Использование технологии Педагогических мастерских на уроках познания мира.
статья по окружающему миру на тему

Чубова Виктория Васильевна

Знакомство с технологией педагогических мастерских. Разработка открытых уроков по данной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Средняя общеобразовательная школа № 18

Использование технологии педагогических мастерских на уроках «Познания мира»

Автор: Чубова В.В.

учитель начальных классов

Павлодар, 2012

Пояснительная записка

Мыслить быстро, логически грамотно, подчас на ходу – это требование времени. Природа окружает нас повсюду, а умение видеть ее проявления,  обобщить, сделать определенные выводы, рассказать об увиденном, это дано далеко не всякому. Понятно, что без определенных знаний, умений не обойтись, как в повседневной жизни, так и во время учёбы в школе.

        Работая учителем начальных классов более 23 лет,  неоднократно обращалась к теме «Развитие речи учащихся через применение  технологии пед.мастерских на уроках познания мира», потому что было замечено, чем лучше ученик читает, рассуждает, говорит,  тем он быстрей и качественней усваивает новые знания.

        Вот уже пятый год  работаю по данной теме, изучая теоретический материал: «Использование технологии педагогических мастерских на уроках познания мира». И прихожу к выводу, что это очень нужно.

Наблюдения за работой учащихся  начальных классов  показывают, что ребятам очень нравятся занятия, проводимые по данной технологии. Всем известно, какую роль в школьном курсе обучения имеет развитие речи. А подобные занятия как раз помогают усваивать материал не только сильным учащимся, но и довольно слабым.

Повышение культуры речи способствует развитию основных психических функций учащихся, развитию речи, вниманию, памяти, помогает школьникам полноценно усваивать предметы.

Ведущая педагогическая идея опыта – повысить культуру речи  учащихся, чтобы они использовали свои навыки и умения при выполнении различных тестов и итоговых аттестаций.

Поэтому цель моей работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии Педагогических мастерских на уроках познания мира в формировании у учащихся самостоятельности, поисковой активности, самосознании, способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей, признание ценности каждого человека.

Задачи работы:

Изучить сущность технологии и этапы работы мастерской

Внедрить в учебный процесс технологию пед. мастерских.

Проследить результативность и эффективность проведенной работы.

Объект – обучение познанию мира.

Предмет – технологии педагогических мастерских на уроках познания мира.

В своей работе я часто использую технологию педагогических мастерских. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» - ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.
         Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма.
          Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.
 
          Почему данная технология получила название «Мастерская»?
          Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.
Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.
           Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание
            Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.
 
            Мастер не призывает: «Делай как я». Она говорит: «Делай по-своему».
Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими.
 
            Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.
 
            Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
             Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.
              Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.
              Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.
 
              Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

Ведущими идеями ЖФЭН являются:

1. “Вызов современной педагогике”.
2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
3. Все способны.
4.Интенсивные методы обучения и развития
5. Новый тип педагога.
 

               Основная идея ЖФЭН – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени.
 
Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.
 
              Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.
              При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.

Основные этапы мастерской:

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.
 
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микро группами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.
 
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микро группами своей деятельности с деятельностью других учеников или микро групп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
 
Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
 
На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.
 
Результат этого этапа – инсайд (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Принципы и правила ведения мастерской:

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
 
2. Право каждого участника на ошибку.
 
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
 
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
 
• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
 
• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
 
• право не участвовать на этапе предъявления результата.
 
5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.
 
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
 
• диалоги участников мастерской
 
• диалоги отдельных групп
 
• диалог с самим собой
 
• диалог с научным или художественным авторитетом.
 
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
 
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
 

          В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.


Целевые ориентации


• Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно само развиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
• Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
• Научить детей мыслить раскованно, творчески.

Правила и методические приёмы:

1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.
2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы
5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.

Концептуальные соображения:


• Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребёнку, но не навязываться.
• Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
• Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём.
• Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.
• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
• Ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
• Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.
• Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.
• Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
• Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.


Специфические термины:
 


Панель — это этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская.
Алгоритм — это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и над предметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся.                       В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных над предметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы само регуляции.

 Специально организованное педагогом мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.

 Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. Мастерские позволяют ученикам самостоятельно «строить» знание, самостоятельно решать творческие задачи.

 Основная целевая ориентация мастерских заключается в том, чтобы предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно само развиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей. Учитель-мастер, строя занятия по структуре мастерской, использует накопленный материал в педагогической  практике, выбирая те средства, которые будут способствовать достижению цели.

Мастерские включают в себя ряд заданий для учащихся, которые задают определенное движение в предметном плане. Внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выполнения. Основу работы в Мастерских составляют алгоритмы для типичных над предметных задач.

Данная технология требует от преподавателей перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом.  

Работа в группе предполагает овладение педагогами инновационным мышлением, умением интегрировать достижения научно – педагогической мысли и реальной инновационной практики.

Тщательный отбор содержания работы, ориентированный на личностное развитие ребенка, обеспечение связи предлагаемого содержания с личным опытом обучаемых, развитие способности к рефлексии своей деятельности, поведения, личности, предоставление возможности каждому продвигаться к истине своим путем – это основные характеристики Мастерских.

Предпосылками создания данной технологии является :

Необходимость интерриоризации знания через личный опыт ученика, заключающийся в самостоятельном «открытии» этого знания через исследование его генезиса и его структуры.

Убеждение: все способны строить свое знание самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован и опирается на ряд принципов.

Сущностью данной технологии является специально организованное педагогом-мастером  развивающее пространство, которое  позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению (открытию) знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.

 Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т. д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе, и только после этого точка зрения группы объявляется классу.

В отличии от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются. Это и привлекает. Здесь каждый ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Вот основные три «С С С» на которых выстраивается все обучение. Учитель –  садовник, выращивающий растение – ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.

 В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания., аналогии, конструировании теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции и т.п.

 Алгоритмы различаются по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей.

        Применение данной технологии на уроках  познания мира, делает эти уроки успешными. Провести такой урок по заранее составленному плану практически невозможно.

Положительные стороны использования педагогической мастерской

Развивается речь

Формируются навыки самоконтроля и взаимоконтроля

Повышается мотивация

Вариативность домашних заданий

Повышается активность

Дети учаться решать пути решения проблем

Благоприятный психологический климат

Применяя данную технологию на уроках Познания мира, замечаешь, как повышается у ребят интерес к данному предмету. Уроки становятся праздниками.  Дети на таких уроках чувствуют себя первооткрывателями. Ведь это они сами выстраивают новые знания, опираясь на свои жизненный опыт. На таких уроках может проявить себя каждый. Дети очень требовательные учителя. Ведь там где мы «пожалеем», они жалеть не будут. Там где мы пропустим, они не пропустят ни зернышка знания. Именно на таких уроках тихий ребенок раскрывается как бутон цветка ранним утром, когда этого никто не видит и не замечает этого прекрасного процесса.

         Форма мастерской как психологический тренинг помогает добраться до самого тайного в ребенке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом и состоит опасность действий учителя.

         Удивительная миссия учителя: разблокировать способности ребенка, разобрать завалы в самом ребенке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного самой природой.        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"

Цель мастер-класса - познакомить участников  с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД; осмыслить в...

Использование технологий критического мышления на уроках окружающего мира

Изучить пути и методы применения технологии критического мышления на уроках окружающего мира и на основе анализа существующего опыта учителей начальной школы обосновать необходимость ее использования....

Особенности использования технологии «Педагогических мастерских» в младшем школьном возрасте.

Описание различных приёмов и техник педмастерских, направленных на выполнение задач определенного этапа....

Использование технологии творческих мастерских на уроках развития речи в начальной школе

Творческая мастерская позволяет решать проблемы современного образования. В работе уделяю большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся. Работу по подготовке к написанию сочинения часто ...

Урок литературного чтения с использованием технологии педагогических мастерских

Технология Педагогических Мастерских, используемая на уроках, показала, как меняются восприятие художественной литературы у наших учеников, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает учителю...