Конспект урока "Арктика"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Полякова Виктория Валерьевна

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Арктика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

4 класс

Тема:

Зона арктических

пустынь

Тема: Зона арктических пустынь (Арктика).

Цель: познакомить с зоной арктических пустынь.

Задачи:

  1. Сформулировать представление о природной зоне арктических пустынь;
  2. Развивать навыки исследовательской работы (умение пользоваться справочниками, энциклопедиями, интернетом и т. д.) ;
  3. Развивать монологическую речь

Оборудование: слайды с изображением животных, материалы для чтения.

  1. Организационный момент:
  1. Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Тут затеи, и кроссворды,

Игры, шутки, всё для вас!  

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час.

  1. Проверка домашнего задания: текст № 11.

  1. Блиц-опрос у карты:
  1. Самое большое озеро России? (Каспийское);
  2. Река, впадающая в Каспийское море-озеро? (Волга);
  3. Река, соединяющая Байкал с Северно-Ледовитым океаном? (Енисей);
  4. Самая длинная река России? (Обь);
  5. Моря Атлантического океана? (Балтийское, Чёрное);
  6. Какие озёра в народе называют «Онего-батюшко», «Ладога-матушка»? (Ладожское, Онежское);
  7. В список Всемирного наследия внесено …? (озеро Байкал).

  1. Дидактическая игра «Моря–океаны»:

Балтийское море                                               Северный Ледовитый океан

Море Лаптевых

Чукотское море

Берингово море                                                 Тихий океан

Карское море

Баренцево море

Восточно-Сибирское море                                 Атлантический океан

Чёрное море

Охотское море

  1. Физкультминутка (Звучит песня: «Про медведей»).

  1. Сообщение темы и цели урока.

Мы отправляемся с Вами туда, где царство холода, снега и льда.

Отправимся в путешествие с севера на юг по природным зонам России. Наш путь сегодня лежит в Арктику или в зону арктических пустынь.

Члены нашей экспедиции знакомьтесь: географы, ботаники и зоологи (таблички на столах).

  1. Какую одежду выберем для членов экспедиции? (меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо, тёмные очки).

  1. Выступление членов экспедиции:

Экспедиции географов предстоит выяснить: «Почему здесь такие суровые условия?»

Географы, вам слово.

  1. Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. Здесь очень суровые условия. Почему? А потому, что солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет.
  2. Зимой в Арктике полярная ночь. Она длится 179 суток. Темноту освещают луна, звезды и северное сияние. Очевидцы рассказывают, что оно похоже на причудливый занавес, который колышется в тёмном небе. Занавес разделён на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 0С. Летом – полярный день. Длится он 186 дней в году. Тепла нет. Температура чуть выше 0 0С (+3, +4 0С). Поэтому льды не успевают таять, осадки выпадают в виде снега.

Вывод: Таким образом, Арктика – это Северный Ледовитый океан, моря, острова. Здесь очень суровый климат, так как солнечные лучи только скользят по поверхности земли, не согревая её.

Какие растения встречаются в этой зоне? Слово ботаникам

  1. В таких суровых условиях выживают самые стойкие и неприхотливые растения. Прямо на камнях растут лишайники, похожие на серую накипь, и мхи. Растут полярные маки и полярные ивы. Их можно спутать с травой, ведь высота не более 7 см. В воде живут планктонные водоросли. На поверхности снега и льда растут снежные водоросли. В летнее время они размножаются в таком количестве, что как будто цветут целые острова снега и льда, так как водоросли окрашивают их в красные, розовые, зелёные и бурые цвета.

Вывод: Таким образом, даже в таких суровых условиях (лето очень короткое) растут лишайники, мхи, водоросли, полярные маки и ивы. Они приспособились расти на камнях, в ледяной воде и даже на снегу и льду.

Какие животные населяют Арктическую пустыню? Слово зоологам.

  1. Морскими водорослями питаются рачки, а рачками – рыбы. В ледяной воде  много разнообразной рыбы: арктическая треска, сайка и арктический голец. Рыба – основная пища для животных и птиц.
  2. Летом в арктической зоне очень много птиц. На согретых солнцем скалистых берегах Северного Ледовитого океана появляется огромное количество морских птиц: полярные чайки, гагары, кайры, поморники, тупики. Они прилетают сюда высиживать птенцов. Птицы устраивают свои гнёзда на разных «этажах» береговых скал. Такие большие гнездовья называются «птичьими базарами». С приходом зимы птицы улетают зимовать в более южные районы. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги. У них очень мягкий, тёплый пух.

Таким образом, некоторые птицы круглый год в Арктике (их защищает густой перьевой покров), а некоторые только летом навещают эти места, когда лёд тает, появляются растения, рыба – основной источник питания.

  1. Все животные Арктики – отличные пловцы. Тюлени и моржи. У них толстый подкожный жир, поэтому им не холодно. Тюлени – основная добыча белых медведей. Белёк – детёныш тюленя. А на моржа редко кто осмелится напасть. У него два длинных клыка, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Он может съесть 3 тысячи моллюсков в день.
  2. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Часами он может лежать возле лунки на льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Кто это? Это белый медведь – самое крупное и сильное животное Арктики, на него никто здесь не нападает. У него густой тёплый мех, толстый подкожный жир, широкие лапы для передвижения по льду. Хороший нюх. Очень быстро бегает, плавает и ныряет. Весит 500 килограмм. Человека может убить одним ударом лапы. Летом питается травой, лишайниками.  Зимой за медведями следуют его «верные спутники» – песцы. Они доедают остатки добычи белого медведя. В Арктике обитает гренландский кит.

Вывод: Итак, все хорошо поработали. Можно ли назвать ледяную зону пустынной? Нет здесь совсем не пусто. Живут разные звери, растут растения.

  1.  Физкультминутка: Топай, Мишка, хлопай, Мишка,

                                  Приседай со мной, братишка,

                                  Руки вверх, вперёд и вниз.

                                  Улыбайся и садись.

О ком мы ещё не говорили? Ничего не хотите у меня спросить? А человек тут живёт?

 

  1. Коренным жителем Арктики человек не является, но Арктика всегда привлекала людей своей загадочностью.
  1. Самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий океан пролегает через Северный Ледовитый океан. Это Северный морской путь. Впереди мощный ледокол прокладывает путь, а за ним целая вереница судов, груженная товарами стройматериалами и т. д.
  2. Здесь работают научные станции. Учёные изучают природу, погоду. Собранные сведения помогают ледоколам прокладывать путь, а метеорологам делать прогнозы погоды.
  3. Люди в морях Северного Ледовитого океана занимаются охотой, рыболовством.
  4.  
  1. Экологические проблемы Арктики.

Но там где люди появляются – появляются и экологические проблемы.

Какие? (Вот эти экологические знаки помогут рассказать о них).

  1. Воды Северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Гибнет планктон – основная пища для рыб.
  2. Неумеренная охота привела к тому, что стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит. Они занесены в Красную книгу России. Под охрану взяты «птичьи базары», ограничена ловля рыбы.
  3. Создан заповедник на острове Врангеля. Его называют «родильным домом» для белых медведей. Сюда с наступлением полярной ночи спешат самки белых медведей, устраивают себе берлогу, где в начале декабря выводят потомство (2 медвежат), реже одного или троих медвежат. Мать кормит, согревает их, с наступлением тёплых дней разрывает снег и выводит их из берлоги. До двух лет.

Здесь есть овцебыки. Больше нигде их не встретить. Странные животные: туловище – быка, морда – овечья, рога, густая шерсть.

Это единственное место – где гнездятся белые гуси. Их здесь сотни тысяч. Негде ступить! Они строят гнёзда, высиживают яйца, на людей не обращают никакого внимания.

 

  1. Обобщение знаний.

Рассмотрим таблицу «Арктика – царство снега и льда» (зона ледяных пустынь, ледяная зона).

  • Географическое положение;
  • Освещённость;
  • Растительный и животный мир (придумай цепи питания)
  • Деятельность человека.

  1. Домашнее задание (стр. 78 – 86, тест № 12). Разгадать кроссворд, загадку. Продумать исследовательскую работу про тундру.

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса.

Ой, горит – пылает пламя,

Над сверкающими льдами.

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костёр небесный?

Никого за тучей нет,

Это с неба льётся свет.                     (Северное сияние)

  1. Подведение итогов урока.

Сложите цепи питания, которые можно наблюдать в Арктике:

водоросли         рачки         рыбы        птицы;

водоросли         рачки         рыбы        тюлени;

рыбы        тюлени        белые медведи;

водоросли         рачки         рыбы        белые медведи;

Найдите верную цепь питания:

водоросли         рачки         рыбы          гагарки        белые медведи;

водоросли         рачки         сайки (рыбы)        тюлени

Молодцы! Всё хорошо поработали! Оценки объявлю после проверки кроссвордов и тестов.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...