Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

(УМК «Перспективная начальная школа» Программа по окружающему миру  О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_1_kl.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 ДЛЯ 1 КЛАССА

(УМК «Перспективная начальная школа»

Программа по окружающему миру

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов)

Разработана участниками методической школы на базе МОУ СОШ № 7 г. Слободского Кировской области, в рамках регионального проекта «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в системе специального (коррекционного) и массового образования».

Учитель-тьютор: Пентина Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 г. Слободского Кировской области, высшая квалификационная категория.

Программа разработана под руководством кафедры коррекционной педагогики КИПК и ПРО:

И.А. Крестинина, зав. кафедрой, к.п.н., А.Р. Савоцкая, преподаватель, И.С. Дрягина, преподаватель

Пояснительная записка

                                                                        1 класс (2 часа в неделю, 66 часов).

       Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей.

        Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом и включает в себя такие области как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:              

        - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;                

           - последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

          - изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;  

          - воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

           - охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.  

Основная задача первого года обучения – формирование у учащихся потребности и заинтересованности  в знаниях по окружающему  миру. Поэтому в первый год своей школьной жизни дети в основном знакомятся с тем материалом, который они будут изучать и в следующих классах.

В первом классе выделяется несколько содержательных линий при изучении данного курса. Первую из них составляет ознакомление с природой. Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся. Изучение каждого времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.

        Программа первого класса  систематизирует знания и опыт прежних встреч детей с объектами живой и неживой природы, с изделиями. Рассматриваются растения, грибы, животные, одежда, природные явления (выпадение снега, дождя, замерзание воды и пр.), так как в дошкольный период именно эти объекты и явления окружающего мира были хорошо известны детям. Это создает условия наиболее комфортного прохождения адаптационного периода обучения, когда формируется учебная деятельность и переход от наглядно-образного мышления к теоретическому.

        Программа составлена на основе программы и учебников О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой «Окружающий мир». Программа рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю. Учебный комплект для первого класса включает: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, хрестоматию, методическое пособие.

                                                                                СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (6 ч)

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Живая природа (14 ч)

Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.

Природа и ее сезонные изменения (37 ч)

Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе.

Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.

Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия

осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.

Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

Наша родина — Россия (9 ч)

Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).

Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.

Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.


Технологические карты уроков

  1. Условные обозначения: Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – У. с.1-3;Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы: 1 класс. – Т. №7; О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Окружающий мир: Хрестоматия. 1 класс. – Х. с.6.

Учебно-тематическое планирование

Тема урока, тип урока.

Предметные

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности

Личностные УУД

Метапредметные

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

1. Вводный урок. Знакомство с учебником «Окружающий мир». Семья.

У. с. 1-3

Первичное предъявление новых знаний.

Знать героев книги, условные обозначения книги. Членов и состав семьи, родственные отношения, возраст.

Мотивация учебной деятельности (знакомство с героями интриги, способом вхождения в урок).

Развитие готовности к сотрудничеству, дружбе.

Познакомить со знаково-символическими средствами для поиска необходимой информации в учебнике.

Следование точным инструкциям учителя и условным обозначениям учебника и тетради.

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья). Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание: как обращаться к учителю, одноклассникам, родителям;

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям.

2. Где живет семья Ивановых

У. с. 4-5

Первичное предъявление новых знаний.

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2-3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности.

Мотивация учебной деятельности (по рисункам-подсказкам устанавливают адрес Маши и Миши Ивановых).

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (в процессе игры).

Описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их основные существенные признаки (У. с.4-5).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал как этапы выполнения задания (установление адреса семьи Ивановых).

Использовать речь для регуляции своей деятельности. Выбор действия в соответствии с поставленной задачей (выполнение рисунка по заданной теме).

Умение строить монологическое высказывание (У. с. 4-5). Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (игра).

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Беседуют по иллюстрациям.

3. Мы познаем мир

У. с. 6-7

Т. № 1-5

Первичное предъявление новых знаний.

Знакомство с термином «признак предмета». Познание окружающего мира с помощью глаз, ушей, нома, языка и кожи.

Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта. Умение идентифицировать себя с героями интриги (У. с.6-7).

Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана объекты и явления живой и неживой природы (У. с. 6-7, Т. № 3). Проводить несложные наблюдения (У. с. 6-7, Т. № 3,).

Проводить сравнение, выбирая правильный ответ (Т. № 2).

Проведение простейшей классификации изученных объектов природы на основе их существенных признаков (Т. № 1,4,5).

Подведение под понятие «признак предмета» (У. с. 6-7). Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Получение возможности выполнять инструкции взрослого при проведении игры «Глаз, ухо», «Назови предмет по признакам», «Отгадай предмет», умение следовать установленному требованию.

Умение строить монологическое высказывание (У. с. 6-7, Т. № 2,3,5).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (игра).

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки, делают выводы, играют, раскрашивают рисунки, маркирование (отмечают галочкой).  Беседуют по иллюстрациям.

4-5. Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

У. с.8-9

Т. № 6-7

Практическое применение полученных знаний.

Повторение терминов «органы чувств», «признаки предмета». Опытное определение признаков предметов с помощью органов чувств.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.

Используют при выполнении задания иллюстративный материал учебника как этапы постановки опыта (У. с. 8-9).

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты (У. с.8-9). Делать выводы на основании полученных результатов (У. с.9). 

Проведение простейшей классификации изученных объектов природы на основе их существенных признаков (Т. № 6,7). Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Следовать инструкциям и правилам при проведении опытов.

Определять, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью, слушать собеседника. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (У. с.8-9).

