Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Тема: «По страницам Красной книги и зимним лесам нашего края».

Цель: расширить знания учащихся о диких животных наших лесов зимой;

           познакомить с животными нашего края, внесёнными в Красную книгу;

           убедить детей в том, что в природе всё взаимосвязано.

          Развивать речь учащихся, сообразительность, наблюдательность, интерес ко всему окружающему миру;

          призвать детей беречь, умножать, познавать этот великий мир.

Оборудование:

         - альбом «Редкие растения-первоцветы нашей местности;

        - альбом «Редкие животные, занесённые в Красную книгу»; презентация «Русский выхухоль»;

       - стенд «Как прекрасен этот мир!»;

       - картинка «Зимний лес полон чудес»;

       - плакат «Защити! Сохрани!»;

       - викторина «Узнай, кто я?»;

       - игра «Крестики- нолики»;

       - физическая карта Калужской области;

       - грамзапись с шуточной песенкой «Почему медведь зимой спит?»;

       - рисунки-наказы с правилами, как вести себя в природе;

      - Красная книга (животные);

      - выставка книг по теме:  А. Батуев «Чудесный мир»;

       М. Кунаков. «Животный мир Калужской области»;

       Журнал «Юный натуралист».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir-2klass.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Сухиничи Калужской области

                      Конспект открытого урока по окружающему миру

                                                во 2 «Б» классе

                                                                           Подготовила и провела:

                                                                           Жукова Раиса Тихоновна

                                                                           учитель начальных классов.

                                                              2012г.

Тема: «По страницам Красной книги и зимним лесам нашего края».

Цель: расширить знания учащихся о диких животных наших лесов зимой;

           познакомить с животными нашего края, внесёнными в Красную книгу;

           убедить детей в том, что в природе всё взаимосвязано.

          Развивать речь учащихся, сообразительность, наблюдательность, интерес ко всему окружающему миру;

          призвать детей беречь, умножать, познавать этот великий мир.

Оборудование:

         - альбом «Редкие растения-первоцветы нашей местности;

        - альбом «Редкие животные, занесённые в Красную книгу»; презентация «Русский выхухоль»;

       - стенд «Как прекрасен этот мир!»;

       - картинка «Зимний лес полон чудес»;

       - плакат «Защити! Сохрани!»;

       - викторина «Узнай, кто я?»;

       - игра «Крестики- нолики»;

       - физическая карта Калужской области;

       - грамзапись с шуточной песенкой «Почему медведь зимой спит?»;

       - рисунки-наказы с правилами, как вести себя в природе;

      - Красная книга (животные);

      - выставка книг по теме:  А. Батуев «Чудесный мир»;

       М. Кунаков. «Животный мир Калужской области»;

       Журнал «Юный натуралист».

                                               

 Ход урока

  1. Организационный момент: поздороваться за руку, улыбнуться новому дню, белому снежку.
  2. Вступительное слово учителя.

Дети, посмотрите  сюда (показываю на стенд «Как прекрасен этот мир!». Не правда ли, как прекрасны творения природы. Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство. Эти растения и многие животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу.

     Дети, очень давно в одной стране жили необыкновенные голуби.

Громадными стаями перелетали они с одного места на другое.Их было так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счёта. Охота не прекращалась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного голубя.

     Вот поэтому у меня есть предложение пройтись по страпницам Красной книги и зимним лесам наших лесов. По вине человека исчезло много зверей и птиц, насекомых и растений.

  1. Работа над новым материалом.

В Красную книгу попали белый медведь, бурый кавказский медведь.

Казалось бы, чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу.

-А как вы думаете, нужны ли хищники?

(Хищники, как и другие животные, необходимы в природе.Они питаются больными и слабыми животными).

Внимание! Когда это бывает?

     Снег на полях, лёд на реках,

     Вьюга гуляет, когда это бывает?

- Да, зимой морозы трескучие,

         снега сыпучие,

         ветры завьюжные,

         метели дружные.

- Хороша зима снегами!  Кто из вас, дети, скажет, а каков же сегодняшний день: велик ли мороз, идёт ли снег, есть ли ветер, метёт ли метель? (Говорит дежурный).

- Хорошо ли нам с вами сейчас? (Да, тепло, сытно).

- А каково сейчас нашим пернатым друзьям в зимнем лесу: чечёткам, снегирям, дятлам, клестам. (Слабые дети делают сообщения, приготовленные заранее).

- Давайте припомним, какие дикие звери живут в наших лесах, да и нет ли среди них тех, что внесены в Красную книгу.

- Отгадайте, кто это? (Загадку загадывает  ученица).

а) Сама мелковата, а хвост богатый.

     С ветки на ветку скок-поскок,

     Орешек за орешком щёлк-пощёлк?    (Белка)

- Где она зимует? Одно ли гнездо себе готовит? Кто враг белки?   (Куница). «Знаете ли вы, что белка готовит себе на зиму до 600 граммов сухих грибов».

- Отгадайте, о ком говорит Андрей.

  б) «Большая, ярко-жёлтая, хвост длинный, пушистый, уши торчком». (Лисица).

           Слушаем рассказ Димы о лисице.

          - Лисица не занесена в Красную книгу. Но она приносит большую пользу, уничтожая тысячи грызунов, но и давит зайцев, ловит тетеревов, крадёт кур. Мех ценится, в нашей области лиса на 2-ом месте после крота.

