Викторина "Знатоки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Бурмистрова Светлана Ивановна

Викторина "Знатоки природы" по окружающему миру в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Викторина27.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Викторина "Знатоки природы"

  • Цели: развитие познавательных способностей у младших школьников, логического мышления; и сообразительности, умения сравнивать и делать выводы;
  • воспитание чувства коллективизма, уважения к мнению одноклассников;
  • воспитание дружбы и взаимопонимания в команде; воспитание бережного отношения к природе.

                                                                Ход:

 Учитель:

 Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. 

 Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие - путешествие эрудитов.

Интересный есть предмет,
С ним узнаю целый свет.
О животных, о природе,
О воде и небосводе.

Изучаем мы пустыни,
Степи и леса густые,
Кто живёт в норе глубокой,
Кто в гнезде в сосне высокой.

Как же нравится мне знать,
Кто где будет зимовать.
Мир природы так велик,
Ну а я лишь ученик.

Я запутался в деревьях,
Где осина, а где клён.
И верблюда, почему-то,
В лес дремучий я увёл.

А медведь теперь живёт,
Там где лето круглый год.
Он теперь не спит в берлоге,
На песке он греет ноги.

Снегири на юг летают,
Утки от зимы страдают.
Чайки вьют гнездо в степях,
Лисы прячутся в кустах.

Мне природа интересна,
В ней найду я своё место,
Чтобы жить с природой дружно,
Всё я выучу как нужно.

Мы проводим викторину "Знатоки природы". На каких станциях мы будем останавливаться, вы можете увидеть на карте, посмотрев на экран.  Итак, у нас сегодня соревнуются 2 команды "Комета" и "Факел". А сейчас  я прочитаю вам правила нашей викторины.

Правила викторины: 1.Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. 2. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл 3. В случае, если команда ответила неправильно или не знает, как отвечать, то ход переходит другой команде. И эта команда за правильный ответ получает 0,5 балла. 4. Вопрос надо выслушивать до конца, заранее   не выкрикивать ответ. 5. Если команда сразу не может ответить на вопрос, то ей даётся 30 секунд посовещаться. 6. Отвечаете не хором, а один человек. 7. Команда, нарушившая правила лишается 1 балла. У каждой команды есть капитан. Команда, которая заработает больше баллов, выиграет. Вы готовы к путешествию? Отправляемся! Давайте посмотрим, как называется наша первая станция, на которой мы остановимся.

1 станция "Страны"

Вопросы для 1 команды:                          Вопросы для 2 команды:

1. 1.Назовите столицу России.  (Москва) 1.2.Назовите столицу Мордовии. (Саранск)

2.1.Столица Великобритании (Лондон)   2.2. Столица Франции (Париж)

3.1.Столица Италии (Рим)                         3.2. Столица Украины (Киев)

4.1. Что такое герб страны?                       4.2. Что такое гимн страны?

Молодцы ребята. Эта станция принесла командам.....баллов.

  2 станция "Мир вокруг нас"

Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Когда ты идешь по тропинке лесной, 
Вопросы тебя обгоняют гурьбой. 
Одно «почему?» меж деревьями мчится, 
Летит по пятам за неведомой птицей. 
Другое – пчелою забралось в цветок, 
А третье – лягушкою скок в ручеек. 
«Что?» мышкой шныряет 
под листьями в норах, 
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох 
Сидит «отчего?» на зеленом листке. 
«Куда?» полетело верхом на жуке. 
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень. 
Вопрос за вопросом, и так – 
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем 
Ответы искать под зеленым шатром.

Эта станция состоит из 3-х частей, первая - с вариантами ответов, вторая - без них, третья - загадки.

Часть 1.

1.1 Где у кузнечика ухо? (На голове; на спине; на ноге)

1.2. Какая самая большая трава? (Бамбук; камыш; эвкалипт)

2.1.Что такое кинология? (Наука о кино; наука о грибах; наука о собаках)

2.2. Кто совершил путешествие за 3 моря? (Х.Колумб; А.Никитин; А.Лазарев)

Часть 2.

1.1 Какой зверёк, живущий в воде строит плотины? (Бобр)

1.2.У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (У зайца)

2.1.Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клён)

2.2. Какие деревья листву сбрасывают зелёной? (Ольха и ива)

Часть 3.

1.1.Без рук, без ног в подворотню лезет. (Ветер)

1.2.Над рекой, над долиной повисла белая холстина (Туман)

2.1. Посадили зёрнышко,
      Вырастили солнышко.
      Это солнышко сорвём,
      Много зёрен соберём. (Подсолнух)

2.2. Есть один такой цветок,
      Не вплетёшь его в венок,
      На него подуй слегка:
      Был цветок- и нет цветка.(Одуванчик)

3.1.Кто это такой садовник —
      Полил вишню и крыжовник,
      Полил сливу и цветы,
      Вымыл травы и кусты? (Дождь)

3.2. С неба — звездой,
       На ладошку — водой. (Снег)

Жюри подводит итог.
3 станция "Прогноз погоды"

Задание - закончи фразу:

1.1. Появляются первые подснежники...(весной)

1.2 Птицы улетают в тёплые края...(осенью)

2.1. Дым стелется - быть...(непогоде)

2.2.Дым столбом - к...(морозной погоде)

4 станция "Чёрный ящик"

Задание - отгадай, что в чёрном ящике.

