Конспект урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые", 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Негодова Галина Александровна

Конспект урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые", презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГКОУ «СОШ № 151»

Полезные ископаемые

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе

Негодова Галина Александровна, учитель начальных классов

Оленегорск-2, 2016


Тема: Полезные ископаемые

Тип: изучение нового материала

Цель урока: Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их добычей и свойствами.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающие:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательные:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности.
  • Воспитывать толерантность.

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о полезных ископаемых;
  • определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя;
  • иметь представление о том, при производстве каких товаров используются полезные ископаемые;
  • знать особенности добычи разных полезных ископаемых

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
  • извлекать информацию из дополнительной литературы;
  • выделять существенные признаки предметов, характеризовать объекты неживой природы;
  • переводить текстовую информацию в таблицу;
  • оценивать достижения на уроке

Личностные:

  • определять личностный смысл учения;
  • проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир

Межпредметные связи: технология, литературное чтение.

Ресурсы урока: учебник, часть 2; рабочая тетрадь, часть 2; Атлас- определитель «От земли до неба»; образцы полезных ископаемых; интерактивная доска; презентация «Полезные ископаемые»; видео «Физкультминутка».

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята! Встали, подравнялись. Начнем наш урок с физкультминутки (видео  «Физкультминутка») .
  • Молодцы! А теперь настроились на работу, мы начинаем наш урок. Садитесь.
  • Дети выполняют упражнения.

Проверка домашнего задания

  • На листочках, в правом верхнем углу, подписали свою фамилию. Поставили цифры от 1 до 10. Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если не согласны - «-».  
  1. Главная задача экономики - это удовлетворять разнообразные потребности людей (+)
  2. Только природные богатства являются основой экономики (-)
  3. Движение воздуха используется для выработки электроэнергии (+)
  4. Без воды невозможна экономика (+)
  5. Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля – это отрасли экономики (+)
  6. Полезные ископаемые используются только в промышленности (-)
  7. Производство продуктов питания невозможно без земли (+)
  8. В экономики нужен только физический труд людей (-)
  9. Все полезные ископаемые неисчерпаемы (-)
  10. Успех труда людей зависит от их образования и здоровья (+)
  • Передаем листочки, какой ряд сделает это тише и быстрее.

  • Слушают утверждения и ставят знаки «+» и «-».

Мотивация познавательной деятельности

  • Посмотрите на доску. Что общего у этих предметов?  (слайд 2)
  • К какой отрасли экономики это относится?

  • А что еще их объединяет?

Это всё изготовлено из различных материалов, а из каких мы узнаем в ходе нашего сегодняшнего урока. Говорить мы будем об одной из составляющих природных богатств - о полезных ископаемых.

  • Определяют обобщающее слово – товары.
  • Вспоминают отрасли экономики, определяют отрасль – Торговля.
  • Высказывают свои мнения, участвуют в определении темы урока.

Актуализация необходимых знаний

  • Что такое полезные ископаемые? Как вы понимаете?  (слайд 3)

Что значит слово – полезные?

      Что значит слово – ископаемые?

  • Природные богатства (ресурсы) бывают неисчерпаемые, восполнимые и невосполнимые.

К неисчерпаемым ресурсам относятся солнечная энергия, энергия ветра, приливной волны. Именно эти ресурсы наиболее перспективны в наше время. Приливные электростанции действуют во многих странах. В Нидерландах, издревле славившихся ветряными мельницами, теперь работают ветряные электростанции, а солнечные батареи можно увидеть и на космической станции, и на крыше какого-нибудь небольшого дома, хозяева которого решили пользоваться экологически чистой энергией. Пока солнце или ветер называются нетрадиционными источниками энергии. Но, мы верим, очень скоро они станут самыми традиционными. Ведь что может быть обычнее солнца?