Внимание! Лисицы – переносчики заразных болезней: бешенство, лишай, чесотка. Отстрел в нашей области разрешён до середины марта. Больных лисиц сжигают немедленно.

- Прыгает по веткам деревьев белка, бегает по следу мышей лиса, а где же сейчас медведь? А есть ли они в нашей области? (Да, на границе с Брянской областью). Их остались единицы, охота на них повсеместно запрещена. Он занесён в Красную книгу!

- Крепко ли спит медведь? (Нет. Его легко разбудить. У медведя очень тонкий слух).

- Дети, говорят, что зимний лес полон чудес. Так ли это? (Ответы детей).

Давайте послушаем песенку «Почему медведь зимой спит?» (Подпеваем).

- Так почему же медведь зимой спит?  (Нет корма).

- А каким он ложится спать жирным или тощим? (Ответы детей).

- Почему жирным?  (Жир греет и питает).

Дополнение: мясо вкусно и питательно, целебно; весит до 200 кг; близорук, всеядное животное; ест лося и кабана. За осень жиреет до 100кг.

Физкультминутка.

- Дети, а кто из вас скажет, какой зверь самый чистоплотный?

Сообщение ученика. (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямы – он устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает её и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шёрстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые а норе волоски.

- Живёт ли барсук в наших лесах?

Сообщение ученицы.  (Да. Он живёт в норах, где от 5 до 10 выходов. Собакам охотника очень трудно выгнать его оттуда. Большую часть жизни проводит под землёй, на охоту выходит ночью. Сон не крепок, в оттепели выходит наружу. Их в нашей области очень мало. Барсуков надо всячески охранять! Охота на них в нашей области запрещена!)

- А вот ещё, дети, на территории нашей области обитает удивительный зверёк, занесённый в Красную книгу. Это русский выхухоль. Он встречается только  в нашей стране и нигде больше!  

- Чем же он интересен? Его сородичи жили примерно 40 миллионов лет назад. И примерно 15 миллионов лет назад они вымерли. Сохранился лишь один вид – русский выхухоль. Выхухоль – это ценный пушной зверёк. Его шкурки ценились выше шкурок бобра. Сейчас охота на него запрещена! Живёт в воде. В нашей местности очень мало. (Презентация «Русский выхухоль»).

- Дети, а какая охота разрешена круглый год? (Фотоохота).

4. Викторина «Узнай, кто я?». Сейчас вы проверите себя, как вы можете узнать зверя по его описанию. Слушайте загадки своих одноклассников. Отгадки – звери наших лесов.

- Словно царскую корону

  Носит он свои рога.

  Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень).

- На овчарку он похож:

  Что ни зуб – то острый нож!

  Он бежит, оскалив пасть,

  На овцу готов напасть.  (Волк).

- Посмотрите-ка какая –

  Вся горит, как золотая.

  Ходит в шубке дорогой,

  Хвост пушистый и большой. (Лиса).

- Летом бродит без дороги

  Между сосен и берёз,

  А зимой он спит в берлоге,

  От мороза прячет нос. (Медведь).

- Меньше тигра, больше кошки,

  На ушах кисточки-рожки.

  С виду кроток, но не верь:

  Страшен в гневе этот зверь. (Рысь).

        Рысь тоже живёт в лесах нашей области. Напоминает домашнюю кошку, но крупнее её. Кровожадна. Истребляет зайцев, птиц, разоряет гнёзда. Исключительно вредное животное. Отстреливалась в течение всего года. Это пртвело к полному её уничтожению. Сейчас отстрел разрешён в сроки отстрела пушных зверей (лисиц, зайцев и др.). Семья рысей долго держится на одном месте. В Медынском районе охотник убил двух рысей. Причём вторую рысь он убил через год точно там же, где убил первую. Собаки загнали зверя на большую ёлку. После выстрела рысь грохнулась на землю. Это был огромный кот пепельно-жёлтого цвета, весом около 17кг.

  1. Игра «Крестики-нолики». (На столах у детей листочки).

- Лиса, белка, заяц  -  зимой спят.

- Выхухоль, белый медведь, барс  -  занесены в Красную книгу.

- Барсука и бурого медведя надо охранять.

- Рысь и олень не встречаются в наших лесах.

- Волк – исключительно вредный зверь.

(Фронтальная проверка). А какой же зверь приносит только вред?

А кто помнит, что такое заповедник? (Это природные участки, где запрещена всякая хозяйственная деятельность человека: вырубка.Сбор цветов, охота). В нашей стране их около 200.

        Прекрасен мир живой природы, а люди  -  часть этого мира. Поэтому мы с вами обязаны беречь этот мир. Без природы нет стихов, искусства. И душа человека пуста.

-    Что же в вы можете сделать, чтобы сберечь и умножить эту красоту? (Дети по очереди называют правила поведения в природе, их 13).

- В чьих же руках природа? (В руках человека).

- Что значит охранять природу? (Охранять природу  -  значит охранять Родину).

6. Итог урока.

     - Поэт Яшин о птицах;

     - Б. Заходер «О всех на свете». (Читают дети).

7. Домашнее  задание. Узнать, какие заповедники есть в Калужской области, рассказать о них в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"

Этот конспект разработан  для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и  групповыми признаками животных....

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс.

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по учебнику "Окружающий мир" (интегрированный курс) УМК "Гармония". Тема: " Как Московская Русь стала Российской Империей. Пётр Великий"....

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."...

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России")

Открытое занятие по окружающему миру "Что такое экономика?" (2 класс "УМК "Школа России")...

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....