Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема: "Лес и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Борисенкова Ксения Сергеевна

Конспект содержит задания различного характера, осуществляется работа в группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающий мир

I. УМК «Школа России» 4 класс.

II. Тема урока: «Лес и человек».

III. Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

Задачи урока

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

2.Познакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

Развивающие:

1.Развивать монологическую речь учащихся.

2.Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение и любовь к природе.

2. Воспитывать культуру поведения.

IV. Литература: учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Окружающий мир: 4 класс: В 2 ч., часть 1

V.  Оборудование урока : рабочая тетрадь к учебнику; карточки с заданиями; презентация «животные и растения, занесённых в Красную книгу»; аудиозапись песни «Лесной марш»Ю.Чичкова.

VI. Ход урока:

Этапы и содержание урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

1. Организационный: подготовка учащихся к работе.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так давайте начинать,

Чтоб скорее всё понять.

 

2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по ранее изученным темам

 1. Блицтурнир «Я знаю лес»

1.Какой лес называется тайгой?

2.Какое отличие есть у лиственницы?

3.Когда плачут березы?

4.Как называется лес, в котором растут березы, ели?

5.Сколько лет живет иголка сосны?

6.Из какого дерева делают спички?

7.Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)

8.Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц?

9.У какого дерева в лесу все время дрожат листочки?

2. Групповая работа.

- Вам такое задание: используя карточки, лежащие у вас на столе, составить цепи питания из представителей растительного и животного мира леса.

 Хвойный

Сбрасывает иголки

Весной, сок течет

Смешанный лес

1 год

Из осины

Дубовые и березовые

Птицы могут бросить яйца и птенцы внутри яиц погибнут

Осина

(Составляют цепи питания, кратко характеризуют)  

кора – олень – волк

желудь – мышь – лиса

шишка – кедровка – лиса

кора – заяц – лиса

кора – заяц – волк

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока

 -Прослушайте песню Ю.Чичкова «Лесной марш» и попытайтесь определить тему сегодняшнего урока.

-Как вы думаете, важна ли эта тема, и, если важна, то почему?

-Правильно! Итак, тема нашего урока «Лес и человек»

Прослушивание песни «Лесной марш» 

Это очень важная тема, так как жизнь и здоровье человека зависят напрямую от состояния леса.

4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся

 Послушайте стихотворение «Русский лес» С.Никулина.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё со дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность лес шумит.

-О чем говорится в этом стихотворение?

-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

-Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.

-Прочитайте еще раз про себя.

-Так чем же является лес для человека?

-А почему лес аптека?

-Что ещё человек находит в лесу?

-А как лес может обогреть человека?

-Значит лес для человека источник топлива.

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

-А что у вас на столах изготовлено из дерева?

-Какой вывод можно сделать?

-А что ждет человека в лесу. Найдите в стихотворении.

-Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?

-Чем для них является лес?

-Для кого ещё лес является домом?

-Значит, лес-это еще и дом для растений и животных.

 

О лесе и о березках, которые надо сберечь

Об отношениях между человеком и лесом

Лес-место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь»

В лесу много лекарственных растений, лесной воздух чист

Пищу, воду

Дрова, а дрова это деревья

Шкафы, парты….

Карандаш, линейка, тетрадь

Лес источник древесины.

«Нас ждут в лесу рябина

Орехи и цветы,

Душистая малина…»

живут

Домом

Для животных

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

1. Работа по учебнику стр.106-107

-Прочитаем в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей»

(учитель задаёт вопросы по статье и после каждого ответа учащихся вывешивает на доску соответствующую карточку, в конце получается схема)

-Какие роли выполняет лес?

-Чем является лес для воздуха?

-Чему еще лес является защитником?

-Скажите, так какую ещё роль играет лес?

-Как лес защищает водоёмы?

-Как лес защищает почвы?

-Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

-Не по его ли вине возникают экологические проблемы?

2. Групповая работа.

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе даны карточки со стихотворениями или текстами. Учащиеся работают с текстами, отвечая на вопросы в карточке, к каждой карточке ребята формулируют экологическую проблему и правила поведения в лесу, в конце выступлений на доске появляется памятка.

Карточка 1.

Н.Некрасов.

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько здесь было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал и в лес убежал.

-Всё правильно! Молодцы.

-Людям казалось, что лесов очень много и их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!

Карточка 2.

Ещё с древних времен человек убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас существует опасность исчезновения некоторых видов животных. Почему?

-Многие из животных занесены в Красную книгу (презентация животные и растения, занесённых в Красную книгу, показ слайдов).

Карточка 3.

Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло и яйцаОля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила их под куст. Лида же завернула в газету

яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

     Карточка 4.

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

-Молодцы ребята. Хорошо потрудились Внимательно посмотрите на правила, которые вы сами сформулировали, запомните их и соблюдайте!

Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии

Защитником

Водоемам и почвам

Защитник воздуха, водоёмов, почв

- В этом стихотворении речь идёт о такой экологической проблеме, как вырубка леса.

Вырубленные леса надо восстанавливать.

 Правило. Не руби деревья! (например, ёлку на новый год…)

Экологическая проблема – исчезновение редких видов животных

Очень сильно распространенно браконьерство-незаконная охота

Правило. Не убивай животных!

Экологическая проблема-загрязнение лесов.

Правило. Не оставляй в лесу мусор!

Экологическая проблема-лесные пожары.

Правило. Не забудь погасить костер!

6. Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний.

1. Работа в рабочей тетради

стр.35 №1.

Прочитай задание. Что нужно сделать?

стр.35 №3

Прочитай. Что нужно сделать? 

2. Опрос учащихся.

-Назовите, с какими значениями леса мы познакомились?

-С какими экологическими проблемами мы познакомились?

-Что должен делать человек для того, чтобы сберечь лес?

 

Учащиеся самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.

7. Подведение итогов

-Трудно ли вам было сегодня на уроке?

 -Назовите, с какими значениями леса мы познакомились?

-С какими экологическими проблемами мы познакомились?

-Что должен делать человек для того, чтобы сберечь лес?

-Что вам больше всего запомнилось?

-О чём бы вы ещё хотели узнать?

 

8. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению.

 Стр. 106-113 знать, тетрадь стр.36 №4.

 

9. Организационное завершение урока

 Выставление оценок за работу на уроке.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема "Лес и человек"

На уроке с помощью трёх группп: знатоки, исследователи и почемучки дети узнают какое огромное значение для человека имеет лес. Узнают о лекарственных растениях, о животных занесённых в в Красную книгу...

Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.   4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс. Тема: «Лес и человек»

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс Тема "Лес и человек" УМК "Школа России"  Тип урока: Открытие нового знания....

Конспект урока изобразительного искусства. 4 класс. Тема урока"Пожилой человек"

Цели деятельности учителя: формирование представления о красоте древнегреческого человека.Планируемые результатыПредметные: освоение  приёмов  симметричного вырезания формы п...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Луг и человек». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга; расширение знаний учащихся о разнообразии растений луга, о ...

Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. Тема: "Выражение характера человека. Женский образ".

Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. Тема: "Выражение характера человека. Женский образ"....