Урок по окружающему миру на тему "Разнообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Шумеева Елена Борисовна

Цели:

 - дать представление о разнообразии растений; 
 - учить детей различать культурные и дикорастущие растения; 
 - познакомить со значением растений в жизни людей; 
 - развивать речь, воображение, умения соотносить понятия; 
 - воспитать уважительное отношение к растениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_1klass.rasteniya.docx266.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Разнообразие  растений в природе.

                        Дикорастущие и культурные растения.

Цели: - дать представление о разнообразии растений; 
             - учить детей различать культурные и дикорастущие растения; 
             - познакомить со значением растений в жизни людей; 
             - развивать речь, воображение, умения соотносить понятия; 
              - воспитать уважительное отношение к растениям. 

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Понимание  значения изучения курса «Окружающий мир»;
  2. Ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  1. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;
  2. Различать культурные растения – по назначению.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Различать существенные и несущественные признаки;
  2. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений;

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

  1. Понимать цель познавательной деятельности;
  1. Планировать свои действия при выполнении заданий;
  2. Осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  3. Доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;
  4. Сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  5. Получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  6. Выполнять индивидуальные и групповые задания;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. Самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
  2. Самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  3. Ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;
  4. Распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.


Оборудование:  - таблицы по теме « Растения»

                                     - раздаточные карточки с растениями

                                     - видео-презентация          

ХОД УРОКА

I. Организация класса. 

Эмоциональная и психологическая установка. 

Долгожданный дан звонок- 
Начинается урок. 
Поработаем старательно, 
Чтоб услышать обязательно 
Похвалу от всей души, 
Что наши дети молодцы. 

II. Актуализация знаний. 

  1. Беседа по картинкам.

E:\Лена Школа\Фото школа\1-А 2013-2014\DSCF9086.JPG

- Посмотрите на доску и назовите объекты, которые не относятся к природе. Почему?

- Какая природа бывает?

- Посмотрите на доску и назовите объекты неживой природы.

- Какие объекты остались? К какой природе они относятся?  Найдите лишний

предмет  среди  оставшихся.

- Как  можно их назвать одним словом ? (растения).

2. Игра «Ассоциация» 

- Какие чувства, слова рождаются у вас в голове, когда вы слышите слово «растения»? 

3. Метод «Рассуждения». 
- К какой природе относятся растения ? Почему?

 - Свой ответ начните так: 
«Я думаю, что растения относятся к живой природе, потому что...... ( на доске появляются
таблички).E:\Лена Школа\Фото школа\1-А 2013-2014\DSCF9091.JPG

III. Физкультминутка  «Добрый день»

IV. Сообщение темы                                                                                                                                                                                              Слайд

- Сегодня мы с вами попадём в удивительный мир растений. Узнаем, какими они бывают и для чего нужны человеку.

V. Изучение новой темы.

  1. Сообщение учителя

Слайд

Мир растений чрезвычайно разнообразен. 

Растения встречаются повсюду:
– высоко в горах
– в пустынях
– на лугах и в садах

– на поверхности водоемов

      Ученые насчитали около 500 тысяч видов растений. Они отличаются друг от друга внешним видом и размерами. Самые маленькие настолько малы, что их можно увидеть только в микроскоп. А другие настолько велики, что увидеть верхушку дерева с земли невозможно.

Слайды растения-рекордсмены   

  1. Метод «Сравнение». 

Сравните две яблони.

Слайд –яблоня дикая и садовая

- Плоды какой яблони кажутся вам вкусными, сочными, сладкими? Почему?

- Дело в том, что за одной яблонькой никто не ухаживал, она росла сама по себе. Такие растения называются дикорастущими.  

- За второй яблонькой ухаживали люди: садили, поливали, обрезали, подкармливали. Такие растения называются культурными.

-Что в природе появилось раньше – дикорастущее растение или культурное?

