«Охрана животных» (УМК "Планета Знаний")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Серова Елена Александровна

Тема урока: «Охрана животных»

Цель: - развивать умения учащихся при помощи проведения самостоятельного исследования осуществлять выбор оптимального решения;

- совершенствовать умения сотрудничать в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Тип урока : изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО: Серова Елена Александровна

Место работы: МКОУ СОШ №2 р.п.Новая Майна

Должность: учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир УМК «Планета знаний»  

 Класс: 3 класс

Тема урока: «Охрана животных»

Цель: - развивать умения учащихся при помощи проведения самостоятельного исследования осуществлять выбор оптимального решения;

- совершенствовать умения сотрудничать в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Задачи:

. Создать условия для развития УУД:

Предметные:

-Знать причины исчезновения животных,

- познакомить с Красной книгой России и Ульяновской области;

-познакомить с заказниками Ульяновской области

Личностные:

- формировать положительное отношение и интерес к изучению природы;

- развивать способность к самоконтролю;

-развивать навыки сотрудничества

 Метапредметные:

Регулятивные УУД: 

- уметь прогнозировать, формулировать гипотезы;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-определять степень успешности выполнения своей работы 

Познавательные УУД:

 - содействовать развитию у учащихся умений пользуясь предложенной информацией (провести анализ сложившейся ситуации, сопоставить факты и сделать выводы);

- создать собственные тексты и иллюстративный материал к ним;

- выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение задачи в целом, обосновать решение,

- находить необходимую информацию из   дополнительных источников (словарей)

Коммуникативные УУД: 

-слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Оборудование: презентация «Охрана животных»; ПК, проектор, экран; конверт с заданием, музыкальный клип Газманова «Красная книга»

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Встали красиво. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Садитесь.

- Сегодня мы будем работать в группах. Вспомним правила.

1. слушать друг друга.

2. Разговаривать в полголоса

3. распределять обязанности в группе

4. выбрать главного в группе (командира)

II. Определение темы урока.

-Определить тему урока вам поможет музыкальный клип. (смотрят клип Газманова «Красная книга»)

-Какова тема нашего урока?

Тема урока: «Охрана животных» (записана на доске)

III. Актуализация опорных знаний.

-Ребята! На электронный адрес школы пришла телеграмма.

«SOS! Мы – представители фауны погибаем. Скоро нас совсем не останется.  Просим вашей помощи. Посоветуйте, что нужно сделать, чтобы остановить катастрофу. Для облегчения вашей работы высылаем   статьи. Ждём помощи!»

- Что означает слово SOS? (Это сигнал бедствия)

-Что обозначает слово фауна? (Животный мир)

 - Что обозначает слово катастрофа? (События с трагическими последствиями)

( Ищут определения слов фауна и катастрофа)

 -Какая проблема возникла у животных? Что могло случиться? Подумайте и предложите свои гипотезы (предположения). Начните со слов:

-может быть

-предположим

-допустим

-возможно

 (Дети выдвигают гипотезы)

IV. Изучение нового материала.

1.Организация исследования

-Гипотез у нас несколько, поэтому мы разделились на 3 группы.  

 На столе у вас лежит розовый конверт. В нем тот материал, который прислали животные. Работать будем по плану. Прочитай.

План работы в группе.

1) внимательно прочитайте текст,

2) проанализируйте сложившуюся ситуацию

3) сделайте вывод, как изменить бедственное положение животных.

4) Свои предложения   запишите на листочке,

5) нарисуйте запрещающий знак

- На   работу отводится 7 минут.

1 группа получает конверт со статьёй «К новым успехам»  

«Большими темпами развернулось строительство в городе. За короткий период построено 25 многоэтажных домов на территории большого парка отдыха.    Были расчищены участки, выкорчеваны сотни деревьев.  Теперь не стало слышно пения птиц, не скачут с ветки на ветку белки.»

2 группа получает конверт со статьёй «Необыкновенный урожай»  

«В этом году получен небывалый урожай зерновых культур. Это случилось потому, что на полях были применены новейшие яды и химические удобрения. Полевые животные – мыши и кроты, а также насекомые, которые жили неподалёку от поля, были отравлены.»

3 группа получает конверт со статьёй «Новости промышленности»  

«В   области строятся новые заводы и фабрики.  Быстрое развитие промышленности заставляет брать воду из рек. После охлаждения деталей машин, её по трубам отправляют назад в реку.  Но в последнее время почему-то вода покрылась мазутной плёнкой, а рыба не ловится. В некоторых местах стали обнаруживать дохлую рыбу, которая всплыла на поверхность.»

 

- Работу в группах закончили.  Немного отдохнем.

V.Физминутка  

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

VI. Продолжение изучения нового материала.

- Для представления   своих выводов к доске от группы выходят 2 человека (1 читает статью, другой вывешивает запрещающий знак и зачитывает вывод, как изменить бедственное положение животных),   остальные внимательно слушают и оценивают ответ.

 

 -Может ли подобная ситуация повториться в другой области или стране?

-По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц.

-Сделаем вывод, что приводит к исчезновению животных?

(Построение схемы)

Исчезновение животных

- Куда занесены исчезающие виды животных? (В. Красную книгу)

- Почему книгу назвали Красной? (Красный цвет сигнал опасности)

-Первая Международная Красная книга вышла   в 1963 г.  На её составление потребовалось 14 лет.  