1. В старину этот овощ называли "Любовное яблоко", "золотое яблоко". И сейчас у него два имени. Какой овощ лежит в чёрном ящике? (Помидор, томат)

2.Родина его - Южная Америка. У нас этот овощ в старину называли "чертово яблоко". Подсказка: в России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. О каком овоще идёт речь? (Картофель)

Пока жюри подводит итог, мы побываем с вами на станции "Экологическая".

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)

Мы приехали на речку
Воскресенье провести, 
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли 
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли – 
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки – 
Две размокшие баранки – 
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести, 
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Итак, жюри подвело итог. Наше путешествие знатоков продолжается.

5 станция "Наши пернатые друзья"

Отгадаем кроссворд.

11. .  Серенькая птичка,

       Птичка невеличка,

       Шеей вертишь ты всегда.

       Разве в этом есть нужда (Вертишейка)

1.2  Пусть я птичка - невеличка,

       У меня, друзья, привычка –

       Как начнутся холода,

       Прямо с севера сюда.   (Снегирь)

2.1. Далеко мой стук

       Слышится вокруг.

       Червякам я враг,

       А деревьям друг.   (Дятел)

2.2. Вместе с тучей золотистой

       Просыпается горнист.

       Голосисто-голосисто

       Заливается горнист:

       «На лугу трава не смята!

       Солнце смотрится в реку!

       На зарядку-ка, ребята!

       На за-ряд-ку-ка-ре-ку!» (Петух)

3.1. Не ворона, не синица -

       Как зовётся эта птица?

       Примостилась на суку –

       Раздалось в лесу: «Ку-ку!» (Кукушка)

3.2 .  Это старый наш знакомый.

       Он живёт на крыше дома.

       Длинноногий, длинноносый,

       Длинношеий, безголосый,

       Он летает на охоту

       За лягушками к болоту. (Аист)

6 станция "Спортивная"

Давайте немного отдохнём.

Зайцы.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы - серые клубочки

Прыг - скок, прыг - скок

Встал зайчонок на пенёк

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд.

Зашагали как отряд.

7 станция "Отгадай по описанию"  

1.1 Узнай природную зону по её описанию: "Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья здесь не растут из - за недостатка влаги. Травы по -разному приспосабливаются к засушливому климату. В южной части растут ковыль, полынь. К концу лета можно увидеть перекати - поле. Почвы очень плодородны." (Степь)

1.2 Узнай по описанию природную зону: "Здесь произрастают удивительные растения: карликовая берёза, ягель, которым с удовольствием питаются коренные жители этих мест - олени. А люди в этих местах ведут кочевой образ жизни и живут они в особенных домах - ярангах, покрытых шкурами оленей". (Тундра)

2.1.Эта птица насекомоядная. Её голос раздаётся далеко в лесу, его слышали все, но мало кто видел, эту осторожную птицу. У неё серое оперение с поперечными полосами, длинный хвост и короткие ноги. Это единственная из птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда. (Кукушка)

2.2.Они приспособились жить как в воде, так и вдали от неё (пустыне). Их кожа покрыта роговыми чешуями, что предохраняет её от высыхания. Размножаются, откладывая яйца на суше. (Пресмыкающиеся(рептилии- змеи))

8 станция  "Доскажи словечко"  

1.1.Все предметы, которые нас окружают, называются (телами)

1.2 То, из чего сделаны все предметы, называется (веществом)

2.1.Водная оболочка Земли - это (гидросфера)

2.2 Воздушная оболочка Земли - это (атмосфера)

3.1.Выведенные человеком растения, называются (культурными)

3.2.Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом (круговорот веществ)

4.1 Поверхностный плодородный слой земли, называется (почвой)

4.2.Растения-вредители на полях, называются (сорняками)

9 станция "Правила безопасности"

Выберите один правильный ответ:

1.1.Как безопаснее преодолевать зимой реку по льду?

1) на лыжах 2) пешком 3) на санках

1.2.Можно ли пользоваться надувным матрасом на воде, если ты не умеешь плавать?

1) можно 2) нельзя 3) спросить у взрослых

2.1. С какой стороны надо выходить из легкового автомобиля?

1) справа, ближе к тротуару 2) слева, на проезжую часть 3) с любой стороны

2.2.Как должен вести себя пешеход, находящийся на середине улицы, при появлении автомобиля?

1) бежать вперёд 2) бежать назад 3) стоять на середине

Игра "Четвёртый лишний".

-Пока жюри подсчитывает баллы и подводит итог, мы с вами поиграем в игру "Четвёртый лишний". Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  4. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  5. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  6. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Подведём итог нашей викторины. Награждение команд грамотами.

Закончить наше путешествие я хочу такими словами:

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!


Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

-Спасибо за хорошую работу!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...