Откуда берутся снег и лёд?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Морозова Светлана Николаевна

Урок окружающего мира в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Урок ознакомления с окружающим миром. 1 класс.

  Тема: «Откуда берутся снег и лёд?»

  Цели:

  1) познакомить со свойствами снега и льда;

  2) развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

  3) формировать адекватную  самооценку, умение слушать товарищей, радоваться успехам;

  4) учить применять полученные знания в новых условиях;

  5) формировать экологическую культуру учащихся.

  Тип: изучение нового материала на основе формирования практических умений.

  Оборудование:

 1) учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»,  I-й класс;  рабочая тетрадь А. А. Плешакова к учебнику I-го класса «Мир вокруг нас»;

  2) карточки со словами: снег, белый, непрозрачный, рыхлый, тает, лёд, бесцветный, прозрачный, хрупкий; рисунки-опоры.

  3) стаканчики со снегом и льдом, молоток;

  4) снежинки из бумаги;

  5) рисунки: Муравьишка – Вопросик, Снеговик с конвертом загадок, Ветер– Ветродуй.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Вступительная беседа.

 - Сегодня у нас на уроке гость (на доске прикрепляется рисунок Муравьишки – Вопросика).

По просьбе Муравьишки – Вопросика я расскажу удивительную историю, которая случилась с ним на зимних каникулах,

Когда наступили каникулы, Муравьишка – Вопросик, как обычно, задавал разные вопросы своим друзьям и знакомым. (Вывешивается «Цветок» вопросов; вопросы повторяются .)

3. Работа с новым материалом.

 - С наступлением зимы у Муравьишки появились новые вопросы. Сначала он обращался к Мудрой Черепахе, но она немного простудилась и крепко спала под корягой, зарывшись в сухие листья. Он побежал со своими вопросами к друзьям. Те тоже не смогли помочь: им было некогда, ведь даже зимой трудовая жизнь в муравейнике не затихает.

Тогда Муравьишка – Вопросик оделся потеплее и потихоньку выбрался из муравейника. Осмотревшись по сторонам, он увидел, как изменилось всё вокруг с осени, и у него возник новый вопрос.

Подняв голову Муравьишка – Вопросик увидел что-то большое, не понятное. Оно смотрело на него не моргая глазками, и улыбалось.

 «Извините, как вас зовут?»

 «Отгадай загадку и узнаешь»

Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа – морковка,

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодный, большой – кто я такой?

                                                 (Снеговик)

- Кого встретил Муравьишка?

(На доску вывешивается изображение снеговика.)

- Снеговик тоже пришёл на урок и принёс загадки. Ответив на них, мы узнаем, что хотел спросить Муравьишка у Снеговика.

(Раскрывается конверт с загадками Снеговика.)

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось. (Снег)

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша – толстое стекло. ( Лёд)

(Вывешиваются карточки «снег», «лёд»; ученики читают слова вслух)

 «Скажите, пожалуйста, откуда берутся снег и лёд» - спросил Муравьишка – Вопросик.

Снеговик подумал и сказал: « Я знаю, кто  поможет тебе ответить на это вопрос».

«Кто же, скажи скорей»,- не терпелось узнать Муравьишке.

 «У меня есть друг Ветер – Ветродуй. Он тебе всё расскажет и подскажет, но ты должен быть смелым и внимательным».

-И вы, ребята, тоже будьте внимательны и, если будет нужна ваша помощь Муравьишке – Вопросику, поддержите его.

Снеговик свистнул потихоньку – подул слабый ветерок. Свистнул посильнее – поднялся сильный ветер, и началась пурга. Ветер подхватил Муравьишку и понёс его куда – то… Муравьишка – Вопросик сначало испугался, но, когда немного огляделся увидел, что он лежит на белой снежной перине.

Наблюдение.

- Какой снег? Рассмотрите снег в стаканчике. Какого он цвета?    

(На доску вывешивается карточка «белый».)

- Муравьишка-Вопросик посмотрел вниз и ничего не увидел. О каком свойстве снега это говорит? Посмотрите сквозь стакан со снегом.

(Вывешивается карточка «непрозрачный»).

 Муравьишка-Вопросик почувствовал себя увереннее и стал прыгать по снегу. Он кувыркался через голову, зарывался в снег с головой, так разошелся, что поднялась снежная пыль.

- О каком свойстве снега идет речь?

Проверьте, потыкав карандашом в снег.

(Вывешивается карточка «рыхлый».)

    Физкультминутка.