Умение строить монологическое высказывание (Т. № 6-7).

Парная работа, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, делают выводы. Маркируют (цветом и галочками). Беседуют по иллюстрациям.

6. Заключительный урок по теме «Мы познаем мир».

 Обобщение и систематизация знаний.

Получение знаний о естественных и искусственных объектах окружающего мира с помощью органов чувств.

Мотивация учебной деятельности. Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

Применять правила, пользоваться инструкцией и освоенными закономерностями.

Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату.

Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, самостоятельно выполняют задания.

7. Что нас окружает

У. с 10-11

Т. № 8

Первичное предъявление новых знаний.

Различение объектов живой и неживой природы. Выделение из объектов неживой природы изделий человека.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (звуки и запахи по дороге в школу).

Ритуал вхождения в урок. Умение идентифицировать себя с героями интриги (У. с.11).

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы (У. с.10-11).

Проводить простейшую классификацию изученных объектов (изделий и объектов живой природы) на основе их существенных признаков (Т. № 8).

Описывать на основе иллюстрации объекты и явления живой и неживой природы (У. с. 10-11). Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Получение возможности выполнять инструкции взрослого при проведении игры «Объекты живой природы», умение следовать установленному требованию (выполнение изделия из листа бумаги).

Умение строить монологическое высказывание (У. с. 10-11, Т. № 8).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (игра).

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, играют в игру «Объекты живой природы», маркируют, делают выводы. Самостоятельное выполнение изделия из листа бумаги. Беседуют по иллюстрациям.

8. Что нас окружает

Урок-экскурсия

Различение объектов живой и неживой природы. Выделение из объектов неживой природы изделий человека.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы.

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

Следовать инструкциям и правилам при проведении экскурсии.

Умение строить монологическое высказывание.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, наблюдают, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям.

9-10. Животные – часть живой природы

У. с. 12-13

Т. № 9

Х. с.4

Первичное предъявление новых знаний.

Уточнение представлений о животных. Знакомство с признаками живых организмов.

Ритуал вхождения  в урок. Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (какие животные живут в твоем дворе?).

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков (У. с. 12).

Описывать на основе иллюстрации явления живой природы (цикл развития цыпленка, У. с. 13).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий (У. с. 13).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков (отнесение к птицам, насекомым, животным, Т. № 9).

Устанавливать причинно-следственные  связи (Каких животных называют домашними?).

Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Следовать инструкции при выполнении задания (Т. № 9).

Умение строить монологическое высказывание. Умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, изображают животных с помощью мимики и жестов, отгадывают загадки, штрихуют, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям.

11-12. Дикие и домашние животные

У. с. 14-15 Т. № 10,11

Первичное предъявление новых знаний.

Отличительные признаки диких и домашних животных. Закрепление знаний о животных.

Мотивация учебной деятельности на основе занимательного содержания и имеющихся знаний (игра, отгадывание животных из рассказа Н. Сладкова «Угадай: кто я?» и загадки).

Описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (диких – У. с. 14 и домашних – У. с. 15 животных).

Подведение под понятие (дикие и домашние животные) на основе выделения существенных признаков.

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника (Как семья Ивановых заботиться о животных?).

Устанавливать причинно-следственные связи (Что случилось с кошкой?). Самостоятельное маркирование (Т. № 10).

Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Т. № 11). Применять установленные правила в планировании способа решения (Т. № 10).

Умение строить монологическое высказывание (Расскажи о своем любимом животном).

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, отгадывают загадки, делают выводы, вырезают и наклеивают карточки с изображением домашних животных. Беседуют по иллюстрациям.

13. Насекомые – часть живой природы

У. с. 16-17

Т. № 12

Хрест.с.5

Первичное предъявление новых знаний.

Установление существенных признаков насекомых.

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта.

Подведение под понятие (насекомые) на основе выделения существенных признаков (У. с. 16, Т. № 12).

Проводить простейшую классификацию изученных объектов живой природы на основе их существенных признаков (Как ты думаешь, паук =- насекомое?).

Описывать на основе иллюстрации изученные объекты живой1 природы (пчела, паук), выделять их основные существенные признаки (У. с.17).

Работа с дидактическими иллюстрациями (хрест. с. 5).

Самостоятельное маркирование (Т. № 12).  Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Следовать инструкции при выполнении задания (Т. № 12).

Умение строить монологическое высказывание.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, маркируют и раскрашивают иллюстрации, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям.

14. Растения – часть живой природы

У. с 18-19

Хрест. с.6-7

Первичное предъявление новых знаний.

Установление  общих признаков растений

Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта (разговор о комнатных растениях). Ритуал вхождения в урок.

Подведение под понятие (растения – часть живой природы) на основе выделения существенных признаков (У. с.19, хрест с. 6-7).  

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий этапы постановки опыта (У.с. 19).

Работа с дидактическими иллюстрациями (Какие растения ты видишь с вертолета?). Ставить опыты, используя простейшее оборудование (У. с. 19).

Проводить сравнение, выбирая верное решение, правильный ответ (Листья каких растений рассматривает Маша? У. с. 18-19).  

Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Составлять план и последовательность действий, следовать инструкциям и правилам при проведении опыта.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (подведение итогов опыта).

Умение слушать собеседника, вступать в диалог.

Умение строить монологическое высказывание.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Работа в парах,

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, учатся ставить цель Проведение опыта (наблюдение за прорастанием семян и ростом растений). Беседуют по иллюстрациям.

15. Деревья, кустарники, травянистые растения

У. с 20

Т.№.13

Хрест. с.8

Первичное предъявление новых знаний.

Черты сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев.

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта (У. с. 20).

Проводить сравнение, выбирая правильный ответ (… сравни растения, Что общего, чем отличаются? У. с. 20).

Работа с дидактическими иллюстрациями (Назови … растения, У. с.20).

Самостоятельное маркирование (Т. № 13).  

Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Применять установленные правила в планировании способа решения (Т. № 13).

Умение строить монологическое высказывание.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, самостоятельно маркируют. Беседуют по иллюстрациям.

16. Части растений

У. с. 21.

Т. № 14-16.

Хрест. с. 9

Первичное предъявление новых знаний.

Знакомство с новым термином «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).

Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (У. с. 21).

Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Работа с дидактическими иллюстрациями (Это рисунок Маши и Миши, У. с.21, Т. № 14).

Оценка достоверности получаемой информации (Он не ошибся? Правильный ли вывод сделала Маша? У. с. 21).

Маркирование (Т. № 16).

Моделирование ответа с помощью простейших инструментов – стрелок (Т. № 15).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации (Т. № 15, 16).

Умение строить монологическое высказывание (Расскажи, что ты знаешь об этих растениях? Т. № 16).

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, маркируют, дорисовывают недостающие части растений, работают со стрелками-указателями. Беседуют по иллюстрациям.

17. Растения и их части

Урок – экскурсия

«Органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.

Различать (узнавать) изученные «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

Следовать инструкциям и правилам при проведении экскурсии.

Умение строить монологическое высказывание.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, наблюдают, делают выводы.

18-19. Способы размножения растений.

У. с. 22 – 23

Хрест. 10

 Первичное предъявление новых знаний.

Особенности распространения плодов и семян в природе. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Мотивация учебной деятельности (введение игрового момента, чтение сказки Н. Осипова).

Проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний: соотнесения названия растения с его изображением.

Работа с двумя источниками информации (учебник, хрестоматия).

Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с. 22-23).

Описывать на основе иллюстрации способы распространения растений в природе (У. с. 22-23).

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты (У. с. 23). Делать выводы на основании полученных результатов.

Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов (У. с. 23).

Умение строить монологическое высказывание (Расскажи, как расселяются растения в природе У. с. 22; Придумай рассказ, У. с. 23, … ты сможешь рассказать, Х. с. 10).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (Покажи другу, У. с. 22).

Работают в парах;

Отвечают на вопросы, рассуждают, проводят опыт, слушают, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям.

20. Заключительный урок по теме «Живая природа» Обобщение и систематизация знаний.

Систематизация знаний по теме «Живая природа».

 Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

Применять правила, пользоваться инструкцией и освоенными закономерностями.

Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату.

Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, самостоятельно выполняют задания.

21. Природа и ее сезонные изменения

У. с. 24-25

Т. № 17

Первичное предъявление новых знаний.

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе. Выбор одежды в соответствии с погодными изменениями и обстоятельствами.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (времена года, месяцы).

Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с. 24-25).

Описывать на основе иллюстраций явления живой природы (смена времен года), выделять их основные существенные признаки (У. с. 24-25).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий (смена времен года, У. с. 24-25).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации (Т. № 17).

Умение строить монологические  высказывания (У. с. 25).

Умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

Беседуют по иллюстрациям.

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают. Делают выводы. Раскрашивают, дорисовывают. Участвуют в игре-пантомиме.

22-23. Жизнь растений осенью

У. с. 26-27

Хрест. 12-15 Первичное предъявление новых знаний.

Обобщение и систематизация.

Закрепление полученных знаний о сезонных изменениях в природе на примере осени.

Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта (наблюдения детей о труде людей осенью в саду, огороде, поле). Ритуал вхождения в урок.

Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Описывать на основе иллюстраций объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки (окраска листьев осенью, листопад и ветвепад, У. с. 26-27, Хрест. с. 12-15).

Проводить несложные наблюдения, используя простейшее оборудование (лупа), делать выводы на основании полученных результатов (Рассмотри в лупу…У. с. 27).

Определять характер взаимоотношений человека с природой (Почему нельзя разжигать костер в лесу? У. с. 27).

Проводить сравнение (Лиственница в разное время года У. с. 26-27).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Умение строить монологическое высказывание (Как ты думаешь?  У. с. 26, Почему? У. с. 27).

Умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

Беседуют по иллюстрациям. Отвечают на вопросы. Рассуждают, сравнивают, делают выводы, слушают. Участвуют в игре-пантомиме (показывают, какую работу они помогали взрослым выполнять осенью в саду или огороде).

24. Жизнь растений осенью

Т, № 19

Урок – экскурсия

Изменения в жизни растений осенью. Разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Понятие лиственных и хвойных растений. Представители растений, произрастающие в родном краю.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.

Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (правила поведения во время экскурсии).

Проведение несложных наблюдений с использованием простейшего оборудования. Делать выводы на основании полученных результатов.

Различать изученные объекты живой природы (деревья) и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков (устанавливать соответствие между деревом и его листьями, Т. № 19).

Следование инструкциям и правилам при проведении наблюдений.

Умение строить монологическое высказывание.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Работают с лупой, тетрадью и блокнотом. Наблюдают, делают выводы. Работают с дневником наблюдений (Т. № 19).

25. Труд людей осенью

У. с. 28-29

Т. № 18

 Обобщение и систематизация знаний

Труд людей осенью в саду, огороде, поле.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (признаки осени). Соблюдать правила личной безопасности (вопросы охраны здоровья, У. с. 29).

Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Проводить сравнение, классификацию, выбирая правильное решение (деление плодов на овощи и фрукты, У. с. 29).

Осуществлять взаимный контроль при работе в паре.

Строить монологическое высказывание (.. расскажи каким трудом…У. с. 29).

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (игра «Деление плодов на овощи и фрукты», У. с. 29).

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, делают выводы, составляют рассказ, наклеивают и раскрашивают рисунки овощей и фруктов (Т. № 18).  Беседуют по иллюстрациям учебника.

26. Как животные готовятся к зиме (птицы)

У. с..30

Т. № 21

Хрест. 18-19 Первичное предъявление новых знаний.

Жизнь птиц осенью. Понятия «перелётные», «зимующие», «оседлые», «кочующие птицы»;

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; оказание интеллектуальной помощи героям, которые в ней нуждаются (Маша давно ждет помощи от класса…).

Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Установление причинно-следственных связей (Почему этих птиц разделил на две группы?, У. с. 30).

Маркирование (Т. № 21).

Описывать на основе иллюстраций объекты живой природы (подготовку птиц к зиме), выделять их основные существенные признаки (У. с. 30).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 21).

Умение строить монологическое высказывание (Дополни своими примерами, У. с. 30).

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Маркируют, раскрашивают птиц. Беседуют по иллюстрациям учебника.

27. Как животные готовятся к зиме (звери)

У. с. 31

Т. № 20

Хрест. 16-17 Первичное предъявление новых знаний.

Жизнь животных осенью. Подготовка к зимнему периоду.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

оказание интеллектуальной помощи героям, которые в ней нуждаются (Маша давно ждет помощи от класса…).

Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Описывать на основе иллюстраций объекты живой природы (подготовку животных к зиме), выделять их основные существенные признаки (запасы пищи, спячка, зимние убежища, шерсть, У. с. 31).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 20).

Самоконтроль (Проверь себя…, Т. № 20).

Умение строить монологическое высказывание (А как ты думаешь…Хрест. с. 16).

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Делают выводы. Беседуют по иллюстрациям учебника.

28. Как животные готовятся к зиме  

У. с. 30-31

Хрестоматия с. 20-23

Обобщение и систематизация знаний

Систематизация знаний по теме: «Осенние изменения в природе».

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.

Работа с двумя источниками информации (учебник, хрестоматия).

Проводить сравнение (Видел(а) ли ты этих зверей в природе?, Хрест. с. 20).

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам.

Умение слушать, выступать в диалог, обращаться за помощью.

Умение строить монологическое высказывание (Расскажи о них. , Хрест. с. 21, Опиши его, Хрест. с. 22).

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям.

29. Пришла зима

У. с. 32-33

Т. № 22-23

Первичное предъявление новых знаний.

Обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Правила безопасного поведения во время зимних игр.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (наблюдения детей за зимними изменениями в природе его родного края). Соблюдать правила личной безопасности (правила безопасного поведения во время зимних забав, У. с. 33).

Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты с использованием простейшего оборудования (опыт с гирей и льдом, У. с. 32). Делать выводы на основании полученных результатов (Лед – это замерзшая вода, У. с. 33).

Описывать на основе иллюстраций объекты и явления живой природы (У. с. 32-33).

Самостоятельное маркирование (Т. № 23).

 Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 22).

Умение строить монологическое высказывание (Расскажи по рисункам…, У. с.32).

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, наблюдают, рисуют. Маркируют опасные ситуации. Беседуют по иллюстрациям.

30. Снежные загадки

У. с. 34-35

Хрест. 24

Первичное предъявление новых знаний.

Расширение представлений о сезонных изменениях в природе – элементарное представление об образовании снежинок.

Мотивация учебной деятельности (введение заданий занимательного характера – опыт со снегом, снежинки У. с. 34-35).

Соблюдать правила личной безопасности (Почему нельзя есть снег?, У. с. 35).

 Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия).

Описывать на основе иллюстрации объекты и явления живой природы (У. с. 34-35).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий этапы постановки опыта (У. с. 35).

Проведение несложных наблюдений и опытов с использованием простейшего оборудования.  Формулирование выводов на основе полученных результатов (Проверь, чист ли белый снег?, У. с. 35).

Следование инструкциям и правилам при проведении опытов и наблюдений (У. с. 35).

Умение строить монологическое высказывание (Как ты думаешь?, У. с. 34).

Наблюдают, рассуждают, слушают, сравнивают, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, беседуют по иллюстрациям. Проводят опыт, делают выводы.

31. Зима пришла.

Т. № 24

Хрест. с. 25

Урок- экскурсия.

Изменения с приходом зимы в неживой и живой природе.

Ознакомление с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе во время игр в зимний  период.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.

Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (правила поведения во время экскурсии).

Проведение несложных наблюдений с использованием простейшего оборудования. Делать выводы на основании полученных результатов.

Различать изученные объекты живой природы (во время зимы) и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков (устанавливать соответствие между временем года и окружающей природой, занятиями людей, Хрест., с. 25, Т. № 24).

Следование инструкциям и правилам при проведении наблюдений.

Умение строить монологическое высказывание (Знаешь ли ты…, Хрест. с. 25).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Ведут наблюдения в природе. Фиксируют полученные данные. Делают выводы. Раскрашивают рисунки, рисуют (Т. № 24).

32-33. Жизнь лесных зверей зимой.

У. с.36-37

Т. № 25, 26, 27

Хрест. с. 26-29

Первичное предъявление новых знаний.

Уточнение и дополнение знаний о зимовке животных.

 Признаки сходства млекопитающих (зверей). Помощь животным в зимнее время года.

