Урок окружающего мира "Свойства воздуха" во 2 классе
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Цель урока выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты;

воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_2_klass.docx47.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

 Предмет: Окружающий мир

Класс - 2 по УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Свойства воздуха» -1 урок в теме: «Свойства воздуха» (4ч).2.

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», где учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания.

Тип уроков/занятий: урок – практическая работа

Форма организации (урок, клубное занятие, экскурсия и т.п. ): урок

Представление о результатах:

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;  осознание ответственности человека за общее благополучие; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты: осознанное и произвольное построение сообщения в устной форме; установление причинно-следственных связей; использование инструкций и освоенных закономерностей.

Предметные результаты: научится наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выполнять простейшие инструкции.

Цель уроков:  выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой,  С.А. Трафимова «Окружающий мир 2 класс», рабочая тетрадь №1, хрестоматия по окружающему миру; полиэтиленовые пакеты, соломинки, стаканы с водой, шарики, теннисный мячик, чашка с водой, часы.

                                                                                       

п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организа-ционный момент

Включить учащихся в деловой ритм восприятия материала, организовать внимание

–Тему сегодняшнего урока вы назовете сами, если отгадаете загадку:

- Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан - самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, “купаетесь” в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь “купаются” в этом океане.

Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух)

 (СЛАЙД 2)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

(СЛАЙД 3)

Учащиеся находят отгадку

 и называют тему урока

«О воздухе». 

- Это - воздух.

Формулиров-ка целей урока

Опрос учащихся по домашнему заданию

Актуализация знаний учащихся

Фронтальная беседа.

– Что же такое воздух?

– На доске вы видите диаграмму

 (СЛАЙД 4) на которой выделены цветом составные части воздуха. Какая из выделенных частей соответствует количеству кислорода в воздухе?

–Какая из частей соответствует количеству углекислого газа?

– Для чего нам нужен воздух?

– Что произойдет, если воздух вдруг исчезнет?

– Где находится воздух?

Отвечают на вопросы.

- Смесь газов: кислорода, углекислого

 газа и других газов

- Часть № 1.

- Часть №2.

- Он необходим для дыхания человека

и животных, для растений.

- Мы не проживем и несколько минут.

- Воздух заполняет все промежут-

ки, все трещинки и щелки в пред-

метах. Он растворен в воде морей,

озер, рек, ручьев.

Повторение ранее усвоенных знаний о воздухе, его составе, роли в природе.

Актуализация знаний

Активизация знаний и постановка проблемной ситуации.

- Как бы вы определили тему урока?

- Сверим ваши предположения с тем, что у меня написано на доске. (СЛАЙД 5)

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

Сегодня на уроке вы будете исследователями и в нашей «Лаборатории чудесных превращений воздуха» найдёте ответы на эти вопросы. А все наблюдения будем заносить в наш журнал наблюдений.

- Чтобы ответить на этот вопрос,  мы превратимся в исследователей.

- Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии?

- Это ваши предположения. Где можно точно узнать значение этого слова?

- Давайте, посмотрим толкование этого слова в словаре С.И. Ожегова

«Исследователь – это человек, который занимается научной работой».

 (из словаря С.И.Ожегова)

Задание всем присутствующим: провести опыты и наблюдения. Составить сообщение на тему «Свойства воздуха».

– Посмотрите на доску, на ней записаны правила поведения при проведении опытов. (СЛАЙД 6) 

Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе

- Что вы знаете о воздухе?

 (Не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: “Это интересно…”, “Ты думаешь, что прав?..”, “Откуда ты это знаешь?”)

- Сегодня мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.

(Воздух и его свойства)

(Узнать о свойствах воздуха и чем

он важен для всего живого).

Варианты ответов учащихся:

- Я думаю, что это учёные.

- Это человек, который занимается

различными исследованиями, что-то

изучает.

- Можно использовать словарь.

Читают правила поведения при

 проведении опытов под руководст-

вом учителя, комментируют их.