-Отдохнем вместе с Муравьишкой-Вопросиком. (Учащиеся произносят слова каждой строчки и выполняют движения.)

        Солнце небо греет слабо

                                 (Руки вверх, вниз.)

       По ночам трещит мороз,

                     (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

        Во дворе у Снежной бабы

              (Руки на пояс, повороты туловища в стороны.)

       Побелел морковный нос.

             (Дети дотрагиваются до носа.)

       В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда

                                    (Прыжки на месте.)

      Вьюга злится, снег кружится,

                                   (Дети кружатся.)

      Заметает все кругом белоснежным серебром.

                                 (Дети имитируют процесс движением рук.)

   Вдруг раздался голос: «Эй, ты, шалунишка! Успокойся, а то все бока мне растрясешь!»

   - Кто это? (На доску вывешивается изображение Ветра-Ветродуя.)     

   «Зовут меня Ветер-Ветродуй. Я за тобой давно наблюдаю. И мне нравится твоя любознательность. Еще летом я слушал, как ты с утра до вечера спрашивал всех обо всем на свете. А осенью, по совету друзей, ты пошел учиться в первый класс. Я даже знаю, что тебя интересует на этот раз. Откуда берутся снег и лед? Верно?»

   «Да!» - сказал Муравьишка-Вопросик, открыв от удивления и нетерпения рот.

   «На этот вопрос я тебе отвечу, но сначала – загадка».

      С неба звезды падают, лягут на поля.

      Пусть под ними скроется черная земля.

      Много-много звездочек – тонких, как стекло.

      Звездочки холодные, а земле тепло.

                                                  (Снежинки)

(Ученики отгадывают.)

   «Снежинки, - продолжал Ветер-Ветродуй, - образуются высоко над землей в облаках, где как раз ты и находишься. Когда их скапливается очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю».

   «А как же снежинки попадают в облака?» - спросил Муравьишка.

    «Ты, наверное, знаешь, что облака – это скопление капелек воды на небе. В теплое время года они выпадают на землю в виде дождя. Когда наступает зима, приходит Мороз-Морозила, замораживает капельки водыи превращает в снежинки. Он – настоящий художник. Говорят, что нет ни одной похожей на другие снежинки».

   Практическая работа.

   Рассматривание снежинок из бумаги. Счет лучей.

   Работа в тетради.

   Рисование снежинок в рабочей тетради (с.20).

     «Вот все, что я могу тебе рассказать. Если хочешь узнать больше про снег и снежинки, учись хорошо в школе, прочитай много книг, и ты узнаешь много интересного».

   «А про лед расскажи мне!» - воскликнул Муравьишка.

   «Извини, мне надо лететь, а то над городом собрались тучи, надо их разогнать. А про лед тебе расскажет Мороз-Морозила».

   «Где же мне его найти?»

   Но Ветра-Ветродуя уже не было рядом.

   «Что же мне делать, как найти Мороза-Морозилу?»

    Физкультминутка.

   - Муравьишка-Вопросик вспомнил шуточную игру, в которую он играл летом с Зайцем. Поиграем тоже.

      По дорожке, по дорожке скачем мы

                                                   на правой ножке.

                                           ( Прыжки на правой ноге.)

      И по этой же дорожке скачем мы

                                                    на левой ножке.

                                           ( Прыжки на левой ноге.)

      По тропинке побежали, до лужайки

                                                     добежали.

                                            (Бег на месте.)

      На лужайке, на лужайке мы попрыгаем,

                                                      как зайки.

                                            (Прыжки на обеих ногах.)

      Стоп. Немного отдохнём и домой

                                                     пешком пойдём.

                                                        (Ходьба на месте.)

      - После физкультминутки минутки у Муравьишки одежда и валенки покрылись мелкими капельками воды. Почему?

      Наблюдение.

      - Посмотрите, что происходит со снегом в ваших стаканчиках. Почему?

      (Вывешивается карточка «тает»)

 - Немного согревшись, Муравьишка увидел, что перед ним стоит Мороз – Морозила. Он был похож на Деда  Мороза, который приходил к ним в муравейник на новогодний праздник.

      «Я приглашаю тебя к себе в гости»,- сказал Мороз – Морозила.

      Муравьишка не раздумывая согласился. Дворец  Мороза был виден издалека. Он сверкал на солнце всеми цветами радуги.

      - Из чего сделан дворец Мороза – Морозилы?

      Наблюдение.

      - Рассмотрите лёд в стаканчике. Какого он цвета?

      (Вывешивается карточка «бесцветный».)