К восполнимым ресурсам относятся леса, вода, почва. На месте вырубленного леса можно посадить молодые деревца. Отдохнувшее от посевов, как говорят агрономы, постоявшее под паром поле снова может стать плодородным. Очищенная вода возвращается в круговорот природы. Но чтобы восполнить эти ресурсы, необходимы труд и знания человека. Люди обязаны быть заботливыми хозяевами планеты.

Невосполнимые ресурсы - это полезные ископаемые, которые образовались в толще земной коры много тысячелетий назад. Запасы нефти, газа, руд в недрах Земли ограниченны, хотя и кажутся неисчерпаемыми. Невосполнимые ресурсы не могут образоваться снова.

  • Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».  

Сегодня мы узнаем о свойствах, способах добычи и применении полезных ископаемых.

  • Определяют значение слов, формулируют определение «Полезные ископаемые».

  • актуализируют имеющиеся знания, определяют учебную задачу урока.

Организация познавательной деятельности

  • Работать вы будете в парах.  Что же нам понадобится? Открой те ваши учебники на стр. 47, рабочие тетради на стр. 28 для – записи вашей исследовательской работы. На каждой парте лежит Атлас - определитель «От земли до неба», и подписанный образец полезного ископаемого  (по 1 образцу на парте). Также вам нужен план исследования полезного ископаемого. Обратите внимание на доску (слайд 4).
  • Вам необходимо исследовать ваш образец по плану и записать результат вашего исследования в таблицу рабочей тетради на стр. 28. Приступайте.
  • Послушаем результаты ваших исследований. Начинать своё сообщение будете со слов: “Мы исследовали….”
  • Группе исследовавшей Графит задать вопрос: «Как вы думаете, линию какой длины можно начертить 1 простым карандашом?»

Видео «Интересные факты. Карандаш»

  • Я вам расскажу еще о  таких полезных ископаемых как  нефть, газ, каменный уголь.

Нефть

Использование:

Сырую нефть практически не применяют. Ее подвергают очистке и переработке.Бывает первичная и вторичная переработка нефти.

  • сжиженный газ;
  • бензины (автомобильный и авиационный),
  • реактивное топливо,
  • керосин,
  • дизельное топливо (солярка),
  • мазут.

Первые пять видов нефтепродуктов являются топливом. А мазут перерабатывают для получения:

  • парафина,
  • битума,
  • жидкого котельного топлива,
  • масел.

При смешивании битума с минеральными веществами получается асфальт (асфальтобетон), используемый в качестве дорожного покрытия. Жидкое котельное топливо используют для обогрева домов.

Из нефти выпускают широкий ассортимент смазочных материалов:

  • смазочное масло;
  • электроизоляционное масло;
  • гидравлическое масло;
  • пластичную смазку;
  • смазочно-охлаждающую жидкость;
  • вазелин.

Масла, получаемые из нефти, идут на приготовление мазей и кремов.

Вторичная переработка нефти дает сырье, из которого получают:

  • синтетические каучуки и резины;
  • синтетические ткани;
  • пластмассы;
  • полимерные пленки (полиэтилен, полипропилен);
  • моющие средства;
  • растворители, краски и лаки;
  • красители;
  • удобрения;
  • ядохимикаты;
  • воск;  и многое другое.

2-е место после топлива занимает производство пластмассы. У металлов история древняя, они были известны людям много тысячелетий назад. А вот синтетические материалы стали производить всего лишь около 60 лет назад. За такое короткое время они прочно вошли в нашу жизнь и во многом превосходят давно известные натуральные материалы - каучук, резину, силикон, химические волокна.

Мы даже не задумываемся, сколько вокруг нас изделий из пластмассы. Ручки и фломастеры, коробки телевизоров, магнитофонов и радиоприемников, игрушки, посуда, мебель и многое другое - все это пластмасса.

Почти все пластмассы - это соединения, которые получают из сырой нефти. Полиэтилен используется для изготовления упаковок, ведер, сумок; полиэстер - для выработки тканей и стекловолокна;  перспекс (особый тип акрилового спирта) - для изготовления контактных линз, стекол иллюминаторов, ремней безопасности; полистирол - для производства одноразовых емкостей, посуды; эпоксидная смола идет на изготовление прочного клея; акрилы - на производство красителей и некоторых видов одежды; полихлорвинил нужен для производства труб, шлангов, покрытий для автомобилей.

