Дикорастущие и культурные растения ( УМК "Планета Знаний" )
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Серова Елена Александровна

Методическая разработка урока по окружающему миру( УМК "Планета знаний")

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: - развивать умения учащихся при помощи проведения самостоятельного исследования делать выводы;

- совершенствовать умения сотрудничать в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Тип урока: изучение нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО: Серова Елена Александровна

Предмет: окружающий мир УМК «Планета знаний»

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: - развивать умения учащихся при помощи проведения самостоятельного исследования делать выводы; 

- совершенствовать умения сотрудничать в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Задачи: Создать условия для развития УУД:

 Предметные:

 - учить сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

- понимать их роль и назначение в жизни человека;

- познакомить с отраслями растениеводства

Личностные:

 - формировать положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира;

- развивать способность к самоконтролю;

-развивать навыки сотрудничества.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения своей работы;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- формулировать выводы;

Познавательные УУД

- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

-находить необходимую информацию в учебнике;

- получать информацию используя рисунки;

Коммуникативные УУД

 -слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • Проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация;
  • Раздаточный информационный материал.

Форма  урока:  урок-дискуссия.  

                                     Культурные и дикорастущие растения

Ход урока

1.Организационный этап, создание эмоционального настроя

- Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Елена Александровна.

  Давайте подарим друг другу улыбки!

Какие они у вас солнечные и лучистые. Подарите улыбки нашим гостям.

Садитесь.

2.Актуализация знаний (начало)

- Ребята, сегодня нас на уроке нас ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.

Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

 Догадались о чём мы поговорим с вами сегодня? (О растениях)

“Не можем жить мы без растений

Об этом скажет нам не только гений.

Как воздух нам нужны они.

Они разнообразны…

И все они по-своему прекрасны”

3.Актуализация знаний (продолжение)

Сегодня мы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать.  

Вспомним правила работы в парах.  (слайд)

(Выбираем командира, внимательно слушаем задание, обсуждаем негромко, говорим по очереди; готовность показываем поднятием соединенных рук.)

- разделимся на 2 группы: 1 ряд и половина второго – 1 группа;

                                              3 ряд и половина 2 – 2 группа.

У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальными линиями на несколько частей. (У 1 группы - сад/поле/огород.  У2 группы - лес/луг/озеро. )

А так же   картинки с изображениями растений. Выберите соответствующие картинки и разместите растения по группам, приклеивая их с помощью клея.   Обратите внимание, что не все картинки вам могут пригодиться. (После подачи сигнала (поднятия соединенных рук), командир группы прикрепляет свою работу к доске. Дети садятся на свои места.  Другая группа проверяет)                                                                                                                    - Проверьте работы другой группы.(Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе.) Садитесь на свои места.

3. Создание проблемной ситуации.  

- А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, чем же они отличаются, кроме места своего произрастания?

 (Растения 1 группы выращивает человек, а 2- растут сами)

- Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке?

(О растениях, которые растут сами по себе (из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ)

  1. Постановка темы и целей.

Тема урока «Культурные и дикорастущие растения» (слайд)

 Какие задачи поставим перед собой? (слайд)

(Научиться сравнивать и различать культурные и дикорастущие растения, понимать   роль и назначение растений в жизни человека, познакомиться с отраслями растениеводства) 

 5.Открытие нового знания         Работа в группах (по рядам)

-Мы продолжаем исследовательскую работу. Для этого разделимся на 3 группы по рядам. Каждая группа должна сравнить два растения: (слайд)

- выявить общие признаки и найти отличия, а результаты исследования занести в таблицу.

 Опрос групп

Группы отчитываются о проделанной работе

 

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  7Новый материал (продолжение)

- Продолжаем наши исследования.

Мы   выясним какую роль и назначение играют растения в жизни человека?

Посмотрите на экран.

Что вы видите? (дом, мебель)

Требуются ли растения, чтобы построить дом и изготовить мебель?  