Мотивация учебной деятельности (введение заданий занимательного характера – игра «Зоркий глаз», на основе имеющихся знаний – повторение материала о подготовке зверей к зиме).

Ритуал вхождения в урок. Осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение (Почему нельзя забирать орехи из дупла? Можем ли мы помочь лесным животным в нашем крае?, У. с. 36-37).

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).

Описывать на основе иллюстраций объекты живой природы (жизнь зверей зимой в лесу, У. с. 36-37).

Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа (У. с. 37, Хрест. с. 26).

Устанавливать причинно-следственные связи (Так почему же зайцы снега ждут, Хрест. с. 27; Глубокий снег для лисицы хорошо или плохо?, Хрест. с. 29).

Маркирование (Т. № 26).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (У. с. 37, Хрест. с. 26, Т. № 25).

Самоконтроль (Т. № 26).

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (парная работа - сравнение следов на снегу).

Умение строить монологическое высказывание (Расскажи, У. с. 36-37, Хрест. 27,29).

Отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям, работают в парах.  Слушают рассказы, рассуждают, делают выводы. Сравнивают следы лап. Раскрашивают рисунки (Т. № 25). Работают с дневником наблюдений (Т. № 27). Рисуют следы животных (Т. № 27).

34-35. Как помочь птицам зимой.

У. с.38-39

Т. № 28

Хрест. с. 30-35

Первичное предъявление новых знаний.

Обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами.

Ответственное отношение к природе на примере посильной для детей помощи птицам зимой (изготовление кормушек, подбор корма).

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу (Хрест. с. 30-35).

Осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение (У. с. 38-39).

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, Т. № 28).

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У. с. 38-39, Хрест. с. 31, 34).

Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа (Игра «Да-нет»).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника (корм зимующих птиц, виды кормушек, У. с. 38-39).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, самоконтроль (Игра «Да-нет»).

Умение строить монологическое высказывание (Как ты думаешь, Расскажи, Хрест. с. 30, 33, 34).

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, делятся наблюдениями, сотрудничают в группах и вступают в диалог. Рисуют кормушку. Беседуют по иллюстрациям. Слушают рассказы. Играют.

36-37 Есть ли жизнь в воде подо льдом.

У. с.40-41

Т. № 29

Хрест. с. 36-40

Первичное предъявление новых знаний.

Жизнь животных и растений в воде подо льдом, существенные признаки рыб.

Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (О чем мечтают дети?).

Соблюдать правила безопасного поведения у водоемов зимой.

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У. с. 40-41, Хрест. с. 38, 39).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника (У. с. 41).

Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа (Т. № 29).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, самоконтроль (игра – жеребьевка).

Умение строить монологическое высказывание (Расскажи, Хрест. с. 36, Т. № 29).

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (парная работа –разыгрывание пантомим).

Умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, делятся наблюдениями, сотрудничают в группах и вступают в диалог. Рисуют кормушку. Беседуют по иллюстрациям. Слушают рассказы. Играют. Разыгрывают пантомимы.

38. Как зимуют деревья, кустарники и травы.

У. с.42-43

Т. № 30

Хрест. с. 40-41

Первичное предъявление новых знаний.

Особенности жизни деревьев, кустарников и травянистых растений в зимний период.

Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (Что увидели Маша и Миша под снегом в поле, саду и лесу?, У. с. 42).

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (Хрест. с. 41).

Описывать на основе иллюстрации объекты и явления живой природы (У. с. 42-43).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий этапы постановки опыта (У. с. 42).

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование (лупа), делать выводы на основании полученных результатов (У. с. 42, Т. № 30).

Устанавливать причинно-следственные связи (Зачем стряхивают снег с деревьев  в саду? У. с. 42).

Следование инструкциям и правилам при проведении опыта и наблюдений.

Умение строить монологическое высказывание (У. с. 42, Хрест. с. 41).

Беседуют по иллюстрациям. Высказывают свои предположения, слушают, отвечают, проводят опыт, работают в тетради, начинают эксперимент для длительного наблюдения, с помощью учителя делают выводы. Выполняют рисунки по результатам наблюдений. Слушают рассказы.

39. Учимся различать деревья и кустарники зимой.

У. с. 44-45

Хрест. с. 42-43

Первичное предъявление новых знаний.

Определение разных видов деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам.

Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги. Осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение (У. с. 38-39).

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия).

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 44-45).

Описывать на основе иллюстрации объекты и явления живой природы (описание кроны деревьев, У. с. 44-45).

Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование (лупа), делать выводы на основании полученных результатов (У. с. 45).

Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа (отличие деревьев по плодам, У. с. 44).

Использовать природный материал  (плоды деревьев) в процессе изучения нового материала.

Следование инструкциям и правилам при проведении наблюдений.

Взаимоконтроль (У. с. 45).

Умение строить монологическое высказывание (У. с. 41).

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (У. с. 45).

Отвечают на вопросы, строят высказывания, слушают, рассматривают иллюстрации в учебнике, работа с хрестоматией, делают выводы. Выполняют практическую работу с природным материалом.

40. Учимся различать деревья и кустарники зимой

У. с. 45

Т. № 31

Урок-экскурсия

Различение деревьев и кустарников родного края зимой.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.

Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (правила поведения во время экскурсии).

Проведение несложных наблюдений с использованием простейшего оборудования. Делать выводы на основании полученных результатов.

Различать изученные объекты живой природы (узнавание деревьев и кустарников по их силуэтам) и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков (особенности деревьев и кустарников зимой: силуэт кроны, цвет коры, внешний вид почек, запах древесины).