В 1938 году в США был впервые получен нейлон, из которого делают шарики для подшипников, одежду, рыболовные сети и струны теннисных ракеток и т. д. Поскольку в его создании принимали участие ученые из Нью-Йорка и Лондона, его название было составлено из первых букв этих городов Nylon.

Большинство искусственных материалов, в том числе и пластмассы, не разлагаются и загрязняют окружающую среду. Поэтому в последнее время ученые активно работают над созданием экологически чистых пластмасс, которые производятся не напрямую из сырой нефти, и хотя на сегодняшний день являются очень дорогостоящими, зато не вызывают загрязнения окружающей среды.

Нефть дает тепло и свет – 
Ей замены просто нет. 
Делают из нефти много: 
И асфальтные дороги, 
И костюмы, и рубашки, 
Удивительные чашки! 
Вспомните, как тепловоз 
Вас когда-то к морю вез… 
В его топках нефть горела, 
А без нефти что за дело?

Пластмасса, масло и мазут

Нефть – черным золотом зовут.

Природный газ

Использование:

В настоящее время природный газ широко используется в топливно-энергетической и химической промышленности.

Природный газ широко применяется в качестве дешевого горючего в жилых частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи. Его используют как топливо для машин, котельных, ТЭЦ. Это один из лучших видов топлива для бытовых и промышленных нужд. Ценность природного газа как горючего состоит еще и в том, что это экологически чистое минеральное топливо. При его сгорании образуется гораздо меньше вредных веществ по сравнению с другими видами топлива. Поэтому природный газ является одним из главных источников энергии в человеческой деятельности.

В химической промышленности природный газ используется как сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс, каучука, спирта, органических кислот. Именно использование природного газа помогло синтезировать многие химические вещества, не существующие в природе, например, полиэтилен.

Сначала люди не догадывались о полезных свойствах газа. При добыче нефти он зачастую является попутным газом. Такой попутный газ раньше просто сжигали прямо на месте добычи. В те времена перевозить и продавать природный газ было невыгодно, но со временем были разработаны эффективные методы транспортировки природного газа до потребителя, главный из которых - трубопроводный. При этом способе газ из скважин, предварительно очищенный, поступает в трубы под огромным давлением - 75 атмосфер. Кроме этого используется способ транспортировки сжиженного газа в специальных танкерах - газовозах. Сжиженный газ более безопасен при перевозке и хранении, чем сжатый.

А знаете ли вы, что...

Чистый природный газ не имеет цвета и запаха. Чтобы можно было определить утечку бытового газа по запаху, в него добавляют небольшое количество веществ, имеющих сильный неприятный запах.

Каменный уголь

Солнышко подземное

Когда поднимается солнце над нами,

Смеется подсолнух в широкой панаме,

Светлеет река от задорной улыбки,

Кузнечик играет на тоненькой скрипке,

Проворная ласточка песню щебечет,

Дубы расправляют могучие плечи,

Цветы, как глаза, раскрывают бутоны,

В ладоши зеленые хлопают клены.

И лаской, и красками солнце богато.

Но есть еще солнце другое, ребята.

Оно необычное, черного цвета,

Оно под землею зимою и летом.

И твердо на ощупь, похоже на камень.

И холодно – можно потрогать руками.

Но столько тепла в нем – скажу по секрету, -

Что хватит согреть им всю нашу планету.

От света его города молодеют,

Лишь смелые люди тем солнцем владеют.

Их лица светлы, и открыты их взоры,

Добытчики этого солнца – шахтеры.