- Значит растения дают нам необходимые вещи для жизни.

-Какие растения изображены? (облепиха , мать и мачеха, …)

Что их объединяет? (это лекарственные растения)

Правильно мы используем растения для лечения различных заболеваний.

Что изображено на рисунке? (пшеница, овощи и фрукты)

Что их объединяет? (Это продукты питания)

Растения дают нам пищу.

-Как вы думаете почему   изображена одежда?  

 Подведем итог.  Какую роль и назначение играют растения в жизни человека?

 8. Знакомство с отраслями растениеводства

Ученые считают, что люди стали выращивать растения около 10-15 тысяч лет назад. Год от года семена выращенных людьми растений становились крупнее, а плоды вкуснее. Опыт их выращивания передавался из поколения в поколение. Так появилось РАСТЕНИЕВОДСТВО

  -- Это сложное слово оно образовалось из 2 слов – растение и водство, т.е. «разводить растение». 

9.Самостоятельная работа

А сейчас поработаем с учебником.

- Откройте учебники на с.87. найдите 5 абзац.

Прочитайте его и найдите

 - На какие отрасли делится растениеводство?

 - Назовите 1 отрасль. (Полеводство)

Полеводство – это отрасль, которая выращивает растения в поле. Не путайте пожалуйста с растениями луга. Потому что на лугу растут дикорастущие, а на поле культурные.

Приведите растения полеводства? (Пшеница, рожь, ячмень)

- назовите следующую отрасль? (Овощеводство)

-Чем занимается овощеводство? (Выращиванием овощей)

Приведите примеры.

-Следующая отрасль. (Плодоводство)

Как вы думаете, чем занимается эта отрасль? (Выращиванием плодов и ягод)

Приведите примеры.

-Перечислите все отрасли растениеводства.

Подведем итог нашей работы.

--Мы сравнивали культурные и дикорастущие растения, узнали о назначении растений и познакомились с отраслями растениеводства.

10.Повторение и закрепление знаний

-А теперь проверив, как вы усвоили материал урока.

Выполним тест «Культурные и дикорастущие растения»

Работать будем с пультами.

Взяли пульты

Каждый вопрос имеет 1 правильный ответ.

Я читаю вопрос. Вы думаете.

Нажмите нужную кнопку.

(выполняют)

Посмотрим результат теста.

-Откройте дневник и поставьте оценку   пользуясь ключом.

  11.Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению

Запишем Д/з.  

  с.87-88чит, ответить на вопросы

Задание на выбор:

-Найдите интересные факты из жизни растений.

- Выполните задание 4(Придумайте и нарисуйте фантастическое культурное растение)

  1. Рефлексия деятельности. Итог урока

-Оцените свою работу на уроке.  

 -На вопросы отвечаем только да (зеленый квадратик) /нет (розовый квадратик)

 

1) Я умею работать в группе.

2) Я знаю, чем отличаются культурные растения от дикорастущих.

3) Я знаю, какую пользу приносят растения

- Я рада, что вы все запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дикорастущие и культурные растения.

Презентация к уроку окружающего мира поможет  сформировать у учащихся  представления о группах растений....

Дикорастущие и культурные растения.

В презентации повторяются вопросы деления растений на группы, значение растений для человека. В доступной форме вводятся понятия дикорастущих и культурных растений....

Урок по окружающему миру + презентация "Дикорастущие и культурные растения"

Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения"....

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК Планета знаний

Урок  окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс  Планета Знаний....

Урок по окружающему миру на тему "Разнообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."

Цели: - дать представление о разнообразии растений;  - учить детей различать культурные и дикорастущие растения;  - познакомить со значением растений в жизни людей...

Урок по окружающему миру в 3 классе "Дикорастущие и культурные растения" Урок изучения и первичного закрепления знаний

Урок изучения и первичного закрепления знаний.Дети познакомятся с терминами «дикорастущие» и «культурные», «растениеводство», «отрасли растениеводства»,...