Следование инструкциям при проведении наблюдений.

Взаимоконтроль.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ведут наблюдения в природе. Отвечают на вопросы. Фиксируют результаты наблюдений (Т. № 31).

41. Пришла весна.

У. с. 46-47

Т. № 32

Хрест. с. 44

Первичное предъявление новых знаний.

Изменения, происходящие в природе с приходом весны (увеличение светового дня, таяние снега и льда, сосульки).  

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (сравнение природы в зимнее и весеннее время года).

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).

Описывать на основе  иллюстраций объекты и явления живой природы, выделяя их основные существенные признаки (изменение природы с приходом весны: изменения в природе, мире животных и растений, У. с. 46, Хрест., с. 44).

Проведение несложных наблюдений с использованием простейшего оборудования. Делать выводы на основании полученных результатов (Чист ли лед? У. с. 46).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий этапы постановки опыта (У. с. 46).

Следование инструкциям при проведении наблюдений (опыт с сосулькой, У. с. 46).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 32).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (парная работа).

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (парная работа, У. с. 47).

Умение строить монологическое высказывание (У. с 46-47).

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, беседуют по иллюстрациям. Раскрашивают рисунки. Дорисовывают предметы. Проводят опыт, наблюдают, делают выводы.

42-43. Первоцветы.

У. с.48-49

Т. № 33

Хрест. с. 46-49

Первичное предъявление новых знаний.

Обобщение и систематизация знаний.

Жизнь растений весной. Раннецветущие растения. Причины раннего цветения растений. Отличие раннецветущих растений от других растений.

Ритуал вхождения в урок.

Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (рассматриваем цветущие растения вместе с Машей и Мишей).

Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (Каждый сорванный цветок – это целое погубленное растение, Хрест. с. 48).

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, Т. № 33).

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 48-49, Хрест. с. 47-48).

Описывать на основе иллюстрации объекты и явления живой природы (цветущие деревья и кустарники, У. с. 48-49).

Проводить сравнение, выбирая правильный ответ (название растения с особенностями его внешнего вида, У. с. 49, Хрест. с. 48-49).

Установление причинно-следственных связей (Почему эти цветы так назвали?, У.с. 49, Хрест. с. 46).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 33).

Умение строить монологическое высказывание (У. с. 48-49, Хрест. с. 47-49).

Слушают рассказы, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Соотносят название растения с его изображением (Т. № 33). Беседуют по иллюстрациям. Раскрашивают рисунки.

44. Жизнь растений весной. Урок-экскурсия

Обобщить жизненные наблюдения детей за изменениями, происходящими в природе с приходом весны. Рассматривание зачатков листьев в почках. Наблюдение за распусканием почек.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.

Соблюдать правила безопасного поведения у водоемов и на улице весной.

Проведение несложных наблюдений (за распусканием почек, за изменениями, происходящими в природе весной) с использованием простейшего оборудования (лупа). Делать выводы на основании полученных результатов.

Следование инструкциям при проведении наблюдений.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

45-46. Как животные весну встречают.

У. с.50-51

Т. № 34-1

Хрест. с.  50-55

Первичное предъявление новых знаний. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Изменения в жизни насекомых, лягушек, змей, птиц, зверей  весной.

Ритуал вхождения в урок.

Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (А что видят дети?, У. с. 50).

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, Т. № 34-1).

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 51, Хрест. с. 52).

Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа (У., с. 51, Т. № 34-1).

Описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (животных и птиц), выделять их основные существенные признаки (изменения в их жизни с приходом весны, У. с. 50-51).

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, А знаешь ли ты, какие бабочки уже занесены в Красную книгу?, Хрест. с. 51).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 34-1).

Взаимоконтроль (при определении последовательности предложений) и самоконтроль (Т. № 34-1).

Умение строить монологическое высказывание (У. с. 50-51, Хрест. с. 50-51, 53,55).

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (групповая и парная работа «Приметы весны», У. с. 50-51).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Соотносят гнездо и птицу, которая в нем живет. Раскрашивают рисунки. Беседуют по иллюстрациям.

47-50. Про больших и маленьких.

У. с.52-53

Т. № 34-2

Хрест. с.56-64

Первичное предъявление новых знаний. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Появление потомства у животных (на примере лягушки). Забота животных о своем потомстве (на примере поведения птиц и млекопитающих). Введения термина «млекопитающие» животные.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.

Соблюдать правила безопасного поведения в лесу (Надо ли подходить к медвежатам, если ты встретишь их  в лесу, а мамы с ними нет?, Хрест. с. 63).

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, Т. № 34-2).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий (цикл развития лягушки, У., с. 52; забота птиц о своих птенцах, У. с. 53).

Описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (родители и х детеныши), выявлять их основные существенные признаки (Все ли они похожи на своих родителей?, У., с. 52).

 

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 34-2).

Взаимоконтроль (Поиск начала и конца предложения).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (групповая и парная работа – поиск окончания предложения среди одноклассников).

Умение строить монологическое высказывание (У. с. 52-53, Хрест.,  с. 56, 58, 59, 60, 61, 63,64).

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают.

Беседуют по иллюстрациям. Работают в группе и парах.

51. Лето пришло.

У. с.54-55

Хрест., с. 66

Первичное предъявление новых знаний

Изменения, происходящие с приходом лета в живой и неживой природе. Оздоровительный и закаливающий эффект пребывания на свежем воздухе.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (летние месяцы, изменения в природе с приходом лета). Соблюдение правил поведения во время игр в летний период (Правила безопасного поведения у водоемов, У., с. 55; Хрест., с. 66).