(Свободные высказывания учащихся)

Знакомство с правилами проведения опытов

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Научить   выделять  свойства воздуха в процессе проведения опытов и наблюдений

Руководство проведением опытов и наблюдений.

– Мы будем проводить опыты по определению свойств воздуха

– Воздух окружает нас со всех сторон на улице, в комнате, в земле, в воде.
Опыт №1.

– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

– Через стену мы видим соседний класс?

– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

– Что вы видите вокруг себя?

– Воздух мешает нам видеть предметы?

– О каком свойстве воздуха это говорит?

Вывод: воздух прозрачный. Записываем

(СЛАЙД  7-1)

Совершенно верно, воздух невидим, прозрачен. Давайте еще раз убедимся в правильности этого утверждения

Опыт 2.

Для опыта Вам понадобится полиэтиленовые пакеты (один для учителя, второй для обучающихся).

1. Возьмите полиэтиленовые пакеты. Посмотрите, какие они тоненькие. Почему?

2. Наберите в пакеты воздух и закрутите их. Пакеты похожи на подушки. Почему?

3. Сделайте небольшое отверстие, надавите на пакет и направьте струю воздуха на лицо. Вы почувствуете прикосновение воздуха к коже.

– Иногда играют дети с бумажными пакетами, надувая в них воздух, после резкого удара по пакету что мы слышим?

– От чего это происходит?  

 

- Мне этот мешочек что-то напомнил.

Ребята давайте вспомним, какими предметами, наполненными воздухом человек пользуется в жизни?

Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон.

Записываем

 (СЛАЙД 7-2)

Работа по хрестоматии. (с. 30)

– В хрестоматии есть текст, соответствующий нашей теме, который называется «Как обнаружить воздух?», найдите его по оглавлению. Давайте его прочитаем:

– Так как же можно обнаружить воздух с помощью слуха?

– А с помощью зрения? Затрудняетесь ответить, тогда проведем еще один опыт.

Опыт 3.

– Давайте проведем еще один опыт: возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось?

– Какого цвета воздух – кто заметил?

– То есть, при помощи зрения в некоторых случаях воздух всё же можно обнаружить, мы видим,  что он бесцветен.

Вывод: Воздух бесцветен. (СЛАЙД 7-3)

Записываем

- Что происходит с пузырьками воздуха?

- Как вы думаете, почему?

-Какой еще вывод можно сделать? 

Вывод: Воздух легче воды. (СЛАЙД 7-4)

Записываем

Опыт 4. «Надуй меня!» (работа в парах)

(На столе у детей лежат воздушные шарики)

- Предположите, для чего нам нужны предметы, лежащие на столе.

- Возможно. Но как мы можем связать эти предметы с темой нашего урока?

- Возможно, вы и правы. В ходе выполнения работы в парах, мы узнаем, кто был прав.

- Надуйте шарики (договоритесь) и попробуйте его сжать. Что вы наблюдаете?

Вывод: Воздух  сжимаем,  упругий.

 (СЛАЙД 7-5)           Записываем

- Оказывается, что воздух можно сжать. Для этого люди придумали различные приспособления и очень широко используют сжатый воздух в жизни. А вот какое приспособление, вы ответите сами, после моего рассказа.

   - Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах  автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно, без тряски.

   - А футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи, посмотрите, как они отскакивают и подпрыгивают!

 (Учитель демонстрирует.)

- Как вы думаете, какое  приспособление использует человек для сжатия воздуха?

 

(Учитель показывает приспособление для сжатия воздуха – насос.)

- Что вы ещё узнали о воздухе и где он используется?

Учитель вывешивает карточку.

Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали?

Опыт 5..

  - Как вы думаете, воздух имеет запах?  

– Вы были в лесу? Вдыхали лесной воздух? Чем он пах?

- Бродили по берегу реки вечером? Что вы чувствовали?

- Что вы чувствуете, когда мама печет пирог?

– Чем же пахнет чистый воздух?

- Давайте проверим.  (Приглашаю ученика) Поиграем в игру «Ночь» Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем – нибудь - пахнет?  (открываю духи и машу рукой, чтобы запах распространился). Что изменилось?

А сейчас? Сделайте вывод. (Без запаха.)

Вывод: Чистый воздух не имеет запаха.

(СЛАЙД 7-6) Записываем

 – Но иногда невидимый воздух становится видимым, когда в нем слишком много дыма, он приобретает неприятный запах, им становится трудно дышать.

– Прочитайте на с. 47, что нужно делать, если в квартире запахло дымом.

- Назовите тел. Пожарной службы

– Расскажите, от чего еще загрязняется воздух?

(СЛАЙД  8)

- Что же делаю люди, чтобы воздух был

чистым?

Учащиеся выполняют опыты и

наблюдения под руководст-

вом учителя, высказывают

предположения, делают выводы.

– Нет.

– Нет.

– Да.

- Столы, доску, цветы, за окном

деревья, облака.

- Нет, он прозрачен.

- Воздух прозрачен, поэтому  мы

 видим через него все окружающие

предметы.

- В них нет воздуха.

- Потому что воздух занял место в

пакетах.

- Пакет громко щелкает и разрыва-

ется.

- Это вырвался воздух, который

надули изо рта.

- Велосипедная камера, воздушный

 шарик

- Воздушные шары наполняются

воздухом, а затем воздух выпускается из шарика.

- Нам приходилось слышать,  как

пронзительно свистит свисток. Это

происходит потому,  что воздух

выталкивается (выдувается) через

узкую щель и мы слышим свист.

- Ракушки

- Пузырьки воздуха.

-Пузырьки воздуха бесцветные.

- Воздух бесцветен.

- Пузырьки поднимаются наверх      

- Воздух легче воды.

-Наверное, мы будем надувать

шарики?

-Может быть, мы сможем узнать,  

сколько воздуха находится в шарике.

- Какую форму приобретает воздух,

 находящийся в шарике.

- Шарик сжимается, значит,  и

воздух в нем можно сжать.

Варианты ответов учащихся:

- Человек использует насос.

Вариант  ответа  учащегося:

- Воздух можно сжать при помощи

 насоса.

Воздух упругий

Окружает нас со всех сторон,

прозрачен, бесцветен, упруг, всегда

находится в движении

-Нет

- Лесом.

- Запах речки.

- Запах пирога.

- Воздух не имеет запаха.

Учащиеся читают текст в -

учебнике, помещенный в рамку

«Осторожно!» 

- 01

- В городах строится много

заводов. Из их труб в воздух

поднимается дым, в котором

много пыли ядовитых веществ,

вредных для здоровья всех

живых существ. Выхлопные газы

автомашин так же загрязняют

воздух. 

- На заводах работают установки,

которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины,

которые не будут загрязнять

воздух. А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко

дышится в лесу. Один только тополь

 выделяет кислорода столько,

 сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Обращение к личному опыту детей.

Формулировка свойств воздуха в результате проведения опытов.

Применение теоретических положений в усло-виях выполнения упражнений

Способствовать развитию интереса учащихся к получению знаний.

Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы:

– Рассмотрите рисунки на с. 18 (задание  № 27). (Приложение 3). Правильно ли поступают взрослые и дети? Придумайте знаки к картинкам и нарисуйте их.

Учащиеся рассматривают рисунки в

тетради для самостоятельной работы,

 придумывают и рисуют знаки о

 вреде пассивного курения и

опасности разведения костров.

Выполнение задания творческого характера.

Динамическая пауза

Предупреждение утомления.

Игра с воздухом. Парашют.

- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой пленки. Она какая?

- Вы знаете кто такие парашютисты?

-Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета?

Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

- Здорово мы поиграли с воздухом. Вам понравилось? И мне очень понравилось играть

Легкая, воздушная, воздуху

послушная

Дети встают в круг и берутся за края

 пленки

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Научить   выделять  свойства воздуха в процессе проведения опытов и наблюдений

Продолжает руководить проведением опытов и наблюдений учащихся.

– Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки? (СЛАЙД 9-1)

– Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег? (СЛАЙД 9-2)

– Почему очень важно, чтоб на полях лежал снег? (СЛАЙД 9-3)

– О какой особенности воздуха это говорит?

- Верно, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло, воздух плохо проводит тепло.

- Как человек в жизни использует это свойство? Посмотрите на окна в нашем классе.

 

Вывод: Воздух плохо проводит тепло. Записываем (СЛАЙД 10-1)

(Прикрепление на доску названия свойства воздуха)

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.48. Почему в холодный зимний день воробей такой нахохленный?

–Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?

- В пушистых шубках между

ворсинками больше воздуха, который

сохраняет тепло.

- Хоть снег и холодный, но между

снежинками есть воздух. Этот

воздух и защищает животных от

холода.

- Снег защищает посевы от

вымерзания. Он холодный, но

между снежинками находится воздух.

Этот воздух предохраняет растения

от холода.

- Воздух плохо проводит тепло.

- На улице холодно, а у нас тепло.

 Воздух между стеклами не

выпускает тепло на улицу.

Поэтому в домах делают двойные

рамы. Воздух между стеклами

рам удерживает тепло и не

выпускает его на улицу.

- Между перьями воробья –

 воздух, он сохраняет тепло тела

воробья.

- В шерстяной и меховой одежде

между волосками много воздуха.

Именно поэтому она хорошо

сохраняет тепло нашего тела в

холодную погоду. В ватном халате

тоже много воздуха, а так как

воздух плохо проводит тепло, то

 в жаркую погоду он не дает

 перегреваться телу человека.

Термос.

Формулировка свойств воздуха в результате проведения опытов.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Способствовать развитию интереса учащихся к получению знаний.

Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы:

– Прочитайте о привычке дедушки Вани

(з а д а н и е  № 26). (Приложение 4.)

Почему он так делал?

Учащиеся читают задание в тетради для самостоятельной работы и дописывают текст:

«…воздух, который находится

между бумагой и шерстяным

носком, препятствует

 проникновению  холодного воздуха

к ногам и не выпускает наружу

тепло человеческого тела, поэтому

 ноги дольше не мерзнут.

Выполнение задания

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Научить   выделять  свойства воздуха в процессе проведения опытов и наблюдений

Продолжает руководить проведением опытов и наблюдений учащихся.

– Почему летом вам советуют надеть на голову панамку?

– Что такое облака на небе?

– Когда теплее – когда солнечные лучи беспрепятственно попадают на Землю или когда солнце закрыто облаками, тучами?

- Вспомнив все это, что вы можете сказать о том хорошо ли воздух пропускает солнечные лучи?

Вывод: Воздух хорошо пропускает солнечные лучи. (СЛАЙД 10-2)

Записываем

Опыт 6.

– Проделайте опыт с часами (с. 49).

– Что же лучше передает звук – воздух или дерево?

Вывод: Воздух хуже проводит звук, чем дерево. (СЛАЙД 10-3)

Записываем

- Чтобы не напекло голову. Летом

Солнце прогревает поверхность

Земли, так как воздух пропускает

солнечные лучи.

- Это капельки воды.

- Солнце лучше прогревает Землю

когда на небе нет туч, больших

кучевых облаков.

- Воздух хорошо пропускает

солнечные лучи.

Учащиеся по заданию учебника

выкладывают на стол наручные

механические часы, постепенно

удаляют их от себя. Как только

звук работы часов становится не

слышным, учащиеся прислоняют

ухо к столу. Тиканье часов снова

отчетливо слышно.

-Дерево лучше  передает звук, чем

воздух.

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Способствовать развитию интереса учащихся к получению знаний.

1 группа задания на карточках.

- У нас на столах карточки со словами, найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее?

Соль, сахар, воздух, горчица.

Снег, радуга, лист растения, воздух.

Воздух, одеколон, уксус, жареная картошка.