  • Что бы вы сказали о человеке, если бы он сказал вам: «Меня согрели солнечные лучи, падавшие на Землю 250 млн. лет назад?»
  • А человек был бы совершенно прав! Энергию солнечных лучей собрали в себе гигантские растения тех лет, и из их остатков образовался каменный уголь. Без угля не смогут работать многие заводы, фабрики, в поездах вагоны отапливались тоже углём.
  • В стихотворении говорилось об одной профессии, кто добывает каменный уголь? Шахтёры добывают не только уголь, но и другие полезные ископаемые (руды).

Знаете ли вы, кто ищет месторождения полезных ископаемых? Ищут месторождения полезных ископаемых – геологи

  • Откройте ваши учебники на стр. 48 и прочитайте о том, как добывают полезные ископаемые. Полезные ископаемые добывают в карьерах, шахтах, и на специальных платформах (газовых или нефтяных). (слайд 5 -9)

А знаете ли вы, что...

Карьер глубиной до 450 метров – это  15!!! десятиэтажных домов

  • Работают в парах.  Изучают свойства полезных ископаемых, высказывают предположения о возможностях их применения в экономике. Заполняют  таблицу в рабочей тетради.

  • Сообщения детей о полезных ископаемых (свойства, применение).
  • Ответы детей

  • Ответы детей.

  • Ответы детей. (Шахтёры- добывают, геологи- ищут месторождения)

  • Читают текст в учебнике о добыче полезных ископаемых.

Подведение итогов.

  • Так что же объединяет все предметы, которые мы видели в начале урока?

(слайд 10)

  • Совершенно верно! Какое полезное ископаемое понадобится для изготовления скрепки и точилки? Карандаша? Мела? Фломастера, ластика и резиновой лодки? Ювелирного изделия?

(слайд 11)

  • Для чего человек добывает полезные ископаемые?
  • Назовите новые для вас полезные ископаемые?
  • Какую роль полезные ископаемые играют в экономике?
  • Какую роль играют полезные ископаемые в вашей жизни?
  • Ответы детей. (Все предметы изготовлены с применением полезных ископаемых)

  • Ответы детей.

  • Ответы детей. Включают новое знание в систему знаний. Определяют личностный смысл изучения темы.

Домашнее задание

  • Мы с вами ходили в музей и обратили внимание на полезные ископаемые, которые добываю в Мурманской области. Подготовьте дома сообщение  о полезных ископаемых стр. 31 раб тетради, № 7-8 и помогите найти клад Серёже, это задание № 6.
  • Спасибо за работу на уроке!

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полезные ископаемые Окружающий мир 3 класс

Слайд 2

Что общего?

Слайд 3

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ - НЕОБХОДИМЫЕ НУЖНЫЕ ДОСТАВАТЬ ИЗВЛЕКАТЬ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ э то природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности.

Слайд 4

План: Название. Свойства: а) цвет; б) твердое или жидкое в) прозрачное или непрозрачное г) плотное или рыхлое Способы добычи. Значение и применение.

Слайд 5

Интересные факты

Слайд 6

Карьер

Слайд 7

Карьер

Слайд 8

Шахта

Слайд 9

Шахта

Слайд 10

Буровая установка

Слайд 11

Что общего?

Слайд 12

Что общего? - Железная руда - Графит - Мел - Нефть (пластмасса, резина- продукты нефтепереработки) Драгоценные и поделочные камни

Слайд 13

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...

Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова

Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...

Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России

Цель данного урока : познакомить учащихся с понятием "семейный бюджет", "экономика семьи"; развивать у учащихся  представление о структуре семейного бизнеса; воспитывать организованность, бережли...

Проверочная работа по окружающему миру "Организм человека" ( 3 класс, "Школа России")

Задания данной проверочной работы помогут учителю проверить знания учащихся по темам раздела "Организм человека" ....

Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения ...

Урок окружающего мира "Правила вежливости" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: Правила вежливостиЦели урока:- объяснить целесообразность и обоснованность принятых в общежитии правил; развивать умения анализировать свои по­ступки, обобща...

Рабочие программы по русскому языку, по литературному чтению, по окружающему миру, по технологии 3 класс "Школа России"

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского яз...