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия).

Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа (сравнение весны с летом, признаки лета, У., с. 54).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (пантомимы на тему «Как я летом помогаю взрослым в поле, на огороде, в саду»).

Умение строить монологическое высказывание (Устное сочинение, У., с. 55).

Умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Беседуют по иллюстрациям. Выполняют пантомимы. Формулируют правила безопасного поведения в летнее время года.

52. В лес по ягоды пойдем.

У. с.56-57

Т. № 35

Хрест. с. 67-69

 Первичное предъявление новых знаний

Съедобные и несъедобные ягоды. Питательные и  целебные свойства ягод.

Научить распознавать наиболее распространенные ядовитые растения своего края. Правила сбора ягод.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (Какие ягоды ты собираешь?, У., с. 56).

Соблюдение правила безопасного поведения в лесу (несъедобные ягоды, У.с. 57, Хрест., с. 68-69).

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 56-57, Хрест. с. 68).

Описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (ягоды: съедобные и несъедобные), выявлять их основные существенные признаки (Являются ли ягоды плодами?, У., с. 56).

Определять характер взаимоотношений человека с природой (Если оно ядовито для человека, надо ли его уничтожать?, Хрест., с. 68).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 35).

Взаимоконтроль и самоконтроль (игра «Верно - неверно»).

Умение строить монологическое высказывание (У.. с 56, Хрест., с. 67-68).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работа в группах – придумывание рассказа-загадки о ягоде).

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы,

Раскрашивают рисунки.  Придумывают и отгадывают загадки.

53-54. С лукошком за грибами.

У. с.58-59

Т. № 36

Хрест., с. 69-73

Первичное предъявление новых знаний

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (А в вашей местности растут такие грибы?, У., с. 58).

Соблюдение правила безопасного поведения в лесу (несъедобные грибы, У.с. 59, Хрест., с. 72-73).

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 58-59, Хрест. с. 70, 72-73).

Умение устанавливать причинно-следственные связи (А почему же его назвали подосиновиком?, Хрест., с. 70, 71).

Проведение несложных наблюдений и опытов с использованием простейшего оборудования. Формулирование выводов на основании полученных результатов (У.. с. 58).

Описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (грибы: съедобные и несъедобные), выявлять их основные существенные признаки (Гриб… Это отдельное царство природы, У., с. 58).

Определять характер взаимоотношений человека с природой (Не уничтожай несъедобные и червивые грибы. Они тоже приносят пользу., У.. с. 59).  

Проводить сравнение, классификацию (деление грибов на съедобные и несъедобные), выбирая верное решение (Т., № 36).

Следование правилам и инструкциям при проведении наблюдении и опытов (У., с. 58).

Самоконтроль (Как ты считаешь, о какой пользе говорила Маша?, У., с. 59).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 36).

Умение сроить монологическое высказывание (У.. с. 58-59, Хрест., с. 69-71).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работа в группах – чтение рассказов из хрестоматий и их краткое изложение одноклассникам).

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Беседуют по иллюстрациям. Формулируют правила сбора грибов. Читают рассказы. Вырезают и наклеивают карточки с изображением грибов.

55. Зеленая аптека.

У. с.60-61

Т. № 37

Первичное предъявление новых знаний

Лекарственные растения, их целебная сила. Правила сбора целебных трав.  

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (А какие лекарственные растения растут в твоем крае? У., с. 60).

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (Какие лекарственные растения помогают в этих случаях?, У., с. 60).

Умение устанавливать причинно-следственные связи (между названием растения и его внешним видом, свойствами).

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 60-61).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий (У., с. 61).

Проводить сравнение, выбирая верное решение (Какие лекарственные растения помогают в этих случаях?, У., с. 60).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 37).

Самооценка (… сравните их с советами Маши и Миши, У., с. 61).

Умение строить монологическое высказывание (У., с. 60).

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Соотносят название лекарственного растения с его изображением (Т., № 37). Рисуют. Беседуют по иллюстрациям. Формулируют правила сбора лекарственных растений.

56. Лекарственные растения.

Урок-экскурсия.

Правила сбора целебных трав.

Бережное отношение к зеленым растениям.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.

Проведение несложных наблюдений с использованием простейшего оборудования (лупа). Делать выводы на основании полученных результатов.

Следование инструкциям при проведении наблюдений.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

57. Природа и мы.

У. с.62-63

Т. № 38

Хрест., с. 74-75

Первичное предъявление новых знаний

Безопасное поведение в природе. Введение термина «экология».

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (У., с. 62-63, Хрест., с. 74-75).

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У., с. 62-63).

Использование знаково-символических средств (Т., № 38).

Определить характер взаимоотношений человека с природой (Т., № 38). Находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 38).

Умение строить монологическое высказывание (У., с. 63).

Отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям, составляют предупредительные знаки. Высказывают предположения, делают выводы.

58. Игра - путешествие в Природу.

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщение и систематизация знаний  по теме.

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

Поиск  и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь) по указанию маршрутной карты.

Учиться  оценивать свою работу в группе и работу всех членов группы.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Отвечают на вопросы, работают с иллюстрацией, в малой группе.

 Осуществляют контроль по «Карте успеха».

59. Наша Родина - Россия.

У. с.64-67,

Первичное предъявление новых знаний

Родина. государство, родной край. Государственные символы России (герб, флаг, гимн).

Ритуал вхождения в урок.

Осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Осознание своей этнической принадлежности.

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У., с. 64-65, 67).

Умение работать с картой (У., с. 64-65).