Красная книга в нашей стране вышла     1978 года. Она состоит из цветных страниц.

- Я давала вам задание узнать, какие страницы есть в Красной книге. Списки каких животных занесли на эти страницы. (Есть черная, красная, желтая, белая, серая и зеленая страницы.)

 

Черные страницы   содержат списки тех, животных, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер. (слайд)

Красные страницы показывают нам исчезающих   животных (слайд)

Желтые страницы содержат списки животных, количество которых быстро уменьшается. (слайд)

На белых страницах разместились животные, которых всегда было немного. (слайд)

В серые страницы внесены животные, которые очень мало изучены и обитают в труднодоступных местах. (слайд)

   А на зеленых страницах – находятся животные, которых   удалось сохранить, и спасти  от вымирания. (слайд)

 

- Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги

В нашей области то же есть Красная книга. В нее занесены 276 видов растений и 224 вида животных.   Описание каждого вида сопровождается цветным рисунком или фотографией и картой Ульяновской области, где видно, в каких районах встречается это животное. (Учитель показывает Красную книгу Ульяновской области)

  Что надо делать людям, чтобы животные не попадали на страницы Красной книги?

- На экране даны предложения. Выберите те, которые по вашему мнению помогут людям решить эту проблему.

-Надо выйти к доске и убрать лишние предложения.

(Разрешить охоту в лесах; на заводах и фабриках поставить фильтры и очистные сооружения; запретить неразумную охоту на животных; высушить болота и вырубить леса; применять новейшие яды и химикаты; создать заповедники, заказники, питомники; спускать грязную воду в реки.)

- Молодцы, вы справились с заданием. Прочитайте оставшиеся предложения.

 -Найдите в толковом словаре

(1 гр. Заповедник- территория, где оберегаются или сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности  

2гр. заказник – земельный или водный участок, где находятся под особой охраной    растения, животные

 3гр. питомник – место   разведения   растений и животных, а также опытный участок, на котором производится их изучение)

 На территории Ульяновской области есть заказники. Вы видите их на карте Ульяновской области.  Они обозначены звездочкой. Сколько заказников вы насчитали? (13)

 - Посмотрите и на территории Мелекесского района есть заказник. А называется он Черемшанский государственный ихтиологический заказник.   Слово ихтиологический образовалось от слова ихтиология –

--Что обозначает это слово? (Изучение рыб)

- Что изучает и охраняет этот заказник? (Различные виды рыб),  

_-Какие рыбы водятся в Большом Черемшане? (Это лещ, синец, плотва, густера, сазан, судак, налим, пелядь и другие виды.)(слайды с рыбами)

VII. Проверка и закрепление пройденного материала.

-А сейчас проверив проверим ваши знания, выполнив тест «Охрана животных»

Работать будем с пультами.

Взяли пульты

Каждый вопрос имеет 1 правильный ответ.

Внимательно прочитайте вопрос. Подумайте.

Нажмите нужную кнопку.

(Выполняют)

-Поставьте оценку в оценочный лист, пользуясь ключом.

«5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

 Запишем Д/з. Открыли дневники.

VIII.Задание на дом
 - прочитать статью в учебнике «Охрана животных» на стр. 124-125,                          -ответить на вопросы к статье.

По выбору: Выбираем дополнительное задание.

- раб. тет. С.58 №148-151

-подготовить сообщение о   животных Ульяновской области (в виде сообщения, презентации).

 VIII. Выставка книг о животных, находящихся под охраной

- Материал для своих работ вы можете взять из этих книг. Их можно найти в школьной и поселковой библиотеках.

VII.Рефлексия. Итог урока.

 Оцените свою работу на уроке.  

 -На вопросы отвечаем только да (зеленый квадратик) /нет (розовый квадратик)

Командиры возьмите белые конверты и раздайте сигнальные карточки.

- Я умею работать в группе.

- Я знаю почему появилась Красная книга.

- Я знаю причины исчезновения животных.

- Я хочу помочь животным.

- Я рада что вы все запомнили. А в оценочном листе поставьте итоговую оценку за урок пользуясь ключом.

«5», «5» - итоговая «5»

«5», «4» - итоговая «4»

«4», «4» - итоговая «4»

«4», «3» - итоговая «3»

 На этом урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Охрана растений"

Данный урок является 11 уроком в блоке «Растительный мир Земли». Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими уроками. Она воспринимается учащи...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

Урок- аукцион по окружающему миру на тему "Охрана растений", 3 класс

Урок в нетрадиционной форме , содержит экологический и краеведческий материал (Белгородская область)...

Охрана животных

А.А.Плешаков...

игра - путешествие "История пожарной охраны России"

Сценарий, комплект материалов к проведению мероприятий с обучающимися  по теме: «Пожарная безопасность»                           ...

"Охрана вод от загрязнений", "Охрана воздуха от загрязнений" (тесты).

Тестовые задания для проверки знаний по темам "Охрана вод от загрязнений" и "Охрана воздуха от загрязнений"....

Тема: Охрана животных РК «Охрана животных Крыма»

Цель: обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся с представителями животных Красной книги Крыма.Закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике...