме «Животные луга»
  • 3группа работает по теме «Человек и луг»

Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг?

Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И. Ожегов)

- А нас с вами интересует жизнь луга.

Карта №1

План работы 1 группы «Растения луга»

Выяснить:

  1. Какие растения растут на лугу?
  2. Что объединяет эти растения?

Карта №2

План работы 2 группы «Животные луга»

Выяснить:

  1. Какие животные живут на лугу?
  2. Богат ли луг разнообразием животных?

Карта №3

План работы 3 группы «Человек и луг»

Выяснить:

  1. Какие действия людей могут привести к гибели луга?
  2. Составьте правила друзей луга. (Правила могут быть в рисунках.)

Ребята работают в своих группах. Составляется отчет по предложенным карточкам.

Идет обсуждение в группах.

Работа по учебнику, просмотр видео урока.

  1. Физкультминутка 
  2. Продолжение изучения новой темы.

Отчет групп по работе.

Заслушиваются представители каждой группы. Остальные участники записывают основные сведения из отчета о луге в тетради. После выступления представителя каждого группы задаются вопросы, идет обсуждение, подводится итог работы группы.

-Какие особенности выявили у луга?

1. Группа

-Что растёт на лугу?

-Что объединяет все растения?

Вывод:

  • На лугу растут травы, большинство растений – цветы.
  • На лугу растут грибы.
  • Растут на открытой местности.
  • Любят свет и тепло.

2 Группа

-Кто живёт на лугу? 

Вывод:

Животный мир разнообразен.

На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся.

3 Группа 

Влияние человека на луг

Правила поведения на лугу.

Итог: Луг –это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой.

  1. Закрепление изученного

Используя иллюстрации на с. 172-173, запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся на лугу.  (Взаимопроверка в парах)

Травы       гусеницы       птицы

Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга

1) Отгадайте загадки.

От ветра голову склоню,
Но почему-то не звоню.
(
Колокольчик)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(
Одуванчик)

Стоит кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое?
 
(
Ромашка) 

Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(
Муха)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(
Бабочка)

Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед.
(
Пчела)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(
Кузнечик)

2) Заполните тест. (Тесты по природоведению 4 класс. Ракитина М.Г.)

  1. Какое утверждение верно?
    А) На лугу растут только травянистые растения.
    Б) На лугу живет множество крупных животных.
    В) Мелкие животные на лугу не живут.
  2. Укажите строчку, в которой указаны только животные луга?
    А) рябчик, глухарь, соболь, белка
    Б) кузнечик, трясогузка, шмель, полёвка
    В) кобылка, перепел, сова, лебедь
  3. Какие грибы растут на лугу?
    А) белый гриб, подосиновик, подберезовик
    Б) шампиньон, дождевик, опенок луговой
    В) лисичка, сыроежка, масленок
  4. Укажите строчку, в которой указаны только насекомые луга?
    А) пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи
    Б) комары, стрекозы, жуки-плавунцы, пауки
    В) майские жуки, короеды, гусеницы шелкопряды
  5. Укажите насекомых луга, которые являются насекомыми-санитарами?
    А) шмели, бабочки, кузнечики
    Б) кобылки, пчелы, жужелицы
    В) жуки-навозники, жуки-могильщики
  6. Какие растения луга заготавливают для корма животных?
    А) мятлик, тимофеевку, клевер
    Б) валерьяну, подорожник, осоку
    В) камыш, кувшинку белую, ягель
  7. Можно весной поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву?
    А) Нет, нельзя. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу
    Б) Можно. Освобождая луга от сухой прошлогодней травы, мы даем возможность лучше расти молодым росткам. Им теперь хватает солнца и тепла.
    В) Можно. Сгорая, сухая трава превращается в золу, которая является питанием для молодых растений. Насекомые от огня не страдают, так как они ещё прячутся в норках.
  8. Что произойдет с лугом, если не станет птиц, ящериц, жаб?
    А) С лугом ничего не произойдет, так как на росте растений присутствие птиц, ящериц и жаб не отражается
    Б) Растения на лугу только лучше будут расти, так как птицы, ящерицы и жабы выделяют много помета, который пагубно сказывается на росте растений. Если бы не жуки-навозники, луга перестали существовать.
    В) Если не станет птиц. Ящериц и жаб, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.
  9. Почему луг называют природным сообществом?
    А) Потому что на лугу друг с другом растут разнообразные растения
    Б) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа
    В) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой
  1. Рефлексия 

- Почему луг называется природным сообществом? Приведите примеры.

Выставление оценок.

Чтение стихотворения учителем:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «стой!»,
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно ромашки глядели…

  1. Домашнее задание (дифференцированное):

-Прочитать в Красной книге края о растениях и животных луга.

-Составить цепи питания, сложившиеся на лугу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые", 3 класс, УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые", презентация к уроку....

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Наши ближайшие соседи» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:- уметь находить и показывать на карте страны и и...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Что такое Бенилюкс?» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результатыПредметные:-...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «В центре Европы» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний первоначального представления учащихся о странах Центральной Европы (Германия, Австрия, Швейцария);Планируемые результатыПредметные:- знать страны, распо...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «На севере Европы» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые находятся на севере Европы.Планируемые результаты:Предметные:- уметь находить и показывать на карте страны и их столицы;- знать назва...

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Кто такие звери", 1 класс. УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о зверях как животных: строение тела, особенности вскармливания потомстваПланируемые результатыПредметные: Знать: признаки зверей: стро...

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК» (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные: Знать: понятия: «политическая партия», &laqu...