      - Но больше всего удивило Муравьишку, что с улицы он увидел всё, что внутри дома. Значит стены... (прозрачные).

      Наблюдение.

      - Приставьте цветной карандаш к стаканчику со льдом. О каком свойстве льда идёт речь?

      (Вывешивается карточка «прозрачный».)

 - Войдя внутрь, Муравьишка – Вопросик увидел, что все предметы дома тоже сделаны из льда: и мебель, и посуда, и даже часы на стене.

      «Да-а-а !- протянул восторженно и удивлённо Муравьишка – Откуда столько много льда?»

   «Ты забываешь, что я – Мороз, могу заморозить любое количество воды и придать льду любую форму».

   «Ага, - подумал Муравьишка. – Значит, лед тоже получается из воды. Вот бы мне научиться».

   - Как в домашних условиях получить лед?

   Муравьишка-Вопросик взял в лапки маленькую ледяную ложечку и стал ее разглядывать. Ледяная ложечка выскользнула из рук, упала на пол и … разбилась.

   Наблюдение.

- Какое свойство льда позволяет льду разбиться? Проверим. (Учитель бьет молотком по куску льда. Вывешивается карточка «хрупкий».)

   Мороз-Морозила успокоил Муравьишку-Вопросика, сказав. Что у него еще много воды. Хотя дворец был ледяной, Муравьишка совсем не замерз. Он еще немного походил по комнатам, посмотрел на предметы изо льда. Поблагодарив хозяина за гостеприимство и получив в подарок ледяной стаканчик, Муравьишка-Вопросик засобирался домой. Мороз-Морозила взмахнул рукой, и к крыльцу подкатили ледяные сани, запряженные живыми оленями. По дороге домой, сидя в санях, Муравьишка представлял, как он зимними вечерами будет сидеть у себя на кухне и пить горячий ароматный чай, настоянный на травах, из этого красивого стаканчика и вспоминать о своем приключении. Он уже задремал, как вдруг встрепенулся и подумал : «Ведь чай горячий!»

  Наблюдение.

 - Чего испугался Муравьишка-Вопросик? Понаблюдаем это свойство льда в своих стаканчиках.

(Вывешивается карточка «тает».)

 «Нет, лучше я буду пить из кружечки, которую мне подарила Мудрая Черепаха. Она ведь сделана из березовой  коры – бересты. А подарок Мороза-Морозилы я поставлю в морозилку на память.

  4. Закрепление изученного материала.

- Мечтал Муравьишка-Вопаросик и не заметил, как уснул. Во сне он прыгал с ветром-Ветродуем на снежных белых, рыхлых непрозрачных облаках, то подводил хрупкие, прозрачные, бесцветные стрелки на ледяных часах у Мороза.

   Проснулся Муравьишка от шума; сев на кровати, обнаружил, что он в своей комнатке, в своем родном муравейнике. И никак не мог понять: то, что с ним произошло, - сон или явь? Соскочив с кровати, он помчался к холодильнику. Открыв морозилку, Муравьишка увидел там… ледяной стаканчик и облегченно вздохнул.

   Одевшись, он вышел на улицу и, посоветовавшись со Снеговиком, решил прийти к нам в класс и рассказать эту поучительную историю. За это мы ему все вместе скажем «Спасибо!»

  Работа в тетради.

   А в конце урока представим, что мы во дворе построили крепость из снега (с.20 рабочей тетради). Нарисуем снежную крепость.

   Работа по учебнику.

   Муравьишке-Вопросику захотелось еще с кем-нибудь подружиться из снежной ледяной сказки.

- Нарисуйте сказочную девочку-снежинку, подружку для Муравьишки (с.49 учебника).

5. Итог урока.

- Что такое снег и лед?

- Назовите основные свойства снега и льда.

       

                                             

 

       

                               

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда берутся снег и лёд

Урок-исследование рассчитан на учеников 1 класса. Дети приобретают первоначальные навыки исследовательской деятельности, учатся видеть проблему, находить пути её решения, делать элементарные выводы....

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

Урок окр.мира "Откуда берутся снег и лед?"

Урок окружающего мира в 1 классе...

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?"

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?" в 1 - м классе. Главной целью данного урока является создание содержательных и организационных условий для самостоятельн...

Откуда берутся снег и лед.

-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;-развивать творческие способности учащихся....

Откуда берутся снег и лед?

Перечень подаваемых материалов: конспект урока. Занятие на формирование познавательного интереса обучающихся, их учебной мотивации. Занятие соответствует развивающей технологии обучения...

"Откуда берутся снег и лед?

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе...