Программа индивидуального обучения детей. Окружающий мир. 1 класс. (адаптированная учебная программа)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Мельцова Валентина Николаевна

Программа индивидуального обучения детей

 

Окружающий мир 1 класс

            В данной программе речь идет об обучении ученика, прибывшего в нашу школу в 2014 году. По состоянию здоровья он нуждается в обучении на дому по адаптированной общеобразовательной программе. Эта программа предназначена для ребенка, испытывающего трудности в обучении. Ребенку трудно запоминать, анализировать, классифицировать понятия и объекты. Ему требуется опора на наглядность. Долго не может выполнять однообразую работу, требуется частая смена деятельности.  Нет концентрации внимания, поэтому необходимо использовать много игровых упражнений. Ребенок усидчив, но в силу специфики заболевания необходимы частые физминутки. Требуются специальные упражнения для снятия спастических мышц ребенка.

            Данная программа построена с учетом специфики усвоения материала учеником, испытывающим трудности в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа индивидуального обучения детей

Окружающий мир 1 класс

1.Характеристика целесообразного построения программы.

        В данной программе речь идет об обучении ученика, прибывшего в нашу школу в 2014 году. По состоянию здоровья он нуждается в обучении на дому по адаптированной общеобразовательной программе. Эта программа предназначена для ребенка, испытывающего трудности в обучении. Ребенку трудно запоминать, анализировать, классифицировать понятия и объекты. Ему требуется опора на наглядность. Долго не может выполнять однообразую работу, требуется частая смена деятельности.  Нет концентрации внимания, поэтому необходимо использовать много игровых упражнений. Ребенок усидчив, но в силу специфики заболевания необходимы частые физминутки. Требуются специальные упражнения для снятия спастических мышц ребенка.

        Данная программа построена с учетом специфики усвоения материала учеником, испытывающим трудности в обучении.

В основу положено содержание рабочей программы по окружающему миру для 1 класса, разработанной на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

        Изучение программного материала должно обеспечивать не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащегося, испытывающего трудности в обучении.

        Первоначальной задачей обучения окружающему миру является формирование  целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; навыков учебной работы.

        При обучении окружающему миру необходимо придерживаться следующих правил:

  • новый материал следует преподносить предельно развернуто, значительное место отводить практической деятельности учащегося, работе по схемам, таблицам;
  • систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
  • используемый словарный материал уточнять и пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира.

        На основе предметно-практической деятельности у ученицы постепенно формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, развивается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания.

        Количество часов, отведенных на изучение данного предмета составляет 2 часа в неделю. При выборе тем учитывается их характер: близость опыту  и интересам ребенка, доступность содержания.

        При составлении тематического планирования курса «Окружающий мир. 1 класс», представленного в данной программе, в темы курса интегрированы темы здоровья. Это будет способствовать более глубокому формированию у учащегося основ культуры здоровья.

2. Цели и задачи программы.

Цель: обеспечить целостный процесс обучения окружающему миру больного ребенка, нуждающегося в комплексной реабилитации и находящегося на индивидуальном обучении.

Задачи:

1. Адаптация учебной программы по окружающему миру к индивидуальным возможностям учащегося 1 класса, нуждающегося в комплексной реабилитации и находящегося на домашнем обучении.

2. Обеспечение полноценного усвоения знаний, предусмотренных программой, достаточных для применения в практической деятельности.

3. Формирование основ культуры здоровья посредством интегрирования тем здоровья в изучение курса окружающего мира для 1 класса.

3. Обобщенная характеристика изменений в учебной программе «Окружающий мир. 1 класс».

        Данная программа представляет собой  вариант программы «Окружающий мир. УМК «Школы России». 1 класс» (автор ПЛЕШАКОВ А.А. – М.: Просвещение, 2011), адаптированный для обучения окружающему миру учащегося, находящегося  на домашнем обучении, в пределах учебных часов, отведенных учебным планом.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

        

4. Основные требования  к знаниям и умениям учащегося.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений:

Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Формировать умение работать в группах и парах.

Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику России: флаг, герб, гимн;

государственные праздники;

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

вести наблюдения в природе.

различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;

вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

различать овощи и фрукты;

выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

правила сохранения и укрепления здоровья.

5. Характеристика временных и материальных ресурсов программы.

        Программа рассчитана на 2 академических часа в неделю по 40 минут индивидуального обучения.

        Каждый час разбивается на три части:

20 минут – первая часть учебного занятия;

5  минут – развивающие упражнения, физ.паузы;

15 минут – вторая часть учебного занятия.

Тематический план 1 класс (64+2 ч)

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Введение

1

2

Что и кто?

20

3

Как, откуда и куда?

12

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

21

6

Заключение

1

Итого

66

6. Учебно – методический комплекс для реализации программы.

1. Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. 2 части. - М.:Просвещение,  2011.

2. Тетрадь: Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. 2 части. - М.:Просвещение,  2011



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуального обучения ученика 7 «Б» класс (VIII вид 2 вариант)

Особенности психофизического развития школьников с умеренной умственной отсталостью (имеющих сложный дефект развития) предполагают построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 1 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа включает предметы:- Русский язык (2 часа)- Литературное чтение (1 час)-Математика  (2,5 часа)- Окружающий мир (1 час )-Технология (0.5 часа)-Изо, музыка (по 0,25 часа)- Физическ...

Рабочая программа индивидуального обучения по окружающему миру 1 класс

Рабочая программа + календарно-тематическое планирование...

Программа индивидуального обучения по окружающему миру для 4 класса

Программа индивидуального обучения по окружающему миру для 4 класса по УМК "Планета знаний"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 2 класс по программе "Школа России"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 2 класс по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа индивидуального обучения на дому 3 класс по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 4 класс по программе "Школа России"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 4 класс по программе "Школа России"...