  1. Рассказ учителя

         В древние времена люди занимались сбором ягод, плодов, орехов в лесах, на лугах. Но людей становилось всё больше и больше, а растительной пищи всё меньше. Поэтому первобытным людям приходилось идти за пищей всё дальше и дальше.

         И вот однажды какой-то человек , перетирая зёрна в муку, случайно рассыпал несколько зёрнышек. Из них выросли колоски с таким же зерном, но теперь зёрнышек стало больше. Потом люди рассыпали зерно специально. Из каждого зёрнышка вырос колосок. В котором было много таких семян. Люди догадались, не надо ходить так далеко за плодами, их можно выращивать самим. Со временем человек научился ухаживать за растениями – поливать, подкармливать. Лучшие семена люди научились хранить  до следующего года. Так появились разные сорта культурных растений.

Итог : Какие растения появились раньше культурные или дикорастущие?  

 Слайд

   Какие растения называются дикорастущими?

   Какие растения называются культурными?

  1. Игра «Найди лишнее»  

Слайд

  1. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.

    6. Работа по теме урока. 
- Какие условия необходимы, чтобы растения хорошо росли?

 Слайд – условия жизни растений

  1. Советы цветоводов 
    - Посмотрите, сколько растений в нашем классе

 Слайд - уход за растениями

- Сейчас наши цветоводы расскажут нам, как правильно нужно ухаживать за

растениями.


I цветовод - Я узнала, что зимой комнатные цветы нужно поливать утром 1-2 раза в неделю теплой водой. А летом каждый день вечером. 


II цветовод - Я узнала, что цветы очень любят свет, но не яркие солнечные лучи. Пересаживать комнатные цветы нужно весной или после цветения. 


III цветовод - Я узнал, что цветы нельзя поливать, когда на них попадают солнечные лучи, потому что капельки воды на листьях превращаются в увеличительные стеклышки и растения могут получить ожег.


- Для чего пригодятся эти знания? 
E:\Лена Школа\Фото школа\1-А 2013-2014\DSCF9099.JPG

  8. Игра «Продолжи предложение». 
- А сейчас проверим, знаете ли вы, какую пользу приносят растения людям. 

  Слайды – что из чего

 -Из ягод малины варят... 
- Из сладкого сочного винограда делают... 
- Из семян подсолнечника получают... 
- Из пшеницы и ржи выпекают.... 

- Из лекарственных трав делают лекарства… 
- Из деревьев делают... 
- А еще растения вырабатывают кислород.

Слайд – польза растений


Итог: Растения нас поят, кормят, одевают, лечат. Из деревьев строят дома и делают много полезных и нужных вещей. Как нужно относиться к растениям?

V. Обобщение и систематизация знаний. 

 Индивидуальная работа (карточки)

- Распределите  растения на культурные и дикорастущие.

E:\Лена Школа\Фото школа\1-А 2013-2014\DSCF9109.JPG


VI. Итог урока. Рефлексия

Упражнение «Микрофон»
Слайды

               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 клаcce "Зачем люди выращивают культурные растения"

Урок составлена по программе "Перспективная начальная школа" УМК: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов  и отправлена на конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» ....

Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Конспект урока по Окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают растения"

Конспект урока по Окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают растения"  по ФГОС с использованием мультимедиа....

Урок по окружающему миру по теме "Царства природы. Растения Красной книги."

На уроке показывается  влияние человека на природное сообщество; даётся представление о Красной книге Ростовской области; расширяются  знания детей о  растениях, встречающихся в Ростовс...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Для чего люди выращивают культурные растения?" (УМК "Перспективная начальная школа")

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Для чего люди выращивают культурные растения?"Программа ПНШ...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Природа в опасности! Охрана природы"

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Природа в опасности! Охрана природы"...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему «Дикорастущие и культурные растения»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «дикорастущие растения», «культурные растения»; знакомство с различными видами дикорастущих и культурных растений.Пла...