Устанавливать причинно-следственные связи (связь названий городов и улиц с географическим положением; цветов флага с их значением).

Различение государственной символики (У., с. 65-66).

Использовать карту для выявления признаков и свойств объекта (страны): размеры, границы (У., с. 64-65).

Проводить сравнение, выбирая верное решение (Похожи ли старинные и современные монеты?, У., с. 67).

Работа с  маркированными в тексте словами и строчками (У., с. 66).

Следовать инструкции при выполнении заданий.

Умение строить монологическое высказывание (У., с. 66-67).

Слушают, отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям. Рассуждают, делают выводы. Слушают гимн страны.  

60. Москва - столица нашего государства.

У. с.68-69

Первичное предъявление новых знаний

Столица нашей родины – Москва. Достопримечательности Москва (Красная площадь, Кремль).

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (прослушивание гимна).

Осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Оказание помощи героям интриги (Помогаем Мише составит план экскурсии по Москве).

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У., с. 68-69).

Различение государственной символики (У., с. 69, герб Москвы).

Умение работать с картой (У., с. 68-69).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника (У., с. 68-69).

Проводить сравнение (названия достопримечательности с ее изображением), выбирая правильный ответ (У., с. 69).

Взаимоконтроль (при парной работе) и самоконтроль (по карте).

Умение строить монологическое высказывание (У., с. 71).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работа в парах: составление плана экскурсии).

Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстративным материалом. Рассуждают. Работают в парах. Составляют план экскурсии.

61. Кремль – сердце Москвы.

У.с.70-71

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Кремль, достопримечательности Кремля.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (Какие памятники Москвы ты узнаешь?, У., с. 71).

Осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У., с. 70-71).

Различение государственной символики (На каких зданиях ты видишь Государственный флаг России? У., с. 71, ).

Умение работать с картой (У., с. 70-71).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника (У., с. 70-71).

Проводить сравнение (расположения зданий внутри Кремля с их рисунками), выбирая правильный ответ (У., с. 70-71).

Следовать инструкции при выполнении заданий.

Умение строить монологическое высказывание (У., с. 71).

Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстративным материалом, рассуждают, высказывают предположения.

62. Экскурсия в город. Транспорт.

У. с.72-73

Первичное предъявление новых знаний

Подготовка учащихся к экскурсии в город. Познакомить с термином «общественное место». Изучение видов транспорта на улицах города.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (виды общественного транспорта).

Начальные навыки социальной адаптации детей в общественном транспорте.

Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (Сегодня мы с Машей и Мишей отправимся на экскурсию в город., У., с. 72).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника (У., с. 72-73).

Моделирование (составление маршрута экскурсии).

Применять установленные правила в планировании способа решения (поведение в общественных местах).

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии («гражданин», «пешеход», «пассажир»).

Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы, демонстрируют образцы социального поведения.

63. Наш город. Экскурсия по памятным местам.

 Первичное предъявление новых знаний

Подготовка учащихся к экскурсии в город. Познакомить с термином «памятное  место», «исторический памятник», «архитектурный памятник».

Начальные навыки социальной адаптации детей на улицах города.

Правила  безопасного поведения в условиях города.

Моделирование (составление маршрута экскурсии).

Применять установленные правила в планировании способа решения (поведение в общественных местах).

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии («гражданин», «пешеход»).

Слушают, отвечают на вопросы, демонстрируют образцы социального поведения.

64. Наша Родина - Россия. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Обобщение знаний по теме: «Наша Родина - Россия».

Мотивация учебной деятельности (введение заданий занимательного характера – создание послания инопланетянам).

Умение  работать с разными источниками информации.

Умение планировать свои действия по достижению результата (составление послания).

Умение строить монологическое высказывание.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работа в парах: составление послания инопланетянам).

Слушают, отвечают на вопросы, работают в парах.

65. Клуб «Мы и окружающий мир».

У., с. 74-75

Первичное предъявление новых знаний

Познакомить с новым источником знаний – занятием в клубе по интересам. Рассказать об условиях членства  в клубе. Создание карточки членства в клубе.

Формировать интерес  к занятиям научной деятельностью.

Умение  работать с разными источниками информации.

Применять правила, пользоваться инструкцией и освоенными закономерностями.

Умение планировать свои действия по достижению результата.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (У., с. 76-77).

Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстративным материалом

66. Что мы знаем и умеем?

 Обобщение и систематизация полученных знаний.

Заполнение и анализ результатов в «Карте успехов»

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Применять правила, пользоваться инструкцией и освоенными закономерностями.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам.

Умение строить монологическое высказывание.

Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстративным материалом.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

-название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;

-названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);

- государственную символику России;

- первый куплет и припев гимна России;

- виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);

- правила поведения в городе во время экскурсии;

- что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);

- название органов чувств и их функции;

- названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);

- основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;

- названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);

- название каждого времени года и их последовательность;

- основные признаки времен года;

- правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

Уметь:

-соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;

-проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

-различать объекты природы и изделия человека;

-различать объекты живой и неживой природы;

-различать части растений, отображать их в рисунке;

-приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);

-приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей),

раскрывать особенности их внешнего вида;

-приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;

-приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;

-приводить примеры съедобных грибов своего края;

-приводить примеры ядовитых ягод своего края;

-ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;

-называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь),

главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность

Кремля (Спасская башня).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

-для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

-установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

на улице, в быту;

-написания на конверте своего адреса;

-выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

-подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).

Программу обеспечивают:

  1. Федотова О.Н.,Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы: 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Окружающий мир: Хрестоматия. 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....