(СЛАЙД 11)

2 группа

Дети, пред вами на столах картинки  (самолёт; парашют; мельница; упавшее дерево на машину; ураган, налетевший на строения; люди на дельтаплане; волны, бьющие по кораблям в бухте; парусник; человек, дующий на одуванчик; насекомые и животные; комнатные растения. Возьмите по одной  картинке в руки, посмотрите внимательно.

Ответьте на вопрос: ветер для человека – это хорошо или плохо?

-Молодцы дети. Вы справились и с этим заданием. Пойдёмте дальше.

(СЛАЙД 12)

3 группа

- Возьмите мяч, сожмите его руками. Ударьте мячом об пол. Что наблюдаете? Обсудите. Какое свойство воздуха обнаружилось? (СЛАЙД 13-1)

- Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

- Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать? (Добавить воздуха).

- Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух? (Воздух сжимается).

- У кого из вас есть велосипед?

- Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?

- А где еще используется это свойство? (Свободные высказывания детей).

4 группа

Наберите в чашку воды. Попробуйте утопить в ней теннисный шарик. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили? (СЛАЙД 13-2)

- Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг?

- У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать?

Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы:

– Выполните задание № 25.

– Какие свойства воздуха вы перечеркнули?

– Какие еще свойства воздуха вы здесь нашли?

Воздух – не имеет вкуса

Воздух не имеет цвета

Воздух не имеет запаха

1..Ветер попутный  - хорошо для

человека, если он на самолёте,

парашюте, паруснике, дельто-

плане, корабле. 2.Ветер - это  

хорошо для размножения растений,

 для дыхания живых существ;

3. люди использую свойства ветра

для работы мельницы. 4. Ветер

может быть плохим, если он

разрушающий как ураган, он

ломает деревья, постройки и машины.

Упругость. Сжимаемость

Воздух легче воды.

Групповая работа

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Систематизи-ровать добытую информацию

Фронтальная беседа:

– Из опытов мы увидели, что вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щелки в предметах. Воздух находится не только в твердых телах, но и в воде.

–Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе и составить план сообщения о свойствах воздуха.

– Какие же свойства воздуха вы знаете?

–Верно, воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло,  хорошо  пропускает  солнечные  лучи,  хуже  передает  звук,  чем дерево.

– Ребята, людям и животным, заводам и машинам  - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

–  Молодцы, ребята! Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете – Земле, всегда цвели цветы и пели птицы!

Учащиеся перечисляют свойства

воздуха.

- Потому что на Земле есть

 зеленые растения. Человек

дышит кислородом, а выдыхает

углекислый газ. А растения

используют  углекислый газ, а

выделяют кислород, который

необходим людям и животным.

Составление плана сообщения о свойствах воздуха.

Рефлексия деятельности

Способство-вать развитию интереса учащихся к получению знаний.

– На ваш взгляд, кто был самым активным на уроке?

- Зачто вы можете себя похвалить?

- Какова была тема нашего урока?

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Достигли ли вы цели урока?

- О каком объекте природы вы узнали сегодня что-то новое?

- Что нового вы узнали?

- Выполнили мы план урока?

- У кого ещё остались вопросы?

- А как вы можете их устранить?

- А у кого вопросов нет?

- Можете ли вы помочь своим товарищам?

Учащиеся анализируют свою работу

на уроке.

Самостоя-тельная оценка собственной деятельности учащимися

Домашнее задание

1) - Мы выполнили задание, узнали много интересного. А теперь можно

отправляться домой и выполнить творческий отчет нашего путешествия.

На столах у вас листочки с текстом, необходимо содержание текста изобразить в виде рисунка.

Текст: Воздухом дышит все живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолеты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Они - настоящая фабрика кислорода.

2) На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое?

(СЛАЙД 15)

На доске показаны все 3 вида выражения лиц.

3) – На этом наш урок закончен. Всем спасибо!

Выставление оценок за урок

Выполнение дифференци-рованного творческого задания